Еще одна достопримечательность Казанского кремля – мечеть Кул-Шариф. Это, как в Москве – храм Василия Блаженного. Только, в отличие от московского храма, Кул-Шариф – новодел: мечеть построили к 1000-летию Казани, которое отмечали в 2005 году. Внутри мечети очень светло и спокойно. В центре установлен макет строения, выполненный из серебра. Посетителям разрешают подняться на верхнюю площадку, откуда можно подробно рассмотреть многоцветные витражи и оценить все великолепие храма. Кстати, предупреждение дамам: если вы собираетесь посещать мечети, захватите с собой платок (иначе вам выдадут "общественный", что, согласитесь, не очень гигиенично) и наденьте блузку или джемпер с длинным рукавом.
И не поленитесь прогуляться сюда вечером: Казань вообще невероятно красива при искусственном освещении, а Кремль смотрится просто великолепно. У меня была возможность снять его только с одной точки, откуда видна мечеть Кул-Шариф, а самый потрясающий вид открывается с моста через реку.
Любопытно, что при разработке проекта строительства мечети в Кремле, авторы остановились на так называемой "турецкой" традиции.
Дело в том, что татарская мечеть по архитектуре не имеет ничего общего с традиционной мусульманской мечетью. Объясняется это просто: вплоть до XVIII века татарам запрещалось строить свои храмы, поэтому они возводили молельные дома без минаретов, больше похожие на бытовые городские постройки. Азимовская мечеть, одна из самых красивых в Казани – пример типичного татарского молельного дома.
Разрешение на строительство мечетей татары получили только в XVIII веке. Во время визита в город Екатерины II они обратились к императрице с этой просьбой и получили согласие. Вскоре – в конце 1760-х годов – была построена первая каменная мечеть Марджани.
Но вернемся в Кремль. При выходе из Кул-Шариф вы попадаете на так называемый Пушечный двор. В XVII веке здесь был построен комплекс зданий, предназначенных для ремонта оружия – отсюда и название.
Главное здание комплекса перестроили в XVIII веке, превратив его в памятник архитектуры в стиле петербургского барокко. Слева от главного корпуса сохранился кузнечный цех – строение из красного кирпича.
Помимо мечети Кул-Шариф к новоделам относится и памятник зодчим Казанского кремля, проект которого был создан в 2001 году. Скульптурную композицию называют также "Минин и Пожарский".
В бывший Ханский, а ныне Президентский дворец туристов, разумеется, не пускают, но охотно рассказывают об архитектурном великолепии этого строения, роскошном оформлении и необыкновенной красоты фонтанах, которые включают в честь приезда высоких гостей. Нам же остается любоваться зданием из-за ограды, которая, впрочем, тоже весьма красива.
Разумеется, Казанский кремль расположен над рекой, вид на которую открывается от Благовещенского собора.
Мой друг, приехав в Казань, был одержим идеей искупаться здесь в Волге. Завершив прогулку по Кремлю, он вышел на берег, не долго думая, разделся и прыгнул в воду. Закончив водные процедуры, он выбрался на сушу и обнаружил стоящих поодаль местных жителей, наблюдавших за ним с большим интересом. "Мелковата у вас Волга", - обратился друг к собравшимся, дабы прервать молчание. И услышал в ответ: "А это не Волга, это Казанка". История эта к тому, что если кто-то захочет искупаться в Волге, то лучше делать это за дамбой в паре километров от Кремля – там уж точно течет Волга. А Кремль, действительно, стоит на берегу Казанки, которая, к слову сказать, не так уж и "мелковата".
Чем еще гордятся казанцы, так это своим метро, построенным к 1000-летию города. Казанский метрополитен насчитывает всего пять станций. Вообще-то, предполагалось, что их будет десять, но как показали результаты опроса, только половина жителей города выступила в поддержку строительства, поэтому было решено построить половину метро.
Зато местная подземка чистая, ухоженная, оборудованная даже WC, не то что в московском метро, где "грязь, бомжи кругом и вообще черт-те что творится – по телеку показывают", как высказался милиционер, который на станции Тукая собирался забрать меня в отделение милиции. Имея всего час свободного времени, я, два раза щелкнув фотоаппаратом, умудрилась нарушить местный закон, запрещающий любые виды съемки в метро. Имейте в виду, штраф за это удовольствие – 500 рублей. Общительный милиционер даже с гордостью показал, где у них на станции расположены камеры слежения. Так что, уважаемые папарацци, шансов у вас никаких.
01/10/2007