Спуск по саночной трассе в среднем занимает сорок минут, но с остановками на глинтвейн, чай и сумасшедшие альпийские пейзажи он растягивается часа на два.
Чтобы успеть спуститься несколько раз, лучше приходить не позже десяти утра. Подъемник к саночной трассе на вершину Пти-Бонвен закрывается в 15:20. Трасса открыта до 16:30, чтобы туристы успевали спуститься до заката солнца.
И если катание на санях во второй раз все же прибавляет храбрости и кажется не таким уж экстремальным времяпрепровождением, то тут настает самое время для снегоступов.
Я была уверена, что снегоступы - это развлечение, когда верхи уже не могут, а низы все еще хотят. Проще говоря, это вариант зимнего отдыха для возраста, когда горные лыжи уже кажутся непосильным вариантом досуга, а просто прогулки по заснеженным дорогам еще не доставляют должного удовольствия. Как же я ошибалась.
Арендовать снегоступы в комплекте с лыжными палками можно во всех пунктах проката курорта. Это обойдется в 10 франков на день с человека. Модификаций снегоступов я за всё путешествие не встречала, поэтому особых требований при выборе нет. Единственное условие - подобрать правильную обувь. Необходимы жесткие высокие ботинки, хорошо облегающие ногу; moon boots и прочая мягкая обувь не подойдет. Всего в Кран-Монтане 15 километров специально подготовленных и промаркированных трасс для прогулок на снегоступах.
Всю сознательную жизнь я представляла себе походы на снегоступах как один из видов экстремального туризма в альпийских горах. Ты поднимаешься наверх по целине, огибая деревья и покоряя метровые сугробы с суровым выражением лица, чувствуя себя почти первооткрывателем. А достигнув вершины, мысленно поднимаешь флаг, втыкая во что-то похожее на пик горного хребта лыжную палку. Но, как выяснилось, такой сценарий, едва ли осуществимый в благополучной Швейцарии с продуманными туристическими маршрутами, вполне возможен. Шансы увеличиваются, если ваш гид случайно сворачивает не туда.
Первая часть нашей прогулки на снегоступах проходила по прекрасно подготовленным ратраком трассам с едва различимым наклоном. Наполненные солнцем пейзажи с хрустящим под ногами снегом создавали идиллические картины зимнего отдыха, а попадающиеся на пути знаки указывали нужное направление.
Через пару сотен метров подъем начал увеличиваться, становилось жарко, и прогулочные шаги сменились подобием восхождения, смахивающего на подъем по лестничным пролетам. Наконец, дойдя до очередной развилки и не заметив пологого продолжения пути, мы двинулись по неверному направлению. А именно - по "красной" трассе. Наверх, навстречу лыжникам и сноубордистам.
Как выяснилось, главное во время подъема на снегоступах по "красной" трассе - не оборачиваться. Ну и держаться подальше от лыжников и сноубордистов, проносящихся мимо с бешеной скоростью. Подняться наверх было делом чести, и мы, изнемогая от усталости и жары, спустя два часа после начала подъема все-таки добрались до вершины, преодолев полтора километра заснеженных трасс.
Конечной точкой нашей прогулки был расположенный на высоте 2112 метров ресторан Chetzeron, потрясающий благодаря не столько долгожданной возможности присесть, сколько живописным видам на заснеженные пики. Здесь, как в лучших историях о горных приютах, кажется, все друг друга знают, а владелица приветствует доброжелательной улыбкой всех пришедших гостей, интересуясь горнолыжными успехами и спрашивая, понравились ли приготовленные шеф-поваром блюда.
На втором этаже ресторана, построенного на базе верхней станции канатной дороги, расположен отель с панорамными окнами, выходящими на горные вершины и трассы.
Пока здесь всего три номера, но к следующему году должны достроить еще три десятка. Ориентировочная стоимость - около 300 франков за номер в сутки.
Обратно, несмотря на усталость, мы также отправились на снегоступах, предпочтя прогулку на закате спуску по канатной дороге. На этот раз - по правильному треку и смотря на указатели во все глаза.
По словам гида, туристы, не желающие чересчур напрягаться, делают наоборот: поднимаются наверх на подъемнике, а спускаются вниз по маркированным маршрутам. Но так теряется весь кайф в преодолении себя; выйти из зоны комфорта - едва ли не главное в любых видах активного туризма, поэтому жалеть себя не советую. Виды, пот и гордость за себя стоят того.
Наконец, спустившись в долину, мы отправились передохнуть в бар Zerodix.
Апре-ски в Кран-Монтане рассредоточены по всему курорту; большинство баров с открытыми верандами работают до восьми вечера.
Стоимость пива, глинтвейна и горячих напитков здесь заметно ниже, чем в традиционных кафе и ресторанах курорта; пиво, к примеру, обойдется в 5-7 франков.
Еще одна доступная активность, помимо лыж и сноуборда, - катание на парапланах и воздушных шарах над долиной.
Кран-Монтана - идеальный вариант для тех, кто предпочитает отдыхать вдали от соотечественников.
Если говорить языком сухой статистики, то российских туристов здесь меньше 1% от общего числа гостей.
На практике мы встречали русских всего пару раз.
Один из которых был в ресторане пятизвездочного отеля Guarda Golf, где четыре столика из пяти были заняты русскими семьями.
В основном Кран-Монтана популярна среди самих швейцарцев, преимущественно представителей среднего класса, а также у итальянских и французских туристов.
Если говорить в целом, это прекрасный курорт для зимнего отдыха, где можно разнообразить ежедневное катание интересными, в том числе экстремальными, активностями. Но отпуск здесь - это довольно дорогое удовольствие. Недельный отдых обойдется примерно в 2-2,5 тысячи франков на человека. В эту сумму будет входить проживание, питание и ски-пассы.
01/03/2013