Собор Рождества Богородицы (Рождественский собор) Суздальского кремля - древнейшее здание в городе. Еще в XII веке на месте собора была воздвигнута церковь Успения Богородицы. В начале XIII века храм был перестроен, заново освящен и переименован из Успенского в Рождественский.
На территории Кремля также находится деревянная Никольская церковь, перенесенная из села Глотово Юрьев-Польского района, - самый первый экспонат суздальского Музея деревянного зодчества. Церковь знаменита тем, что при ее постройке применялись только деревянные гвозди.
За несколько минут от Кремля можно дойти до Посада - бывшей торгово-ремесленной части города. На территории Посада расположено множество небольших церквушек и Торговые ряды (Гостиный двор, XIX век).
С городских валов открываются потрясающей красоты виды на город.
Возвращались в гостиницу мы на закате, когда солнце садилось за горизонт и вычерчивало в розово-оранжевом небе черные силуэты куполов и колоколен. В это время суток тихий засыпающий Суздаль кажется удивительно хрупким, как тот сказочный городок в табакерке. Тронь его рукой, скажи слово громко - и закончится сказка...
На следующий день, не желая терять ни минуты времени, мы проснулись в 4 часа утра и пошли к Торговым рядам встречать рассвет. Ощущение, недоступное жителю крупного мегаполиса, - стоять босиком в траве, на которой еще не высохла прохладная роса, и наблюдать, как первые лучи солнца золотят купола церквей и прогоняют с реки утренний туман, смотреть и слушать, как просыпается маленький древний город.
Вместе с нами встречал рассвет добродушный дворовый пес. Он сопровождал нас всю дорогу, караулил наши вещи и галантно проводил до машины, за что был поглажен, напоен кефиром и сфотографирован на память.
До открытия Музея деревянного зодчества, куда мы так хотели попасть, оставалась еще пара часов, и мы поехали к Спасо-Евфимиеву монастырю, зная, что оттуда открываются красивейшие виды. Оказалось, не мы одни встали в такую рань. Несколько художников, спрятавшись под зонтиками от уже припекающего солнца, спешили запечатлеть быстро уходящий мягкий утренний свет.
Суздаль - город художников. В любом месте, откуда открывается красивый вид (а это здесь случается практически повсюду), вы обязательно встретите художника, который благоговейно и старательно переносит на холст окружающую его красоту. В этом удивительном городе в вечной борьбе "художники против фотографов" победили художники. По крайней мере, ни один фотограф нам так и не встретился.
Спасо-Евфимиев монастырь был основан в XIV веке. Первоначальные деревянные постройки монастыря сгорели во время польско-литовского нашествия. В XVII веке вокруг монастыря были возведены каменные крепостные стены протяженностью 1,2 км. Спасо-Преображенский собор, главный храм монастыря, считается одной из основных достопримечательностей Суздаля. На территории Спасо-Евфимиева монастыря, возле восточной стены собора, находится могила Дмитрия Михайловича Пожарского, русского полководца. Архитектурный ансамбль монастыря включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
У стен Спасо-Евфимиева монастыря, на берегу реки Каменки, идут съемки художественного фильма "Раскол" режиссера Николая Досталя о расколе Русской православной церкви в XVII веке. Рабочие заканчивают строить декорации.
Деревянные терема и избушки так удачно вписываются в окружающий пейзаж, что мы сначала даже и не подумали, что это декоративный городок.
Со смотровой площадки Спасо-Евфимиева монастыря открывается потрясающей красоты вид на "духовную тюрьму" опальных русских цариц и представительниц русской знати - Свято-Покровский женский монастырь.
Монахинями в Покровском монастыре могли стать только дворянки и боярыни, и становились ими далеко не всегда по своей воле.
26/07/2010