Бангладешцы
Люди в Бангладеш сильно отличаются друг от друга по исповедываемой религии, цвету (вернее оттенкам цвета) кожи, социальному статусу, расе, диалектам языка. Это потрясающая смесь древних обитателей индийского полуострова и многочисленных пришельцев: арабов, афганцев, армян, португальцев, бирманцев, британцев. Но вместе с тем, это один народ, хотя мне все время казалось, что в стране проживает несколько абсолютно разных народов.
Во время Священного месяца Рамазан ифтарные продукты продаются повсюду на улицах. В пост во время Рамазана мусульманам разрешено употреблять пищу (а также пить, сглатывать слюну и курить) только когда заходит солнце, при этом разговляться надо строго в определенное время и желательно специальными ифтарными продуктами. Если ифтар (время разговления) застанет правоверного на улице (что само по себе не очень хорошо), то к его услугам многочисленные ифтарные лавочки. А вообще тут покупают сладости, дутый рис и тушеные бобы и несут домой заблаговременно. Чтобы помочь своим абонентам не пропустить ифтар, операторы сотовой связи в Бангладеш ввели на время Рамазана новую бесплатную услугу -- автоматическое информирование о том, сколько времени осталось до ифтара.
В Дхамрае расположено множество мастерских, где можно, выбрав по каталогу, заказать затейливое украшение из золота.
Люди из племени Мру в Дакке
Это первобытное племя живет в холмах Рангамати. Их привезли в Дакку, где они исполняли свои народные песни и танцы. Это был их первый визит в большой город. Согласились ехать только мужчины, женщины испугались незнакомого мира. Для них было холодно +22, поэтому они тепло одеты. У них нет письменности. По легенде, когда Бог раздавал людям письменность, пришли представители всех народов, кроме мру -- они были заняты на полевых работах. Тогда Бог послал к ним корову с пальмовыми листьями, на которых был написан алфавит мру. Но корова по дороге съела листья, раздосадованные мру зажарили корову, а ее череп водрузили на шест. Теперь все деревни мру украшены шестами с черепами животного, оставившего их без письменности.
Правоверные мусульманские женщины... Они обязаны ходит в черной одежде, желательно еще и закрывать лицо паранджой, После магриба (вечерней молитвы) выходить на улицу им не разрешено.
Архитектура
В Бангладеш не так много архитектурных памятников. Древние индуистские храмы, некогда существовавшие здесь, были разрушены Великими Моголами. Сооружения могольского периода не пощадили стихийные бедствия, многое было разрушено во время войны за независимость 1971 года. Остальное разрушается в наши дни: в стране практически нет месторождений щебня, поэтому при строительстве бетонных зданий идут в дело раздробленные кирпичи. Покупать новые дорого, лучше разобрать "никому не нужный" старинный дом или храм по соседству. Правительство пытается что-то сохранить, но ему это не очень удается.
Большинство интересных архитектурных монументов в Дакке сохранилось на территории Даккского университета. Во времена Британской Индии на месте университета располагалась британская часть города, где были особняки, парки, площадки для занятий спортом. Места было вдоволь, и никто не ломал старинные сооружения. В последствии здесь селилась местная элита. Когда Пакистан получил независимость в 1947 году в Дакке, центре Восточного Пакистана, стали строить общественные здания. С возникновением Бангладеш в 1971 году потребность в правительственных зданиях возросла. Самым примечательным сооружением современности является здание Парламента, построенное по чертежам американского архитектора с эстонскими корнями Альберта Кана. Со второй половины 90-х годов XX века Дакка испытывает строительный бум. Появились или разрослись такие районы, как Гульшан, Банани, Баридара, Мухаммадпур, Мирпур, строится Башундара. Строятся ткацкие фабрики, шикарные особняки, доходные многоквартирные дома для зарождающегося среднего класса или хлынувших после падения военного режима в страну иностранцев (благотворительная помощь, швейный бизнес, аналитики по проблемам третьего мира), офисы для международных фирм, гэст-хаузы. Вместе с этим растут трущобы -- все больше сельских жителей бежит в город в надежде прокормиться. Население Дакки в 2000 году перевалило за 10 миллионов.
Трущобы быстро заполоняют Дакку. Сельское население страны нищает из-за перенаселенности, природных катаклизмов, падения спроса на джут и перебирается в крупные города (в первую очередь в Дакку) в поисках лучшей доли. Правительство иногда сравнивает бульдозерами целые кварталы трущоб, но они скоро снова возникают на любом свободном месте. Их обитатели пополняют армии велорикш, дробильщиков кирпичей, попрошаек, проституток, преступников. Здесь процветает криминальная торговля оружием, наркотиками, запрещенным спиртным. Разные районы контролируются враждующими мафиозными структурами "муштанами". Нередки перестрелки и драки. Политические партии вербуют здесь своих сторонников для придания своим харталам (всеобщим забастовкам с демонстрациями и кровопролитием) необходимой массовости. Партии поддерживаются также целыми районами, например, Агаргаон всегда поддерживает Бангладешскую националистическую партию.
В подобных кварталах проживает основная масса населения Дакки. Любопытно, но в хижинах есть электричество: его просто воруют, закидывая провода на проходящие мимо линии электропередач. Я видел там телевизоры и даже один компьютер(!).
Евгений Бурлаков 15/03/2004
Страницы:
1 2 3 4 5
|