Страницы: 1
Заключительным в нашей серии рассказов об этой поездке станет отчет о Конвенту-де-Кришту - монастыре Томара.
Увидеть замок тамплиеров, ставший последним пристанищем ордена в Европе, по достоинству оценить знаменитую круглую церковь с ее грозным внешним обликом и великолепным внутренним убранством и вместе с нами пройтись по залам и дворикам монастыря можно прямо здесь!
Когда мы подъехали к Томару, дождь, который преследовал нас весь этот день, и не думал стихать. Поэтому прогулку по городу мы заменили на обед в маленьком местном ресторанчике и после него немедленно поднялись наверх к стенам монастыря.
Конвенту-де-Кришту был построен когда-то как орденский замок рыцарей Храма или "тамплиеров".
В XII веке он представлял собой небольшой замок, окруженный мощной крепостной стеной с круглыми башнями.
Надо сказать, что для Португалии того времени и возведение центральной твердыни, и использование круглых башен, более стойких к осаде, чем квадратные, было радикальным новшеством, принесенным крестоносцами после путешествий по "продвинутой" Европе и Палестине. Эти нововведения оправдали себя при осаде крепости маврами, когда защитникам удалось остановить продвижение мусульман на север.
Тогда же, во второй половине XII века, была возведена и Ротонда - круглая церковь, ставшая сердцем всего комплекса. По сути своей, это Темпль, подобный другим возведенным орденом в Европе. Это 16-угольное здание, построенное по образцу Купола Скалы - мечети, которую крестоносцы посчитали остатками Соломонова храма.
В XII веке крепостные стены вмещали весь городок. Легко представить себе, как возвышалась в то время великолепная Ротонда над окружающими ее маленькими деревянными домами горожан.
Когда в XIV веке после гонений и роспуска ордена тамплиеры во всей Европе перестали существовать, в Португалии они были лишь переименованы в орден Христа и продолжили владеть всем своим имуществом, замками и церквями.
Более того, португальские короли зачастую были также и магистрами ордена, который щедро спонсировал экспедиции, предпринимаемые короной в эпоху Великих открытий. Великий магистр ордена, король Мануэль I даже пристроил к круглой церкви роскошный неф в стиле мануэлино (логично!) и был автором проекта города Томар, вышедшего к тому времени за пределы крепостных стен.
Позже, вместе с преобразованием ордена Христа в более церковную, чем военную структуру, вокруг церкви были возведены несколько клуатров [wiki], и весь комплекс стал уже скорее не замком, а монастырем. Вооруженные воины-монахи более не ходили по этим переходам...
Как ни был красив и грозен Конвенту-де-Кришту снаружи, непрекращающийся дождь все же загнал нас под крышу.
Но и тут нас ожидал приятный сюрприз! Внутреннее убранство Ротонды оказалось просто великолепным!
В отличие от традиционных церквей, здесь архитектура здания диктует свои правила, делающие убранство совершенно уникальным. В центре 16-угольного зала находится восьмиугольной формы конструкция, поддерживающая свод и служащая алтарем.
Оригинальная конструкция XII века богато украшена более поздними скульптурами и лепниной в стиле мануэлино.
На стенах фрески, изображающие житие Иисуса Христа и выполненные придворным художником короля Мануэля Первого, Джорже Альфонсу.
Трудно описать, насколько сильное впечатление производит интерьер Ротонды после грозных наружных стен и прогулки по серым, ничем не украшенным коридорам монастыря.
Скульптуры выполнены чрезвычайно подробно и тщательно расписаны, напоминая получившие объем картины времен Возрождения. По окружной галерее церкви хочется ходить дальше и дальше, вглядываясь в детали.
Кстати, некоторые детали вызвали у нас недоумение. Кто-нибудь подскажет, зачем на стене храма оказалась такая индустриального вида деталь? Нам пришла в голову только мысль, что это часть какой-то системы отопления...
Но вот, мы наконец покидаем Ротонду.
Сейчас мы в том самом, пристроенном Мануэлем нефе, точнее в комнате под хорами, служившей церковной ризницей. Когда-то хоры были также богато декорированы в стиле мануэлино, но интерьер был уничтожен наполеоновскими солдатами в XVIII веке.
Выйдя из церкви, мы продолжаем прогулку по монастырю. Монастырская кухня.
Кельи монахов.
Зал возле клуатра Святой Варвары, бывший, наверное, залом собраний. Вид немного портят пластиковые стульчики/ :)
Но вот дождь наконец стихает, и мы, воспользовавшись передышкой, поднимаемся на крышу клуатра.
Здесь мы можем рассмотреть наружные украшения мануэлинского нефа. Здесь, как и полагается, причудливо смешались готические элементы, растительные мотивы и скульптуры. К ним прибавлены витые канаты, символизирующие морские открытия, символика ордена Христа и лично короля Мануэля I.
Горгульи, как всегда, достойны отдельного внимания! :)
Трудно сказать, чем вдохновлялся автор, видимо, в этих фигурах воплотились самые страшные кошмары зодчего!
Бородатый дядька в ушанке? Решил засучить рукава?? :)
Готические рыцари в таком соседстве выглядят несколько уныло.
Жаль, что из-за пристроенных клуатров, какими бы элегантными они не были, нельзя увидеть церковь целиком.
Со стороны клуатра Святой Варвары можно увидеть окно в стиле мануэлино, считающееся одним из классических примеров стиля. Именно из него мы выглядывали, когда находились в ризнице.
Но как ни здорово пройтись по монастырю без дождя, день подходит к концу и нам надо собираться в обратную дорогу.
Мы спускаемся вниз и направляемся к выходу из замка.
Жаль, что нам не удалось побродить немного по улочкам самого Томара. Все же город построен по плану великого магистра Храмовников - вдруг где-нибудь здесь припрятан Грааль? :)
Да и кроме Грааля, местечко обещает быть живописным. Но придется оставить это на следующий раз. :)
А мы, бросив последний взгляд на грозную махину орденского замка, направляемся обратно в Лиссабон.
25/04/2013
Страницы: 1