При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями.
Если повернуть с аллеи вправо, то можно попасть на ферму, похожую на богатые хозяйства XVI века.
Сейчас, конечно, это просто туристический объект, где наивным туристам продают молодые вина, которые можно купить в супермаркетах Парижа раза так в два-три дешевле. :)
Шенонсо называют le Chateau des Dames – Дамским замком. Этому названию он обязан длинной череде своих блестящих владелиц.
Вообще-то первоначально замок задумывался как родовое гнездо семьи Бойе. Этот род в XVI веке не мог похвастать длинным рядом дворянских предков. Однако получивший дворянский титул и разбогатевший на королевской службе Том Бойе решил, как сказали бы сейчас, на базе старой средневековой крепости, ранее принадлежащей обедневшему овернскому семейству Марк, и стоящей рядом мельницы построить свой замок в стиле Возрождения – светлый и удобный для жилья, а не для обороны.
В те годы атрибутом всякого древнего рода являлась главная башня замка – донжон.
Уже тогда замки многократно перестраивались, практически полностью меняя свой облик, а доказательством древности являлся именно донжон, с которого в средневековье и начиналось возведение практически всякой цитадели. Предприимчивый Том Бойе решил превратить в свой "древний родовой" донжон соответствующим образом достроенное здание мельницы.
Именно мельница и является главной башней замка Шенонсо. На дубовой двери одного из покоев замка до сих пор можно прочитать вырезанный девиз Тома Бойе: "Если он вырастет, меня вспомнят". "Он" – это, конечно же, сам замок. Однако тяжело больной Том Бойе не смог достроить замок, это за него сделала его жена – Екатерина Брисоне – первая дама Шенонсо.
Второй дамой стала Диана де Пуатье – любовница короля Генриха II, хорошо известная по романам Александра Дюма. Как известно, Дюма-отец был не только романистом, но еще и изрядным сказочником, без тени стыда искажавшим историю в угоду сюжетным линиям своих книг. В частности, между Дианой де Пуатье, официальной любовницей короля, и королевой Екатериной Медичи не было особой неприязни. Екатерина мудро рассудила, что лучше умная фаворитка, которая мало интересуется властью и к тому же старше короля без малого на 20 лет, чем молодая и алчная соперница. Это, конечно, не означает, что у Генриха II не было интрижек на стороне и от жены, и от официальной фаворитки, но никакого заметного следа в истории они не оставили.
Диана де Пуатье стала достраивать Шенонсо и обустраивать прилегающую территорию по своему вкусу. Однако свой окончательный вид замок принял несколько позже. После гибели Генриха II Диану дипломатично изгоняют из замка. Екатерине Медичи давно уже нравился Шенонсо, и она пусть и относительно тактично, но, "вспомнив" некие давние долги, отняла замок у Дианы де Пуатье, дав ей взамен расположенный неподалеку замок Шомон (Chateau de Chaumont). Уже при Екатерине была достроена галерея, ведущая на другой берег реки Шер, над галереей появились жилые комнаты и залы, а неподалеку от замка, рядом с так называемым парком Дианы, был разбит парк, получивший имя Екатерины. Итак, третьей дамой Шенонсо, как нетрудно догадаться, стала Екатерина Медичи.
Четвертой и последней яркой дамой в истории замка была фаворитка другого французского короля, Генриха IV Наваррского (Henri IV), - Габриэлла д'Эстре. Есть основания предполагать, что Габриэлла вполне могла бы стать королевой Франции, если бы ее не отравили придворные, недовольные таким выбором Генриха IV. Впрочем, веских доказательств того, что фаворитка была отравлена, нет. История, как известно, часто базируется на косвенных свидетельствах и предположениях... На фотографии видна часть сохранившегося интерьера так называемой спальни Пяти королев. Эта зала была названа так в честь двух дочерей и трех невесток Екатерины Медичи.
Это мрачное помещение – спальня королевы Луизы Лотарингской. После убийства ее мужа Генриха III в 1589 году монахом Жаком Клеманом (что было сделано в отместку за санкционированное королем убийство герцога де Гиза), вдова удалилась в замок Шенонсо, где и провела остаток жизни в трауре и молитвах в добровольном заточении до самой своей смерти в 1601 году. Согласно королевскому этикету траура, Луиза Лотарингская все это время носила только белые одежды, за что ее и прозвали Белой королевой. По прямым ее указаниям комната была отделана в траурно-благочестивой манере, то есть так мрачно, что даже странно, как Белая королева ухитрилась прожить в этом помещении целых 11 лет... На тканевых обоях можно видеть очень интересный символ – перевернутый рог изобилия, из которого текут слезы, что означало безмерную скорбь.
10/06/2007