На следующее утро нас разбудил шелест листьев и пение птиц. Я забыл сказать, что окна здесь не имеют стекол, и в ночное время занавешиваются циновками. Солнце, как всегда, встало в 5.40. Оно быстро поднялось в розовой дымке тумана. Небо было безоблачным. Воздух приятно охлаждал - ночью температура опустилась до 20 градусов.
После завтрака мы вышли в 7.30. Сразу за кампонгом тропа круто пошла вверх. Стив сказал, что этот подъем для нас будет единственным на сегодняшнем маршруте. Карты у нас нет (если не считать мою 15-километровку). Говорят, что на Борнео вообще нет хороших карт. Объясняется это сложным рельефом и непроходимыми джунглями.
На гребне холма растет невысокий бамбук, который на языке племени дусун называется кобонг-кобонг. Вообще, на Борнео растет 36 видов бамбука. Племя кадазан это растение называется бамбу. Из него плетут корзины и делают музыкальный инструмент сомпотон; строят мосты и дома. Бамбук заготавливают только в определенное время, когда на ночном небе нет луны или когда месяц только нарождается. Это время называется рондон. Если бамбук срезали в другое время, то в суеверных целях его промывают в мутных водах реки. В одной деревни я видел, как один мужик играл на бамбуковой боковой флейте. Все бы ничего, если бы она в флейту не дула …. носом! А объясняется все просто. Местные охотники только недавно перешли на огнестрельное оружие. А раньше они использовали духовые трубки - сумпитан, из которых плевались бамбуковыми отравленными дротиками. Для того, что бы охотник мог стрелять на большие расстояния, ему необходимо было развивать легкие, например, с помощью носовой флейты!
Неожиданно мы встретили местного дождевого червя, длиной 70 см! Следующая живность, которая ползла по тропе, была огромная самка жука-трилобита. Жук получил свое название из-за своей личинки, у которая имеет защитные пластины, похожие на панцирь доисторических трилобитов. Самка жука-трилобита сохраняет форму личинки, и ее красный панцирь состоит из 12 сегментов.
На привале нужда завела меня в кусты. Здесь я завяз среди тонких побегов пальмы ротанг, чьи острые крючки-колючки вцепились в мое тело. Пока я освобождался, три пиявки безошибочно засекли мою повышенную температуру, и незаметно присосались к ногам. Они вводят в ранку какую то анестезию, после чего укус совершенно не чувствуется. Пиявки вводят в кровь специальное вещество – герудин, от чего кровь перестает свертываться. Местные мужики из племени кадазан приспособились с помощью пиявок ловить рыбу. Для этого они вырубают длинный побег ротанга, и на одну из его колючек нацепляют пиявку. Пиявка извивается, и рыбе кажется, что это червяк. Пока она разберется в своей ошибке, пиявка успеет присосаться к своей жертве.
Как известно, Малайзия является крупнейшим экспортером мебели, которую плетут из ротанга. Что же такое ротанг? Это лиана из семейства пальм, кора которой покрыта колючками. Крестьяне-кадазанцы срезают 10-метровые куски ротанга, снимают колючую кожицу, и сворачивают эластичную сердцевину в моток. 100 мотков ротанга можно продать за 60 рингит (450 руб.) Больше всего ценится ротанговая пальма, растущая в горах. Она растет на открытом месте как дерево (а не как лиана), и ее листья достигают в длину 5 м.
Мы с удовольствием спустились в долину р. Папар. Небольшой приток переходим по бамбуковому мосту. Тропа обходит заросли бамбука. Эта тропическая трава растет пучком, высота которого достигает 20-25 м.
По пути нам попалось дерево, на коре которого было небольшое, размером с наперсток сооружение из глины. Стив рассказал, что этот "наперсток" слепила пилюльная оса. Эти черно-желтые насекомые рыщут среди сухой листвы в поисках небольших паучков. Обнаружив жертву, оса вводит в нее парализующий яд, после чего паук отключается, и его переносят на ствол дерева. Здесь оса облепляет свою жертву глиной, и прикрепляет полученный "наперсток" к стволу. В конце хищница откладывает в "наперсток" яйцо, после чего запечатывает отверстие. Из яйца рождается личинка, которая питается живой "консервой".
Мы переходим через широкую р. Папар. На левом берегу начинается кампонг Буайан. Тропа идет по краю ладанг. Ладанг – это поле, на котором выращивают горный рис сорта пада. Это сорт "сухого" риса. Он не нуждается в залитых водой полях, и требует меньшего ухода, чем равнинный "влажный" рис сава. Обычно одно поле засеивают несколько семей. Перед посадкой риса, люди из племени кадазан, проводят небольшой ритуал. Для получения хорошего урожая они стараются ублажить духа бамбарайон. Для этого в начале поля втыкается небольшая рогатина, в развилку которой вкладывается 7 стеблей риса и небольшой узелок из черной материи. Внутри узелка находится щепоть земли, несколько семян риса и куски керамики. Керамика напоминает о тех временах, когда предков хоронили в больших глиняных горшках – пусака.
По краю рисового поля кадазанцы обычно сажают тапиоку, кукурузу и огурцы. За полем мы подходим ко второму висячему мосту, и переходим на правый берег. Здесь мы останавливаемся в гостевом домике.
Искупавшись и развесив на солнце постиранную одежду, я пошел осматривать кампонг. Дорог здесь нет, поэтому нет и улиц. Место для каждого дома выбрано произвольно. Естественно, нет никаких заборов.
В кампонге со мной произошел забавный случай. Я ненароком забрел в чужой сад и встретил там хозяина. Здороваюсь с мужиком, а он меня спрашивает: "кэлапа"? Кто его знает, чего он хочет? Я, на всякий случай, говорю: "нет". Тогда он с улыбкой спрашивает: "Кака на?" Думаю, зачем мне какая-то "кака", и трясу головой: мол "нет, не надо". Тут мужик совсем оживился и поднимает здоровый кол. "Ну, - думаю – все, сейчас он меня за эту "каку" бить будет. А мужик ка-а-ак треснет по пальме, и с нее посыпались здоровенные желтые фрукты, размером похожие на дыню. Потом мужик вытаскивает тесак и начинает стесывать верхний слой у одной такой "дыни". В конце операции он срубил макушку и дает мне попробовать. И только тут до меня дошло, что "кака на" (она же кэлапа) – это молодой кокосовый орех, внутри которого храниться 1 литр вкусного сока. Моя тупость объясняется тем, что в Россию обычно привозят старые, уже одеревенелые, кокосовые орехи, которые в Малайзии никто не употребляет в пищу.
После знакомства с "кака на" я пошел освежиться в водах р. Папар. Недалеко от берега, в лесу, я заметил местных катазанцев. Подойдя ближе, я увидел, что они делают лодку. Технология такая. Из дерева агами вырубается бревно. С помощью топора этому бревну придали форму лодки, а затем теслом выбрали середину. Все геометрические измерения производились с помощью веточки. Затем с помощью деревянных катков лодку перетащили на берег и спустили на воду. Испытания показали, что лодка имеет крен на правую сторону. Ее вытащили, и более тщательно сравняли деревянные борта. Ближе к вечеру лодку принялись распаривать. Для этой цели развели длинный костер, над которым водрузили будущую "посудину": снизу ее нагревали, а сверху - непрерывно поливали водой. Постепенно лодка раскрылась как созревший стручок, и в положенных местах вставили сиденья-распорки. Отсняв пару пленок, я вернулся в наш гостевой дом.
На следующее утро на завтрак нам предложили два вида тапиоки: отварную и сваренную на пару. Последнее блюдо называется хиномпука. Завтрак нам подали не в традиционных мисках, а в специальных листьях, которые у кадазан называются доингин.
В 7 утра мы уже топали вниз по долине р. Папар. Часам к трем вышли к кампонгу Тифангон, где нас поджидал заказанный заранее микроавтобус. Вторую половину дня ехали к подножью г. Кинабалу.
На северо-востоке Борнео стоит огромная гранитная гора Кинабалу. Это самый высокий пик между Гималаями и Новой Гвинеей. Гора имеет семь вершин, из которых самая высокая – Low Peak. До недавнего времени считалось, что высота Low Peak составляет 4101 м, но в 1997 г. были проведены новые измерения, которые показали, что высота горы - 4095 м. Пик назван в честь первопроходца Хью Лоу, который в 1851 г. впервые поднялся на вершину.
Вокруг горы живет племя Дусун Тиндал. Люди из этого племени рассказывают легенду о правителе-великане по имени Гайо Накан (Большой Обжора). Этот великан жил у основания Кинабалу. Его поданные страдали от ужасного аппетита своего правителя. Как-то раз, великан услышал ропот среди подданных. Тогда он велел похоронить себя заживо на вершине горы. С великим трудом народ поднял его на вершину, и начал в граните вырубать могилу. Но все попытки ни к чему не привели. Тогда великан произнес заветные слова, и гранитное плато разверзлось. Перед уходом Гайо Накан сказал своему народу, что за недостаток терпения его ожидает нужда, засуха и голод, но в годы войны великан обещал им помочь.
С тех пор люди из племени Дусун почитают Кинабалу и совершают жертвоприношения. Причем почитание можно увидеть и сегодня. Раз в год горные гиды собираются в самом верхнем приюте Панар Лабан, и совершают ритуал Sacrificе, во время которого приносят в жертву 7 белых кур.
Гора находится на территории национального парка Кинабалу, и поэтому вход платный. Для взрослого он стоит 30 рингит (около 8 долларов). В начале маршрута все гости обязаны зарегистрироваться в офисе парка, где каждому туристу выдается подробная карта-схема и магнитная, индивидуальная карточка. В этой карточке указывается фамилия, дата захода в нац. парк, и порядковый номер. Кроме того, каждого туриста включают в какую-либо группу, номер которой так же указан в магнитной карте. На ключевых точках маршрута эту карточка является пропуском. С каждой группе обязательно следуют несколько горных гидов (1 гид на 6 человек). За дополнительные деньги можно нанять индивидуального горного гида (9 долларов в сутки) или портера (8 долларов в сутки). Обычно восхождение занимает два дня. Вдоль тропы, на разных высотах стоят лоджи, в которых можно переночевать и перекусить. Цены размещения в лоджах меня поразили своей дешевизной. Ночевка в комнате из 8 человек с душем и завтраком стоит 20 рингит (около 5 долларов).
На вершину ведет основная тропа (Summit Trail), длина которой 8 км, и которая начинается на высоте 1860 м. Мы же решили пойти более длинным, но в то же время и более интересным путем. В 1998 г. был организован второй вход в нац. парк – Месилау. От Месилау до основной тропы идет чудная тропинка по горному тропическому лесу. Эта тропа удлиняет маршрут на 1,5 км, но большинство туристов ей мало пользуются, и здесь больше шансов встретить интересных зверей, птиц и цветов.
При входе Месилау построен очень красивый лодж, вмещающий 220 туристов. В комплекс Месилау входит очень уютный ресторан и маленький ботанический сад, где имеет смысл ознакомиться с теми растениями, которые повстречаются во время восхождения. Кроме того, вокруг лоджа проложены два небольших кольцевых маршрута, знакомящих с горными джунглями.
Особое впечатление на меня произвели тропы. Тропа идет по сильно пересеченному рельефу, и средняя скорость составляет 1,5 – 2 км в час. На многих участках тропа представляет собой сделанную из красного дерева лестницу с перилами. Через каждые 500 м стоят указатели, а примерно через каждые 800 м стоят беседки для отдыха. Каждое место отдыха имеет свое название, по которому его легко найти на карте, выданной в нац. парке. Многие места отдыха оборудованы резервуарами с водой и биотуалетами.
Самый интересный участок тропы находится на высоте от 1800 до 2500 м. Это необыкновенно красивый облачный лес. Здесь (особенно в конце тропы Месилау) встречаются насекомоядные растения – непентес. Правда, многие растения, растущие вдоль тропы, мертвы. Объясняется это тем, что проходящие туристы, наслышанные о коварных свойствах цветка-убийцы, обычно засовывают внутрь непентеса палец, и тем самым провоцируют захлопнуться крышку цветка. От таких вторжений цветок, в конце концов, засыхает.
От лоджа Месилау ( высота 1900м) до лоджа Panar Laban (высота 3270м) мы расстояние в 7,5 км проходим за 7,5 ч. Но, удивительное дело, никто в нашей группе (да и в других тоже) не испытывал горной болезни. Хотя на Эльбрусе я много раз видел людей, которые после подъема от Азау до станции "Мир" испытывали приступы горной болезни.
В лодже Panar Laban мы разместились в номерах по 6 человек. В этом горном приюте есть электричество и горячая вода. Первый этаж занимают подсобные помещения, второй этаж – столовая, кают-компания и небольшой магазинчик, где можно купить фотопленку, одноразовый дождевик и напитки. Цены приемлемые (дешевле чем в Азау). На третьем этаже находится жилой отсек, вмещающий 54 туриста. Здесь есть душевые кабины и туалет.
На следующий день подъем в 2.00., и выход в 2.30. Все достаточно тепло одеты, т. к. на вершине может быть сильный ветер или сильный дождь. Каждую группу сопровождают гиды.
На высоте 3800 заканчивается лес. Здесь, на границе леса, стоит последний лодж. Каждый участник восхождения заходит в него и предъявляет свою магнитную карточку. Данные заносятся в компьютер. При спуске мы так же посетим этот домик, и предъявим карточку. В противном случае никого из нашей группы не выпустят за пределы нац. парка.
Мы выходим на Восточное плато. Здесь уже царство гранита. После леса на всем участке до вершины провешены веревки. Причем это не дорогие капроновые альпинистские веревки, а обыкновенные канаты белого цвета (они хорошо видны на сером граните). Плато очень большое и при тумане (а он нас накрыл при спуске) легко потеряться. В 5.30. поднимаемся на вершину и встречаем восход солнца. Зрелище неповторимое!
На обратном пути начинается дождь. Гранит намок, и стало скользко. Все держатся за канаты. На крутых участках гиды страховали каждого туриста. Мы спустились в лодж и позавтракали. Дождь перешел в ливень. Надев непромокаемые куртки, мы за 4 часа спустились к своим микроавтобусам. Так закончилось наше восхождение на высшую точку Борнео.
Лебедев Александр 18/04/2005
Страницы:
1 2
|