Крна Гора – прекрасная, дружелюбная, очень красивая страна

Страницы: 1 2

Монастырь Острог

В Острог мы все-таки съездили, на частном микроавтобусе глубоко верующего черногорца, который предлагал эту услугу на 2 евро дешевле, чем в остальных туристических компаниях.

Монастырь Острог, Крестовоздвиженская церковь / Фото из Черногории
    Монастырь Острог, Крестовоздвиженская церковь
    Монастырь Острог, церковь Вознесения Богородицы / Фото из Черногории
    Монастырь Острог, церковь Вознесения Богородицы
    Церковь Св. Троицы / Фото из Черногории
    Церковь Св. Троицы
    Панорама Острога / Фото из Черногории
    Панорама Острога

В общем и целом, делать в Остроге, конечно, нечего. Но я питаю известную слабость ко всяким дырам в горах, поэтому пропустить монастырь, встроенный в отвесную скалу на высоте почти тысячу метров над уровнем моря, я не могла.

Скадарское озеро

Поплавали мы и по Скадарскому озеру. Говорят, самое большое на Балканах. Моя спутница где-то вычитала, что его называют самым большим болотом в Европе.

Кувшинки и лотосы на Скадарском озере / Фото из Черногории
    Кувшинки и лотосы на Скадарском озере
    Болотистая часть Скадара / Фото из Черногории
    Болотистая часть Скадара
    Панорама Скадарского озера / Фото из Черногории
    Панорама Скадарского озера
    Черные горы / Фото из Черногории
    Черные горы

"Болото" – это, конечно, перебор, но в любом случае, там очень красиво – и на самом озере, и в его "болотистой" части. Последняя просто изобилует всевозможной живностью, обитающей на кувшинках, лотосах и в тростниках.

Виноградная лоза / Фото из Черногории
    Виноградная лоза
    Цветок граната / Фото из Черногории
    Цветок граната
    Инжир / Фото из Черногории
    Инжир
    Бабочки размером с пол-ладони / Фото из Черногории
    Бабочки размером с пол-ладони

А на небольшом клочке земли, где нас ненадолго высадили, мы увидели деревья граната, инжира, лайма и винограда. А на коре одного из самых больших деревьев мы насчитали одного червяка длиной сантиметров 40, пару мухообразных сантиметров по 5 в длину, стрекозу и около двадцати бабочек, размах крыльев каждой – вполовину человеческой ладони.

Древняя церковь на Скадарском озере / Фото из Черногории
    Древняя церковь на Скадарском озере
    Монастырь на Скадаре / Фото из Черногории
    Монастырь на Скадаре

В общем, я, наконец, поняла, что имеется в виду под словосочетанием "национальный парк".

Свети-Стефан

Святого Стефана мы тоже посмотрели. Со стороны. Платить за вход 7 евро мы посчитали излишеством. Зато на пляже около него вид очень живописный.

Остров-музей: Свети-Стефан / Фото из Черногории
    Остров-музей: Свети-Стефан
    Пляж возле Святого Стефана / Фото из Черногории
    Пляж возле Святого Стефана
    Монастырь на вершине горы / Фото из Черногории
    Монастырь на вершине горы
    Оливки / Фото из Черногории
    Оливки

Галька местами похожа на крупный песок. А из бара на набережной можно попросить принести коктейль или фруктовый салат прямо к вам на лежак.

Серфстанция в Улцине

Город Улцинь находился в 70 км к югу от нашей Будвы: свет не ближний, но и не смертельно далеко. Примерно неделю мы пытались заставить одну тетку воплотить в жизнь обещанную морскую прогулку на пароходике из Будвы в Улцинь и обратно за 20 евро. В итоге мы плюнули и в последний наш полный день в Черногории поехали туда на автобусе. Зачем такое рвение? Ну, во-первых, Старый город был разрекламирован как место невиданной красоты. Во-вторых, там были обещаны турецкие мечети. В-третьих, Улцинь – начало широко разрекламированного черногорского 14-километрового песчаного пляжа. В-четвертых, в Улцине, в отеле "Отрант", недавно открылась первая российская серфстанция в Черногории, и там были обещаны идеальные условия для катания и обучения. Наконец, просто хотелось удовлетворить свой инстинкт путешественника - самостоятельной покупкой билетов на местные автобусы, попыткой разобраться в расписании и необходимостью сориентироваться в незнакомой местности нас уже давно не испугать. В общем, мы туда поехали.

70 км черногорских пейзажей – это позитивно при любом раскладе. К тому же по дороге мы получили представление о том, на что похожи города Петровац, Сутоморе и Бар. В Петроваце совершенно очаровательная бухточка, но городок мелкий. А Бар показался мне вполне подходящим для пляжного отдыха.

Высадившись на автобусной станции Улциня, нам пришлось напрячь мозг: едва ли не единственный изданный в нашей стране путеводитель решил почему-то, что без карты Улциня российские туристы обойдутся. Тем не менее автобусная станция находилась на пустыре, откуда не было видно ни гор, ни моря, ни Старого города, ни мечетей, ни вообще каких-либо притягательных ориентиров. Мы пошли прямо по дороге и нашли около десятка туристических агентств (неслыханное изобилие!), но ни в одном нам не смогли ни предложить карты Улциня, ни внятно объяснить, как добраться до пляжа: полный ахтунг! Лишь кто-то посоветовал нам идти прямо до светофора и там ловить мини-автобусное такси.

От бессилия мы присели перекусить в одном из ресторанчиков, и там с нами соседствовали туристы из Германии, с любопытством изучавшие свой путеводитель. Отдельной карты Улциня не было и там, но, по крайней мере, из очень подробной карты Черногории стало понятно, что Улцинь состоит из двух частей, разделенных высокой горой. Одна часть: маленькая бухточка с Мала-Плажа, Старым городом и центром местной жизни. Вторая часть - Велика-Плажа (те самые 14 километров песка). В какой именно части находились в тот момент мы, я так и не поняла, но мы решили, что раз мы приехали ради того самого пляжа, то туда мы и будем выбираться. В общем, мы все-таки нашли мини-автобусное такси, жутко похожее на египетские маршрутки. За 80 центов нас пообещали доставить до Велика-Плажа. И мы встали в пробку: массы людей двигались в сторону моря. Тогда мне казалось, что нам повезло, потому что сразу же, как только мы выехали за территорию городских поселений и завидели море, показалось здание отеля "Отрант": мы обрадовались, что далеко ехать не пришлось, и выскочили из автобуса.

Чем ближе мы подходили к морю, тем шире становились наши глаза. Перед нами живьем предстала экологическая катастрофа, весьма пригодная для создания фильма ужасов уровня мирового блокбастера. Людей на пляже было столько, что с той стороны, откуда мы на него вышли, не было видно ни зонтиков, ни лежаков, ни моря: рой людей, тысячи и миллионы, стояли, лежали, ходили и играли на – о да, действительно! – песчаном пляже удивительного серо-черного цвета. Сжавшись, мы кое-как протиснулись к кромке воды. Как и было обещано в рекламной кампании серфстанции: условия для катания и обучения идеальные – то есть очень долго мелко. Пройти 50 метров – и все еще по колено. Чтобы стало по пояс, надо пройти еще столько же. Но было тяжело себе представить даже то, как здесь можно пронести парус и доску от станции до моря, не то что научиться кататься! Людей было столько, что в этой взвеси песка и ила они не купались, а копошились – напоминало возню головастиков в луже. Только людей было ооооочень-оооочень много. Отель "Отрант" был лишь первым в этом ряду. Мы попытались вглядеться в горизонт, но вид не предоставлял простора оптимизму: все говорило о том, что все 14 километров обещанного рая сейчас превратились во что-то жуткое и страшное.

В общем, на улциньских песках мы так и не полежали, и в море не покупались. Зашли на серфстанцию, посмотрели, что ничего особенного она из себя не представляет: висят пять парусов, лежат пять досок. Еще несколько были видны в море на горизонте. В общем, если там и можно кататься, то в апреле и в октябре, когда нет пляжников. Ну, или выходить в море в 6 утра. А мы на этом развернулись на 180 градусов и проторенной дорожкой двинулись на автовокзал, чтобы успеть застать солнышко в Будве. Лишь в автобусе на обратном пути мы поняли, что в состоянии шока от увиденного мы даже не подумали еще за 80 центов уехать на Мала-Плажа, чтобы посмотреть старый город, пофотографировать мечети и, вообще, увидеть, как выглядит цивилизованный Улцинь.

Песчаный пляж в Улцине / Фото из Черногории
    Песчаный пляж в Улцине

Житье-бытье, часть 2

Немаловажный вопрос общения с местным населением решился на удивление просто. Бытует мнение, что с черногорцами надо разговаривать по-сербски или, в крайнем случае, по-английски. Не верьте. Общаться на английском языке подавляющее большинство отказывается, однако это не повод паниковать. Очень многие вполне сносно говорят по-русски и делают это с охотой. Наконец, если два человека хотят понять друг друга, то русский и сербский языки это позволяют, даже если каждый говорит на своем родном. При этом сам сербский язык на русский слух очень смешной. Например, лежаки по-ихнему – "лежальки". Автомобиль – "возила". Но наша самая любимая фраза – "возня скутера" – означает езду на скутере.

Доска объявлений на пляже / Фото из Черногории
    Доска объявлений на пляже

Мы насладились черногорской эстрадой и черногорским телевидением сполна. Описывать словами это очень сложно. Но достаточно сказать, что о рингтонах любимых песен, закачиваемых с помощью смсок, там даже и не слышали. И если для нас Евровидение – это оплот безвкусия и убожества, то можно смело говорить о том, что любой самый слабый номер на Евровидении мог бы быть на вершине черногорского шоу-бизнеса. А местное телевидение по качеству уступает даже учебным телепередачам на московскому журфаке МГУ. В общем, все бы ничего, но когда вспоминаешь, что эти люди на днях отделились от Сербии и теперь метят в Евросоюз, становится очень смешно. Хотя, может быть, по экономическим показателям у них все в полном порядке – вполне в это верю.

Короче, в Черногории побывать нужно. Конечно, если вы не возлагаете на свой отдых каких-то супернадежд в плане суперсервиса и всего супер-супер. В Черногории все совсем не супер-супер, кроме моря и природы. Но там просто очень мило, очень все по-простому, очень дружелюбно и очень-очень красиво. В общем, я действительно отдохнула.

Уже вернувшись в Москву, я все думала, как бы подытожить свое мнение о стране и об отдыхе. И пока что могу сказать так: все очень понравилось, все очень красиво, но вряд ли я захочу туда вернуться в ближайшие лет пять-семь. Просто потому, что осталось ощущение, что я там увидела почти все, что нужно было увидеть, и теперь если и ехать туда отдыхать, то только для того, чтобы ежедневно курсировать между местом проживания и пляжем с регулярным заходом на рынок, а я такой отдых не люблю.

Фотографии: Мария Пузанкова, Лина Кузмичева
    Мария Пузанкова
    30/10/2006

Страницы: 1 2

Новости из Черногории

07.03.24 FlyOne начнет совершать рейсы из Еревана в Тиват
    21.07.23 Pegasus начал летать из Стамбула в Подгорицу
    26.10.21 Куда поехать в ноябре 2021
    22.08.21 Черногория вводит ограничения на въезд, но делает это максимально гуманно