|
Светлый город Сбейтла
Если вам по душе живописные руины песочного цвета добро пожаловать в развалинах города СБЕЙТЛА, или, как его еще называют на местный лад - СУФЕЙТУЛЛА.
Этот затерянный в Атласских горах древний городок прямо-таки просится в рекламный ролик или альбом с фотографиями. Остатки строгих колонн упираются в низкое, ярко-синее небо. Такие развалины уместны где-нибудь в Риме, но уж никак не на африканском континенте. Согласитесь, как-то не вяжется с давным-давно описанным детским поэтом местом: "в Африке пантеры, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы". А тут - форум, театр, храмы Юпитера, Минервы, Юноны, водохранилище. Разве это Африка? Тем не менее, мы все еще на этом жарком континенте.
Просто город СБЕЙТЛА был построен римлянами. А строили они - как умели - по образу и подобию городов далекой Родины. Еще во 2 веке нашей эры они пришли на эти земли с тем, чтобы остаться. Они знали, что, скорее всего и умрут здесь, поэтому подошли к вопросу обустройства города со всей возможной тщательностью. Место было избрано с умом - здесь пересекались пути караванов, странствующих по Сахаре. Договорившись с берберами, римляне перестроили их поселение в прекрасный каменный город с широкими улицами и удобными домами, сохранявшими прохладу даже под палящим небом Африки.
Трудно представить себе, что в сотнях километров от моря, практически на границе с пустыней, люди ходили в театр, купались в термах, молились в храме Юпитера. Кстати, храм Юпитера тут нестандартный, а представляет из себя комплекс из трех отдельных храмов, два других из которых принадлежали Юноне и Минерве.
В центре Сбейтлы располагалась рыночная площадь, по кругу улицы и остатки лавок, где некогда шла оживленная торговля. Кажется, что город прекрасно сохранился, но это иллюзия. На самом деле, в отличие от ДУГГИ, сохранившейся в первозданном виде, СБЕЙТЛА была восстановлена археологами, которые откопали, отреставрировали и расставили по местам все, что только удалось спасти.
Эти толстые, почти метровые стены многое повидали на своем веку. Процветающий город с населением в 25 000 жителей неоднократно менял свое лицо, так в 5 веке, к его обустройству приложили руку византийцы. Они значительно укрепили город, стремясь сделать его более обороноспособным. Однако, несмотря на это, уже в 6 веке Сбейтла была разрушена окончательно и бесповоротно.
И все-таки этот город - живой. Мы убедились в этом сами. Если в знак уважения вы снимите сандалии и пройдетесь босиком по белому камню неровной мостовой, то, возможно, произойдет маленькое чудо. Здравый смысл ненадолго уступит место живому воображению, и вы увидите, как по оживленным улицам прогуливаются его жители. При встрече они здороваются друг с другом, обмениваются свежими новостями и сплетнями. Женщины спешат на рынок. Дети играют в тени домов.
"Встроиться" в прошлое здесь на удивление легко - ведь никто не мешает вам гулять по улицам, стуча в несуществующие двери, залезать на остатки стен и заглядывать в дома сверху. Где-нибудь в Европе, в таком месте повесили бы красные запрещающие таблички на каждом углу. И на каждом шагу расставили бы заграждения. К счастью для нас, в Сбейтле все доступно и свободно, мы провели здесь полдня и уезжать совсем не хотелось. А на прощание мы купили пару местных сувениров, удивительно искусные поделки, вырезанные местными умельцами из цельного камня.
Атласские горы, каньоны, водопады
Спускаясь все дальше и дальше на юг, мы пересекаем Атласские горы, которые между собой называем "атласными". Они действительно необыкновенно хороши в любое время суток. На рассвете они нежатся в лучах появляющегося солнца. Днем - гордо высятся, обступая дорогу, симметричные и опрятные. В закатные часы медленно призрачно теряются во мгле. Они не слишком высоки, но после долгой езды по бескрайним равнинам радуют глаз. Серпантин дороги позволяет рассмотреть их во всех возможных ракурсах.
Атласские горы представляют собой хребты и плато общей протяженностью более 2000 км. Они проходят через Алжир, Марокко и по диагонали пересекают Тунис. На склонах кажущихся полосатыми гор можно встретить и вечнозеленые кустарники, и хвойные леса. Растет здесь каменный и пробковый дуб. Самая высокая вершина - за 4000 метров.
Такое ощущение, что природе красоты гор показалось мало, и она добавила к ним "до кучи" каньоны и водопады. И вот первый каньон, окруженный оазисом. Вертикальные срезы скал извиваются в причудливых узорах и надолго задерживают на себе взгляд. Мы любуемся этим диким местом стоя под сенью финиковых пальм на импровизированной смотровой площадке, откуда все прекрасно видно.
Чуть дальше есть еще одна смотровая площадка. Возле нее притулилась лавочка пожилого местного жителя, который, похоже, поднаторел в рекламном деле. По крайней мере, его попытки заманить падких на сувениры приезжих увенчались успехом. Носясь туда-сюда на стареньком дребезжащем мотоцикле в ярко-красном платке, обвернутом вокруг головы, он убедительно кричал на чистом французском языке о том, что и каньон с дальней площадки виднее, и отшлифованные сувенирные полудрагоценные камни крупнее, и финики дешевле, "и, вообще, имейте совесть, мне же надо как-то кормить семью!" Последний довод сработал, и мы, конечно же, войдя в его положение, чего-то там купили.
Возле каньона имеется и еще одна примечательность - берберский город - привидений. Когда-то давно он был покинут и теперь только ветер гуляет по пустынным улицам, заставляя дребезжать редкие уцелевшие деревянные двери. Прогулку по брошенному на произвол судьбы городу в сумерках романтичной не назовешь, скорее как-то грустно смотреть на пустующие дворы. Интересно было бы узнать, почему и когда город был оставлен, но на вопрос об этом, получаешь лаконичный ответ: "давно". Присутствия призраков не ощущается - возможно, они, как и мы, разомлели от жары и прячутся в тенечке.
В нескольких километрах от каньона, недалеко от оазиса ШЕБИКИ, находится "первый и единственный", по словам местных жителей, водопад. Откровенно говоря, на слово "водопад" он как-то не тянет. Ручей, ключ, источник - может быть, но ВОДОПАД! Однако, сам факт того, что на самой границе с пустыней Сахарой есть пресловутый водопад, уже вызывает удивление. Поэтому мы старательно удивлялись и кивали в ответ на восторженные описания местных жителей. По-настоящему же мы удивились, посетив "второй и единственный" водопад в пустыне Сахара, находящийся неподалеку от первого. Этот был посерьезнее - больше, полноводнее, и, кроме того, дал нам возможность пообщаться с местными жителями. Народ здесь симпатичный, спокойный, доброжелательный. Не удивительно, что людей легче всего встретить около воды. Только в пустыне по-настоящему осознаешь тот известный всем с младенчества факт, что между словами "вода" и "жизнь" можно смело ставить знак равенства. И в самом деле, только благодаря этому "влажному чуду пустыни" здесь вызревают сладкие - пальчики оближешь - финики, которые мы каждое утро с удовольствием "сметаем" с подноса за завтраком.
Искупавшись в водопаде, мы отправляемся искать свой ночлег в соседний городок ТАМЕРЗА, где была запланирована ночевка всей команды ралли. И здесь нас ожидало сильнейшее потрясение. Мы не планировали описывать места своих ночевок, так как отели и кемпинги и маленькие и большие и хорошие и плохие в принципе ничем особенно не примечательны и похожи во всех странах. Но тут мы хотим сделать исключение. Подъезжая к приземистой одноэтажной постройке, глиняного цвета и напоминающей бедные домики местных жителей мы несколько расстроились, так как рассчитывали отдохнуть и привести себя в порядок после долгой дороги, а внешне этот отель показался нам совсем маленьким и убогим. Однако, когда мы вошли внутрь, рот наш раскрылся и не мог закрыться еще очень долго. Фонтаны, мрамор, исключительный дизайн и убийственная роскошь. Сам отель оказался достаточно большим с полным комплектом всяческих бассейнов, ресторанов и прочих мест, просто он был расположен на отвесном склоне горы, нависая над пропастью, а с места, откуда мы подъехали, была видна только его крыша и вход, плюс уже было темно, что тоже нас запутало. После этого мы еще целый час бродили внутри, любуясь совершенством архитектурных и дизайнерских решений. Больше всего нас потрясли комнаты, стены которых, свисающие над пропастью, были стеклянными и из которых открывался великолепный вид на сухое русло реки и развалины старого города внизу.
Большие гонки по Сахаре
Утром на брифинге было принято волевое решение устроить большие гонки на скорость. Больше половины экипажей возжелали тряхнуть стариной и померяться лошадиными силами на африканском бездорожье.
Эти маленькие, но гордые авто вызывают особые чувства. Будет правильным, если у каждого из них окажется имя собственное, а может быть, даже и фамилия. Ведь каждый по-своему индивидуален. У одного из них, например, забавный хрюкающий клаксон. У другого скромно стоит предел скорости до 280 км в час на спидометре. Конечно же, в шутку. Большинство их них строгого черного цвета. Облепленные со всех сторон многочисленными наклейками спонсоров этого и предыдущих ралли, машины похожи на саквояжи бывалых путешественников прошлого века.
Как нам сказали, оригинальный цвет данной модели - черный, так что в другие цвета своих питомцев перекрашивали сами хозяева. Однако, Ситроены выглядят элегантно в любой цветовой гамме - есть здесь "вкусная" машина цвета сливочного мороженого, близнецы строгого серого цвета, понтовое черно-белое авто, напоминающее штиблеты бутлеггеров, и бросающийся в глаза ярко-желтый в прошлом вероятно спортивный автомобиль, непохожий на другие. Теперь появилась возможность посмотреть на них, что называется "в деле".
До сих пор серпантин дорог не позволял по-настоящему разогнаться, но мы спустились с гор к началу пустыни и для старта выбрали эдакий крючок в пару десятков километров, состоящий из двух относительных направлений под острым углом и виражами на середине пути. Местность здесь ровная как стол, с небольшими кочками и редким колючим кустарником, в общем, ландшафт вполне подходит для предстоящих соревнований в скорости и проходимости. До сегодняшнего дня все просто ехали одной большой семьей, останавливаясь полюбоваться природой, сделать фотографии, пообщаться с дружелюбным местным населением. А вот сегодня всех неожиданно обуял азарт. Эти трогательные машинки, старшая из которых (1938 года выпуска) уже 65 лет как располагает мотором в 7 (!) лошадиных сил, собираются показать, на что они способны.
Перед стартом экипажу вручается лист бумаги с обозначенным временем, который необходимо передать ожидающим на финише организаторам. Ситроены и их экипажи не обманули наших ожиданий, гнали за 130 км в час на отдельных участках ровной дороги, а виражи проходили с визгом тормозов и тучей поднятого в воздух песка и пыли.
После подсчетов результатов стало известно, что первое место занял экипаж из Германии, третье - один из организаторов ралли Эрик со своей молодой супругой, а на втором оказался экипаж парижанки Сильвии вместе с отцом и нашей Ксюшей в качестве талисмана и штурмана, после чего Ксения пересела за руль и потренировалась в вождении этого Ситроена в ходе следующих этапов. По ее словам машина оказалась хоть и с особенностями в управлении, но достаточно мощной и скоростной.
Кстати, надо отдать должное организаторам ралли и самим автомобилям - за все время в пути не произошло ни одной значительной поломки. Все машины в прекрасном состоянии, а с караваном постоянно следует группа "технической поддержки" - команда молодых ребят в красных майках. Каждый вечер по приезду в гостиницу они осматривают машины и проводят необходимое техобслуживание.
Влад и Ксения 05/06/2003
Страницы:
1 2 3 4 5
|
|