От Бейрута до Дамаска - почти ничего - всего каких-то 110 км., поэтому я и моргнуть не успела, как автобус пересёк границу и Ливан, с его будоражащими душу легендами, остался далеко позади. Впереди была Сирия.
Когда я была лет на 10-12 моложе, у меня была масса знакомых из Сирии, для которых я была своеобразным "сыном полка". Росла я в довольно спартанской обстановке и, судя по ней, вояжи в дальние страны мне не грозили. Поэтому адресов и телефонов моих сирийских знакомых в моих записных книжках попросту не было… А память где-то в своих неизведанных глубинах хранила полузабытые лица и имена без фамилий… И вот я, проездом из Ливана в Иорданию, на целых три дня в Сирии, по которой, не зная о моём прибытии, бродили толпы моих старых знакомых. При пересечении границы я честно предупредила своих попутчиков об огромном количестве живущих в Сирии друзей моего детства и попросила не пугаться, если моё появление где-нибудь на улицах Дамаска вызовет у кого-нибудь из случайных прохожих бурю восторга.
В Сирии, как и любой другой стране мира, есть множество достопримечательностей. Но если из длинного перечня мест, достойных посещения, потребуется выбрать одно, не посетив которое не следует даже заикаться о том, что вы побывали в Сирии, то этим местом с огромной вероятностью окажется именно она - Пальмира, лежащая в 250 км. от сирийской столицы. Для того, чтобы попасть в то место, откуда обычно начинают осмотр туристические группы, нужно проехать почти через весь древний город. Справа, одним боком упираясь в оазис, расположен храмовый комплекс Бела, обнесённый высокой стеной. В пределах комплекса всё ещё ведутся раскопки. Археологов не видно, но можно заглянуть в раскопы и посмотреть, чем они в них занимаются. Тот факт, что вы видите то, что ещё некоторое время назад находилось под песком и не было доступно взорам туристов, посетивших Пальмиру до вас, придаёт вам некое чувство собственной значимости и приобщения к чему-то важному. Куски разбитых колонн сложены вдоль стен комплекса - вполне возможно, что со временем их водрузят на те исторические места, с которых они были свергнуты Временем.
Выйдя из храмового комплекса и перейдя через дорогу попадаешь в сам город, точнее, на его главную торговую улицу, начинающуюся сразу за триумфальной аркой. Древние пальмирцы, помолившись у храма (внутрь могли попасть лишь избранные) и принеся в жертву барашка, расходились по своим домам, разглядывая витрины расположенных по пути лавок. Когда-то, как объяснил нам сопровождавший нас Дмитрий Осипов (один из авторов уникальной книги "Вся Сирия") высокие колонны поддерживали деревянные навесы, которые в жару прикрывали жителей и многочисленных гостей города от палящего солнца. Улица как бы делится на три параллельные части: две крайних - для пешеходов, а средняя - для транспорта. Большинство колонн на высоте примерно 1,5 м. от земли имеют характерные выбоины, оставленные некогда доходившим до этого уровня песком. Также на практически всех колоннах имеются специальные выступы типа каменных полочек - своего рода "рекламные площади", на которых размещали статуи тех, кто платил за это деньги и краткое описание основных моментов доблестной биографии и коммерческой деятельности увековеченных. Так что, видимо, слоганы типа "Здесь могла быть ваша реклама!" были изобретены задолго до рождения поколения, выбирающего "Пепси".
Уже найдены термы, торговая площадь, Сенат и ряд других общественных зданий. Торговая улица тянется бесконечно долго, пока не упирается, наконец, в штаб квартировавшей в Пальмире римской армиии. Абсолютное большинство туристов до этого места не добредают. Преодолев остатки городской стены, попадаем на пустошь, по которой разбросаны странного вида сооружения - пальмирские погребальные башни. Их около 70. Мы отправились к ним с намерением взглянуть на разбросанные древними мародерами по тёмным углам башен кости состоятельных пальмирцев (несостоятельных хоронили в земле), но, к нашему сожалению, все входы оказались замурованными… Так что сфотографировать эту жуть жуткую мне не удалось…
Покинув развалины города и миновав погребальные башни, наша группа поднялась на высокий холм, на вершине которого сохранились руины сторожевой арабской крепости (можно, вернувшись к триумфальной арке, отправиться сюда на машине, а можно вскарабкаться по склону, но только если есть силы и время - ибо расстояние немаленькое). И только тут, наверху, вдруг понимаешь, что всё то, на осмотр чего только что ушло несколько часов - всего лишь жалкая часть древней Пальмиры, до сих пор ждущей, когда сняв сантиметр за сантиметром тонны и метры песка археологи явят её миру во всём великолепии…
В лучах заходящего солнца, подкрашивающего своим светом лёгкую дымку, образуемую пылью, великая Пальмира лежала внизу у наших ног…
Анхар Кочнева 26/12/1999
Страницы:
1 2
|