День шестой: от Стрюна к Ейрангер-фьорду, разворот в сторону Осло
280 километров
Следующая наша цель - это Ейрангер. Проезд на север по 63-й дороге через горный перевал, катание на лодке по Ейрангер-фьорду, посещение смотровой площадки при наличии времени. Потом завершение культурной программы, разворот и по туристической дороге 258, дороге 15 и автобану Е6 движение сторону Лиллехаммера и Осло.
Однако утром повеяло возможными неприятностями. Перед отъездом в нерешительности замерли над головой дождевые тучи. Потом хозяйка кемпинга подтвердила нам информацию с дорожных щитов, что 63-я дорога закрыта. Цель пришлось корректировать и вместо Ейрангера направляться в Хеллесюльт (Hellesylt). Это увеличивало маршрут примерно на 150 километров и лишало нас времени забраться на какую-нибудь смотровую площадку.
В этот момент половина нашей дружной компании дала слабину и сказала, что вполне переживет без фьорда и будет не спеша двигаться в сторону Осло, останавливаясь во всех понравившихся по дороге красивых местах и не задаваясь целью объять необъятное. Договариваемся созвониться и встретиться вечером в кемпинге.
Ейрангер находится в начале Ейрангер-фьорда (или в конце, смотря как считать). Хеллесюльт - примерно в 10 километрах около выхода из его узкой части. Между этими пунктами курсируют лодки и паромы. На это мы и рассчитывали.
В середине дня жизнь начала налаживаться. Дорога оказалась очень даже недолгой и разнообразной: туннели, реки с каменистыми перекатами, небольшие горные подъемы - и мы уже прибыли на место. Расписание паромов было крайне удачным: 3 раза в день, ближайший через полчаса. Паром оказался "автомобильным", хотя в данном случае нам это было несущественно. Купили билеты в Ейрангер и обратно. Сели. Поплыли. Времени в пути - час в одну сторону.
Ейрангер-фьорд называется в путеводителях самым красивым фьордом Норвегии. Его длина - около 16 километров. Он довольно узкий, берега крутые и скалистые. Деревья каким-то чудом умудряются прикрепляться корнями к камням под углом 80 градусов и вырастать в пушистые сосны.
Большие перепады высот обеспечивают потрясающие виды, а вечно тающие снежные шапки на горных вершинах питают водой водопады, спадающие вниз с высоты в несколько сотен метров. В 2005 году фьорд внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие фотографии в рекламных проспектах о Норвегии как раз оттуда.
В Ейрангере паром стоит полчаса. Мы оглядываемся вокруг, заходим в огромный магазин сувениров. Всевозможные кружки, значки, магниты, брелки, изделия из шерсти и оленьей кожи, футболки, кепки и носки с символикой Норвегии, мягкие игрушки-безделушки - лоси и тролли. Судя по размеру магазина, можно представить, какие толпы туристов бывают здесь в летний сезон, когда работает дорога через перевалы.
После того как сошли с парома, внезапно пришло осознание, что как раз в этот момент путешествие в Норвегию закончилось. Следующие два с половиной дня можно в целом назвать доставкой наших тел в Москву. Улетать сильно не хотелось, но в голове уже бегали мысли, что надо бы сделать после прибытия, кому позвонить, и как это все распределить по дням.
В тот момент, вздохнув и посмотрев на отплывающий паром, взяли курс на Осло. Проехали Стрюн, отметили кемпинг, где мы ночевали. Потом дорога резко серпантином пошла вверх. Чуть-чуть заложило уши. Температура в течение 10 минут упала с +12°С до +2°С. Цветочки сменились тающими сугробами. Проехали поворот на Ейрангер, перегороженный шлагбаумом. "Туристическая" дорога 258 также оказалась закрыта из-за гололеда. На въезде стоит "кирпич" с соответствующей надписью. Наши друзья, проехавшие здесь двумя часами раньше, все-таки решили заехать под "кирпич" вверх и доехали до огромных сугробов высотой в рост человека и огромного бульдозера, перегородившего проезд.
После перевала 15-я дорога выпрямляется и проходит вдоль горной реки, постепенно спускаясь. Очень интересно наблюдать, как вдоль примерно 60 километров постепенно меняется окружающий ландшафт: со снежных равнин и покрытых ледяной коркой озер, на нечто, похожее на тундру, потом на кривые елки вперемешку с большими камнями, заросшими мхом, потом на хвойные леса, потом на просто леса, а потом на распаханные поля. Одновременно горная речка набирает силу и превращается из бурлящего ручейка в довольно приличную спокойную реку метров 100 шириной.
С левой стороны видим обломки небольшого самолета, погоревшего и развалившегося на части. Делаем остановку. Обломки ненастоящие. Видимо, декорация какая-то. Встречаем по пути Donfoss camping, о котором читали в отчете других путешественников, и соглашаемся - очень живописное место на извилине каменистой речки, с симпатичной территорией у подножья гор. Эх, еще бы пару дней про запас... Проехав километров двадцать, снова тормозим - слева от дороги в очередном кемпинге хозяева устроили целую ретровыставку: около двадцати тракторов один древнее другого.
Отреставрированные "порше" и "бьюики" середины прошлого века, заботливо покрашенные и смазанные, выглядят торжественно и гордо. Судя по следам колес, подавляющее большинство умеет передвигаться своим ходом. Рядом ждет своей очереди на реставрацию еще около десятка машин.
Дальше набираем скорость и уже практически без остановок доезжаем до трассы Е6 и городка Отта (Otta), где в кемпинге нас поджидают друзья. Последний наш норвежский кемпинг ну совсем скромный и непримечательный, на обочине дороги и без удобств в домиках. Даже чуть обидно... Но искать другой в десятом часу вечера не осталось ни времени, ни желания. И в этот раз мы наконец-то вписались в лимит 300 крон без белья.
День седьмой: в аэропорт Осло через Лиллехаммер (Lillehammer)
250 километров
Утром выехали пораньше, чтобы была возможность несколько раз остановиться, спокойно покушать, посмотреть достопримечательности в Лиллехаммере (столице зимних Олимпийских игр 1994 года) и пройтись по магазинам. Столицу Осло исключили из маршрута. Трасса Е6 явно уступает по живописности второстепенным дорогам, да и ограничения скорости почти везде 50-70 км/ч, так как по дороге много населенных пунктов. Въехав в Лиллехаммер и закупив зачем-то кучу продуктов, поехали рассматривать город с высоты олимпийских трамплинов. Город стоит на берегу речки, под горой, на которой построены для олимпийских игр два трамплина: большой и маленький (120 и 90 метров вроде). Вот стоишь на вершине такого трамплина, и дух захватывает от одной мысли о том, что отсюда спортсмену нужно "нырять" вниз - туда, где машины кажутся маленькими букашками.
Рядом подъемник. Табличка с расценками на норвежском языке. Взрослые... Дети от 7 лет... Дети до 7 лет - бесплатно. Ни лыжных, ни санных спусков рядом с трамплинами не видно. Путеводители утверждают, что лыжи - это любимый вид спорта в Норвегии. Неужели настолько любимый, что детям до 7 лет дано право бесплатно прыгать с 90-метрового трамплина? Круто!!! В отдалении забор кемпинга, сделанный из сотен старых лыж разного цвета и калибра. Выпуска 1994 года (наверное, в те времена за перевесом в аэропортах тоже внимательно смотрели).
Второй пункт назначения - "архитектурный музей под открытым небом" Майхауген. По информации из интернета, это самый большой в Европе этнографический музей под открытым небом. Посмотрев на территорию из-за забора, решили не ходить, чтобы не утомить детей раньше времени. К тому же хотелось уже что-нибудь перекусить. В общем, достопримечательность променяли на еду.
В нашу уже знакомую гостиницу в районе аэропорта мы прибыли к 8 вечера. По прибытии попили кофе, вытряхнули из машин остатки печенья, огрызки яблок, недопитые йогурты и отогнали их в аэропорт. Теперь искали, как бы заехать на стоянку в то же самое место, откуда мы выехали. Если знать, то все казалось вполне очевидным. Навигатор есть, на дорогах висят указатели "прокатным машинам туда!!!", и вообще дорог там не так уж и много, чтобы ошибиться. Но приехали мы все равно с первой попытки не туда, а выехать и передислоцироваться стоило 40 минут и 55 крон с машины.
Отдельные полезные наблюдения
Пластиковая карточка нужна. Обязательно, если путешествие на машине. Не только чтобы взять ее напрокат, но и по мелочам (заправить машину, оплатить выезд со стоянки, проехать по платному тоннелю, оплатить услуги в аэропорту). Часто вообще не было видно места, где принимают наличные, либо на это требовалось дополнительное время. Также, по внутренним ощущениям, конвертация по валютной карте выгоднее, чем в "обменниках". Банки есть в аэропортах, на вокзалах и городах. Работают по графику. Курс отличатся от интербанка на 3-5%. Кроме того, берут комиссию (меняли 2 раза, комиссия была около 3%).
Норвежская кухня. Мы ее точно искали не в то время и не в том месте. С местами общественного питания вообще были явные проблемы. Их надо долго разыскивать. Причем результат не гарантирован. Рыбу если там и едят, то всячески это скрывают. Единственное рыбное блюдо, которое мы опознали в пунктах общественного питания, это обжаренный стейк из лосося со специями и отварным картофелем по цене от самолета. В супермаркетах продается немного "стандартной" мороженой рыбы, сельдь в рассоле (цены также зашкаливают, хотя уж чего, а селедки там должно быть навалом). Из консервов встретился только тунец. Все!!! В Москве в супермаркете рядом с домом рыбный ассортимент ощутимо богаче.
Кофе отвратительный. Чтобы это определить, совсем не надо быть ценителем этого напитка. Даже в тех редких местах, где есть кофе-машины. Так что хотите хорошего кофе - везите его с собой вместе с постельным бельем.
Страна действительно не совсем дешевая. А точнее - совсем не дешевая. Еще точнее - одна из самых дорогих в мире. Здесь путеводители чистую правду пишут. Однако... Туры в Норвегию на 6 дней и 5 ночей продаются в Москве по цене около 20 тысяч рублей (без учета дороги). Это еще и несколько экскурсий включает. Не очень понятно, чем там кормят за эти деньги и где размещают. Видимо, мы жили и питались в неправильных местах. Либо для групп там совсем другая жизнь.
В мае 2011 года в Москве появились рекламные щиты, приглашающие посетить Норвегию. Мы решили, что обязательно вернемся туда снова. На этот раз начнем свой маршрут от Бергена и будем двигаться вверх по побережью, переправляясь на паромах через фьорды, до Кристиансанна, а может быть и дальше на север. Да, и еще захватим с собой удочки!
18/07/2011