В один из дней, когда пилоты, проклиная все на свете, колдовали над моторами, мы двинулись в джунгли. Без особого преувеличения могу сказать - более причудливого и увлекательного места во вселенной не сыщешь. Дикая природа здесь сохранилась в первозданном виде. Это - естественный заповедник, в котором происходят самые драматические события, с трудом поддающиеся нашему пониманию. Джунгли не знают компромиссов. Змеи пожирают змей. Твердая древесина тонет в воде, а вулканический туф плавает на поверхности. В этом мире стираются различия между человеком, животными и растениями.
Только снаружи лес кажется сплошной непроходимой стеной. Пробившись сквозь пятиметровую толщу зелени, попадаешь в просторный храм. Над головой, на высоте приблизительно 40 метров, вместо неба - живой изумрудный балдахин, над которым в несколько ярусов располагаются кроны деревьев. У оснований стволов крупных деревьев в сторону отходят могучие контрфорсы - плоские боковые выросты, отступающие от ствола на 6-9 метров. Эта конструкция придает устойчивость огромным деревьям со слабыми неглубокими корнями.
На гектаре тропического леса помещается примерно полторы тысячи различных форм биологического существования - от мхов и папоротников до высших обезьян. В этом многообразии для нас интерес представляла встреча с редкими животными. Наш нелегкий труд был вознагражден. Мы повстречали андаманского дракона - большую редкость даже для этих мест. Огромная ящерица размерами уступает разве что собрату с острова Комодо.
Пытаясь не делать резких движений, оператор зарядил камеру. Дракон, в свою очередь, ожидая подвоха, принял защитную стойку. Непомерно раздувая желтый зоб и злобно шипя, маленький динозавр медленно разворачивался вокруг своей оси. Кончик хвоста при этом оставался на месте. Оператор сделал шаг и в следующее мгновение получил сильнейший удар хвостом. Камера полетела в кусты. Дракон, готовясь нанести следующий удар, стал медленно повторять круг. Сильное возбуждение животного не вызвало у нас желания испытывать судьбу дважды. Мы отступили. Еще несколько секунд ящер шипел и "дулся", показывая, кто настоящий хозяин, но когда понял, что ему больше ничего не угрожает, удалился восвояси. До сих пор для меня остается непонятным, как в условиях, где ядовитых гадов на душу населения гораздо больше, чем в другом месте на планете, выживают люди. Здесь живут настоящие первобытные племена - джалавасы и онги. Их феномен заключается в том, что они относятся к негроидной группе. Как, отделенные от Африки безмерным океаном, они оказались в Бенгальском заливе, остается до сих пор загадкой.
Попытки индийского правительства "окультурить" туземцев не дали никакого результата. Племена воинственные, и контакты с ними крайне нежелательны. Встреча с дикарями не сулит пришельцу ничего хорошего. Стрелы длиною в полтора метра пробивают человеческое тело насквозь, не оставляя ни одного шанса выжить. Только в прошлом году 17 человек, желавших познакомиться с их жизнью поближе, ими же были отправлены в мир иной. Мы вели себя крайне осторожно - избегали мест, где могли быть их поселения. Здесь хватало и других опасностей.
Мы двигались на север, дальше и дальше, сохраняя строгий порядок. Двое совершали перелет между островами на мотопарапланах, остальные двигались по морю на лодках. Воздушные асы, они же операторы, вели съемку с воздуха и просматривали участки, наиболее подходящие для высадки. О том, что параплан - штука рискованная, говорить излишне. Малейший просчет в определении направлении ветра, поломка двигателя приводят к непредсказуемым последствиям - при падении в воду человек может запутаться в стропах, не успеть отстегнуть мотор и пойти на дно. Стать, наконец, жертвой морских хищников.
Наша задача подстраховать пилотов - в экстренной ситуации быть на месте, чтобы вовремя оказать помощь. Нельзя сказать, что на старых деревянных пирогах с низкими бортами, едва возвышающимися над водой, мы чувствовали себя в безопасности - хлипкая конструкция еле выдерживала тяжесть багажа. Главной опасностью были морские крокодилы. Четырехметровые монстры обладают талантом имитировать плывущее бревно и запросто нападают на рыбачьи лодки. Излюбленная среда их обитания - мангровые заросли. Мангры растут в мелководных заливах и могут занимать площадь до пяти километров, удаляясь в море. Кажется, они растут прямо из воды. Здесь, вероятно, имеет место начало легенды, будто острова плавают, не имея под собой земной тверди. Пейзаж мрачный: в предрассветном тумане переплетенные ветви напоминают гигантские щупальца, подстерегающие кровавую добычу. К зловещему месту - царству ядовитых насекомых и мангровых змей ничто живое не осмелится приблизиться. Подплывая к зарослям, мы настороженно следили за малейшими колебаниями воды. Каждый толчок - впрыск адреналина в кровь. В манграх, наверное, царит черная аура. Здесь впервые не повезло нашему оператору. Выполняя очередной полет, он попал в сильный нисходящий поток воздуха и совершил вынужденную посадку… в воду, недалеко от берега. Обошлось, к счастью, без увечий. Потери - цифровая камера и мотор, получивший серьезные повреждения.
…Жареное акулье мясо на вертеле, глоток виски "Офисер чойз". Вот и все. Неумолимое время подвело черту - наша одиссея в Андаманском море подходила к концу. Завтра придут лодки из Мая Банды забрать участников экспедиции с "плавающих островов". За пять недель нам удалось посетить их с десяток, а сколько осталось не увиденным, не познанным?! И все-таки нам повезло. Несмотря на трудности и опасности, рогатки международной бюрократии и непомерные финансовые траты, наша группа побывала здесь первой!!! Русские прежде здесь не бывали. Мы сделали это!
Михаил Выскубов 28/12/2000
Страницы:
1 2
|