Страницы: 1
Каждый город был кем-то основан. Например, Саратов, где я пишу эти строки, был основан князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым. У Рима тоже было двое основателей - Ромул и Рем. А вот город Пушкар был основан Брахмой в одиночку. Впрочем, ему это было несложно: он всего лишь уронил на землю лепесток лотоса, и на этом месте появилось озеро. А уж вокруг озера и вырос город.
Мы приехали в Пушкар поздно вечером, заселились в отель Shree Palace, искупались в бассейне и пошли спать. Такое прозаическое поведение было вызвано тем, что утром мы хотели встать пораньше и пойти на озеро встречать рассвет.
Самое интересное, что нам это удалось. В пять утра наша компания из шести человек выползла из дома (еще двое не пересилили себя и отсыпались). Было еще темным-темно. Вроде бы до озера было недалеко. Город Пушкар устроен просто - озеро, кольцо храмов, кольцо торговых улочек, жилые дома, отели и за ними пустыня. То есть выбирай направление, противоположное пустыне и топай к озеру.
Но так было бы, если бы к озеру вели прямые улочки. А они были кривые, начинали внезапно забирать куда-то влево или вправо, уводили в узкие проулки. В свете от редких фонарей бегали стаи собак, периодически встречались местные жители с диковатыми взглядами. При помощи жителей (и навигатора) мы вышли наконец-то к одному из храмов, опоясывающих озеро. В арке мерцала вода.
Мы спустились по ступеням гхата и присели под стеной храма лицом к озеру. Было еще темно. Негромко переговариваясь, мы смотрели на темное небо. Рассвет не спешил появляться. Как ни странно, мы были практически одни (в Варанаси встречать рассвет на Ганг прибывают толпы). Практически - потому что через какое-то время своими разговорами мы вспугнули парочку, спавшую прямо на холодном камне, на выступе стены, над нашими головами. Они проснулись и стали собираться. Спали они на тонком одеялке, несмотря на то, что ночи в марте еще вполне прохладны. Тем удивительнее было увидеть, что это не индусы, а европейцы. Потом я увидел их на улице днем - вот он, молодой человек - то ли Джон Леннон, то ли Джонни Депп - в поисках восточной мудрости.
Скоро начало рассветать. Мы замолчали, каждый думал о своем. Я вспоминал все, что знаю про это удивительное озеро - одно из самых священных мест для паломничеств индусов. Причем не только при жизни - именно тут развеяли прах Индиры Ганди и Джавахарлала Неру.
Когда рассвело, на гхатах (лестницах для омовений) прибавилось публики. Появились важные гуси. Появилась удивительная собака, которая не лаяла и не выла - а будто бы пела мантры. Появились коровы, на спинах которых кормились мелкими паразитами птички. Появились смотрители, которые заставили нас разуться и дальше гулять босиком.
Обойдя озеро по периметру, я увидел бородатого человека, который поил из миски голубя. Напоив, он помог голубю взобраться под крышу беседки. Жестами человек пояснил мне, что голубь болен и не может летать, поэтому он за ним ухаживает.
Мы разговорились с этим человеком. Он рассказал, что зовут его Бангали-баба, потому что он из Бенгалии. Но там он уже давно не был, он ходит из города в город и в каждом живет по 1-3 года. Вот и здесь, в Пушкаре, он разбил палаточку у озера, установил алтари в честь Шивы и Дурги и живет.
Несмотря на жизнь в палаточке, Бангали-баба был очень чист и ухожен. Мы вежливо попрощались, и я пошел исследовать город дальше.
Надо сказать, что вокруг озера живет много таких святых людей, или "баба". Однако впечатление они производят разное. Бангали-баба мне очень понравился своим спокойствием, живыми глазами и исходящими от него лучами доброты. А есть баба, которые могут держаться немного агрессивно, есть те, кто полностью ушел в себя, те, кто выпрашивает деньги у туристов, и даже те, кто выглядел растерянными и неуверенными. В общем, много разных людей можно встретить вокруг пушкарского озера.
Между тем город просыпался. Разливали по пластиковым и керамическим стаканчикам масала-чай (мы взяли по стаканчику - утром еще оставались следы прохлады и чай приятно бодрил).
В маленькой дабе крошили перчик чили на завтрак (мы прошли мимо).
Шли учиться аккуратные школьницы (мы посмотрели им вслед).
Одну девочку подвозил в школу папа (наверное), закутанный во что-то типа римской тоги с золотым кантом.
Оживленно общались местные кумушки.
И вообще появилось много колоритных личностей.
Чуть позже стали открываться лавочки, и торговцы вытащили наружу груды сумок, покрывал, украшений, обуви и много еще всего. Кстати, базар в Пушкаре ничуть не уступает джайпурскому по ассортименту, а по атмосфере даже более приятный. Правда, скидки продавцы делают с огромным трудом (конкуренция ниже, наверное).
Мы гуляли по городу, пытаясь распознать его душу сквозь налет копоти на стенах и размытые дождями афиши. Впрочем, может быть, эти афиши - это и есть частичка души Пушкара? Кстати, обратите внимание - в нише на каменной плите выбито на английском и хинди извещение, что в границах города запрещено убивать любых животных.
Как и во всех индийских городах, самое симпатичное - это дети. Но именно в Пушкаре мне удалось сделать несколько удачных, как мне кажется, кадров.
Стало заметно пригревать, и мы задумались о том, чтобы добраться до отеля и заползти в бассейн. Так как мы уже потеряли направление, вместе с одной девушкой мы взяли велорикшу - я предпочитаю мотовариант, но тут его просто не было. Сначала все было нормально, рикша вез нас и даже не очень стонал. Однако на каком-то незаметном подъеме обернулся и попросил меня выйти, идти рядом. Я послушно пошел. Еще через метров пятьсот рикша попросил меня потолкать сзади тележку. Я послушно навалился плечом.
- Ну что ж, - сказал я девушке, - следующий этап - он попросит выйти тебя, сядет на наше место, и мы будем его толкать. А что ж - и транспорт, и фитнес.
Но скоро уже показался наш отель.
29/04/2013
Страницы: 1