Сегодняшняя экстрим-сага с препятствиями посвящена моей поездке (хотя здесь больше подошло бы выражение "марш-бросок") на рисовые террасы "Драконий хребет". Или "Драконий позвоночник", как вам больше нравится. Находится это место в китайской провинции Гуанси в паре часов езды от Гуйлина. Или в тройке часов езды от Янгшуо, смотря откуда едете.
Сначала информация, которая может быть полезна тем, кто туда собирается. Террасы делятся на две части: более туристический и более доступный Пинган и менее туристический, менее доступный Даджай, также известный как Джинкенг. Из того, что я читал на всяких трипадвайзорах, Даджай получает лучшие рекомендации. Он расположен дальше, выше и террасы там красивее. Там намного меньше туристов, чем в Пингане. Успеть обойти оба участка в один день нереально, поэтому я выбрал Даджай.
В Янгшуо до черта контор, через которые можно записаться на однодневную поездку на террасы. Практически все они везут в Пинган. Чтобы добраться в Даджай, надо пересесть на местный автобус и ехать дальше. Стоимость тура от 170 до 250 юаней, включая вход на террасы. Разница в цене, похоже, чисто с балды и надо просто походить по нескольким конторам. В результате вас впихивают в один и тот же автобус, просто кто-то купил этот тур за 170, кто-то за 250. Можно ехать без тура и остаться там на несколько дней. Прямого автобуса к террасам из Янгшуо нет, надо ехать в Гуйлин. Оттуда есть автобус в Лонгшенг (по-русски говорят "Луншен", но он все-таки Лонгшенг) с нового гуйлиньского автовокзала Чинтан возле пивоварни "Лик". Из Лонгшенга есть местные автобусы к террасам. Можно гораздо проще. Есть гостиница в Даджае, Wisdom Inn http://www.wisdom-inn.com/, через которую можно записаться на минибус, идущий от гуйлиньского ж/д вокзала прямехонько в Даджай где-то за 50 юаней, просто это мало кому известно. В результате я все же поехал с туром, чтоб было меньше траблов, к тому же у меня вечером был самолет в Пекин, так что нельзя было рисковать с возвращением на общественном транспорте. Тур ехал в Пинган, откуда я надеялся сбежать самым наглым образом на те вторые, более красивые террасы, а потом успеть прибежать к отъезду в Гуйлин и перескочить оттуда на автобус в аэропорт.
Рано утром гуляю по Янгшуо в ожидании автобуса. Он отходил в 7:30. Янгшуо с утра тихий и сонный.
Это главная туристическая улица города, по вечерам здесь полно народу. Сейчас тишина и мертвые с косами стоят. Вон на ту горку с телебашней можно забраться какими-то крысиными ходами и посмотреть на город сверху, но я этого не делал.
Выехали в 7:30, полный автобус китайцев и несколько лаоваев (иностранцев, то бишь). Гид начал впендюривать платные дополнительные опции вроде посещения деревни, включая песни-пляски народные и прочую муйню. Если в Таиланде есть замечательный развод для туристов - деревня длинношеих женщин, то здесь есть не менее разводная деревня длинноволосых женщин. Местные дамы народностей мяо, яо, яо-мяо, мяо-яо и тому подобное (я не шучу, там правда такие названия) стригутся примерно два раза в жизни. При рождении, на свадьбе, на похоронах свекрови, на похоронах собственных и т.д. И если в пути меня еще глодал некий червь сомнения, может ну его на фиг этот Даджай, надо ехать в Пинган как все и не выпендриваться, лучше синица, чем журавль, то все эти дополнительные плюшки укрепили меня во мнении, что как только приедем, надо бежать от них со всех ног, потому что их два часа будут водить смотреть, как аборигенские дамочки за дополнительную плату показывают свои песни-пляски, длинные волосы и другие части тела, потом поведут на десять минут сфотографироваться на фоне рисовых террас, потом обедать, в туалет и магазин народных промыслов. А я за это время поеду смотреть то, ради чего сюда приехал. А именно - рисовые террасы. Но для этого надо дождаться еще одного автобуса.
Пока я вынашивал этот зловещий план, автобус выбрался из Янгшуо, стороной объехал Гуйлин и, продолжая путь на север, к 10:30 добрался до места, откуда расходятся пути-дорожки на разные участки террас. Здесь находятся кассы и стоянки местных автобусов, везущих непосредственно в деревни с террасами.
Гид вручил мне фиговый листок вместо билета - групповой билет, входящий в стоимость тура. Индивидуальный билет стоит дороже, именно поэтому китайцы обычно ездят экскурсиями. После этого он взял с меня клятву, что я кровь из носа буду здесь в 16:00 и погнал всю свою группу к длинноволосым бабам. Я остался один как албанский партизан со своим фиговым листком вместо билета и стал думать, как мне добраться к даджайским террасам, до которых еще пилить и пилить. И тут произошло одно из тех Чудес, которые время от времени происходят со мной в путешествиях. Когда я оказываюсь в ситуации, которую можно назвать не иначе как полная жопа, мне посылается Транспортный Ангел (я нисколько не преувеличиваю, у меня неоднократно были такие случаи). Я заранее списывался с тем самым отелем Wisdom Inn, о котором писал выше. В результате с ними не поехал, но они мне сообщили номерной знак их минибуса: 17071. Я подошел к остановке, понятия не имея, когда тут проедет что-нибудь, идущее в Даджай. Такси там не наблюдалось. И в этот самый момент подъезжает минибус с номерным знаком 17071. Блин. Это тот минибус из Гуйлина, на котором я должен был ехать! Ни номера автобуса, ни надписи, только номерной знак. Подбегаю к водителю. Даджай? Дуэ, дуэ (типа "да, да"). 10 юаней, 30 минут. В 11:00 я на входе к даджайским террасам.
Есть народное поверье, что в 14:30 отсюда отходит автобус обратно на кассу, где у меня в 16:00 рандеву с собственной группой, из которой я дезертировал. И что автобус этот плетется почти час. Итого, у меня три с половиной часа. Раскладка времени, вычитанная мной на трипадвайзорах, следующая: на террасах три смотровые точки. От входа до первой час подъема, далее до второй еще час, потом спуститься еще час. До третьей еще часа два по плохо обозначенной дороге, туда не успеваю. И тут опаньки. Приятная неожиданность. Подъемник построили. Ни в путеводителе, ни на трипадвайзорах я не читал, что в Даджае есть теперь подъемник. Вероятно, недавно открыли. Ура-ура, экономлю полтора часа, беру билет туда и обратно. 100 юаней. Если в один конец, то 60. В результате спустился пешком, обратный билет не понадобился, но черт с ним.
И вот тут начинает открываться красота этого места. Было 7 октября, последний день китайской "золотой недели", когда народ в отпуске по случаю национального праздника. Сразу после "золотой недели" местные крестьяне начинают сбор риса. До начала октября террасы имеют желто-зеленый цвет. Зимой они белые от снега. Весной они залиты водой. Летом они ярко-зеленые. Конец октября - ноябрь - наименее интересное время, когда рис убран и террасы стоят пустые и серые.
Каждый раз поражаюсь, насколько длинными делаются китайские подъемники, но этот побил все рекорды. Доехать до верхней станции занимает ровно полчаса. Все это время, плывя над террасами, не покидала мысль, сколько времени заняло бы подниматься весь этот путь пешком.
Доезжаю до верхней станции. На выходе показываю карту, спрашиваю, куда именно меня занесло. И еще раз опаньки. Оказалось, подъемничек-то они построили до той самой третьей смотровой точки, которая самая дальняя. И значит, мне теперь из нее придется выбираться. Решаю, что спускаться буду пешком. Красота вокруг необыкновенная. Площадка называется "Вершина золотого Будды".
Пруф. Здесь был Вася.
Уважайте труд колхозного крестьянства, не топчите народный урожай! По-моему, аналогичный кадр остался в фотоаппаратах еще нескольких китайцев, которые стояли там рядом и немедленно бросились меня фотографировать. Не каждый день в местах столь отдаленных увидишь лаовая, держащего такой лозунг на Чинглише. Особо нудным читателям замечу все же, что пробрался к табличке, не топча урожай народный. Она была воткнута в землю, куда и была возвращена немедленно после сделанного снимка.
Начинаю спускаться. Ориентироваться на местности оказалось довольно легко, зря пугали на трипадвайзоре. Всего одна дорожка и указатели на перекрестках. Здесь попался забавный кадр. Китайское кисо выбралось походить по горам. На каблуках. Она б еще на шпильках пошла. Загадочный народ эти китайцы...
15/11/2012