Страницы: 1
Что я знала о Вене, когда собралась туда поехать? Что Вена - это столица Австрии, а в прошлом - главный город огромной и помпезной Австро-Венгерской империи. Листая путеводители, рассматривая фотографии, читая отзывы, я везде обнаруживала эти остатки "имперского": прямизна улиц, монументальность строений, масштаб площадей… Видимо, из духа противоречия я поехала искать свою Вену - без дворцов и конных статуй и даже без Венской оперы.
Мы прилетели в Вену затемно, поэтому единственное, что мы увидели первым вечером - отель. Венский "Интерконтиненталь" нас не разочаровал: атмосфера респектабельной роскоши чувствовалась сразу, но все ее тонкости мы оценили, увидев номер. Мы знали, что он двухместный, а он вдобавок оказался двухкомнатным. Спальня, гостиная, ванная комната… А это что за дверь? Маленькая дверь из прихожей вела в гардеробную комнату - с двумя стеллажами-полками-вешалками вдоль стен, с зеркалом в полный рост и гладильной доской с утюгом. Оценив такое чудо уюта, мы завалились на необъятную мягчайшую постель и отрубились.
Первое, что мы увидели, проснувшись и вывесив головы в окно, - цветущий парк прямо под отелем и готические шпили слева по горизонту.
"Интерконтиненталь" очень удобно расположен: в семи минутах ходьбы от самого-самого центра и прямо напротив Shtadpark (городской парк). В парке находится одноименная станция метро - несовременная, открытая, больше похожая на станцию маленького европейского городка (помните фильм "Безымянная звезда"? "Ученицам старших и особенно младших классов… дизель-электропоезд…" Вот что-то такое).
Метро - на мой взгляд, самый удобный способ передвижения по Вене. Есть еще, конечно, трамваи, которые ходят по Рингу (Ринг - это аналог нашего Бульварного кольца). Но все, что внутри Ринга, приятнее обходить пешком, а если лень или ноги уже устали, пожалуйста - Karlsplatz, Herrengasse, Stephanplatz - основные достопримечательности центра города умещаются в треугольнике этих станций метро. Метро (U-Bahn) легко найти по букве U, в нем всего пять линий и очень короткие перегоны.
Но это всё мы выяснили позже, а сначала отправились на автобусную обзорную экскурсию. Обзорная экскурсия в первый день - лучший способ понять, что ты будешь потом смотреть в подробностях, а что спокойно обойдешь стороной. Микроавтобус на 7 пассажиров собрал русскоязычных туристов из трех отелей. Водитель, он же гид - бывший киевлянин, с неформальным задушевным подходом и с готовностью помочь соотечественникам "сверх оплаченной программы" (нам, кстати, пришлось этой помощью воспользоваться: гид помог нам найти вечером дежурную аптеку - и попросил в качестве оплаты за услуги кружку пива).
Шенбрунн
Первая остановка автобуса была возле дворца Шенбрунн. Летняя резиденция австрийских императоров - большое желтое здание, построенное в начале 18 века - не вызывала желания заглянуть внутрь, но гид безапелляционно сказал: покупаем билеты (8 евро). Из 1141 комнаты дворца к обзору предлагалось сорок, мы покорно надели наушники с "экскурсоводом". Те, кто были в Вене, предупреждали, что на фоне нашего Петродворца австрийские замки выглядят скромно. Это правда: судя по интерьерам Шенбрунна, династия Габсбургов жила очень аскетично. Интересно было рассматривать только личные предметы Франца Иосифа и императрицы Сиси - любимицы австрияков, женщины гордого ума и широкого кругозора, которую часто называют первой австрийской феминисткой. Так что, если у вас нет желания топтать ногами анфилады дворца, можно погулять по примыкающему к нему регулярному парку и посмотреть старейший в Европе зоопарк в стиле барокко.
Butterfly house
Еще в Москве я точно знала: по крайней мере, в одно место в Вене я пойду обязательно: в дворцовом комплексе Хофбурк в Шметтерлинк-Хаусе есть пальмовый павильон, а в нем - Butterfly House - Музей живых бабочек.
Воображение рисовало такую картину: я вхожу и со всех сторон меня облепляют тучи разнообразных бабочек - ярких, крупных. Реальность немного разочаровала: бабочек было мало, их приходилось выискивать в жарком и влажном зале, имитирующем джунгли. Особенно мне хотелось рассмотреть поближе ярко-голубую перламутровую с черной оборочкой Blue Morpho. Напрасно я за ней гонялась - она всё время от меня ускользала. Тогда я сменила тактику: села на скамейку под раскидистым деревом и замерла. Что вы думаете? Через некоторое время эта бабочка прилетела, распахнула крылья и дала себя сфотографировать.
Музеи и Моцарт
Чтобы увидеть главные художественные сокровища Вены, мы отправились в Альбертину. Albertina - музей, основанный в 1776 как частная коллекция герцога Альберта, обещал показать одну из богатейших графических коллекций в мире. Рисунки Рафаэля, Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Шиле… Тут нам не повезло: большая часть пространства отдана под экспозицию, посвященную юбилею Моцарта. Мы посмотрели ноты Моцарта, костюмы Моцарта, личные вещи Моцарта, устройство театра во времена Моцарта. А Дюрера, Климта и Шиле получили в сувенирной лавке в виде открыток.
Вообще 250-летие Моцарта празднуется широко и без пиетета. Моцарт не только смотрит на вас с многочисленных плакатов и разноцветных конфет - он улыбается шоколадной улыбкой с витрин кондитерской и карикатурно пляшет под свою дуду на афише мюзикла. Фильмы о Моцарте, многочисленные концерты, постановка опер - и, конечно, множество сувениров с изображением кумира.
Чучело крокодила в характерном парике в одном из залов музея - еще одна ипостась Вольфганга Амадея. Австрияки шутят над своим кумиром, и в этом проявляется их любовь - ведь любовь не признает пьедесталов, надутых щек и прочих формальностей.
Хундертвассер
Еще один показатель того, что если венцам и был свойствен когда-то имперский пафос, то теперь они с ним безболезненно расстались - творения Хундертвассера. Фриденсрайха Хундертвассера (без подготовки не выговоришь) часто называют "лубочным Гауди". Его дома тоже похожи на деформированные пряники в разноцветной глазури. Снаружи здания кричат сумасшедшинкой: яркие кривобокие прямоугольники слепляются на манер конструктора, на крышах растут деревья. А внутри все серьезно: все жилые и противопожарные нормы соблюдены. Мы посмотрели Венский дом искусства, посетили знаменитый декорированный Хундертвассером туалет и даже съездили на городскую окраину поглазеть на еще одно дело рук Хундертвассера - мусороперерабатывающий завод, который венцы называют "золотой задницей Вены".
А в субботу, с утра, чтобы не сбавлять оборотов знакомства с неформальной Веной, мы отправились на рынок Накшмарт.
Рынок Накшмарт
На рынок Накшмарт хорошо бы прийти к шести утра, к открытию. Естественно, мы проспали почти до обеда и ходили по рядам в плотном людском потоке. Рыба, овощи, специи, вино, изготовленное вручную мыло… На каждом свободном пятачке рынка работали уличные кафе - и ни одно не пустовало: народ пил пиво и подставлял лица солнцу. Шум, гогот, запах жареной колбасы…
Мы попали в самую гущу жизни. Рядом с продовольственным находится блошиный рынок (Flohmarkt). Смотреть на продавцов и покупателей там еще интересней, чем на товары. Покупать что-либо побрезговали - сделали несколько фоток и побрели куда глаза глядят. Вот тут-то мы и наткнулись на Сецессион.
Сецессион
Взгляд упал на золотой купол, который сами венцы фамильярно называют "капустой". Сецессион - здание рубежа 19 и 20 веков, памятник модерна, детище художника Густава Климта и его единомышленников. Солнце насквозь прошивало лучами ажурный золотой шар, и мы просто не смогли пройти мимо. Витые лестницы, изящные портики и билет за шесть евро настроили меня на изысканный лад. Я приготовилась "внимать возвышенному", распахнула дверь… и оказалась в огромном совершенно пустом белом зале с колоннами. "А король-то голый", подумала я, кляня себя за невнимательность. Наверняка снаружи висит афиша со словами-маячками "концептуальное, актуальное, объекты, инсталляция". Стало меркантильно жалко шесть евро. Я мысленно сочувствовала другим редким посетителям и тут обнаружила за колоннами "объекты": пару станков, ножную швейную машинку, пианино с ручкой как у шарманки, ударную установку и большой стробоскоп.
"Глупее глупого ходить вокруг и с умным видом их разглядывать", - подумала я. В конце концов, инсталляция - это творчество здесь и сейчас, да или нет? Объекты подтверждали мои мысли: приглядевшись, я обнаружила рядом с каждым шнур с микрофоном. О! И я дернула за ручку станка - зал отозвался звонким контральто. Запела швейная машинка, заскрипела шарманка, посетители одобрительно хмыкнули и включились в игру, пространство громыхало на все лады, а я еще добавила барабаны. Служитель был невозмутим, и только когда я случайно выдернула ногой шнур от усилителя, и тот утробно ойкнул, он неодобрительно покачал головой.
Оторвавшись в "пространстве инсталляций", спустились в цокольный этаж. Настроение изменилось: строгий белый зал с "оборкой Климта" (по всему периметру под потолком расположился "Бетховенский фриз" - иллюстрация тем "Девятой симфонии" Бетховена) диктовал тишину.
Впечатлила экспозиция современной художницы Майи Вукоя - такие кричащие, но осмысленные выплески подсознания.
Парки
На другие формы подсознания мы набрели в парке Фрейда: там находится невообразимо запутанная абстрактная скульптура. Напротив парка стоит очень выразительная готическая Вотиф-Кирхе - правда, она частично на реставрации. Венские парки - это отдельная тема поездки. Парки Бурггартен и Фольксгартен в дворцовом комплексе Хофбург. Штадпарк - прямо перед отелем. И огромный парк Пратер с аттракционами.
Все очень чистые и благоустроенные - цветущие, очень красивые, с огромным количеством чистых аккуратных скамеек.
Но все равно все вальяжно лежат на траве - кто на подстилках, кто прямо так. Вписавшись в местный ритм, мы тоже при любой возможности вливались в эти массовые лежбища под теплым солнцем. Они стали лейтмотивом нашей венской поездки.
Собор Святого Стефана, или Штефансдом
Так получалось, что, гуляя по центру пешком, мы как магнитом притягивались к одним и тем же местам - и совсем не замечали те, которые были в двух шагах от привычной тропы. Поэтому, когда в последний день мы "случайно" набрели на собор Святого Стефана - мы были убиты: ведь он все время был рядом - через пару улиц, за спиной, за поворотом - но мы его не видели. Готический, монументальный, со всех сторон разный - наверное, потому, что за почти тысячу лет своего существования (строительство началось в 1137 году!) много раз разрушался и достраивался. Поэтому мозаичная крыша южной стороны так непохожа на западный портал с "языческими башнями" (при их строительстве использовали камень из разобранных римских построек). Мы полюбовались витражами собора, а потом решили подняться пешком на Южную колокольню. Улыбчивый кассир подмигнул нам и продал детские билеты.
Мы залезли по старой стертой узкой винтовой лестнице на самую верхотуру - и разочаровались: тесная комнатка, маленькие зарешеченные окошки, куча туристов, торговля сувенирами - и никакой смотровой площадки. Но сам процесс подъема (343 ступеньки!) - он чего-то стоил.
Спустились по той же лестнице, пропуская многочисленную итальянскую группу, уселись с пивом на площади перед собором. Смотрели на ряженых: Пьеро, Смерть и статуя Свободы за небольшую денежку давали с собой фотографироваться. Я, щелкнув, положила 50 центов в коробку Смерти. И тут Смерть наклонилась ко мне и спросила по-русски: "Стра-а-ашно?" "Нет, - говорю, - не страшно".
- Ты русская? А я поляк.
- Вот те на. И давно ты здесь Смертью работаешь?
- Три года.
Поговорили, как хорошо работать Смертью летом и как холодно приходится зимой. На том и распрощались.
Шопинг
Итак, мы не доехали до Музея Фрейда, не побывали в Бельведере, проигнорировали Дом музыки, обошли стороной Чумную колонну, миновали оперу. Но зато мы со всех сторон осмотрели махину собора Сан-Стефано и поднялись на его высоченную колокольню, поставили свечки в празднично-слоеной Греко-Православной церкви, удивились терракотовой простоте фасада церкви Ордена Капуцинов, позагорали на лавочке у внушительно-мрачной церкви Ордена Миноритов, увидели василиска на фасаде Schonlatengasse, 7, восхитились знаменитым Майоликовым домом в стиле модерн, усмехнулись всем творениям Хундертвассера, а в воскресенье, наконец, собрались пуститься во все тяжкие шопинга.
Приехав на Мария Хифельштрассе - улицу, которая на два километра заполнена магазинами, - мы поняли, какую большую ошибку совершили. Я не могла поверить своим глазам: все магазины были закрыты. Я вспомнила, что в Москве меня предупреждали, что по воскресеньям магазины в Вене не работают, но, видимо, мозг отказывался принять такой невообразимый факт. В этот же день мы улетали вечерним рейсом. Большинство отделов в Duty Free тоже не работали. Мы торопливо оплачивали шоколадных Моцартов и косметику, а менеджер уже опускал жалюзи на единственном открытом магазинчике. Поэтому, если вы хотите что-нибудь привезти из Вены - не рассчитывайте на Duty Free.
Вечером, перед самым отъездом, мы опять оказались на площади, перед собором Святого Стефана. Нас привлекла толпа и звуки духового оркестра. Оказывается, выступления музыкантов из Зальцбурга были только началом. За ними последовали: индийская танцовщица, филиппинское этническое действо и невообразимое представление с песнями и там-тамами, в котором, казалось, приняла участие вся местная африканская диаспора. Мы так и не поняли, что это было. Но это было удачным завершением поездки, поставившим яркий финальный штрих в моем представлении о Вене. Такой я ее и запомню - мягкой, уютной и на первый взгляд почти провинциальной. Легкой, с чувством юмора и чуждой предрассудков - с другой стороны. Пожалуй, я не стала бы здесь жить. Но окунуться в этот неоднозначный мягкий и очень человечный ритм после невротической суматохи мегаполиса было очень приятно.
18/09/2006
Страницы: 1