Страницы: 1
Астраханская степь помнит многое: и буйных хазар, и вольных печенегов, и жестоких монголов, и плененных русских. Это с виду она скучна и однообразна, а на самом деле степь пронизана невидимыми духами прошлого. В Астраханской области есть много уникальных мест, каждое из которых хранит свою легенду, свою историю. Мы можем верить в эти предания или считать их вымыслом, но, независимо от наших взглядов, у астраханской степи своя правда... Давайте побываем в самых легендарных местах нашей малой родины.
Чертово городище, расположенное на Бэровском бугре в 3 километрах западнее сел Ямное и Маячное Икрянинского района, - место и мистическое, и историческое одновременно.
Когда-то этот холм был островом, омываемым морем. В XIII-XIV веках здесь находилось золотоордынское поселение, контролирующее торговые пути из Руси в Персию, но от него не сохранилось ни построек, ни развалин. Однако поверхность городища усыпана осколками красноглиняной гончарной керамики, поливной керамики синего, зеленого цвета. Когда-то здесь были обнаружены монеты, стеклянные бусы, обломки металлических предметов. Да и по сей день на этом холме можно найти глиняные черепки. Я вот хоть и не археолог, но нашла парочку таких осколков прошлого:
Вот как рассказывает об этом месте знаменитый историк Лев Гумилев:
"Как только мы поднялись и осмотрелись, все сделалось ясно. На широкой вершине бугра были отчетливо видны следы земляных полов из плотно убитой глины. Русла ручьев начинались непосредственно от них. Некогда здесь стояли дома. Тогда вода стекала с крыш на мягкую супесь поверхности бугра и не производила разрушения. Гибель зданий повлекла за собой образование луж на тех местах, где люди утоптали землю, а из луж вытекли ручьи, деформировавшие склоны бугра. На этом бугре недостатка в находках не было. Четырехугольные пятна полов усеяны черепками, маленькими кусочками перержавевшего железа, угольками и костями убитых людей. Керамика точно датирует городище - XIV век. На ней голубая полива с темно-синим узором, точь-в-точь как на развалинах великого города Сарая. Покопавшись, мы нашли две монеты: серебряную - дирхем хана Джанибека (1340-1357) и медную, со стершейся надписью, которую потом в Эрмитаже определили как пул шестидесятых годов XIV века. Не могло возникнуть никакого сомнения, что это была татарская крепость".
С Чертовым городищем у местных жителей связаны мистические поверья. Говорят, что в дождливые и ветреные весенние вечера на бугре мелькают загадочные огоньки, а из-под земли слышны вздохи. Согласно местным легендам, именно здесь происходит шабаш ведьм. Здесь плохо растет трава - считается, что это ведьмы вытоптали и выжгли ее. Однако с самого холма открывается чудесный вид на богатые по астраханским меркам пастбища:
Вообще наша степь полна страшных рассказов о ведьмах и оборотнях. Вот, к примеру, легенда о Чушке-колоде. Дескать, бродила по степям астраханским девушка, которая нанималась присматривать в селах за ребятишками, а потом оборачивалась свиньей, убивала этих детей и пожирала. Если же за ней пускались в погоню, то она превращалась в деревянную колоду...
Но есть и романтические сказания, например, о постоянном жителе степи - полыни. Давным-давно росла у одного бедняка юная красавица дочь. Звали ее Полынь. Глаза были чернее ночи, губы - алее зари, лицо - белее первого снега. Была она кротка, трудолюбива и влюблена в степной край. Прискакал в те места сын богатого бая. Заносчив был он, лжив и хитер, как старая лиса. Ковыл, так звали его, долго и безуспешно добивался любви красавицы. И однажды гнусный лжец отомстил ей: на всенародном айтысе (споре) пропел куплет о том, что опозорил он девушку, отнял у нее честь и теперь разрешает глумиться любому. Девять лун скакала по степи красавица Полынь, обливаясь горькими слезами. И уже стала настигать ее погоня, которую вел самодовольный Ковыл. Тогда остановила девушка хрипящего скакуна, крикнула в степь: - Скрой меня, спрячь, огради от позора!
И вдруг пропала. С того места разбежалась трава. Весной она горька, как горючая слеза девушки, а поздней осенью, когда умирают все травы, сладка и съедобна. Так стала Полынушка дочерью степи. Злой Ковыл тоже был обращен в траву. Семя его обладает зловредным, опасным свойством - въедливостью. Попадет оно в шерсть овцы и прошивает насквозь тело. Сторонятся его животные и люди тоже.
Не менее романтична и печальна легенда о появлении соленого озера Баскунчак. Согласно ей, некогда в Прикаспийской степи, недалеко от горы Богдо, жил бай. У этого богача было много овец и коней. Бай гордился не только своими отарами и табунами, но и дочерью-красавицей. Среди многочисленных пастухов богача находился ловкий, мастер на все руки, сильный и красивый юноша. Однажды хозяйская дочь, гуляя в степи, случайно встретилась с ним. Юноша и девушка полюбили друг друга. С этой поры часто встречались они. Как-то вечером девушка прибежала к милому и рассказала, что отец решил отдать ее замуж за богатого, старого и немилого человека. Верный своей любви, юноша вскочил на своего скакуна и помчался к юрте хозяина. Войдя в юрту, он стал умолять отца девушки отдать ее в жены ему. Бай рассвирепел и приказал слугам жестоко наказать нищего. От побоев юноша-пастух вскоре умер. Горюя о нем, девушка отправилась к горе Богдо, села у ее подножия и стала плакать. Не смыкая глаз, она проливала слезы несколько дней. От ее слез в низину степи протек ручей, из которого образовалось соленое озеро:
Имя Баскунчак оно тоже получило не просто так. Случилось однажды, что озеро совершенно обмелело. Дно, образованное из соляных кристаллов, обнаружилось и соблазняло ездока прокатиться по белоснежной поверхности. Какой-то лихач решился воспользоваться случаем, чтобы сократить путь. Не жалея ни себя, ни лошади, ни собаки, провожавшей его, он пустился по дну озера. Благодаря быстрому бегу и добрым копытам, конь счастливо перенес всадника, но собака, изранив ноги об острые кристаллы соли, достигла только середины озера. Потом пошли дожди. Озеро покрылось слоем соленой воды, а труп собаки, пропитавшись солью, надолго уцелел от порчи. С тех пор в течение многих лет в бурную погоду часто выплывала из-за бушующих волн голова собаки, которую мог видеть каждый, кто находило вблизи озера. Вот почему слово "баскунчак" (по-казахски "голова собаки") перешло в его название.
Ну что ж я все об озере, да об озере. У таинственной горы Богдо тоже есть своя история, да еще и в разных интерпретациях. Жили когда-то два богатыря: отец и сын. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. В ту пору в степи не было ни бугра, ни холмика. Когда весной поднималась высокая трава, за ней не видно было животных и скрывавшихся в степи хищников, и пастухам некуда было забраться, чтобы осмотреть свои владения. Однажды отец с сыном отправились на Урал. При возвращении домой они уговорились захватить с собой с Уральских гор по глыбе уральского камня. Отец взял большую, а сын поменьше. Дорога дальняя. Путь трудный. Младший богатырь стал изнемогать. Он снял с себя ношу, прилег отдохнуть, но тут же и умер. Похоронив сына, отец отправился дальше. Ему хотелось донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только нагнулся за солью, гора всей своей тяжестью навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг окрасилась в багряный цвет, отчего и поныне она красная.
Кстати, есть и другая легенда, связанная с именем тибетского Далай-ламы, который много лет назад побывал на берегах Волги. Очень ему у нас понравилось, но огорчило одно - не было среди степных просторов ни одной горы. Тогда святой приказал двум своим монахам перенести с Урала небольшую гору. По дороге они увидели красивую девушку, замыслили дурное, и гора в отмщение придавила монахов, которые омыли ее собственной кровью.
А еще есть поверье, что место образования горы находится на той же широте, что и одно из священных мест Тибета. Если овладеть искусством медитации, то можно мысленно перенестись с Богдо на тибетскую вершину. Ну, а если медитация вам не под силу, то можно просто загадать желание.
Еще одна история про желание, только уже не выдуманная, а самая что ни на есть настоящая. Однажды в Астрахань приехал Петр Великий. Понимая, насколько важным является контроль Каспия, император решил построить на берегу моря маяк. Проезжая по степи, он махнул в сторону нынешнего села Вышка в Лиманском районе и сказал: "Быть здесь маяку!". Маяк построили. Сначала деревянный, потом каменный. Он стоит и поныне:
Ступеньки сохранились еще с XVII века:
А вот стены пишут уже свою современную историю:
Сверху открывается прекрасный вид на протоки, ведущие к Каспию:
До XX века море было прямо у стен маяка, но потом отступило почти на 30 километров, оставив вместо себя ильмени, ерики и протоки с камышами. Вода в них удивительного лазурного цвета:
Однако без легенд приезд Петра тоже не обошелся. Вот одна из них:
Петр I, будучи в Астрахани, в свободное от дел время любил ходить по разным местам и все якшался с мастеровыми и рабочими людьми. Петру I хотелось чему-нибудь от них поучиться. Однажды он подошел к мужикам. Один из них сидел на земле и плел лапоть. Царь подошел, посмотрел и говорит:
"А ведь я тоже сумею сплести лапоть". А мужик на это ответил: "Нет, не сплетешь!"
"А вот приходи сюда завтра, увидишь", - сказал царь и пошел своей дорогой.
На другой день Петр пришел и держал в руках сплетенный им лапоть. "Что, не сплел?" - обратился он к мужику. Мужик повертел в руках лапоть и говорит:
"А ну-ка, обуй! Лыко-то ползет!"
"И в самом деле! - согласился Петр, - сущие ведь пустяки, а ведь не догадался".
Петру так понравился мужик за его тон и деловитость, что он сейчас же позвал его и всех, кто тут случился, в кабак. Угостив на славу, Петр отправился к мужику на дом. Царю хотелось научиться закреплять лыко в лапте. Царя в доме встретила жена мужика, ожидавшая ребенка.
- Это твоя баба? - спросил Петр.
- Моя, - ответил мужик.
- Скоро родит?
- Да, вишь, при последних днях ходит.
- Так вот, когда родит, возьми меня кумом.
- Спасибо, да где я тебя найду?
- Ты приезжай ко мне в Питер. Приедешь, спросишь: "Где тут Петруха большой?" Меня там все знают. Так и случилось. Петр покумился с мужиком.
24/12/2012
Страницы: 1