Можно, конечно, принимать точку зрения, что колоссальные дворцы Персеполиса строились для того, чтобы поразить своей грандиозностью гостей и подавить волю покоренных народов, приносящих дань. Но здесь стоит задуматься над одним обстоятельством. В церемонии ежегодно принимали участие многие тысячи человек. Еще многие тысячи были в обслуге и охране царя. Были среди них и греки вассальных малоазийских полисов. Но город этот был практически неизвестен неперсидскому миру; греки Эллады не знали о нем. Поход Александра, роковой для Персеполиса, приоткрыл завесу таинственности над ним. Неужели никто из "данников" за 200 лет не "проговорился", сохранив священную тайну от чужеземцев? И вовсе не рабы строили это чудо, а свободные люди: в архивах Персеполиса нашли клинописные таблички с указанием вознаграждений, выданных его строителям. Как-то не вяжется всё это с понятием "восточной деспотии".
Туристов здесь немного. В основном сюда приходят иранцы, часто с семьями, с детьми, чтобы учить их истории своего народа. Привозят на экскурсии школьников. Иностранных туристов немного. Не жалуют они Иран...
На склоне горы, у подножия которой лежит Персеполис, в вырубленной в скальной породе гробнице нашел последнее пристанище последний царь Ахеменидов Дарий III, проигравший в борьбе с македонским царем, стремившимся подчинить себе весь мир. Фарс - колыбель Ахеменидской династии и ее державы, стал и ее усыпальницей. В нескольких минутах езды от Персеполиса находится Накш-э-Ростам, своеобразная гора-гробница, в которой были похоронены Дарий I , Дарий II, Ксеркс и Артаксеркс (Артаксерксы IIи III похоронены в Персеполисе). Технология создания этих гробниц идентична той, которая была использована при строительстве Петры в Идумее.
Это место служило своеобразной "доской почета" и для царей Сасанидской династии, оставивших на плоском фасаде горы рельефы с изображением своих подвигов (в том числе и победы Шапура Первого над римским императором Валерианом; сюжет крайне популярный), довольно бессистемно разбросанных по скальной поверхности. Поскольку в исламскую эпоху имена ахеменидских и сасанидских царей народ помнил плохо, то и героические события, изображенные здесь, отождествлялись с подвигами богатыря Рустама.
Несомненно, что мне повезло больше, чем Есенину. Его посадили в машину с занавешенными окнами, привезли в азербайджанский городок, завели в комнату, в которой сидели женщины в чадрах, и сказали: "Вот тебе твоя Персия, любуйся!". Подшутило над ним НКВД.
Но я-то видел! И Тегеран, где Костолевский с Белохвостиковой Сталина спасали, и Шираз, и Исфахан. И домик имама Хомейни, и тапочки перед тахтой, на которой он спал. И его мавзолей, по размерам сравнимый с Тадж-Махалом. Не такой уж страшный, этот Иран. Люди в нем живут нормальные. Пенсии - 200 долларов, средние зарплаты - 300. К нам относятся неплохо; Афганистан почти забыли, да и сами афганцев недолюбливают. Обижаются, что считаем их фанатиками и "бородатыми дикарями", а на самом деле они - такие же европейцы, как и мы, просто "занесла их нелегкая". Ко всему прочему, страна недорогая. Можно не скупиться и между городами на самолетах летать. По цене выйдет также, как и такси, но зато быстрее.
А сядешь в кресло самолета - по радио вещают: "Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Начинаем полет". Чувствуешь себя сразу увереннее как-то.
Но самое интересное, это то, что на изразцах, которыми украшена одна из мечетей Шираза, изображены христианские церкви с крестами. Их много-много. Фарух сказал, что это в напоминание о том, что между нами не так уж много различий. Эх, доктор, твоими бы устами да мёд пить!
Николай Баландинский 05/09/2002
Страницы:
1 2 3
|