Чаепитие по-японски
В один из дней рано утром мы отправились на церемонию чаепития в сад Гесусёдзи.
Кроме нас никого в саду не было, и мы бродили там в абсолютной тишине.
Японцы очень уважают старину и ее признаки (мох, ржавчину и т.д.) и никогда не будут пытаться их скрыть или убрать.
Здесь царит невероятное умиротворение, хочется сесть на лавку и забыться.
Все Будды в шапочках - мило.
Однако в сад мы приехали не просто погулять, а познакомиться с традиционной японской чайной церемонией. Первоначально она появилась как одна из форм практики медитации монахов-буддистов и постепенно стала неотъемлемым элементом японской культуры.
Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что это произошло благодаря буддийским монахам, для которых чай был особенным напитком: его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, росло и потребление чая. В целом действие чайной церемонии представляет собой специально организованную встречу хозяина - чайного мастера - и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой и беседы, сопровождаемых питием чая. Действо проводится в чайном домике с садом, куда гости могут переместиться в процессе церемонии.
В саду в "естественном" порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику.
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа "ваби" - естественности и простоты. В этом строении не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося. Оно состоит из одной или нескольких комнат, в которые ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти можно лишь сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл - она заставляет любого, кто входит в домик, поклониться, независимо от его общественного положения.
В прошлом низкий вход делался еще и для того, чтобы самурай не мог войти в чайный домик с длинным мечом, и потому оружие приходилось оставлять снаружи. Это символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.
В соответствии с обычаями традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь приглашенные оставляют у порога. Гостей встречает хозяин или хозяйка дома. Самая важная часть церемонии - приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Весь процесс проходит в полном молчании. Чай засыпается в керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка. Содержимое чаши размешивается до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин готовит чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Непосредственно перед чаепитием подаются "омогаси" - сласти к чаю. Они предназначены не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна быть, в первую очередь, приятной для глаза, и лишь во вторую - насыщать.
Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно - по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя). Гость принимает чашу правой рукой и ставит её на левую ладонь. После первого глотка, чашу следует провернуть три раза против часовой стрелки, а затем допить остатки чая. Завершается процесс чаепития поднесением чаши к голове и поклоном.
Затем начинается беседа. Эта часть церемонии - отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах. Ответив на все вопросы гостей, хозяин с поклоном покидает домик, тем самым давая понять, что действо завершилось. Иногда церемония продолжается более 4 часов, но существует несколько различных сокращённых вариаций для ситуаций, когда проведение её в "классическом" варианте невозможно.
Мясо якинику
В этот же день мы обедали в ресторане, изюминка которого была в том, что мясо можно (и нужно) самостоятельно поджаривать прямо у себя за столом на горелке. Бывают заведения, где вместо горелок используются очень сильно раскаленные камни, на которых и предлагается готовить себе еду. Весь этот процесс и мясо, поджаренное таким образом, называется якинику.
Мы заняли столик, через некоторое время нам включили горелку и, чтобы не терять время, пока несут мясо, мы начали тренироваться, поджаривая овощи и всякую остальную "траву". Через несколько минут на столе появились несколько тарелок с сырым мясом. Сначала была (внимание!) мраморная говядина черных дайсенских коров, затем свинина и, если я правильно запомнил, телятина. Это был праздник живота, друзья! Кусочки поджариваются за считанные секунды, так как они очень тонко нарезаны. Вся прелесть в том, что ты сам выбираешь нужную степень обжарки, и, пока мясо лежит на горелке, появляется сумасшедший аппетит. Этот процесс очень затягивает: поджарил - съел, поджарил - съел. Мясо все приносили и приносили, горелка все горела и горела - я съел около килограмма, точно. Кстати, такой обед будет стоить примерно 1500 рублей. Покидая ресторан, я жалел, что нельзя забрать с собой горелку и пару килограмм мраморной говядины черных дайсенских коров.
07/03/2011