Дальше едем в сторону Зубовской губы. Дорога представляет из себя каменный триал. Иногда кажется, что проехать тут невозможно.
Крутые спуски и подъемы чередуются с весьма приличными лужами.
И вот мы у цели. Место впадения реки Пяйве в Зубовскую губу. Здесь нам предстоит найти древние петроглифы и сделать наконец дневку.
Замечательно отдохнули, наблюдали за оленями, собрали грибов, наловили форели...
Петроглифы хоть мы и обнаружили, но интереса они уже никакого не представляют. Почти всё уничтожено копотью костра. И опять надписи вандалов. А ведь их возраст больше, чем у египетских пирамид. Ну да ладно, пора в путь. Погода опять благоволит нам, и мы подъезжаем к реке Зубовке.
Говорят, здесь есть заветная яма, куда с моря заходит семга. Затонувшая баржа ей не мешает.
Настало время покидать полуостров. Снова дорога, дорога, дорога. Впереди поселение Большое Озерко - самое крупное в настоящее время на полуостровах.
На другом берегу показался хребет Муста-Тунтури. Осталось обогнуть залив, и мы будем прямо на линии фронта.
Снова перевал, только на этот раз мы едем по старой тыловой дороге немцев.
Какого же она качества! Здесь проедет легковушка! А ведь ей больше 60 лет.
Это край сейдов. Молчаливых и загадочных свидетелей войны.
Хребет Муста-Тунтури - это гранитные горы с крутыми уступами, поднимающимися у губы Волоковой до высоты 262 метра от уровня воды. Высота, которую Красная армия не могла отбить 3 года. Всё изрыто окопами, блиндажами, везде огневые точки. Фотографии ничего показать здесь не смогут, это надо видеть. Снизу шли наши солдаты наверх, им на голову сыпался свинец. Кто падал, кто поднимался дальше. Спрятаться негде. Они взяли эту высоту.
Уезжали мы из этих мест всё той же немецкой дорогой на Печенгу. Местами деревянные мосты сгнили, но нас уже было не удивить. Мы ехали домой. Впереди еще был сумасшедший брод возле Печенги, военные полигоны, плохая солярка и опять Мурманск. Но всего не опишешь и не покажешь - лучше увидеть это самому.
06/10/2008