Армения в наших сердцах

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Гора Арагац

Последний целый день нашего путешествия мы посвятили Арагацу – самой высокой горе страны. Арагац находится километрах в 60 от столицы, и мы быстро доехали до нужного поворота. Здесь, на развилке дорог, стоят буквы армянского алфавита, высеченные из туфа – каждая почти в человеческий рост и украшена своим орнаментом, и выглядят они при этом не пафосно, а очень органично в этом суровом пейзаже. Поднимаемся выше, за стеклами туман, а снег уже покрывает всю дорогу и землю вокруг.

Суровый климат горы Арагац, Армения / Фото из Армении
    Суровый климат горы Арагац, Армения

У Карилич нас встречает настоящая зима, и мы с треккинговыми палками в руках начинаем наш пеший путь. Сначала идем по склону, но вскоре Тигран уводит нас на гребень. В тумане это более простой путь наверх, но нам, нетренированным, он все-таки дается с трудом. И насколько же в таких условиях становятся важны пара ободряющих слов и вовремя предложенная рука, на которую можно опереться!

Восхождение на гору Арагац, Армения / Фото из Армении
    Восхождение на гору Арагац, Армения

Видимость ограничена 30-40 шагами, и наша цель лежит где-то там в "молоке". Даже ближайшие склоны скрыты в тумане, и мы можем оценить только красоты, которые находятся практически под носом: снег и ветер поработали над валунами и превратили некоторые из них в удивительные "щетки". Идем медленно, часто останавливаемся, чтобы перевести дыхание, а последнюю сотню метров останавливаться приходится чуть ли не через каждые десять-пятнадцать шагов – настолько крутым становится склон.

Геодезический знак на Южной вершине горы Арагац / Фото из Армении
    Геодезический знак на Южной вершине горы Арагац

Еще немного, еще чуть-чуть... Ура, мы сделали это – мы на южной вершине, 3879 метров над уровнем моря! От сильного ветра, дующего здесь, снежная "борода" на геодезическом знаке и на памятном кресте застыла абсолютно горизонтально. Только что нам было жарко на подъеме, но здесь мы с благодарностью прячемся внутри периметра каменных стен, возведенных, по всей видимости, как раз для этих целей. Надолго мы не задержались – перекусили нехитрым сухпайком и побродили, рассматривая знаки и таблички вокруг. Холод погнал нас вниз. Только начали спуск, как небо неожиданно прояснилось, и всё, наконец, стало таким ярким!

Вершина горы Арагац - 3879 метров над уровнем моря / Фото из Армении
    Вершина горы Арагац - 3879 метров над уровнем моря

Мы приободрились, да и спускаться ведь веселее, чем ползти наверх, главное - пуще прежнего следить, куда и как ставить ногу. Прошли по своим следам часть гребня, но весь путь назад повторять не стали - спустились с гребня на склон. Здесь, на снежной целине, можно было и подурачиться. В итоге, обратно к озеру мы дошли за 2 часа, а на восхождение у нас ушло 3,5 часа. Что же касается высоты, представьте, что вы дважды поднялись пешком на обзорную площадку Останкинской башни. Перепад давления и испытанное напряжение немного давали о себе знать, и мы с удовольствием заглянули в гости на метеостанцию – расслабились в тепле и за горячим чаем.

Белоснежный склон Арагаца под синим небом / Фото из Армении
    Белоснежный склон Арагаца под синим небом

По дороге домой, где-то на полпути между озером и шоссе, Араик остановил машину, чтобы показать нам петроглифы – черных человечков и бегущих животных на красноватых валунах. В Армении можно ожидать встречу с тайнами древности за любым поворотом дороги. В тот вечер мы распрощались с Тиграном – возможно, до встречи на следующем велотуре, как знать!

Петроглифы - древние символы на валунах, Армения / Фото из Армении
    Петроглифы - древние символы на валунах, Армения

В воскресенье мы все-таки позволили себе выспаться, порадовавшись к тому же "лишнему" часу, очень кстати появившемуся в результате перевода на зимнее время. Оставалось упаковать вещи, сдать квартиру, и в третьем часу мы снова ехали с Араиком, на этот раз в аэропорт. Было жаль улетать, было грустно расставаться, но мы уже знали - мы еще вернемся!

Отдельная огромная благодарность Симе и Игорю! Ребята, без вас это путешествие не состоялось бы, а состоявшись, было бы совсем-совсем другим!