Далеко-далеко между Китаем и Индией в горах зажато маленькое буддийское монархическое королевство Бутан.
Живут в Бутане открытые и гостеприимные люди, любящие традиции и не любящие непальцев. Соблюдать традиции бутанцам помогает монарх (а то граждане давно бы все спились и скурились). Вот, например, национальный вид спорта — стрельба из лука. Повсюду площадки для стрельбы — длиной с футбольное поле, шириной с боулинг. Когда стрела попадает ровно в мишень (сто метров, не комар чихнул), команда поддержки лучника, наблюдающая за успехами, выбегает и исполняет танец с песней примерно следующего содержания: "Ой, ой, Петька натянул тетиву и попал прямо в мишень, мог бы и в самый центр попасть, но мы все и так гордимся результатом, так что Петька молодец".
Одеты многие бутанцы в национальные костюмы. Монарх заботится о сохранении культуры — можешь не носить полосатый или клетчатый плед, но тогда не попадешь на прием в ЖЭК или любое другое госучреждение. Телевидение, кстати, еще 10 лет назад было тут запрещено.
Во второй раз в жизни встретил оптический эффект под названием "гало" (первый раз — в Гренландии):
Везде много урн с надписями "не забудь обо мне" и "используй меня".
Так как к моменту приезда сюда я уже недели три не курил, не сразу заметил, что никто нигде не дымит, а на улицах нет бычков. Оказалось — монархия же — во всей стране пару лет назад запретили курить. Еще тут запрещены все религии, кроме буддизма.
Автомобильные номера режут из пленки и наклеивают кто просто на белый пластик, а кто на зеркальную пленку — для красоты. Шрифты на номерах довольно разнообразны — у кого чего было. Верхняя надпись выполнена бутанским письмом, которое ничем не отличается от тибетского.
Дорожные знаки рисуют руками.
И часто подписывают.
В принципе, в Бутане нет ничего своего, кроме культуры. Почти все вещи привозятся из Индии, даже национальная одежда, даже канализационные люки с надписью "свастика":
Все вывески в стране одинаковы — деревянные щиты с синим (реже — красным) полем и белым текстом. Хоть интернет-кафе, хоть ресторан, не важно. Никаких неоновых кока-кол на крышах, никаких пластмассовых телефонов размером с Годзиллу на улицах.
Почему-то считается, что в Бутан сложно попасть. До поездки я слышал о том, что тут чуть ли не квота в 600 иностранцев в год. Все это бред полный — бери да прилетай (туристов по счастью тут и правда мало). Единственное, что может помешать до сюда добраться — жадность. Многие предпочтут роль барбекью на Турецком берегу поездке в страну пряничных домиков.
18/06/2007