|
Утро. Услышав звонок будильника, с трудом встаю и иду к окну. Еще сумрачно, солнце не осветило даже вершину Эгюй дю Миди – верхнюю станцию подъемника, откуда начинается спуск "Белая Долина" - самая длинная трасса в мире (22 км). Но это пока не важно, важно совсем другое – небо абсолютно чистое. И даже около вершины Монблана, этого "гнилого угла" долины Шамони, безоблачно. Значит, едем!
Завтрак, добавочная чашка кофе, во флягу залит сок, еще раз проверяю фотопленки, запасные батарейки. Все. Пора. Встречаемся с Сашей и Димой. Смотрим вверх – чуть левее верхней станции подъемника, которая только угадывается с такого расстояния, мерцают искорки. Это солнечные блики на снаряжении спускающихся пешком к началу трассы лыжников. Нижняя станция подъемника. Если точнее, нижнего из двух очередей, поскольку перепад высот – 2807 метров - настолько большой, что построить подъемник "в одну очередь" не получилось. Вагончик, пересадка. Опять вагончик. Верхняя очередь настолько круто идет вверх, что закладывает уши. На подходе к верхней станции дороги вагончик поднимается практически вертикально, в каких-нибудь 15 сантиметрах от покрытой инеем скалы. Приехали. Короткий коридор и мы на мостике, соединяющем раздвоенную вершину Эгюй дю Миди. Тоннель в скале, указатели – "в Италию", "лифт", "туалет", "трасса"... Комфортабельный туалет на такой высоте посетить надо обязательно. Но сначала в лифт и на смотровую площадку.
Отсюда, с вершины острого пика высотой 3842 метра, Альпы как на ладони. Солнце бьет в глаза и заставляет надеть очки. Долго любуемся панорамой – до Италии и Швейцарии отсюда около 10 километров, рассматриваем Монблан: "смотри во-о-он там, левее ледовых сбросов, две точки – кто-то на гору идет"… В фотоаппарате заканчивается первая пленка – сигнал к тому, что пора и покататься. Спускаемся со смотровой площадки, выходим на небольшую площадку, откуда начинается тропа по узкому гребню. Последнее место перед началом спуска, откуда еще не поздно вернуться тем, кто плохо почуствовал себя из-за быстрого набора высоты или просто не очень уверен в своих силах... Группы, которые оплатили услуги гидов, надевают кошки и пристегиваются к веревкам. М-да, пожалуй на этом узком гребешке с очень крутыми многосотметровыми сбросами по обе стороны, это не лишняя предосторожность. Идти по нему действительно страшновато. Стараешься контролировать каждый шаг, вбиваешь ногу в снег – не дай бог, поскользнешься – перила только начали натягивать, начало сезона. Гребень кажется очень длинным, вторая половина его несколько менее психологически сложна – справа от гребня крутой (около 50 градусов) склон, но его видно весь, и через несколько сот метров освещенный солнцем постепенно выполаживающийся выкат – по крайней мере видно, куда улетишь. Некоторые одиночки застегивают крепления и спускаются по этому склону на лыжах под одобрительные возгласы основной массы, которая, напоминая вереницу муравьев с соломинками, продолжает движение по гребню к небольшому плато – месту развязывания эскортируемых гидом групп и начала спуска на лыжах. Ну вот, наконец, можно воткнуть лыжи в снег и перевести дух. Обмениваемся впечатлениями: "если кто-нибудь скажет, что ему не было страшно, я первый брошу в него камень!" - реплика Димы, да и с Сашиным мнением - "всем посоветую кошки сюда брать..." трудно спорить…
Сразу встает проблема выбора: трасса раздваивается. Смотрим, кто по какому маршруту идет – трасса для катания "off-piste" не маркирована, поневоле задумаешься – ледник, трещины… Налево идут люди без гидов, почти все в беседках и с ледобурами. Похоже, народ серьезный. И спуск видимо тоже. Группы с гидами, отвязавшись от веревки и сняв кошки, идут правее. Мы здесь впервые, нам – направо. Начало спуска – пологий ледник без перегибов, ширина и длина измеряются километрами, и только когда решишь остановиться, понимаешь, что и скорость набрал не маленькую, да и плотная корка снега иногда подламывается. Едешь-едешь, а картина вокруг все не меняется: все также далеко ледовые сбросы справа, все еще далеко до цепочки гор, стоящих на границе с Италией. И только обернувшись, понимаешь, что отъехал уже на приличное расстояние. Ну вот и первые трещины. Забитые снегом, они сейчас не опасны. Слева вдалеке видны точки, спускающиеся по достаточно крутому, градусов около 30, рваному леднику, то исчезающие, то появляющиеся опять: это те, кто избрал "левую трассу".
Стоп! Опять развилка. Правее – пологий склон, лыжня забирает ближе к Италии, обходя изломы ледника сверху. Левее – почти под скалами в центре долины, явно круче. Мнения разделились, и бросается монета. Берем левее, склон становится круче, еще круче. Вот это уже катание: просторный мягкий склон крутизной около 30 градусов, а то и больше. Скорость нарастает, дуги рисуются как-бы сами собой – одна, другая,… Останавливаюсь восстановить дыхание. Мягкий снег, простор, тишина, потрясающая красота вокруг… Справа рваный ледник с лыжней среди лабиринта трещин, видна группа людей. Спустившись еще на пару сотен метров и услышав русскую речь, останавливаемся рядом с одной из групп. Гид – естественно, француз, пообщавшись с кем-то по радио, что-то говорит, нам переводят: "Вон там, на леднике – видите? Там гид в трещину улетел – они ждут вертолет…" Монета, которой мы доверили решать нашу судьбу, оказалась права… А вот и вертолет. Сделав круг садится прямо между трещин, подняв снежное облако. Пара минут и он улетает, и опять вокруг тишина, нарушаемая только скрипом снега под кантами лыж и собственным дыханием.
Следы лыж ведут траверсом влево, через нагромождение ледяных блоков разнообразной формы, некоторые высотой в добрый десяток метров. Очень красиво, но в этом ледовом лабиринте чувствуешь себя неуютно, хочется поскорее вырваться на простор. Соскальзывание, крутые короткие спуски, прыжки, слалом между ледяных "шкафов" разнообразной формы и размеров и наконец выкатываешься на ровный склон. Ага, а вот и слева лыжня примыкает – здесь трасса объединяется. Лыжня опять раздваивается, но впереди виден двухэтажный домик – ресторанчик. Очень, надо признать, вовремя: со всеми любованиями потрясающими видами, фото- и видео-съемками время уже обеденное, пора и перекусить. За кофе обсуждаем варианты доставки сюда продуктов: кроме вертолета ничего в голову не приходит. С открытой веранды, залитой солнцем, открывается вид на продолжение спуска: точки ползут под большим ледовым массивом и исчезают за перегибом. Спускаемся вслед за ними. С ледника виден и второй путь спуска от ресторанчика – по небольшим кулуарам крутизной "за 30 градусов". В следующий раз – обязательно пойдем туда...
Простор, плотно сбитый ветром снег, солнце и горы. Трасса выполаживается и через несколько километров переходит в длинный пологий спуск по леднику, в нижней части которого настоящий людской затор: узкая лыжня здесь проложена "первопроходимцами" среди лабиринта трещин, почти горизонтальная поверхность ледника практически не покрыта снегом, который скапливается в трещинах. На лыжах-то еще можно передвигаться, а вот сноубордистам совсем туго приходится. А вот и подъемник. Маленькая канатная дорога опускает туристов, которые приезжают сюда на поезде, прямо ко входу в вырубленый в толще ледника "Мер де Глас" – ледяной музей. На лыжах дальше пока спуска нет – мало снега. Да и самая красивая и интересная часть спуска уже позади. Верхняя станция канатной дороги – и мы на железнодорожной станции. Спуск завершен. Теперь можно выпить бокал глинтвейна в ресторане и на маленьком, почти игрушечном поезде, цепляющемся за специальный зубчатый третий рельс шестеренками, поехать вниз, все дальше от такого хорошего дня.
George Dubenetsky 29/11/1999
Страницы:
1
|
|