Основой фаа, да и всего самоанского общества, являются аига: кланы. Личное подавлено общественным: чем богаче клан, тем лучше самоанцу. Государственного социального обеспечения на Самоа нет, а старики и немощные - забота клана.
Земля, как я писал раньше, - собственность клана/деревни, а не человека; и только вокруг Апиа есть какой-то рынок независимой земли, и поэтому возможны по-западному устроенные бизнесы, и бизнесы которыми владеют иностранцы. Во многом из-за этого экономика Западного Самоа едва растёт уже 50 лет, но все ресурсы остаются в самоанских руках. Зато говорят, что каждый самоанец - король (в своей деревне, конечно).
Во главе семей стоят фоно - советы, состоящие из матаи (вождей). В каждой деревне есть много разных матаи: верховный (алии), шериф (пуленуу) и вожди-ораторы (тулафале). Социальная роль и алгоритмы поведения закреплены за человеком в зависимости от его роли: мужчина, одинокая женщина, замужняя женщина или ребёнок.
Ещё бывают фаафафине: мальчики, которых вырастили как девочек, и которые во взрослой жизни ведут себя как женщины и выполняют женские экономические и социальные роли, но, насколько я понимаю, эта история не особо связана с гомосексуализмом.
Детей на Самоа много, они почти с самого детства предоставлены сами себе - старшие воспитывают младших. Основная обязанность младших - уважать старших: не только родителей, но и всех-всех-всех (матаи, взрослых, старших детей).
Для полинезийских языков характерны три грамматических числа - единственное, множественное, а так же вполне живое в наши дни двойственное число.
Забавно, что современное множественное число произошло от тройственного числа, а исходное множественное число утрачено.
Детей на Самоа и правда ОЧЕНЬ МНОГО.
Детей бьют, с ними особо не разговаривают, их не особо хвалят, поэтому конфликты взрослых с подростками тут особенно драматичны.
Конечно, на Самоа подросток взрослого не обидит, а прибегнет к вполне советскому методу: бойкоту (мусу).
Вулканические острова архипелага Самоа достаточно стары, чтобы здесь образовался риф и идиллические белые пляжи, но достаточно молоды, чтобы местные вулканы ещё могли извергаться, уничтожая всё живое.
Из-за особенностей владения землёй у каждой природной достопримечательности есть семья-владелец, и везде аккуратно собираются деньги - чтобы "провал не слишком проваливался". Местные ожидают, что турист попросит разрешение даже для прогулки и фотографирования в деревне (просить можно у любого солидно выглядящего взрослого, разрешение всегда дают, бесплатно).
Самоанцы - сумасшедшие бытовые спортсмены. На островах не так много развлечений, и, слава богу, спорт - второе по важности из них. И, что самое хорошее, второе по важности не после пива и курения травки.
Любимых видов спорта три: как вечереет, все деревни вылазят на баскетбольные площадки: на одних - молодёжь и мужчины, на других - почтенные матроны и пенсионеры. Ночью простые граждане и подозрительные личности стягиваются в бильярдные клубы, а во всё остальное время, конечно, квиддич!
Как раз когда мы были в Западном Самоа, обе Самоа и все-все соседние страны сходили с ума по кубку по квиддичу, который должен был пройти в Новой Зеландии. Этот игрок в квиддич идёт с тренировки; в плетёной из пальмовых листьев корзине - игровые мячи: кваффл, бладгерсы и снитч.
В бильярд на Самоа играют с детства.
Бильярдные клубы - пожалуй, самая сердцевина ночной жизни столицы Апиа.
Внутри они выглядят вот так.
В деревнях серьёзных бильярдных клубов нет, но частные и общественные столы в избытке.
Полинезийская еда, несмотря на глобализацию, вполне жива.
Совершенно непонятно как, сейчас действительно дешевле готовить из привозной картошки, макаронов и мороженых окорочков. Но, видимо, не настолько, чтобы полинезийская еда совсем умерла.
Вот вам ока с чипсами из таро (это панполинезийское блюдо; вопреки мнению о том, что полинезийская кухня мало где сохранилась за пределами Самоа, оно есть в меню в каждом кафе во Французской Полинезии под французским названием poisson cru или таитянским ia ota, но там чипсы будут, скорее, из хлебного дерева). Оку делают маринуя ahi (полинезийское слово, означающее "желтопёрый тунец") в кокосовом молоке с соком лайма, огурцами и помидорами, добавляя лук, чеснок и другие овощи в зависимости от традиций местной кухни.
Особенность Самоа по сравнению с окружающими полинезийскими странами: наличие небольшого, но заметного скотоводства. Тут бывает своя, но вполне на уровне Австралии и Новой Зеландии, говядина и баранина, просто пальцы отъешь. Не знаю из-за чего - то ли потому, что самоанцы - крупнейший полинезийский народ (а, значит, крупнейший рынок), или потому, что их колонизировала именно Новая Зеландия. Таро (в центре кадра) - особый полинезийский 100%-углеводный корнеплод, по вкусу напоминающий картошку. Из него делают чипсы, запекая таровое пюре.
Вместо неэкологичных пластиковых пакетов в Самоа очень часто используют экологичные корзины из пальмовых листьев.
Корзины и циновки из пальмовых листьев делают так.
Но, как и везде в Полинезии, основное мясо тут - курица и свинина, которые путаются под ногами в каждой деревне. Не сфотографировал барбекю - не был на островах.
01/08/2011