Страницы: 1
Нельзя сказать, что Палестинская автономия (я о Западном береге реки Иордан) - сильно труднодоступное место.
Насколько я понимаю, людей просто автобусами доставляют к базилике Рождества Христова в Вифлеем из Иерусалима, Тель-Авива и Шарм-эль-Шейха (но там, понятно, удочки не брать, из автобусов не выходить). С другой стороны, я слышал, что существуют гиды, которые возят на Западный берег. С третьей стороны, из подробных и толковых текстов и красивых отчетов понятно, что самостоятельные поездки в Палестину осуществимы и просты, но сопряжены с кучей мелких сложностей. Теория без практики мертва, так что я, прочитав про монастыри Иудейской пустыни, решил побывать на Западном берегу в лавре преподобного Саввы Освященного (Дейр-Мар-Саба, Mar Saba).
Машину в Шаббат я достал в аэропорту Бен Гурион (спасибо за совет друзьям). Документы на машину предупреждают, что перед визитом в Палестину надо проконсультироваться с армией (sic!). GPS-навигатор знает основные города и POI Западного берега (но НЕ деление территорий на зоны A, B и С!) и показывает предупреждение, что визит на Западный берег "может быть рискованным". Оба этих предупреждения надо проигнорировать. Карта автодорог, которую выдает прокат, деления территорий на зоны A, B и С тоже не показывает. Аккуратный путешественник должен озаботиться и достать такую карту где-то ещё. Возможно, на заправке.
Если кто не знает, вот так выглядят окрестности Иерусалима в сторону Иудейской пустыни: города и посёлки всегда на верхушках гор, а в оврагах и ущельях либо пустыри, либо свалки или дороги. Еврейские и арабские анклавы перемешаны как лоскутное одеяло. Еврейские поселения издали можно определить по красным черепичным крышам и забору вокруг.
А арабские - по минаретам и торчащим из крыш, как принято в арабских странах, арматуринам - заготовкам под новые этажи.
На местности граница между Палестинской автономией и остальной частью Израиля заметна не так хорошо: израильские КПП в направлении выезда на Западный берег (в нашем случае) никого не проверяли, никого не останавливали, капитальных конструкций на половине в "ту" сторону дороги не имели, и, если не смотреть на "встречку", заметны только по шипам на дороге (они прокалывают колёса, если ехать по "встречке" в сторону Израиля).
После израильского КПП, населённые арабские территории начинаются не сразу, но и без каких-то специальных знаков, явно отмечающих это.
Стоит неприметный знак, запрещающий передавать машины в Палестинскую автономию для ремонта или разбора(!), взрывным образом повышается количество мусора, и вдоль обочин появляются ничего не делающие мужчины.
Уже на территориях становится понятно, почему сюда нельзя отдавать для ремонта автомобили: разборки ворованных машин - бизнес громадного масштаба.
GPS-навигатор хоть и знает палестинские POI, но добраться до них не может: полное ощущение, что у него в памяти две независимые сети дорог - полноценная израильская и куце представленная арабская.
Мой конкретный навигатор не имел свежей информации о блокпостах и перекрытых дорогах. Я выбрал в GPS ближайшую к Мар-Сабе арабскую деревню, но доехать до неё по навигатору не смог: дорога упёрлась в бетонные блоки, которые перегораживали её в трех метрах от нужного перекрёстка; пришлось спрашивать местных об альтернативной дороге и долго крутиться вокруг.
Палестинские КПП встречаются уже внутри Западного берега, но их связь с зонами A, B и С ни на местности, ни по карте не очевидна. КПП бывают нескольких видов: капитальные, как у израильтян (с будками и шипами), и просто на перекрёстках, условно отмеченные флагами или бочками по бокам дороги. Визиты евреев в зону А запрещены, и на арабских КПП это хитро проверяют: не просто просят предъявить загранпаспорт, но и смотрят наличие штампа о въезде в Израиль (чтобы под видом иностранца не проехал еврей с двойным гражданством).
Без GPS, гида или неокартографии на территориях черт ногу сломит: подавляющее большинство перекрёстков даже главных дорог не отмечено никакими указателями.
Есть и отмеченные, но лучше бы не. Вот этот перекрёсток попил у меня много крови: на самом деле, Иерусалим тут направо, а не налево, как на знаках.
Любая напряженность между евреями и арабами начинается с гибели арабского ребёнка под колёсами машины какого-нибудь израильтянина. На месте выяснилось, что сбить арабского ребёнка проще, чем не сбить. Я сам чуть не стал причиной минимум 26 интифад: если пацаны, играющие в футбол на дороге, или девочки с куклами (там же) ещё как-то объяснимы, то зачем дети выходят, берутся за руки и становятся живой цепью перед машиной, едущей в городе по улице (не двору!) - выше моего понимания.
Лавра расположена на берегу ущелья библейской реки Кедрон.
Река бежит тут из Иерусалима к Мёртвому морю.
Вокруг - огненная геенна.
Это - Мар-Саба (Mar Saba). Для классического вида надо спуститься в долину Кедрона и забраться на противоположную сторону ущелья (это занимает где-то полчаса-час). Женщин в монастырь не пускают, но и не надо: лучший вид с другой стороны.
Вокруг монастыря на многие километры сотни, если не тысячи, пещер, в которых на пике расцвета монастыря жили монахи.
Вот тут некоторые приспособлены под парковку.
Арабский мир приводит меня в трепет каждой мелочью: вокруг монастыря почти неподвижно сидят мужчины и мальчики, часто не двигаясь десятками минут: кто просто на горе, а кто-то забирается как рак-отшельник, пятясь задом, в старую келью, так, что снаружи торчит одна голова.
По GPS-навигации от Иерусалима до монастыря можно добраться минут за 30.
Мар-Саба был основан в 483 году нашей эры. В период расцвета тут жили 5000 монахов, а сейчас в этом греческом православном монастыре их осталось 20.
Некоторые греки неплохо говорят по-русски.
30/05/2011
Страницы: 1