Страницы: 1
Гатчина - строгий мальчик, Павловск - девочка в кружевах. Так получилось у императора Павла Первого, человека, на чьем примере семейные психологи изучают образцовую патологию родительско-детских отношений. Будущий император рос сиротой при живой матери, которая, скорее всего, была причастна к убийству его отца. Екатерина Вторая не подпускала к престолу своего сына - законного императора - общалась с ним через его многочисленных воспитателей. Да посылала его куда подальше, например, в подаренные ему Гатчину и Павловск. Чтобы он там управлялся, как разумел. А разумел он, конечно, неординарно.
Гатчинский дворец при Павле стал похож не крепость, газоны заменены на плац, а перед плацем появились бастионы:
Екатерина, ее приспешники и имиджмейкеры создавали следующий образ Павла Петровича: ублюдочен, взбалмошен, неуравновешен, помешан на военщине и неметчине, боится собственной тени. Эти и последующие спекуляции надолго исказили представление о Павле Первом, превратив его в трагифарсовую фигуру.
Современные историки уверяют, что Павел был куда более адекватным, нежели было принято считать еще недавно.
Например, плац, бастионы и многочисленные военные учения были не поводом играться в солдатики, а способом для отработки современных военных действий, которые затем дали почву для актуальных военных реформ.
Гатчинские дворец и парк - воплощение сложной личности Павла.
У истоков дворцово-парковой истории стояли граф Григорий Орлов и его любовница Екатерина Вторая. Вместе с архитектором Ринальди они задумали построить неожиданный для России английский охотничий замок и разбить обширный пейзажный парк. Первая законченная версия дворца и парка досталась Павлу после смерти нелюбимого им Орлова. Но Павел решил не затевать глобальной перестройки даров мать-и-мачехи и даже решил оставить в парке нескромный фетиш Орлова - колонну Орла. С помощью архитекторов Бренны и Захарова дворец и его интерьеры приобрели вид, похожий на тот, что предстает перед нами сейчас, а под руководством садовника Геккета пейзажный парк стал отчасти регулярным, в нем появились десятки тысяч новых деревьев, новые ландшафты и сооружения. Приглашаю на блиц-экскурсию по дворцу. В его интерьерах соседствуют строгая античность и барочная пышность: характерная для эпохи Бренны лепка, растительные орнаменты и позолота.
Местами сохранился неприкрытый Ринальди. Например, в таком укромном месте, как туалетная комната императрицы.
Из украшательств здесь мы видим тонкую лепку, стилизованные цветы и растительные побеги. Весьма интересен паркет. На снимке запечатлен типичный допавловский, любимый Ринальди наборный паркет из ценных пород дерева. Такой паркет сейчас украшает большую часть залов дворца. И это не результат чрезмерного финансирования, а, как выяснилось, следствие хорошего качества чертежей именно Ринальди, по которым паркет в текущую реставрацию и воспроизводился.
Символом вполне понятной паранойи, которой страдали здешние обитатели, можно назвать потайную дверь туалетной комнаты. За ней любила таиться императрица Мария Федоровна.
Картины и скульптуры, населявшие дворец, художественной сверхценностью не обладали. Наверное, их выбирали по иным критериям.
Прошу прощения за ракурс, повело от красоты. Представитель коллекции скульптур:
Дворец надежно и благоразумно избегает местного финансирования. Реставрация ведется, прежде всего, на деньги небедного комитета по культуре Санкт-Петербурга. По недавней легенде ее ускорил визит тогда еще губернатора Матвиенко, которая после Петергофа имела неосторожность поехать в Гатчину, а потом сделать соответствующие выводы и нагоняи.
Реставрация галерей:
Музейная коллекция сильна охотничье-оружейными экспонатами. Вот здесь нет даже намека на проблемы с художественной ценностью. Впрочем, как и с ценностью исторической:
Любимый дворцовый аттракцион туристов - туннель к Серебряному озеру. Вопреки догадкам, к традиционной гатчинской паранойе отношения он не имеет. Он был построен еще Григорием Орловым для акустического и купального увеселения гостей. Последнее сейчас невозможно: Серебряное озеро используется для водозабора. А вот игра в эхо по-прежнему ничем не стеснена.
Кто здесь правил? Павил!
Кто украл хомуты? Ты!
Кто любит розы? Козы!
И так далее.
Гиды уверяют, что при некоторых вопросах русскоязычных туристов эхо теряется и уходит купаться в озеро.
А еще из дворца умеют открываться завлекательные виды:
Приглашаю прогуляться в сторону этих видов. Общий план:
Ограда "собственного" парка:
Придворцовые Карпин пруд и Карпин мост:
Придворцовые утки:
Придворные скамьи и немного Серебряного озера:
Иной взгляд на Карпин мост:
Северный и восточный фасады дворца:
Белое озеро:
Адмиралтейские ворота:
А теперь предлагаю обогнуть Белое озеро, замкнув экскурсию у дворца. Ажурный мостик:
Как прекрасен этот мир:
На пути к храму Венеры:
Ажурная основательность:
Водный лабиринт:
Мостик в залабиринтье:
Аллея:
Баня и ее прикрытие, а точнее Березовый домик и портал "Маска":
Березовый домик - сруб с дворцовым интерьером:
Элементы античности:
Вид на павильон Венеры:
Дубль два:
Тоже нечто венерическое - любовь прошла, но прописку никто не отменял. :)
Пятнадцатилетний капитан и его романтические родители:
Пристань, самая удаленная от дворца точка озера:
Продолжаем путь по неизведанному, еще более живописному берегу. Заплачешь тут, когда вся жизнь отдана пню:
Привет!
Мостик, ведущий в парк "Сильвия":
Зеркалистая заводь:
Павильон Орла на Длинном острове:
Уголок гатчинской Венеции - Горбатый мост:
Чесменский обелиск, возведенный в честь победы над турецкими басурманами:
Известная утиная история:
А вот, наконец, и северо-западные стены дворца:
Ограда "собственного" парка:
Экскурсия окончена.
Строгая гатчинская красота, дополненная идеями Павла Первого и последующими созидателями, способна влюбить в себя даже скупых на подобные чувства людей. Она ненавязчива, оригинальна, просторна, искренна и для каждого своя.
Мою вы видели.
С удовольствием посмотрю на вашу. :)
22/05/2013
Страницы: 1