Страницы: 1
Заключительный пост серии, посвященной путешествию по городам польского Ренессанса. Сегодня - Замощч (Замосць в ряде русскоязычных источников) и Люблин.
Замощч - один из самых ярких образцов любельского ренессанса в архитектуре:
Это - ратуша на главной рыночной площади. В любом крупном городе того времени было две рыночные площади. Малая, для ежедневной торговли, и большая, для воскресной торговли, народных торжеств и сборов.
Рыночная площадь Замощча - одна из самых прекрасных в Европе. Домики выглядят как игрушечные. Изначально Замощчь задумывался как идеальный город, и был одним из немногих реальных воплощений этой концепции, получившей большую популярность в эпоху Ренессанса.
Что же такое идеальный город? В одном из предыдущих постов я писал, что архитекторы эпохи Возрождения занимались по большей части не заимствованием форм древнегреческой и древнеримской архитектуры, а поиском метода формирования канона красоты. Канон этот искался не через поиск интересных с визуально-эмоциональной точки зрения форм и образов, а через вычисление, обоснование, рассуждение, основанное на представлениях о равновесии, гармонии, регулярности. Отсюда - типичные черты архитектуры ренессанса, которые можно видеть и на фотографиях Замощча: равные расстояния между оконными проемами, ритмичность фасадов, симметрия конструкции, четкость и выверенность форм.
Неудивительно, что работа по поиску идеала коснулась не только архитектуры зданий, но и архитектуры города. В эпоху Возрождения начинают появляться теоретические работы по проектированию идеального города. Свои проекты идеального города создают Леонардо да Винчи, Делла Франческа, Альбертини и многие другие.
Идеальный город - это не только и не столько город, удобный для жизни. Это прежде всего город, который прекрасен сам по себе и который является произведением искусства. Это город, который своей идеальностью служит цели воспитания нравов, чувств, вкуса.
Так, например, выглядит итальянский город Пальманова. Следует сказать, что воплощений идеальных городов было гораздо меньше, чем их проектов. Причины экономические: строительство города с нуля редко было целесообразным. Замощч стал одним из городов, которые были построены с нуля по проекту в рамках этой концепции.
Город был построен по проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо, приглашенного влиятельным государственным деятелем Яном Замойским, основателем города. Ян Замойский получал образование в Европе, много путешествовал по Италии, где увлекся идеями Ренессанса.
Отделка дома в стиле маньеризм.
Местная ренессансная синагога.
Решетка на синагоге.
Как я писал в предыдущих постингах, здания обычных горожан не были подчинены влиянию новых архитектурных тенденций, но определенное влияние трендов все же имело место и выражалось в изменении декоративного оформления. Поздний ренессанс и маньеризм привели к появлению многочисленных орнаментов на фасадах домов. Часто изображались бытовые зарисовки или сцены из произведений народного фольклора.
Это уже Люблин.
Дом богатого горожанина.
Типичный ренессансный костел.
Уже упоминавшаяся ранее архитектурная практика: к готическим воротам достраивается ренессансная верхушка. Отчет был бы неполным без фотографии Люблинского замка - интересного образца неоготической архитектуры. К сожалению, замок был окружен туманом, и сфотографировать его не удалось. Поэтому пара чужих фотографий:
И внутри:
На обратном пути в Варшаву увидели интересную сцену:
Дорожные рабочие остановили поток автомобилей, срубили дерево, наклонившееся над проезжей частью, в течение минуты распилили его на восемь частей, машина клешнями убрала бревна, а рабочие щетками убрали опилки с дороги. 5 минут - и всех снова пустили. Приятно видеть работающие дорожные службы.
На этом наше путешествие по городам юго-востока Польши заканчивается. Всем спасибо за внимание.
15/02/2013
Страницы: 1