Другое большое (и непременное) впечатление о Камчатке - Долина Гейзеров. Она запрятана в сердце Кроноцкого заповедника (1 млн. га!) и добраться до нее можно исключительно вертолетом. За час с лишком пути трясущегося аппарата (МИ-8) мы обогнули много гор и сопок, открывая изумительные виды на разломы, урочища и кислотные озера. Невольно представляешь, как ненадежная машина, жалобно поводя лопастями винта, как рыба плавниками, со всего размаха падает в кислотное озеро, и крики людей тонут в громком кислотном шипении: Но долетели без приключений. Сама долина оказалась значительно меньшей, чем ожидалось - она растянулась на 31 км, а для обзора доступны лишь 6 из них. Кстати, гейзеры есть еще только в Йеллоустонском парке в США, в Исландии и Новой Зеландии. Когда-то вся долина гейзеров была закрыта, - над ней велись наблюдения и полученные данные записывались в так называемую "Летопись природы". Теперь же все стало более демократичным. Конечно, к тому отношению как в США, где люди подъезжаю к гейзерам на джипах с попкорном в руках, дело еще не дошло - в день от силы 2 борта (40-50 чел.) могут посетить Долину Гейзеров. Самые видные из гейзеров - Большой, Малый и Великан. Извержение Большого (выброс до 8 м.) и Малого мы увидели, а Великана (выброс до 30 м.), к сожалению, не удалось - периодичность его выброса раз в 7-8 часов. Большая же часть гейзеров - это небольшие сочащиеся отверстия в стене, сопровождаемые паром. Все гейзеры сливаются в реку Гейзерную, и она никогда не замерзает. Удрав от докучливого гида, я нанес "непоправимый урон заповеднику", искупавшись в этой речке, - но удержаться было трудно.
На обратном пути мы залетели в кальдеру вулкана Узон. Кальдера - это большая воронка, оставшаяся после взрыва, по ее краям вулканологи могут определить масштабы прошлых событий. Кальдера Узона показалось гораздо красочней Долины Гейзеров - разноцветные папоротники, многочисленные серо-коричневые грязевые котлы, желтые озера, насыщенные минералами. В одном из них - том, что содержит родонит, способствующий спокойствию - даже купался Б. Ельцин. Но подозрительные пузыри на поверхности отбили у меня всякую охоту к подобным экспериментам.
Следующим этапом пребывания на Камчатке стал 3-хдневный сплав по реке Быстрой. Правда, много времени от этого отнимали сборка и разборка палаточного лагеря и еда. По пути мы наловили множество лососей, которые как раз в это время идут на нерест. Наконец, воочию увидел процесс приготовления икры, - вначале отделяется пленка, затем через теннисную ракетку (!) ее протирают и кидают в тузлук (соляной раствор). По желанию, корректируя время нахождения в растворе, можно регулировать степень просаливания. Но все же основное удовольствие сплава (Быстрая - достаточно спокойная река с минимумом порогов) заключается, по моему мнению, в неспешном движении лодки по прозрачнейшим водам реки, через которые просвечивает каменистое дно, и иногда даже поблескивают спины проплывающих рыб. За 3 дня мы проехали 100 км, но знаменитого опасного бурового камчатского медведя (самого большого в мире) так, признаться, и не увидели.
Настоящее испытанием духа оказался подъем на Авачу - Авачинский вулкан. Путь занял 6 часов подъема и 5 спуска. Проводники утверждали, что даже 70-летние старушки играючи поднимаются на самую вершину - но хотел бы я в 70 лет так скакать как горный козел! Путь к кратеру пролегает почти все время под уклоном в 45о. Подниматься причем, надо когда по снегу, а когда и по сыпучему гравию, который норовит сорваться под ногами и увлечь тебя с собой вниз в каменную бездну. Особый оптимизм вселяют могилы, раскиданные вдоль тропинки. При приближении к 1800 метровой отметке, я вошел в плотное облако, которое немедленно сузило видимое пространство до 1-2 метров. Прыжки через камни в попытках не оступиться не способствуют легкости дыхания. Вдобавок к этому, при приближении к вершине, облако смешалось с сернистым газом, который при глубоком вдохе вызывал едкий кашель. Так что последние метры прошли под знаком вопроса, кто кого. Добравшись до вершины, я почувствовал восторг альпинера, покорившего Эверест. Картина кратера Авачи (2011 м.) стоит 10-11 часов, затрачиваемых на "выдавливания из себя раба". Черная застывшая лава в сочетании с красными стенами вулкана, белым снегом, голубым дымчатым небом и вулканом на фоне представляла собой поистине неземное зрелище. По сравнению с подъемом, спуск вниз представлял собой, скорее, скат по камешкам и оказался скорее приятным, чем сложным.
Еще было плавание под парусами 3-хмачтовой шхуны по Авачинской губе (бухте с впадением большой реки - Авачи) и лицезрение 3-хлепестковой морской скалы - кекура "3 брата" - визитной карточки Петропавловска-Камчатского. Было купание в минеральных источниках Паратунки и Малки (таких источников на Камчатке великое множество). Было и купание в Тихом океане на Холактырском пляже (~8оС). Были прогулки по собственно столице края - Петропавловску-Камчатскому - городу сопок, пятиэтажек и авиакасс (ведь иначе, чем по воздуху в город не попасть).
За 12 дней пребывания, мне казалось, что вся Камчатка уже познана и открыта. Но оказалось, что все мои путешествия проходили лишь по 53 параллели, что в сравнении с территорией Камчатки почти ничто.
В общем, приезжайте в этот благодатный край и увидьте все то, что мне удалось, а еще лучше - что не удалось - Курильское озеро, вулкан Ключевская сопка (4.5 км) и Командорские острова (где почил В. Беринг). Любителям рыбалки и охоты и подавно скучать не придется - не зря контингент туристов на Камчатке в основном составляют туристы, искушенные другими уже изведанными уголками света.
Приезжайте и удивляйтесь. Приезжайте - не пожалеете.
Иван Васин 20/12/2001
Страницы:
1 2
|