Двадцать дней по Азии

Страницы: 1 2 3

День четвертый

В этот день мы покидали Чиан-Кон в Таиланде и переправлялись на лодке через Меконг в Лаос, в деревню Хуай-Сай. По прибытии в Лаос и прохождении границы нам было необходимо поменять доллары на местную валюту – кипы.

В банке при обмене денег вспомнил бывшую советскую действительность – предъявление паспорта, заполнение кучи бумаг и очередь в кассу. После обмена 50 долларов почувствовал себя миллионером с бумажником, не влезающим в карман – 1 доллар равняется примерно 10000 кип.

Буддистский храм в Чиан-Коне / Фото из Лаоса
    Буддистский храм в Чиан-Коне
    Меконг. Пограничный пункт Лаоса / Фото из Лаоса
    Меконг. Пограничный пункт Лаоса
    Лаос. Город Хуай-Сай / Фото из Лаоса
    Лаос. Город Хуай-Сай
    Деревня народности Мон / Фото из Лаоса
    Деревня народности Мон

После этого мы отправились обедать – пробовать лаосскую кухню и лаосский язык. Лаосский язык в какой-то мере похож на тайский – лаосцы понимают тайцев. Но тайцы не понимают лаосцев. В лаосском языке тонов еще больше – их шесть! Основные фразы по-лаосски: здравствуйте – сабаай дии, спасибо – коп чай (большое спасибо – коп чай лай-лай), извините – ко тот. Лаосская кухня так же сильно похожа на тайскую, вот только перца они туда кладут еще больше. А еще в Лаосе производится самая лучшая в ЮВА и одна из самых лучших в мире марок светлого пива – Биа Лао. И это пиво действительно выше всяких похвал.

Во второй половине дня мы поехали в деревню народности Мон – одной из народностей, проживающей на территории Лаоса. Мы закупились подарками для детей из этой деревни (карандаши, тетради, футбольный мяч) и отправились туда по лаосским дорогам (которые можно назвать дорогами только в сухой сезон и только условно). Приехав в деревню, мы поняли, что все мужчины деревни, включая старосту, с которым мы и собирались встретиться, работают в поле и непонятно, когда вернутся.

Поэтому, оставив подарки, отведав местного угощения (включая местный самогон, очень неплохой, кстати) и пообщавшись немножко с деревенскими женщинами и детьми, мы поехали обратно в город.

Деревнский дом / Фото из Лаоса
    Деревнский дом
    Хуай-Сай. Центр города / Фото из Лаоса
    Хуай-Сай. Центр города
    Закат над Меконгом / Фото из Лаоса
    Закат над Меконгом

Потом мы наблюдали закат солнца над Меконгом с крыши нашего отеля, а потом я решил перед ужином принять душ и выйти в Интернет. Однако во всем городе на полтора часа планово отключили электричество, и потому я пошел в сумерках гулять по городу. Гуляя, я поднялся на холм к храму Ват Чом Као Манилат. Побродив вокруг, я услышал, что внутри начинается служба, и решил посидеть в уголке и посмотреть. Я вошел и сел около двери за спинами монахов. Монахи, присутствующие на службе, очень удивились, увидев иностранца, тихо посовещались и, подвинувшись, пригласили меня сесть рядом с ними. Сидя в одном ряду с монахами, я чувствовал себя в какой-то мере причастным к их культуре и традициям. К счастью, я знал, как себя вести, чтобы оправдать доверие монахов…

Позже вечером, после того как все-таки удалось принять душ и выйти в Интернет, мы поехали ужинать в тот самый ресторан, который не давал нам спать своей музыкой, пока мы были на другом берегу, в Таиланде. В ресторане были караоке и дискотека. После ужина мы неожиданно оказались вовлечены в лаосскую дискотеку, так как отказываться было невежливо. Лаосская дискотека – это не западная дискотека. На западе на дискотеке каждый делает, что может. В Лаосе на дискотеке каждой песне соответствует свой собственный танец, исполняемый всеми танцующими синхронно в круге или рядами. Когда мы это осознали, то уже отдавили не один десяток ног, став посмешищем для всей дискотеки.

День пятый

Сегодня мы покинули Хуай-Сай и на "медленной" лодке отправились вниз по течению Меконга в Луанг-Прабанг. Весь путь, с двумя остановками для проверки речной полицией, занял 11 часов (с 7 утра до 6 вечера).

Восход над Меконгом / Фото из Лаоса
    Восход над Меконгом
    Деревня народностей Лао / Фото из Лаоса
    Деревня народностей Лао
    Один из зубов Меконга / Фото из Лаоса
    Один из зубов Меконга
    Берег Меконга / Фото из Лаоса
    Берег Меконга

Отплыли мы в 7 утра. Было промозгло холодно, где-то +15 и ветер (кто говорит, что в ЮВА не бывает зимы?). Над Меконгом стоял такой густой туман, что после получаса плаванья капитан лодки принял решение остановиться и подождать, пока туман рассеется (фарватер Меконга очень сложный – очень много подводных скал). Мы пристали к берегу и решили осмотреть окрестности. На вершине берега мы обнаружили деревню народа Лао. Деревенские жители только недавно проснулись, разжигали огонь, чтобы варить утренний рис, и с интересом наблюдали за странными белыми людьми, обвешанными фотоаппаратами, которые появились со стороны реки. Мы со всеми вежливо поздоровались и наш тур-лидер, который бегло говорил по-тайски, через локального гида затеял светскую беседу. Мы пока грелись у костра и фотографировали.

Через час туман рассеялся, и мы поплыли дальше. Во время дальнейшего плавания мы во множестве наблюдали прибрежные деревни, рыбаков, буйволов и, в несколько меньшем количестве, слонов. Во время плавания, лично меня очень впечатлили "зубы" Меконга – острые скалы, разбросанные по всей реке, где-то скрывающиеся под водой, а где-то выступающие над водой на три-четыре метра.

Слон за работой - разгрузка бревен / Фото из Лаоса
    Слон за работой - разгрузка бревен
    Буйвол, отдыхающий в реке / Фото из Лаоса
    Буйвол, отдыхающий в реке
    Вид с реки / Фото из Лаоса
    Вид с реки
    Закат / Фото из Лаоса
    Закат

Очень впечатляюще выглядели огромные бревна, лежащие на вершине таких трехметровых скал. Их туда принесло течением реки. Сразу становилось понятно, насколько поднимается уровень воды в Меконге в дождливый сезон.

Так же очень впечатляли водовороты. Самый крупный, который я видел, был больше двух метров в диаметре, и вода уходила воронкой на глубину около 30 сантиметров. Такой, пожалуй, и буйвола утянет. Понятно, почему мы не видели ни одного человека, пытающегося пересечь Меконг вплавь.

Уже приближаясь к Луанг-Прабангу, мы сделали остановку в пещерном буддийском храме на одном из утесов. А потом был очень красивый закат на Меконге. Короче, в этот день я побил собственный рекорд по количеству сделанных фотографий – более 500!

В Луанг-Прабанге мы поселились в недавно построенную гостиницу высшей категории, мне лично напоминающую Дом колхозника десять лет назад. Я жил в VIP номере. Было ощущение, что последними в ванной были те строители, что ее отделывали – настолько там было пыльно. Свет в ванной зажигался "по произнесении фамилии" - совершенно непредсказуемо, вторая дверь в номере (которая не запиралась изнутри, но зато запиралась снаружи) вела в конференц-зал (как позже выяснилось, тоже "принадлежащий" мне), а на стене висела инструкция на лаосском и совершенно жутком английском языках, обещающая всяческие кары за наличие посетителей в номере после 10 часов вечера и за кражу гостиничных подушек и полотенец. После всего этого, Лаос мне до боли напомнил новую казахскую столицу Астану (она же Акмола) в период становления там нами их молодой государственности.

День шестой

Следующие три дня мы провели в Луанг-Прабанге – древней столице северо-лаосского государства, наиболее хорошо сохранившемся древнем городе Лаоса, признанного Юнеско мировым культурным достоянием. В этот день у нас был ранний подъем – мы пошли смотреть на монахов, собирающих утреннее подаяние.

Церемония сбора монахами утреннего подаяния / Фото из Лаоса
    Церемония сбора монахами утреннего подаяния
    Продуктовый рынок / Фото из Лаоса
    Продуктовый рынок
    Стоянка такси / Фото из Лаоса
    Стоянка такси
    Ткачиха за работой / Фото из Лаоса
    Ткачиха за работой
    Девушка в национальном костюме / Фото из Лаоса
    Девушка в национальном костюме

Это – целая церемония со своим ритуалом и своими правилами. А после этого мы прогулялись по утреннему рынку, где попробовали кофе по-лаосски – самый великолепный кофе, который я пил в своей жизни! Надо отметить, что на продуктовом рынке в ЮВА можно купить практически все – в ЮВА едят все, даже то, что с виду абсолютно несъедобно. На рынке было полно птиц самых разных размеров и расцветок, жареных морских свинок, лягушек и крыс, свежевыловленных гигантских головастиков. Активистам общества защиты животных на подобных рынках появляться не рекомендуется – многие животные продаются там еще живыми (для свежести), но обращаются с ними как с уже мертвыми (все равно им быть съеденными). Например, купив живую морскую свинку на завтрак, покупатель может ее часами носить с собой вниз головой, держа за петлю, привязанную к задней лапе. Пребывая в Камбодже (смотри ниже) я был свидетелем транспортировки поросят на рынок для продажи. Порядка 20 поросят запихивают в продолговатую овальную клеть, где-то полтора метра в длину и сантиметров 50 в диаметре, при этом плотно утрамбовывая. Потом эту клеть закидывают на мотоцикл. Из клети со всех сторон торчат ноги и пятаки. Поросята лежат в три слоя, подпрыгивая на ухабах. Подозреваю, что после получаса такой езды у большинства из них, особенно в нижнем ряду, уже частично переломаны ноги и ребра. Наблюдая это, хочется всем борцам за права бройлерных цыплят посоветовать съездить в ЮВА – возможно, там они найдут более достойное применение своим силам.

После завтрака у нас была культурная программа, в которую входило посещение бывшего королевского дворца со знаменитым "поворачивающимся" портретом последнего короля (у портрета "поворачивается" голова и левая нога в зависимости от того, с какой стороны на него смотреть) и старейшего храма Луан-Прабана – вата Сиен-Тон. В этом храме, в одном из павильонов стоит литая статуэтка Будды, использующаяся для гадания "на счастье" - если гадающий, сидя на коленях перед этой статуэткой может ее оторвать от земли двумя руками и поднять над головой, то ему будет счастье в этой жизни, если нет – то нет. Я попробовал. Статуэтка оказалась очень тяжелой. Результат – счастье мне будет, но за него придется побороться! (Местный гид рассказал, что некоторые из посетителей иногда поднимают эту статуэтку одной рукой без видимого усилия.)

После обеда мы посетили так называемую "деревню ткачей" - одну из деревень, которой государство оказывает поддержку в развитии традиционных ремесел (в данном случае – ткачества). Там нам быстро продемонстрировали, как ткутся традиционные лаосские шарфы, которые можно было приобрести прямо на месте, на импровизированном рынке. Наконец-то я смог закупиться подарками жене!

Надо отметить, что торговаться на рынке – это обязательное условие, часть культуры ЮВА. Вот только надо это делать не так, как в "арабских" странах! В отличие от "арабов", считающих торговлю на рынке национальным видом спорта и могущими торговаться за пару "копеек" часами, люди в ЮВА не видят торговлю "с пеной у рта" целью своей жизни. Главное – получение удовольствия от торговли, как продавцом, так и покупателем. Если же вы проявляете раздражение, нетерпение, агрессивность в торговле, то это считается "потерей лица" и с вами просто никто не будет иметь дело. Цены в ЮВА (а особенно в Лаосе и Камбодже) на сувениры просто смешные, особенно для европейцев и американцев, и потому люди, в пылу торговли забывающие, что они фактически торгуются за сумму в 5-10 пенсов (ну или 10-20 центов) и теряющие при этом "лицо" просто выглядят смешно и глупо. Изначальная цена для туриста всегда завышена, иногда в 3-4 раза. Поэтому ее всегда надо пытаться сбить, процентов на 25-50. Но не больше! Потому, что даже завышенная в 2 раза цена – это обычно всего несколько долларов. И, выторговав через полчаса у продавца еще скидку в доллар, вы рискуете потерять "лицо", нового друга и просто хорошее настроение.

Главное – улыбка и получение удовольствия от процесса. Наш тур-лидер рассказал нам об интересном приеме при торговле, который всегда дает очень положительный в моральном плане результат. Когда вы поняли, что достигнута цена, которая удовлетворяет и вас, и продавца (например 5 долларов), можно при желании (но ни в коем случае не агрессивно и не переставая улыбаться) попробовать сбить цену еще, проверяя как далеко пойдет продавец (не забывайте, что эти люди живут этим, и то, что для вас - всего лишь лишний доллар, для них – это ужин для всей семьи). И после того, как вам удалось сбить цену по-максимуму (предположим до 2-х долларов), взять и заплатить 5 – то, что вы были готовы заплатить с самого начала! Поверьте мне, реакция продавца и его окружающих стоят этих 3-х долларов! Я это проверял сам!

Закат с холма Пу Си / Фото из Лаоса
    Закат с холма Пу Си
    Ват Сиет Тон - старейший храм в Луанг-Прабанге / Фото из Лаоса
    Ват Сиет Тон - старейший храм в Луанг-Прабанге
    Фрагмент буддистского храма / Фото из Лаоса
    Фрагмент буддистского храма
    На территории буддистского храма / Фото из Лаоса
    На территории буддистского храма

После возвращения из деревни ткачей мы отправились на холм Пу-Си – самую высокую точку в Луанг-Прабанге – смотреть закат. Вид с холма на долину и реку были великолепными, а вот сам закат особо посмотреть не удалось – слишком много было желающих.

После ужина я пошел на ночной базар еще за подарками жене. Когда я в очередной раз использовал тот самый трюк с переплатой, о котором говорил выше, то женщина-продавец, смеясь, стала громко рассказывать об этом своим знакомым из ряда напротив, показывая на меня. А те рассказывали своим знакомым. В итоге, когда я шел обратно, весь рынок как один улыбался и здоровался со мной. А окружающие туристы не могли понять, в чем дело.

Александр Хлеманов
    06/02/2006

Страницы: 1 2 3

Новости из Лаоса

30.11.23 В Лаосе начали принимать карты "Мир"
    08.03.23 Вьетнам станет доступнее для туристов из Приморья
    08.05.22 Лаос снова принимает туристов
    22.05.18 В Лаосе открылся роскошный отель
    11.12.17 Лаос окончательно стал безвизовым для россиян
    26.12.15 Визовая политика стран: итоги 2015 года
    09.03.14 В Москве пройдет выставка, посвященная Лаосу
    28.01.13 Лаос хочет привлекать больше российских туристов
    20.11.12 Таиланд и Камбоджа создали "общую визу"