Храмовый комплекс Изумрудного Будды


    Страницы: 1 

    Мы выехали из Паттайи утром, примерно в семь тридцать, рассчитывая прибыть в Бангкок к девяти часам, чтобы не осматривать достопримечательности в самый солнцепёк. Нашей первой целью был Королевский Дворец и с его чудесным храмовым комплексом Изумрудного Будды. Это, пожалуй, самая известная достопримечательность Таиланда, не считая, конечно, супа "том ям" и трансвеститов. Но первое мы уже успели попробовать накануне вечером, а второе пробовать не собирались.В дороге мы раззнакомились с нашим гидом, которого звали Санья. На вид это был взрослый мужчина неопределённого возраста. Он говорил по-русски вполне сносно, хотя правильно было бы сказать "говорил русские слова по-тайски". В начале мы ни бельмеса не понимали, и постоянно его переспрашивали. Он тоже понимал не всё, и поэтому в моменты, когда смысл заданного нами вопроса ускользал от него - просто доброжелательно и заразительно смеялся.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Мы в начале пригорюнились и начали, было, переживать, что не услышим изобилующего изысканными подробностями энциклопедического повествования о непростой и увлекательной судьбе Королевства Таиланд, но затем попривыкли и смирились. По крайней мере, у нас был микроавтобус с кондиционером, пока ещё лояльно настроенный к нам гид и водитель, знающий дорогу обратно. А это уже, согласитесь, можно считать краеугольным камнем выживания в чужой и жаркой стране. В конце концов, подумал я, о нелёгкой доле тайских королей можно прочитать и в путеводителе. А вот улыбка и смех нашего гида - это дорогого стоит! Ну, то есть как дорогого? Всего 180 американских долларов в день с семерых! Эх, было бы с чего расстраиваться. А ещё я в душе позавидовал Санье. Ведь в Ростов, увы, не приедет компания тайцев, которая будет платить мне пять тысяч рубликов в день за то, чтобы я искромётно шутил и доброжелательно улыбался. Забегая немного вперёд, скажу, что мои первоначальные рассуждения оказались ошибочными. И гидом, в конце концов, все оказались довольны. За три дня он стал нам как родной, и мне даже стало казаться, что мы уже и сами стали тайцами. По крайней мере, несколько раз за поездку мы порывалась принять буддизм, и даже ухитрились выучить несколько слов по-тайски. Так в итоге с шутками и прибаутками, громко смеясь и широко улыбаясь, не отягощая свою память бесполезными этнографическими знаниями и ненужными архитектурными деталями, мы прибыли в Бангкок. И тут новизна впечатлений поглотила все мои сомнения и опасения. Перед нами высилась стена Королевского Дворца, из-за которой были видны фрагменты зданий с непривычной для глаз европейцев архитектурой. Самой красоты целиком пока видно не было, однако меня охватил азарт. Сродни тому, когда тебе в детстве дарят подарок, упакованный в красивую коробку с бантиком. Ты ещё не знаешь, что там, внутри, но тебе уже нравится вид упаковки, а положительные эмоции усиливаются предвкушением самого подарка. Ужасно хотелось не разочароваться самим подарком. И, в общем-то, мои ожидания в полной мере оправдались.

    В городе Бангкок, Таиланд / Фото из Таиланда
    В городе Бангкок, Таиланд // www.oskanov.ru

    Вот как это выглядело.

    Мы зашли на территорию храмового комплекса, увлекаемые пёстрым людским потоком. Здесь я, пожалуй, призову всех набраться терпения и выдержки, ибо я приступлю к скучнейшему описанию особенностей тайской храмовой архитектуры конца XVIII - середины XIX вв. н.э. Настоятельно рекомендую очистить корзину, удалить все временные файлы, а также проверить объём свободной памяти на обоих полушариях. Вход на территорию охраняют гигантские якши, но дабы не углубляться в дебри индуизма назовём их просто - "демоны". И тут я предвижу ваш недоумённый вопрос: при чём тут индуизм, ведь всем известно, что в Таиланде официальная религия - буддизм. И вы, мои дорогие друзья, абсолютно правы. А это означает, что пришло время для моего первого лирического отступления.

    Храмовый комплекс в Бангкоке,Таиланд / Фото из Таиланда
    Храмовый комплекс в Бангкоке,Таиланд // www.oskanov.ru

    Итак, немного о религии. В Таиланде действительно государственной религией признаётся буддизм. Да к тому же ещё и самый, что ни на есть, ортодоксальный - "тхеравада", известный также под именем "хинаяна". Сами последователи тхеравады не приветствуют термин "хинаяна", который переводится как "малая колесница" ибо он способствует невыгодному сравнению с "махаяной" - "большой колесницей" - ещё одним крупным направлением в буддизме. Если не вдаваться в глубины канонов, то эти два направления имеют одно кардинальное различие: последователи тхеравады практикуют буддизм для собственного индивидуального просветления, последователи же махаяны желают обрести просветление ради того, чтобы помочь остальным людям также его обрести и освободится от земных страданий и иллюзий. Поэтому эти два течения так и называются: "малая и большая колесницы". В малую сядет лишь один человек, в большую - много. Слово "тхеравада" обозначает "учение старейшин", и подчёркивает ортодоксальность и первенство появления данного направления в буддизме.Но причём тут индуизм, снова спросите вы? А притом, что древние времена очень трудно было не допустить взаимопроникновения религий, а потому буддизм на территории Таиланда очень сильно смешался с индуизмом, весьма распространённым в Камбодже. Случилось это, насколько я понимаю, примерно в XII-XIII вв. н.э., во времена расцвета тайского княжества Сукотай, которое, как известно, имело политическую зависимость от кхмерской империи Ангкор. Это не единственный случай, когда религии смешиваются. Напротив - данное явление весьма распространено и имеет название "религиозный синкретизм". Взаимопроникновение религий неизбежно возникало при тесном контакте двух разных народов исповедовавших разную веру. Есть даже мнение, что все современные религии синкретичны, ибо следы взаимопроникновения можно обнаружить в той или иной степени в любой из них. Я ещё коснусь этой темы в очерке о другом удивительном храмовом комплексе - Вате По.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    В частности Хануман персонаж скорее индуистский нежели буддийский, если, конечно, я не ошибаюсь и это Хануман.

    Кроме влияния индуизма в буддизме Таиланда также заметно влияние ещё более древнего, вероятно даже первобытного, явления - анимизма. Тайцы верят в одухотворённость природы. Нечто подобное встречается и в русской культуре. У нас тоже есть домовые, водяные и лешие. Только наши домовые живут с нами в домах, а тайцы для своих "домовых" строят отдельные домики-святилища, куда приносят небольшие подношения. Подобные мини-храмы встречаются в Таиланде повсеместно. Но, хватит, пожалуй, религий, предлагаю вернуться к архитектуре.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Архитектура храмового комплекса поражает обилием деталей, форм и цветов. Поначалу просто разбегаются глаза.

    Итак, мы вошли на территорию Ват Пра Кео. Туристам это переводят как "Храм Изумрудного Будды", но я немного сомневаюсь в правильности подобного перевода. Полное название храма Ват Пра Си Ратана Сатсадарам. Скорее всего, именно оно переводится как "Храм Изумрудного Будды". Как переводится "Ват Пра Кео" я точно не знаю, понятно, что "Ват" - "храм", "Пра" -"священный", а "Кео" - стекло. Получается, примерно, "Храм Священного Стекла". Так что, если кто-нибудь сможет пролить свет на перевод "Ват Пра Кео" - буду весьма признательным.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Ещё одна деталь - не знаю кто это, но могу предположить, что Шива, судя по трезубцу.

    Кстати, "ват" - это не храм, а скорее храмовый комплекс, состоящий из множества элементов. А само строение, где хранится Изумрудный Будда, называется "убосот" (в разговорной речи его называют "бот"). Убосот - это основной зал для священных обрядов. Это главное здание любого храмового комплекса. Именно здесь послушников посвящают в монахи. Туристы попадают в убосот не сразу. Сначала нужно обойти это здание слева, где располагаются несколько интереснейших объектов. И этот обход затягивается на часок-другой.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Если попытаться описать архитектуру комплекса одним словом, я бы выбрал "затейливая". Взгляните, к примеру, на навершие шпиля.

    Первый на что обращаешь внимание - знаменитая чеди Пра Си Ратана. Я полагаю, что это переводится как "чеди Священного Будды". Но если ошибаюсь - поправьте. Тут я сделаю ещё одно небольшое лирическое отступление и расскажу, что такое "чеди". Чеди - это одна из разновидностей ступ, религиозных сооружений, предназначенных, в основном, для использования в качестве реликвария - места, где хранятся мощи святых или какие-нибудь другие реликвии. Ступы встречаются во всех странах, где распространён буддизм. В каждом регионе имеются свои архитектурные особенности и названия ступ. Собственно слово "ступа" употребляется в Индии, а Шри-Ланке, например, подобные сооружения называют "дагоба". В Таиланде тоже есть ступы двух видов: "чеди" и "пранги". Что такое "пранг" я расскажу в очерке об Айюттае, а сейчас хотел бы остановиться на "чеди". Чеди - это ступа со ступенчатым плоским основанием, колоколоподной средней частью и шпилем. Ступы символизируют собой связь земного и небесного, а потому играют важную роль в миропонимании буддистов. Согласно преданию, первые ступы появились после смерти Будды. Его тело кремировали и шесть благочестивых семейств, один царь и ещё один брахман претендовали на право обладания его прахом. Их спор решил другой авторитетный брахман по имени Дона, который разделил прах на восемь частей. Себе же Дона забрал сосуд, в котором хранился прах. Позже ещё одно семейство попросило себе прах, но остальные уже разъехались, забрав с собой весь прах, и потому опоздавшие зачерпнули себе золы из погребального костра. Далее было воздвигнуты первые ступы общим числом десять - восемь ступ возвели над прахом Будды, одну над сосудом в котором хранился прах, и одну над золой из погребального костра. К сожалению, буддийская традиция не сохранила места возведения первых ступ. Самая же старая из известных науке ступ находится в индийской деревушке Санчи, и датируется 3-2 вв. до н. э. То есть она была возведена на двести-триста лет позже упомянутых выше событий. Позже чеди стали возводить на месте захоронения мощей святых и праведных людей.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Чеди и Пра Мондоп - библиотека буддийских текстов.

    Но вернёмся к чеди Пра Си Ратана. Это чеди, пожалуй, самая красивая из виденных мной в Таиланде. Она построена в ланкийском стиле и это не случайно: ведь в ней хранится фрагмент ключичной кости Будды, привезённый из Шри-Ланки. Доступ внутрь чеди был закрыт, но я читал, что внутри находится круглый зал, в котором находится уменьшенная копия чеди Пра Си Ратана покрытая черным лаком и накрытая многоярусным ритуальным зонтом "чатра". Чеди была сооружена в 1855 году по приказу короля Рамы IV Монгкута. Этот монарх из династии Чакри был умелым политиком и своей тонкой дипломатической игрой сумел предотвратить колонизацию Таиланда европейцами. Рама IV был человеком просвещённым, изучал европейские языки и науку. Именно о нём снят фильм "Анна и Король", основанный, впрочем, значительной частью на художественном вымысле и запрещённый в Таиланде, как "порочащий образ короля". Как бы то ни было, но король был широких новаторских взглядов, а потому для украшения чеди Пра Си Ратана заказал золотую мозаику не где-нибудь, а в Италии.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Здесь хорошо видно мозаику.

    Следом за золотой чеди расположено ещё одно красивейшее здание, не позволившее нашим разинутым от восхищения ртам закрыться. Называется оно Пра Мондоп. "Мондоп" - это ещё структурный элемент храмовых комплексов Таиланда. В отличие от индийских и кхмерских "мандап" он является не элементом здания, а самостоятельным строением. Обычно это сооружение кубической или крестообразной формы, с пирамидальной крышей, оканчивающейся шпилем. Часто крыша поддерживается колоннами. Назначение мондопа может быть различным - там могут храниться реликвии, священные тексты, или просто находится святилище. В нашем случае Пра Мондоп - это библиотека, место хранения священных текстов.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Фотография, увы не передаёт всей прелести, которая заключается в изощрённом декорировании стен.

    Сразу за Пра Мондоп высится башня Прасат Пра Тхеп Бидон - Королевского Пантеона, выполненного в кхмерском стиле. В этом здании находятся статуи умерших королей династии Чакри. Королевский Пантеон стоит закрытым и открывается один раз в году в честь дня основания правящей династии.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Наружняя галерея Ангкор Вата. Смотрится впечатляюще даже на модели.

    Напротив Пра Мондопа возведена модель знаменитого Ангкор Вата, которую установили в честь присоединения Камбоджи к Сиаму. Потом французские колонизаторы отняли эти владения, а модель Ангкор Вата осталась как память о былом величии сиамского королевства. Но, об Ангкоре я расскажу в своём очерке про Камбоджу. Не хочется касаться этой темы вскользь. За макетом этого знаменитейшего храма располагается ещё одно чудесное строение - Пра Вихан Йод.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Ангкор Ват на фоне Пра Вихан Йод.

    "Вихан" - это особое часть храмового комплекса, в котором обычно помещают основные изображения Будды. Здесь собираются монахи и последователи для проведения религиозных церемоний. Это нарядное белое здание напоминает свадебный торт с затейливо украшенной глазурью и кремом верхушкой.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Пра Вихан Йод - архитектурный торт.

    Всё внутреннее убранство храмового комплекса "охраняется" множеством скульптур на радость фотографирующимся с ними туристов.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Ах вы якши и ракшасы разудалые мои!

    В мой объектив попал киннон. Этот персонаж является тайской адаптацией, взятой из ведической мифологии. Традиционно были "кинара" (мужчина) и "кинари" (женщина) - полубоги, олицетворявшие собой идеальных любовников, меж которых никогда не появится третий, которые никогда не будут иметь детей, а будут лишь вечно любить, и заниматься любовью себе в удовольствие. Должен признать - не самая тяжкая доля выпала этим мифическим персонажам. Не то, что Сизифу, например. Хотя, если поразмыслить, то в конечном итоге и кинари и Сизиф должны, по идее, непременно зае...ся (слово из песни не выкинешь, а вот буквы из слова - всегда "пожалуйста"). В Таиланде образ совершенных любовников немного переосмыслили и стали изображать их в виде полулюдей-полуптиц, одетых в ангельские одежды, и с крыльями, чтобы они могли летать меж миром людей и богов. Мужчина в данной сладкой парочке зовётся "киннон", а женщина - так же как и в Индии: "кинари".

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Ещё были фигуры очень похожие на кинари (их часто путают), но только без птичьих крыльев, а с львиными лапами и хвостом. Эти красавцы называются "апсорни" - но я их забыл снять. Уж больно глаза разбегались, да и нужно было выжидать, чтобы не было людей поблизости, которые бы норовили влезть в кадр. Зато у входа в Вихан Йод я сфотографировал ещё одних удивительных человекоптиц, которые называются "нок тантима". Этих грозных стражей соотносят с индуистским Гарудой - священной птицей, на которой летал бог Вишну.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Нок Тантима.

    Ещё одной интересной скульптурой является так называемый "китайский лев", впрочем, больше похожий на пекинеса. Согласно китайской традиции эти мифические животные охраняют храмы. Обычно они устанавливаются парами: лев и львица - по одному с каждой стороны от входа и могут изображаться как с открытыми пастями, так и с закрытыми в зависимости от сакрального смысла, который скульптор хотел передать. Лев, как правило, придерживает одной лапой шар - символ драгоценного буддийского знания, львица же придерживает львёнка. В англоязычной литературе подобных созданий часто называют "Foo dogs", в тайской традиции это "Singha". Любители тайского пива знают этого персонажа на вкус.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Сингха: мифический страж и лучшее в Таиланде пиво. :)

    С правой стороны от убосота находится крытая галерея, на стенах которой чудесные росписи по мотивам Рамакиен, тайского народного эпоса, являющегося, по сути, локальной версией классической индийской Рамаяны, адаптированной под тайский быт и реалии. Всего нарисовано более ста сцен, но я, как небольшой знаток Рамаяны, практически ничего не узнал в этом эпическом "комиксе".

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Демон поедает войско обезьян? Полагаю, это имеет отношение к Хануману. Никто не подскажет сюжет?

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Красавица и чудовище по-восточному. :)

    Неподалеку от галереи имеется храмовая колокольня, которая также является неотъемлемой частью любого буддийского монастыря. Обычно это высокое здание с перекрытиями, без стен, на вершине которого расположен колокол. Звуки колокола регулируют распорядок дня той или иной обители, служат монахам сигналами к началу молитв, работ и медитаций.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Храмовый колокол.

    К слову сказать, Ват Пра Кео нельзя в полной мере назвать монастырём, так как в нём отсутствует "кути" - место проживания монахов. Монахи действительно не живут в Ват Пра Кео, который имеет особый статус личного храмового комплекса действующего монарха и его семьи.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Здесь всё напоминает о монархе - и пышность отделки и даже вход стилизован под королевскую корону.

    Осмотрев всё вокруг, мы, наконец, решились посетить святая святых тайского королевства - убосот, в котором хранится статуя Изумрудного Будды. Вход в убосот (как и в вихан) в обуви запрещён, поэтому на специальной террасе можно разуться и с удовольствием ощутить босыми ногами теплоту нагретых солнцем камней. Здесь больше всего народу, и не потому, что это здание самое красивое (на мой взгляд, кстати, не самое), а потому, что большое количество людей заходят в убосот помолиться, ведь среди туристов много китайцев, корейцев, японцев, да и самих тайцев, приехавших в столицу на экскурсию. Для них это прекрасная возможность поклониться самой большой святыне Таиланда - статуе Изумрудного Будды.

    Ват Пра Кео - "Храм Изумрудного Будды" в Бангкоке,Таиланд / Фото из Таиланда
    Ват Пра Кео - "Храм Изумрудного Будды" в Бангкоке,Таиланд // www.oskanov.ru

    Бот храма.

    Изумрудный Будда, самая почитаемая реликвия и духовный символ нации восседает на возвышении, облачённый в золотые одежды. Одеяний имеется три вида: летняя, зимняя и демисезонная (для сезона дождей). "Переодевает" статую не кто-нибудь, а лично монарх. Нам повезло застать Изумрудного Будду в зимнем - самом пышном облачении.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Собственной персоной...

    Существует несколько легенд о том, как появилась данная статуя. Одна из них рассказывает о том, что однажды, где-то в начале XV в. н.э. в далёком городе Чианг Рай в чеди одного из храмов ударила молния и разрушила её. На руинах чеди нашли статую, вырезанную из цельного куска изумруда, чудесным образом возникшую из ниоткуда. И хотя с точки зрения визуализации и драматизма эта версия наиболее подходит для голливудского сценария, мне больше импонирует история, написанная в мини-путеводителе по храмовому комплексу. Там говорится, что в один из дней, монах, совершающий обход по монастырю обнаружил, что на одной из статуй Будды откололся кусок и под ним блестит нечто зелёное. Оказалось, что статуя сделана из цельного кристалла и была покрыта слоем штукатурки. Монахи приняли самоцвет за изумруд и назвали статую "Изумрудный Будда". На самом же деле камень оказался жадеитом, минералом похожим на нефрит. Однако традиция называть скульптуру "Изумрудный Будда" прижилась.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    Типичный элемент тайской архитектуры, украшающий крышу. Он выполнен в виде стилизованной птицы и называется "чофа".

    Судьба этой реликвии, впрочем, заслуживает отдельного очерка. Она меняла "места своего жительства" как переходящий спортивный трофей, пока, наконец, первый из королей династии Чакри не отвоевал её у лаосцев и не привёз в Бангкок. Первоначально "Изумрудный Будда" был установлен в королевском храме Ват Арун, но позже для него построили отдельный храмовый комплекс по соседству с королевским дворцом. Если честно, меня сама судьба статуи не очень взволновал. Глядя на нее, я подумал о безымянном мастере, вырезавшем её из камня. Что он думал в тот момент, знал ли, что его творение станет главной государственной реликвией, зачем и от кого спрятал под слоем штукатурки? Может быть, он укрыл свой шедевр от захватчиков, а сам погиб, никому не рассказав о своей тайне? Увы, скорее всего ответы на данные вопросы останутся, похоже, в плоскости моих домыслов, а реалистичная история рождения статуи так и останется тайной. Хотя, почему бы и нет. Должно же в жизни быть место тайнам и чудесам? Лишь немного жалко, что мастер остался неизвестным. Впрочем, день был солнечным, стрелка индикатора дневной нормы положительных впечатлений зашкаливала , а потому отбросив в сторону неизвестно как появившуюся грусть, я поспешил догнать нашу группу направлявшуюся в сторону королевского дворца.

    Храмовый комплекс Изумрудного Будды / Фото из Таиланда
    // www.oskanov.ru

    А всем, кто осилил текст тройное "ку" от королевских якшей.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    oskanov
    16/05/2013

    Страницы: 1 




    Новости из Таиланда

    26.06.20 NokScoot обанкротилась и прекратила полеты
    21.05.20 AirAsia сделала киоски саморегистрации бесконтактными
    13.05.20 AirAsia хочет летать из Бангкока в Москву
    12.02.20 Thai Airways приостановит полеты из Бангкока в Москву
    05.11.19 Тариф дня: Москва - Бангкок у Gulf Air - 25285 рублей
    23.09.19 Тариф дня: Москва - Бангкок у "Аэрофлота" и "России" - от 27619 рублей
    19.08.19 Thai Airways сделала скидку на полеты в Таиланд поздней осенью
    01.07.19 Thai Airways сделала скидку на билеты в Юго-Восточную Азию
    10.06.19 Thai Airways временно изменит график рейсов Бангкок - Москва
    01.04.19 Тариф дня: Москва - Бангкок у Oman Air - 23864 рубля