Страницы: 1
Тот самый Эфес, с которым связано так много древнегреческих легенд и мифов и где стоял тот самый храм Артемиды, сожженный Геростратом, сегодня находится на территории Турции, рядом с городом Сельчук, примерно посередине между городами Измир и Кушадасы. Много веков минуло с тех пор, как древние греки ушли из этих мест. Однако те туристы, которые совершат путешествие в Эфес, не пожалеют ни о потраченных деньгах, ни о времени. То, что сохранилось и предстает взору современного человека, действительно поражает воображение масштабностью работ и искусством исполнения.
Та часть Эфеса, которая уже откопана из-под временных наслоений, обнесена забором и является музеем под открытым небом. У музея два входа: верхний и нижний. Так как территория действительно огромная, то гулять проще по той дороге, которая идет сверху вниз.
Верхняя часть Эфеса начинается с хорошо сохранившихся стен, которые ученые называют банями Вариус. У их подножия был найден Калдариум – часть здания, куда поступала горячая вода. Коридор длиной около 40 метров покрыт мозаикой, которая местами весьма неплохо сохранилась. Чуть поодаль, слева от входа, стоял Водяной дворец. Хорошо сохранились элементы керамических труб, которые в древние века были частью водопровода.
Здесь же рядом находится государственная Агора (площадь для народных собраний) и базилика, которая начинается от величественной колоннады, общая длина которой около 165 метров. Предположительно, в этом месте жители Эфеса занимались коммерческими делами.
Позади базилики находится малый театр Одеон. 22 ряда гранитных ступенек могли разместить около полутора тысяч зрителей и до сих пор неплохо сохранились. С верхних рядов открывается великолепный вид на бани Вариус, базилику и муниципалитет Пританеон, где некогда заседал парламент Эфеса. Над раскопками Пританеона археологи работали очень долго и в результате обнаружили красивейшие колонны и плиты, скульптуру Дианы, очаг для вечного священного огня. Найденные там же три скульптуры Артемиды ныне выставлены в Эфесском музее.
Дальше от муниципалитета путь туриста лежит к храму Домитьяна и мавзолею Меммиуса. Последний украшен хорошо сохранившимися рельефными рисунками. Под храмом Домитьяна археологи нашли источник воды. Здесь же, судя по рисунку на одном из гранитных камней, некогда располагалась эфесская аптека.
Ворота Геракла, скульптурная группа которых хорошо сохранилась до наших дней, является верхней точкой проспекта Куретлер - одного из самых величественных сооружений во всем Эфесе. Эта длинная улица была украшена фонтанами, статуями, галереями, колоннами, монументами и мозаикой. Развалины колонн и скульптур, а также всевозможные элементы украшений до сих пор можно увидеть на своих местах. Так что не сложно представить себе, насколько великолепно все это выглядело примерно 20 веков назад.
Одна из наиболее интересных достопримечательностей на проспекте Куретлер - фонтан Трояна, который находится у подножия горы Панаир. Это был двухъярусный источник воды общей высотой 12 метров и длиной около 20 метров. Некогда фонтан украшали скульптуры Венеры, Сатира, Диониса и членов семьи императора Трояна (некоторые из них сейчас выставлены в Эфесском музее).
Нижняя часть проспекта Куретлер изобилует интересными местами для посещений. Среди них можно выделить храм Хадриан, за которым скрываются развалины старых домов и женская баня Скаластикия, где когда-то бил горячий источник.
Особый интерес у туристов вызывают развалины бывшего публичного дома и совершенно восхитительного общественного туалета, который представляет собой небольшие отверстия в длинной мраморной лавке, под которой когда-то текла проточная вода. В центре туалетной комнаты стоял величественный фонтан. Так что посетители туалетов могли пообщаться друг с другом, обсудить государственные дела и насладиться красотами фонтана. Кстати, этот туалет был первым платным общественным туалетом в истории. И именно отсюда пошло выражение "деньги не пахнут".
Самое заметное место во всем Эфесе – библиотека Цельсуса, двухъярусный фасад которой украшен колоннами и статуями и хорошо передает былое великолепие этого здания. Женские фигуры олицетворяют Добродетель, Правосудие, Судьбу и др. К главному входу ведет 9-ступенчетая лестница. В конце сохранившегося коридора находится саркофаг, в котором был похоронен Цельсус. Саркофаг украшен рельефными портретами Ники, Эроса и Медузы Горгоны.
Справа от библиотеки стоят ворота Мазеуса и Митридата. Это – имена рабов, которых отпустил на свободу император Август. Верхняя часть ворот украшена надписями на латинском и греческом языках, которые в древности были выполнены золотом. За воротами скрывается городская Агора.
Мраморный проспект идет от площади возле библиотеки до потрясающих размеров Большого театра. Вдоль улицы стоят величественные колонны. Примерно посередине на полу можно разглядеть самую древнюю рекламу: отпечаток ноги, схематичное изображение сердца и лицо женщины говорят о том, что по этой дороге можно прямиком попасть в публичный дом. Нога здесь нарисована не просто так – все, чья ступня оказывалась меньше нарисованной, считались слишком юными для подобных развлечений.
Большой театр, построенный во II веке до н.э., действительно поражает воображение. По самым приблизительным подсчетам его своды могут вместить до 25 тысяч зрителей. Великолепная акустика сохранилась здесь до сих пор: гида, стоящего на сцене, хорошо слышно как на самых верхних ярусах, так и за пределами зрительного зала.
Чем дальше от центра Эфеса, тем меньше сохранившихся или раскопанных археологами зданий и площадей. Некогда центральная Агора сейчас представляет собой лужайку с грудой камней. Там, где заканчивается Мраморный проспект, начинаются еще два: проспект Стадиум уходит в небольшой пролесок и ведет к развалинам Стадиона, а проспект Лиман - к портовым воротам и баням.
25/12/2006
Страницы: 1