Путевые заметки об автопробеге по Норвегии


    Страницы: 1 2 3 

    День шестой: от Стрюна к Ейрангер-фьорду, разворот в сторону Осло
    280 километров

    Следующая наша цель - это Ейрангер. Проезд на север по 63-й дороге через горный перевал, катание на лодке по Ейрангер-фьорду, посещение смотровой площадки при наличии времени. Потом завершение культурной программы, разворот и по туристической дороге 258, дороге 15 и автобану Е6 движение сторону Лиллехаммера и Осло.

    Озеро среди гор в Норвегии / Фото из Норвегии
    Озеро среди гор в Норвегии // Евгений Хотулёв

    Однако утром повеяло возможными неприятностями. Перед отъездом в нерешительности замерли над головой дождевые тучи. Потом хозяйка кемпинга подтвердила нам информацию с дорожных щитов, что 63-я дорога закрыта. Цель пришлось корректировать и вместо Ейрангера направляться в Хеллесюльт (Hellesylt). Это увеличивало маршрут примерно на 150 километров и лишало нас времени забраться на какую-нибудь смотровую площадку.

    Водопады в Норвегии / Фото из Норвегии
    Водопады в Норвегии // Евгений Хотулёв

    В этот момент половина нашей дружной компании дала слабину и сказала, что вполне переживет без фьорда и будет не спеша двигаться в сторону Осло, останавливаясь во всех понравившихся по дороге красивых местах и не задаваясь целью объять необъятное. Договариваемся созвониться и встретиться вечером в кемпинге.

    Горы Норвегии / Фото из Норвегии
    Горы Норвегии // Евгений Хотулёв

    Ейрангер находится в начале Ейрангер-фьорда (или в конце, смотря как считать). Хеллесюльт - примерно в 10 километрах около выхода из его узкой части. Между этими пунктами курсируют лодки и паромы. На это мы и рассчитывали.

    Пристань Ейрангера / Фото из Норвегии
    Пристань Ейрангера // Евгений Хотулёв

    В середине дня жизнь начала налаживаться. Дорога оказалась очень даже недолгой и разнообразной: туннели, реки с каменистыми перекатами, небольшие горные подъемы - и мы уже прибыли на место. Расписание паромов было крайне удачным: 3 раза в день, ближайший через полчаса. Паром оказался "автомобильным", хотя в данном случае нам это было несущественно. Купили билеты в Ейрангер и обратно. Сели. Поплыли. Времени в пути - час в одну сторону.

    Автомобили на паромной палубе / Фото из Норвегии
    Автомобили на паромной палубе // Евгений Хотулёв

    Ейрангер-фьорд называется в путеводителях самым красивым фьордом Норвегии. Его длина - около 16 километров. Он довольно узкий, берега крутые и скалистые. Деревья каким-то чудом умудряются прикрепляться корнями к камням под углом 80 градусов и вырастать в пушистые сосны.

    Ейрангер-фьорд в Норвегии / Фото из Норвегии
    Ейрангер-фьорд в Норвегии // Евгений Хотулёв

    Большие перепады высот обеспечивают потрясающие виды, а вечно тающие снежные шапки на горных вершинах питают водой водопады, спадающие вниз с высоты в несколько сотен метров. В 2005 году фьорд внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие фотографии в рекламных проспектах о Норвегии как раз оттуда.

    Пейзаж Ейрангер-фьорда в Норвегии / Фото из Норвегии
    Пейзаж Ейрангер-фьорда в Норвегии // Евгений Хотулёв

    В Ейрангере паром стоит полчаса. Мы оглядываемся вокруг, заходим в огромный магазин сувениров. Всевозможные кружки, значки, магниты, брелки, изделия из шерсти и оленьей кожи, футболки, кепки и носки с символикой Норвегии, мягкие игрушки-безделушки - лоси и тролли. Судя по размеру магазина, можно представить, какие толпы туристов бывают здесь в летний сезон, когда работает дорога через перевалы.

    Вид с парома в Ейрангер-фьорде в Норвегии / Фото из Норвегии
    Вид с парома в Ейрангер-фьорде в Норвегии // Евгений Хотулёв

    После того как сошли с парома, внезапно пришло осознание, что как раз в этот момент путешествие в Норвегию закончилось. Следующие два с половиной дня можно в целом назвать доставкой наших тел в Москву. Улетать сильно не хотелось, но в голове уже бегали мысли, что надо бы сделать после прибытия, кому позвонить, и как это все распределить по дням.

    Сельская дорога в Норвегии / Фото из Норвегии
    Сельская дорога в Норвегии // Евгений Хотулёв

    В тот момент, вздохнув и посмотрев на отплывающий паром, взяли курс на Осло. Проехали Стрюн, отметили кемпинг, где мы ночевали. Потом дорога резко серпантином пошла вверх. Чуть-чуть заложило уши. Температура в течение 10 минут упала с +12°С до +2°С. Цветочки сменились тающими сугробами. Проехали поворот на Ейрангер, перегороженный шлагбаумом. "Туристическая" дорога 258 также оказалась закрыта из-за гололеда. На въезде стоит "кирпич" с соответствующей надписью. Наши друзья, проехавшие здесь двумя часами раньше, все-таки решили заехать под "кирпич" вверх и доехали до огромных сугробов высотой в рост человека и огромного бульдозера, перегородившего проезд.

    В горах Норвегии / Фото из Норвегии
    В горах Норвегии // Евгений Хотулёв

    После перевала 15-я дорога выпрямляется и проходит вдоль горной реки, постепенно спускаясь. Очень интересно наблюдать, как вдоль примерно 60 километров постепенно меняется окружающий ландшафт: со снежных равнин и покрытых ледяной коркой озер, на нечто, похожее на тундру, потом на кривые елки вперемешку с большими камнями, заросшими мхом, потом на хвойные леса, потом на просто леса, а потом на распаханные поля. Одновременно горная речка набирает силу и превращается из бурлящего ручейка в довольно приличную спокойную реку метров 100 шириной.

    Персонаж норвежского фольклора / Фото из Норвегии
    Персонаж норвежского фольклора // Евгений Хотулёв

    С левой стороны видим обломки небольшого самолета, погоревшего и развалившегося на части. Делаем остановку. Обломки ненастоящие. Видимо, декорация какая-то. Встречаем по пути Donfoss camping, о котором читали в отчете других путешественников, и соглашаемся - очень живописное место на извилине каменистой речки, с симпатичной территорией у подножья гор. Эх, еще бы пару дней про запас... Проехав километров двадцать, снова тормозим - слева от дороги в очередном кемпинге хозяева устроили целую ретровыставку: около двадцати тракторов один древнее другого.

    Ретровыставка тракторов в Норвегии / Фото из Норвегии
    Ретровыставка тракторов в Норвегии // Евгений Хотулёв

    Отреставрированные "порше" и "бьюики" середины прошлого века, заботливо покрашенные и смазанные, выглядят торжественно и гордо. Судя по следам колес, подавляющее большинство умеет передвигаться своим ходом. Рядом ждет своей очереди на реставрацию еще около десятка машин.

    На выставке тракторов в Норвегии / Фото из Норвегии
    На выставке тракторов в Норвегии // Евгений Хотулёв

    Дальше набираем скорость и уже практически без остановок доезжаем до трассы Е6 и городка Отта (Otta), где в кемпинге нас поджидают друзья. Последний наш норвежский кемпинг ну совсем скромный и непримечательный, на обочине дороги и без удобств в домиках. Даже чуть обидно... Но искать другой в десятом часу вечера не осталось ни времени, ни желания. И в этот раз мы наконец-то вписались в лимит 300 крон без белья.

    Интерьер кемпинга в городке Отта, Норвегия / Фото из Норвегии
    Интерьер кемпинга в городке Отта, Норвегия // Евгений Хотулёв

    День седьмой: в аэропорт Осло через Лиллехаммер (Lillehammer)
    250 километров

    Утром выехали пораньше, чтобы была возможность несколько раз остановиться, спокойно покушать, посмотреть достопримечательности в Лиллехаммере (столице зимних Олимпийских игр 1994 года) и пройтись по магазинам. Столицу Осло исключили из маршрута. Трасса Е6 явно уступает по живописности второстепенным дорогам, да и ограничения скорости почти везде 50-70 км/ч, так как по дороге много населенных пунктов. Въехав в Лиллехаммер и закупив зачем-то кучу продуктов, поехали рассматривать город с высоты олимпийских трамплинов. Город стоит на берегу речки, под горой, на которой построены для олимпийских игр два трамплина: большой и маленький (120 и 90 метров вроде). Вот стоишь на вершине такого трамплина, и дух захватывает от одной мысли о том, что отсюда спортсмену нужно "нырять" вниз - туда, где машины кажутся маленькими букашками.

    Трамплины в Лиллехаммере, Норвегия / Фото из Норвегии
    Трамплины в Лиллехаммере, Норвегия // Евгений Хотулёв

    Рядом подъемник. Табличка с расценками на норвежском языке. Взрослые... Дети от 7 лет... Дети до 7 лет - бесплатно. Ни лыжных, ни санных спусков рядом с трамплинами не видно. Путеводители утверждают, что лыжи - это любимый вид спорта в Норвегии. Неужели настолько любимый, что детям до 7 лет дано право бесплатно прыгать с 90-метрового трамплина? Круто!!! В отдалении забор кемпинга, сделанный из сотен старых лыж разного цвета и калибра. Выпуска 1994 года (наверное, в те времена за перевесом в аэропортах тоже внимательно смотрели).

    Забор кемпинга из старых лыж в Норвегии / Фото из Норвегии
    Забор кемпинга из старых лыж в Норвегии // Евгений Хотулёв

    Второй пункт назначения - "архитектурный музей под открытым небом" Майхауген. По информации из интернета, это самый большой в Европе этнографический музей под открытым небом. Посмотрев на территорию из-за забора, решили не ходить, чтобы не утомить детей раньше времени. К тому же хотелось уже что-нибудь перекусить. В общем, достопримечательность променяли на еду.

    Участники велопробега по Норвегии / Фото из Норвегии
    Участники велопробега по Норвегии // Евгений Хотулёв

    В нашу уже знакомую гостиницу в районе аэропорта мы прибыли к 8 вечера. По прибытии попили кофе, вытряхнули из машин остатки печенья, огрызки яблок, недопитые йогурты и отогнали их в аэропорт. Теперь искали, как бы заехать на стоянку в то же самое место, откуда мы выехали. Если знать, то все казалось вполне очевидным. Навигатор есть, на дорогах висят указатели "прокатным машинам туда!!!", и вообще дорог там не так уж и много, чтобы ошибиться. Но приехали мы все равно с первой попытки не туда, а выехать и передислоцироваться стоило 40 минут и 55 крон с машины.

    Отдельные полезные наблюдения

    Пластиковая карточка нужна. Обязательно, если путешествие на машине. Не только чтобы взять ее напрокат, но и по мелочам (заправить машину, оплатить выезд со стоянки, проехать по платному тоннелю, оплатить услуги в аэропорту). Часто вообще не было видно места, где принимают наличные, либо на это требовалось дополнительное время. Также, по внутренним ощущениям, конвертация по валютной карте выгоднее, чем в "обменниках". Банки есть в аэропортах, на вокзалах и городах. Работают по графику. Курс отличатся от интербанка на 3-5%. Кроме того, берут комиссию (меняли 2 раза, комиссия была около 3%).

    Фьорд в Норвегии / Фото из Норвегии
    Фьорд в Норвегии // Евгений Хотулёв

    Норвежская кухня. Мы ее точно искали не в то время и не в том месте. С местами общественного питания вообще были явные проблемы. Их надо долго разыскивать. Причем результат не гарантирован. Рыбу если там и едят, то всячески это скрывают. Единственное рыбное блюдо, которое мы опознали в пунктах общественного питания, ­это обжаренный стейк из лосося со специями и отварным картофелем по цене от самолета. В супермаркетах продается немного "стандартной" мороженой рыбы, сельдь в рассоле (цены также зашкаливают, хотя уж чего, а селедки там должно быть навалом). Из консервов встретился только тунец. Все!!! В Москве в супермаркете рядом с домом рыбный ассортимент ощутимо богаче.

    Природа Норвегии / Фото из Норвегии
    Природа Норвегии // Евгений Хотулёв

    Кофе отвратительный. Чтобы это определить, совсем не надо быть ценителем этого напитка. Даже в тех редких местах, где есть кофе-машины. Так что хотите хорошего кофе - везите его с собой вместе с постельным бельем.

    В лесах Норвегии / Фото из Норвегии
    В лесах Норвегии // Евгений Хотулёв

    Страна действительно не совсем дешевая. А точнее - совсем не дешевая. Еще точнее - одна из самых дорогих в мире. Здесь путеводители чистую правду пишут. Однако... Туры в Норвегию на 6 дней и 5 ночей продаются в Москве по цене около 20 тысяч рублей (без учета дороги). Это еще и несколько экскурсий включает. Не очень понятно, чем там кормят за эти деньги и где размещают. Видимо, мы жили и питались в неправильных местах. Либо для групп там совсем другая жизнь.

    Озеро в Норвегии / Фото из Норвегии
    Озеро в Норвегии // Евгений Хотулёв

    В мае 2011 года в Москве появились рекламные щиты, приглашающие посетить Норвегию. Мы решили, что обязательно вернемся туда снова. На этот раз начнем свой маршрут от Бергена и будем двигаться вверх по побережью, переправляясь на паромах через фьорды, до Кристиансанна, а может быть и дальше на север. Да, и еще захватим с собой удочки!

    Евгений и Елена Хотулёвы
    18/07/2011

    Страницы: 1 2 3 




    Новости из Норвегии

    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз