Сойдя с трапа самолёта авиакомпании "Кубана" в Гаване, я почти сразу почувствовал себя так, как должен был чувствовать себя интурист в Москве времен начала горбачёвской перестройки. Реформы уже объявлены, но еще не идут. Доллары можно иметь всем, но обменных пунктов нет и карточная система не отменена. Однако на рынке шустрые менялы тут же превратят вашу однодолларовую купюру в двадцать четыре песо и уже на эти местные деньги вы сможете купить целую гору превосходных фруктов: четыре килограмма королевских бананов или столько же апельсинов или штук шесть ананасов, манго, фруттобомб, словом, чего душа возжелает. В то же время в государственных магазинах бананы стоят полтора доллара за килограмм.
Государство сделало ставку на туризм. Все деньги вкладываются в строительство новых отелей, которые возводятся в основном испанцами очень быстро. В прошлом году впервые доходы от туризма превысили сахарные, и за один только год подскочили сразу наполовину. По официальным данным в 1998 году на Кубе побывало больше миллиона туристов и каждый тратил здесь в среднем по 87 долларов в день. В сумме это составило почти полтора миллиарда зеленых. Больше половины всех гостиничных номеров расположены в двух центрах: Гаване и Варадеро.
Варадеро - полуостров на севере Кубы - длинная узкая полосочка земли. Сплошной роскошный песчаный пляж, облюбованный еще американцами, а сейчас сплошь застроенный четырех- и пятизвездочными отелями.
При въезде на Вародеро поставлена полицейская застава: кубинцам въезд в рай закрыт. Борьба с проституцией! Исключение - местные жители и обслуживающий персонал отелей. На заставе дорожный сбор - два доллара. И вообще на Кубе надо иметь много, много однодолларовых купюр, ибо всюду с вас норовят вытянуть зеленую бумажку. Стоит только припарковать арендованную машину с черным номером и надписью "туристо" возле какого-нибудь злачного места, как возле вас появляется личность с закатанной в пленку бумаженцией, с печатью и фотографией на хилой груди. Эта фигура принимается что-то занудно лепетать на родном испанском. Из монолога, выделяются ясно только английские слова: уан бакс, ту бакс или фри бакс.
Только на четвертый день из случайного разговора в нашем посольстве удалось узнать, что платить совершенно не обязательно: люди с бумажками купили у государства лицензию на охрану туристических машин. И толъко! А преступность на Кубе - весьма своеобразна. Могут снять стеклоочистель с арендованной машины, но вы уже заплатили страховку. Могут предложить прямо возле отеля наркотики, но вы можете отказаться. На любом перекрестке в центре Гаваны в окна вашей машины непременно заглянут улыбающиеся девичьи мордашки и сладко пропоют: амур, фоти долларс. Если вы стойкий "обликоморале", "однолюбо" или просто "импотенто" - вам предложат амур за тридцать зеленых,а если вы просто жадюга - за двадцать. Ну, а если вам уже до смерти надоели проститутки и попрошайки - от вас отвернутся со всем возможным презрением, которого вы несомненно заслуживаете, ибо любой кубинец глубоко убежден, что человек, который может потратить тысячу долларов на то, чтобы посетить их замечательный остров - конечно же, богатенький "буратино" и обязан поделиться зелеными бумажками со всяким, кто его об этом попросит.
Понять это можно, поскольку средняя зарплата на Кубе - пятнадцать долларов в месяц. Люди, которые управляют островом, по возможности стараются отделить отдыхающего туриста от бедствующего аборигена. Поэтому на территории отелей простых кубинцев нет. Обслуживание традиционно хорошее.
Георгий Розов 21/12/2000
Страницы:
1 2
|