Страницы: 1
Небольшой городок Плимут (Plymouth) штата Массачусетс (не путать с его английским тезкой и побратимом) - типичная провинциальная двухэтажная Америка. В отличие от большинства подобных мирно прозябающих поселений, Плимут оказался в самой гуще бурно выросшей за последние полвека отрасли экономики под названием туризм. К сожалению, родина независимых Соединенных Штатов встретила на редкость неласковой погодой, ну да это уже мелочи....
Пусть США и не имеют тысячелетней истории, но то, как бережно американцы лелеют все, что есть, вызывает неподдельное уважение. Так что без истории тут никак не обойтись...
В 1614 году английский адмирал Джон Смит составил подробный рисунок части американского побережья, названного им Новой Англией. Карта была представлена королю Чарльзу, дабы он собственноручно начертал имена новых земель. Новоиспеченный географ решил особо не париться, и расписал всю карту хорошо известными в Англии названиями. Так поселение идейцев племени Вампаноаг (Wampanoag) получило свое новое имя - Plimouth (или, как пишут сейчас, Plymouth).
В 1620 году группа английских протестантов, в свое время перебравшаяся подальше от гонений англиканской церви в Голландию, покинула Лейден, оправившись сначала в Англию, а затем на корабле Mayflower вышла из английского Плимута к берегам Новой Англии, в надежде если не обрести землю обетованную, то, по крайней мере, молиться так, как они считали правильным.
Строго говоря, направлялись они в Вирджинию, в уже существовавшую на тот момент английскую колонию. Право на землю там протестанты получили по соглашению с управляющей Вирджинской Компанией. На тот момент китайцы еще не выпускали ГЛОНАСС чипы (иначе бы этой истории вообще не случилось), поэтому пришлось довольствоваться тем, что было. Например, трекером того времени... Каждые полчаса вахтенный вставлял в дырочку, соответствующей примерному курсу и скорости корабля, штырек, тем самым записывая путь. В конце вахты данные вручную переносились на карту.
Копия Mayflower стоит у Плимутского причала на радость туристам. Его появлению здесь предшествовала заслуживающая отдельного внимания истории.
После Второй мировой войны английский журналист Warwick Charlton развил бурную деятельность по воссозданию исторического барка как символа неожиданно окрепшей англо-американской дружбы. Сохранившиеся в музее чертежи, мастерство английских корабелов и модный нынче краудфандинг (с миру по нитке) сделали свое дело - в 1956 году Mayflower II был спущен на воду, своим ходом пересек океан (правда, ему потребовалось в два раза больше времени, чем знаменитому предшественнику), и теперь благополучно работает музеем.
Строители придерживались старых чертежей и технологий максимально точно. Единственными существенными отличиями от оригинала стали относительно комфортная "туристическая" лестница в трюм (матросы и пассажиры оригинального барка взбирались по вертикальным) да электропроводка.
Все металлические детали были отлиты или выкованы вручную, паруса сотканы на деревянных станках - копиях средневековых.
Только у капитана было более или менее изолированное личное пространство.
Старшие же офицеры размещались в основной каюте этажом ниже.
Остальная команда обитала поближе к большой печке камбузу, где корабельный кок готовил еду. Причем только на членов экипажа, так как питание пассажиров в 17 веке не входило в стоимость трансатлантического круиза.
Поскольку барк подобного типа не был пассажирским судном, сотня будущих поселенцев ютилась на основной, или оружейной палубе. Здесь же, в небольших загородках, размещалась основа продовольственной независимости будущей колонии - свиньи, овцы, и домашняя птица.
Рулевая рубка. Штурвал в те времена только-только появлялся, поэтому курс меняли с помощью колдерштока - мощного торчащего из пола рычага, соединенного с рулем. В шкафчике перед рулевым размещалось сердце навигационного оборудования - компас.
Кабестан - огромная (на два этажа) вертикальная лебедка с ручным приводом. Если что тяжелое надо передвинуть - впрягайся и крути.
Не хватает мощности - не беда. Подключаем матросов с нижней палубы, они тоже покрутят.
Вернемся к нашим переселенцам. То ли из-за несовершенства приборов, жестоких штормов, или по воле свыше, но спустя пару месяцев, а именно в ноябре 1620 года будущие колонисты высадились вместо Вирджинии в совсем незнакомом месте. По иронии судьбы, покинув английский Плимут, путешественники неожиданно оказались в том самом месте Новой Англии, которое незадого до этого получило то же название.
Обнаружив пустые (по их мнению, так как местные индейцы не обрабатывали поля и не строили постоянных поселений) земли, пилигримы решили послать английскую Вирджинскую компанию куда подальше и основать собственное поселение с выборным губернатором. Вдохновители будущей независимой Америки составили собственное соглашение, известное как Мэйфлауэрский договор (Mayflower compact), в котором заложили основные принципы управления новой колонией.
Однако, несмотря на кажущуюся пустынность, индейцы тут все же были. Местные вампаноаг уже встречали белых людей из предшествующих экспедиций, благополучно подцепили от них парочку европейских бацилл (не имея никакого иммунитета), и неблагополучно повымирали целыми деревнями. Уже имея представление об огнестрельном оружии и, практически не имея здоровых мужчин, ослабленное племя не стало чинить колонистам никаких препятствий.
Мир, как известно, тесен, и это в полной мере относилось и к 17 веку. Совершенно случайно среди индейцев нашелся один, говорящий по-английски. Тисквонтум, сокращенно Скванто, в свое время похищенный вышеупомянутым Джоном Смитом, проживший три года в Англии, и вернувшийся домой с одной из исследовательско-торговых экспедиций, был прикомандирован к колонистам местным вождем в качестве полномочного представителя для налаживания добрососедских отношений. Памятник ниже - не Скванто, а мудрому Большому Вождю, его пославшему (впоследствии, как говорят, его и отравившем, но это уже другая история).
На месте родной деревни Скванто, жители которой в полном составе не пережили импортированной чумы с оспой, колонисты построили первые дома.
"Полпред" также помог поселенцам пережить первую зиму. Не уверен, что смерть почти половины из более чем сотни человек в течение первых месяцев можно назвать успешной зимовкой, но пилигримы, видимо, имели на этот счет иное мнение. Иначе как можно объяснить их идею поблагодарить своего "Пятницу", соседей-индейцев, а заодно и бога за первую зимовку и первый урожай, устроив праздник, впоследствии вошедший в историю как День Благодарения.
Сейчас на месте домов первых поселенцев находится современный город, поэтому и само поселение, и индейская деревня воссозданы на его окраине.
Поселение не пустует: в свое рабочее время сотрудники музея, одетые по моде того времени, занимаются ровно всем тем, что делали пилигримы четыреста лет назад - ухаживают за скотом, возделывают огороды, ремонтируют дома, заготавливают дрова... В общем, тем, чем еще обычно занят среднестатистический деревенский житель (водка - не в счет).
Зайдя в дом, вы можете обнаружить целую "семью", члены которой охотно поговорят с вами "за жизнь". Причем от первого лица, именно как жители 17 века, а не как сотрудники музея.
Истории первых поселенцев далеко не всегда сопутствовала дружба с местными индейцами, поэтому забор и двухэтажный форт - это то, с чего строительство и началось. На первом этаже - зал заседаний - единственное место, где могли собраться под крышей все члены общины.
На случай, если причина сбора - нападение неприятеля, со второго этажа можно держать круговую оборону.
Опять же, вся деревня как на ладони:
В отличие от музея первых поселенцев, от сотрудников индейской деревни не требуется актерских навыков, их задача - одеть оленью шкуру соответствующий эпохе и времени года костюм, и просто отбыть время. Интересно, что на эту работу берут только представителей коренных народов. Болтать при этом они могут уже на любые темы. Например, с местным "вождем", приехавшим на заработки из Канады, мы живо обсудили кто кому надерет... перпективы развития хоккея в наших странах.
Традиционная хижина вампаноаг, wetu, покрыта толстой корой. Климат, понимаете-ли...
В таком 'ангаре' обычно проживала большая семья из трех поколений, 10-15 человек.
Летний вариант попроще...
В принципе, в записках Пилигримов не содержится никаких упоминания о точном месте высадки. Но, если нужен символ, то рано или поздно он обязательно появится. Никого из первых переселенцев уже давно не было в живых, когда характерная скала у берега была назначена местом первой швартовки их шлюпки. Сам утёс срыли во время строительства набережной, оставив в качестве иконы один валун, ныне известный под именем Plymouth Rock.
Для большей солидности был возвигнут величественный портик (и заодно выведена одноименная порода кур).
Особенность залива Кейп Код, ставшего родным домом для приносимого сюда течениями планктона, пришлась по нраву сотням китов, прописавшимся здесь на большую часть года. Из Плимута, как и из других городов залива, можно прокатиться на кораблике прямо к пасущимся гигантам. Вероятность увидеть кита практически стопроцентная, если, конечно, погода позволит судам выйти в море. Сегодня, к сожалению, она как раз и подкачала, так что китофотобойная флотилия застыла на приколе. Ну ничего, быть может, повезет в другой раз...
24/03/2013
Страницы: 1