Все начиналось так. В один из обычных московских вечеров сидел я в своем удобном кресле перед монитором и лениво просматривал сводки новостей. Без этого необходимого моциона уж никак нельзя отправляться спать, а привычка – вторая натура. На сайте "Би-Би-Си" в глаза бросился заголовок на тему разрушения стены, разделяющей две части Кипра.
Эта новость заинтересовала, тем более что на острове я бывал проездом в самом конце 90-х, когда посещение турецкой части было сопряжено с массой ограничений и искусственно созданных неудобств для туриста. Теперь, исходя из этой и некоторых других статей на сайтах вроде Debka, Inosmi и других, речь шла чуть ли не о втором падении "Берлинской стены". Я, как человек, в силу своего малолетства на тот момент времени, не ставший свидетелем знаменитых Берлинских событий 1989 года, не мог упустить схожие события на Кипре!
А мы пойдем на север!
Именно так говаривал Табаки в "Маугли" Киплинга. Надо заметить, что греческий Кипр мало приспособлен для самостоятельных путешествий. Автобусное сообщение развито крайне слабо даже между основными городами, и уж совсем плохо с путешествиями на периферии.
Автостанция Никосии расположена в самом центре города, внутри городских стен, в нескольких минутах ходьбы от главного местного Арбата - улицы Ледра. Именно северное окончание этой улицы и стало источником потока газетных статей и публикаций о разрушении стены.
Те, кто бывали в Никосии в предыдущие годы, прекрасно помнят бетонную стену с окошечками, через которую люди опасливо взирали на нейтральную полосу, являющую собой обращенную в руины небольшую часть Старого города.
Сейчас эту стену снесли с большим апломбом и яркими речами на тему грядущего объединения острова. Но не прошло и пары дней, как на месте старой стены началось возведений новой.
Пока идут разговоры об открытии здесь еще одного пограничного перехода между турецкой и греческой частями Никосии, строители возводят новые заграждения.
Падение "Берлинской стены" по-кипрски явно не удалось. И это не может не огорчать.
Действующий переход расположен в западной части Старого города, примерно в километре от автостанции, поблизости от крепостных стен, рядом с изящным зданием бывшего отеля Ledra Palace.
Собственно, и сам переход носит то же название. Да, многое изменилось со времени моего первого посещения Кипра. Уже нет того дотошного и подозрительного изучения ваших документов греческими полицейскими на выезде и расспросов на тему целей поездки на Север. Нет таможенных проверок с отбиранием у туристов вещей, купленных на турецкой части, причем изымались не только сувениры, но и даже пара яблок, недоеденная шоварма и так далее.
Сейчас все проще. Никаких амбарных книг и дотошных расспросов. На греческой стороне вообще никаких проверок, мы даже не вынимали паспорта. Потом несколько сот метров через нейтральную полосу, что между стенами Старого города и брошенными домами. Далее – шлагбаум и синий щит "Turkish republic of North Cyprus". Здесь заполняются листочки бумаги, куда вписываются данные паспорта, и ставятся штампы о въезде и выезде. И здесь, неожиданно для самого себя, я снова делаю поступок, последствия которого могут быть непредсказуемыми. Я попросил поставить мне въездные печати в паспорт, а не на листок – на память.
Турецкий пограничник чуть удивленно на меня взглянул, улыбнулся и поставил аккуратный красный штампик "K.K.T.C Ledra Palas". Собственно говоря, если есть на свете не только нумизматы и филателисты, но даже собиратели телефонных карточек и винных бутылок, то почему бы не быть коллекционерам печатей и виз?
Наш план на последующие три дня был прост – путешествовать в порядке приоритетов. Иными словами, вначале в Фамагусту, потом в Кирению и напоследок оставить турецкую часть Никосии.
16/04/2007