Азиатский берег
Даже самые достойные путеводители, от которых ждешь подробнейших описаний и рассказов, достаточно скудно повествуют об азиатской части Стамбула. Мы оказались на другой части света случайно. Прогуливаясь, спустились от Топкапы-Сарая к Золотому Рогу и оказались около вокзала Серкеджи.
Возле вокзала стоит паровоз. Говорят, тот самый, который ходил во главе знаменитого поезда "Ориент-экспресс".
На другой стороне Золотого Рога показался район Бейоглу и возвышающаяся над ним Галатская башня. Но их мы оставили на потом.
С нашей же стороны Золотого Рога вся набережная была отведена под причалы. Мы подошли к одному из них. Прочитали на нем название Kadikoy. Смутно припомнили, что так называется район на азиатской части Стамбула. Заплатили 1,30 лиры за жетон – и поплыли.
На пароме много разных помещений. Это и внутренние залы, где можно скрыться от холода и ветра. И открытые палубы, на которых, наверное, особенно многолюдно в хорошую теплую погоду. И так полюбившееся нам кафе, где продают сладости и наливают чай. Если купить чай и донести до столика самому, то он стоит 1 лиру, если взять стакан с подноса у официанта, разносящего чай по кораблю, – 2 лиры.
Пытаясь сориентироваться, куда мы все-таки плывем, мы смотрели то в карты и путеводители, то по сторонам. Из того, что происходило за бортом, меня больше всего заинтересовали занятные черные птицы, название которых крутится на языке, но я его не помню. Но птицы классные!
Азиатский берег Стамбула отличается от европейского разительно. Жизнь людей здесь не заточена под туристов. Официанты в кафе и ресторанах запросто могут говорить только на турецком языке и никаком другом. Улицы здесь больше похожи на рынок, а в магазинах и лавках товары совсем не туристического толка.
Гуляя по жилым улочкам, постоянно натыкались на типичный стамбульский контраст: отреставрированные и отремонтированные дома укрепленными стенами подпирают сущие развалины. Подобную картину можно встретить и в других районах города, но рассыпающиеся деревянные дома я запомнила только здесь.
В общем, мы довольно быстро смирились с тем, что, благодаря полной пустоте в путеводителях, мы не понимаем, куда тут идти и чего делать, а интуиция молчала. И мы почти уже собрались плыть обратно, как я увидела маршрутку (местный "долмуш"), на которой написано Uskudar. Проблеск памяти напомнил, что Ускюдар также находится на азиатской стороне, а потому у нас есть шанс сесть в маршрутку (что тоже интересно!) и прокатиться до еще одного азиатского района. Что мы и сделали.
Проезд в "долмуше" стоит 90 курушей. В остальном – все как у нас: пассажиры ловят маршрутку там, где стоят, взмахом руки, и сходят там, где нужно – причем, обычно не предупреждая водителя, а просто открывая двери во время остановок на светофорах и в пробках. Так же поступили и мы: вылезли из маршрутки, оказавшись в новом для нас центре жизни.
Как и в Кадыкое, здесь тоже были сплошные развалины и многочисленные лавочки. Товары – самые разные: от дешевого трикотажа и дорогих сумок до свежей рыбы и морепродуктов, и бесконечных рядов с турецким золотом. Но чего мы точно не видели раньше – это бесчисленных свадебных платьев самых разных цветов, помещавшихся в витринах магазинов на вторых и третьих этажах.
Как начало темнеть и вечереть, стала портиться и погода. И мы заторопились на свою сторону Босфора.
Быстро нашли причал, окруженный каким-то невероятным количеством мечетей. И довольно быстро сели на паром, который за те же 1,30 лиры повез нас в Европу.
Неровная погода "спровоцировала" красивый закат над районом Султанахмет.
Темнело действительно на глазах, и к Галатскому мосту мы подплыли уже в темноте. Чуть выше, на горе, возвышается подсвеченная мечеть Сулеймания, которую мы так неудачно посетили накануне.
А от причала, со второй палубы парома, было невозможно не сфотографировать Новую мечеть, к которой, кстати, примыкает знаменитый крытый Египетский рынок.
11/02/2008