Замечу сразу, что изначально планировалась поездка на собственном или арендованном автомобиле по маршруту Венгрия – Хорватия – Черногория - Венгрия. Но, поскольку это первый наш визит на Балканы, было решено прислушаться к осторожному мнению супруги о том, что самим в первый раз страшно.
Так или иначе, через московские фирмы "Джем-Трэвел" и "Весень-ц" был приобретен тур питерского оператора "Бон-Вояж" с 5 по 20 сентября. Приходится сожалеть, что наши московские гранды автобусного туризма практически игнорируют данный маршрут, поскольку сама задумка просто великолепна, а исполнение мы проанализируем ниже. В отличие от московских маршрутов, которые иногда пролегают далеко не через самые живописные места Хорватии (Цриквеница, например), или перегружены экскурсионной Венгрией, данный маршрут был динамичный, хорошо сочетал экскурсионную и пляжную части.
Первые сутки – проезд на поезде до Львова. Всё здорово – полупустой вагон купе, хозяйственная проводница, масса колоритных продаж на остановках: от громадных мягких игрушек до национальных вареников в ассортименте и копченой рыбы. По прибытии дождались приезда питерцев, погрузились в видавшую виды "Сканию" без намеков на обещанный европейский туристический класс и отправились в Чоп. Сопровождающая группу сообщила, что, вопреки программе, ночевка будет не в Ужгороде, а уже в Венгрии, после пограничного перехода, который, по ее словам, всегда непредсказуем. Там же мы пересядем на автобус действительно европейского туристического класса. Никто особенно не возражал, тем более по пути в великолепных Карпатах была сделана остановка для ужина в мотеле "Натали". Очень красивое место, солидные строения и территория, весьма разнообразная, недорогая и вкусная кухня. Вежливый, поворотливый персонал. Сколько стоит ночевка не поинтересовались, но, думаю, вполне приемлемо. Принимают евро, гривны, банковские карты. Мотель расположен примерно в 10 километрах после "крутого" поста ДАИ и пограничников в Нижних Воротах, слева, если ехать из Львова в Чоп.
Границу прошли без всяких проблем, хотя до этого удивился, почему проехали мимо поворота на Берегово, от которого до пункта ночевки NYIREGYHAZA ехать столько же. Транзитный отель "EU", две звезды, чистый и аккуратный, только нет лифта, отчего возрастным туристам и владельцам громоздкого багажа пришлось изрядно потрудиться.
На следующий, 3-й день с утра пересаживаемся в новый автобус со словацкими водителями. Ребята очень дружелюбные, вполне сносно говорят и понимают по-русски. Но автобус оправдал самые худшие ожидания, навеянные предыдущим рассказом на форуме одной питерской женщины, которая летом весь наш маршрут проехала на минибасе без удобств и кондиционера. Наш же новый автобус являл собой предка теперь уже совсем не современной "Setra" - низенький, с одним входом, низкими неэргономичными креслами, отсутствовал даже номинальный туалет, со слабым кондиционером, который в итоге и сдулся в Черногории. Емкости электрокипятильника хватало только на треть группы. Пакетики для мусора отсутствовали в течение всего тура, чай и кофе за дополнительную плату. Абстрагируемся от неизбежной реальности, обусловленной идеологией скупого и нечестного туроператора, доезжаем до автобана и держим курс на Будапешт. Про автобан добавить к описанию Сергея Слопунова нечего, кроме того, что ехать по нему со скоростью 80 км/ч, контролируемой тахографом, просто издевательство. Кроме того, очень много участков ремонта, которые существенно тормозили нормальные автомобили. С каждым километром улучшалась погода и в Будапешт мы прибыли при полностью безоблачном небе и тридцатиградусной жаре.
Далее вся группа отправлялась на обзорную экскурсию по Будапешту, а мы, ранее уже посещавшие венгерскую столицу и аналогичную экскурсию, подстёгиваемые погодой, двинулись прямиком в купальни Сечени. Ранее уже неоднократно описывалось это чудное заведение, наводящее мысли о досуге римских патрициев. Конечно, чересчур взыскательный турист и там найдет изъяны, но истина в том, что для туриста-автобусника или автомобилиста лучшего места для релакса после всяких переездов нет. Тем более, впереди таких переездов было немало. Вопреки запрету сделали пару фотографий.
Ночевка в транзитном отеле "Экспо" недалеко от Восточного вокзала. Ничем особенным не отличается, кроме раннего шума поездов и свежим косметическим ремонтом. Городским транспортом ехать неудобно.
День 4-й встретил отвратительной дождливой погодой, поэтому после небольшого шопинга по закупке преимущественно вина отправились к границе с Хорватией. Замечу, что кроме воспетой в предыдущих отчетах "Эгерской девушки" (по-венгерски "Эгри ленянка") большим успехом пользовалась очень натуральная вишневая настойка "Garoone cherry". По пути к погранпереходу Летение сделали часовую остановку на Балатоне, благо дождь прекратился. Но, всё равно, погода не способствовала купанию.
Да и вообще, видимо, отдыхать лучше на северном берегу Балатона, а потом ехать до Летение через Хёфиз.
Граница пройдена без приключений, хорваты даже штемпель в паспорт не поставили. На хорватской стороне очень много обменных пунктов, курс нормальный, так что запаслись кунами. До Загреба добрались по прекрасному автобану, скорость также 80 км/ч. Видимо, недавно прошел сильный дождь, так как очень рано установился туман, который держался где-то до обеда следующего дня. Ночевка в транзитном отеле "I", на южной окраине столицы. Свои три звезды он точно отрабатывает.
День 5-й. Сразу после вполне достойного завтрака направились на Плитвицкие озера. Дорога стандартная – до Карловаца по автобану, далее обычная дорога. Вначале ничего не было видно из-за тумана, затем он рассеялся, и можно было любоваться природой. На подъезде к озерам приятно удивило обилие апартаментов, кемпингов и ресторанчиков с кабанчиками - гриль (жаль только что их совсем недавно подвесили). Про озера много написано, размещено фотографий, поэтому остается только присоединиться к общему восхищению. Единственно, что мешало восприятию и наслаждению красотой, так это весьма быстрый темп прохождения маршрута. Все понимали, что к вечеру уже надо быть на побережье, но хотелось почаще задерживаться, просто любоваться и дышать, тем более воздух такой, что пульс заметно замедлялся, как в барокамере, несмотря на гонки по дорожкам и тропинкам от озера к озеру.
Отрадно, что автомобилистам можно выбрать кольцевой маршрут, либо комбинировать, чтобы стартовать и финишировать с одного и того же входа.
В целом, Плитвицы заслуживают полного дня посещения с обедом возле паромной переправы.
После краткосрочного самостоятельного обеда отправились к побережью. На автобан вернулись сразу перед самым длинным (6 км) тоннелем, после него было еще несколько поменьше, перед всей этой группой тоннелей с побережья была жёсткая встречная пробка, длинной километров 10-15. Остался вопрос, что лучше, если ехать с побережья – стоять в такой пробке или сразу от Сплита ехать через Книн, Плитвице и Карловац? Правда, той дорогой не ездили, поэтому судить о качестве не могу. Так, не спеша, обозревая попутные красоты, двигались к Сплиту. Замечу, что Северная Далмация (к югу от Задара) в окружении автобана больше напоминает не средиземноморские субтропики, а полупустыню с небольшими кустиками. Издалека видели окрестности Шибеника, сам Сплит объехали, и автобан кончился. Выезжали на приморскую трассу ("Ядрански Пут") в районе Н. Брелы. Это было сильное впечатление. Конечно, ранее читали, что это самая красивая дорога Европы, но такого не ожидали.
Перемахнув через последний перевал перед морем, мы оказываемся на двухсотметровом обрыве, лишенным всякой растительности, исчерченным серпантином. У всех пассажиров вскрик "море!" оборвался на первом слоге. Надо заметить, что и братья-словаки особенно не преуспели в езде по таким дорогам, так как на одном "тёщином языке" едва разъехались со встречным автобусом. Привыкаешь к такой дороге минут через 15, ближе к Бреле. Думаю, на легковом авто это проще – больше жизненное пространство на трассе и меньше обзор пропасти.
Вскоре прибыли в желанную Макарска. Город с нависшим над ним массивом Биоково производит самое сильное впечатление. Затем началось заселение в апартаменты. Думаю, что целую автобусную группу заселять в частные апартаменты нецелесообразно. Возник целый ряд проблем, то комнат не хватало, то эти самые комнаты апартаментами назвать невозможно, то удобства в коридоре. В целом это можно было считать апартаментами для большой цыганской семьи – в одном номере была стиральная машина, в другом кухня, в третьей холодильник, в нашей - 2 детских кроватки, в том числе для самого маленького. Питание также нельзя назвать ни быстрым, ни разнообразным, ни особо вкусным. Мощности частного ресторанчика не позволяют быстро и вкусно накормить 40 человек. Надо заметить, что в Макарска, помимо отелей имеется бесчисленное множество апартаментов гораздо лучшего качества и большего размера. Думаю, "Бон-Вояж" должен быть удовлетворен существенной экономией на размещении в Макарска. Собственно, для нас это был не самый краеугольный пункт программы, поэтому с нетерпением ждали утра – самой Адриатики.
Начало шестого дня в 7.00 было отмечено громким боем колокольни близлежащего костёла. Проблемы побудки после длительной дороги, таким образом, не было и после аскетического завтрака, увенчанного неким напитком, который почему-то назывался "кава", в смысле кофе, выдвинулись на пляж "Donja Luka".
Пляж очень длинный – фактически от начала городской черты и до маяка на полуострове Sv. Petar, за которым расположен порт. В любом случае, не менее одного километра. Ширина меняется от 3-х до 8-10 метров. Фактура пляжа – светлая мелкая галька. На входе в воду в некоторых местах попадаются и большие камни. Поэтому купленные тапки (35 кун) гарантировали и уверенный вход в воду и защиту от ежей. Последних не видели, но и особенно не высматривали. Вода выше всяких похвал – абсолютно чистая, не очень соленая, температура, наверное, градусов 26-27. При температуре воздуха 32-35 градусов давала хорошее ощущение прохлады, но и не гнала раньше времени на берег – поплавали вволю. Вдоль пляжа, променад с массой кафешек и ресторанчиков, где можно недорого пообедать, не уходя с пляжа.
От такого моря еле удалось удалиться перед самым ужином, поэтому и оставшийся день в Средней Далмации было решено посвятить не автопоездке на Имотские озера, а яхт-туру на острова Хвар и Брач. Следует отметить, что проблемы организовать самому какой-либо тур в Макарска нет. Полно различных турагентств, где предлагают не только все морские туры, но и туры на минибасах в Биоково или Имотске. На морские туры можно купить билеты прямо в порту или при отправлении, носят и по пляжу. Лучше покупать заранее, так как с заполняемостью нет проблем и в сентябре. Морские туры - это комбинации Хвар плюс Брач, только Брач, только Корчула. Есть, по-моему, и вечерние туры с дансингом.
Итак, седьмой день мы начинаем на борту судна "Макарски Ядран" с весьма колоритной командой и хорватскими перепевками Демиса Руссоса. Всё очень мило и по делу. Рядом грузился регулярный паром на Сумартин (о. Брач). Занятно, что заезжать на него надо задом. Автомобилисты, тренируемся!
Не успели отойти от причала, как нас быстро отоварили ракией, и тонус публики заметно поднялся. Следует заметить, что это не мутнеющая турецкая микстура, а вполне качественный напиток, думаю на основе слив или других фруктов. По пути на Хвар зашли догрузиться в Тучепи – очень симпатичный городок с таким же прекрасным пляжем. Кстати, перед Тучепи попался один из пляжей, куда можно попасть только морем или козьими тропами.
Команда судна работала очень слаженно, действия шкипера выверенные и вскоре мы взяли курс на г. Jelsa, что на острове Хвар. По пути был обещанный ланч с рыбой. Повар похож больше на пирата, чем на кока, но макрель приготовлена быстро и оказалась очень вкусной. Молоденькие вежливые матросы, больше похожие на студентов – гуманитариев сноровисто разносили напитки: ракию, вино и колу. Всё в комплексе, включая сотни чаек, пожелавших присоединиться к нашему пиру, было великолепно.
Так, за нехитрой трапезой мы подошли к Jelsa. Очень небольшой, чисто рыбацкий и немного туристический городок. Вся жизнь сосредоточена на набережной порта. Неподалеку много частных вилл. Пляжи больше каменистые, дикие.
Итак, после часового променада мы направляемся на остров Брач. По пути наша могучая яхта, по сути адаптированная для туризма рыболовная шхуна, обогнала немало обычных яхт и вскоре мы увидели г. Бол с его пляжем Zlatni Rat, который с воды, конечно, не виден.
Для экономии времени мы с борта нашего судна пересели на водное такси – маленькое суденышко и через 10 минут уже были на самом пляже. Сразу скажу, что пляж оправдал все восторженные ожидания. Галька, похожая на ту, которая была в Макарска, только мельче. На входе в воду никаких булыжников. Чистота воды необыкновенная. Не теряли ни одной минуты на посещение кафешек в сосновой роще тут же на мысе, только море, море, море. Следует отметить, что эту жемчужину не обошли вниманием и натуристы, случайно не увидели бы и не узнали. Места всем хватало.
Хорошее всегда кончается быстро, и нужно было возвращаться в порт. По пути еще раз запечатлели славный Золотой Мыс, осмотрели отели Риу-Борак, Бонака и другие. Все очень привлекательные, недалеко от пляжа и городка. Променад просто великолепен и для прогулок и для катания на чем-либо немоторном. Подводя итоги впечатлений о пляже, не соглашусь с предыдущими авторами, что пляж хорош только до 11.00, так как "позже наезжают сёрферы и бюргеры с капустой и сосисками, да и ветер силён". Сёрферы, также как и яхты, были за ограждением, капустника ни одного не видели. Места хватало всем без напряга. О ветре – ближе к обеду установился, пошла волна. Перешли на другую сторону мыса и такое же тихое безмятежье – чистейшая вода, практически неподвижная. Итак, последний взгляд на красавец-пляж и скорее в порт, к нашему эсминцу.
Обратный путь прошел незаметно в созерцании прекрасных видов острова а потом и Макарска на фоне Биоково. Поскольку наутро мы двигались в Дубровник, то можно было уже концентрировать впечатления о Средней Далмации. Понятно, что за 2 дня мы увидели немного, но то, что удалось, просто восхитительно. Я смотрел Истрию по фотографиям, позже вживую Южную Далмацию с Дубровником и Черногорию. В номинации море-пляж-природа на первое место уверенно ставлю Среднюю Далмацию, и саму Макарску ривьеру и острова. До новых встреч, Средняя Далмация.
Утро восьмого дня проходит в ненапряженном переезде в Дубровник. Осматриваем по пути дельту реки Неретва, живописные городки Стон и Слано, боснийский Неум с остановкой на шопинг, знаменитый винный полуостров Пельешац. Вот уже проезжаем по красавцу мосту, позволившему нам срезать порядка 40 км и начинаем искать подъезд к Старому Дубровнику.
Времени на "взятие" Дубровника нам было отпущено немного – 2 полных часа, поэтому, не теряя время на информацию, которую можно подчерпнуть и в путеводителе, быстренько побежали по улочкам и стенам города. Больше и лучше, чем уже писали про Дубровник, вряд ли напишу. Это неповторимый город. Многие городки пытаются сравнивать с Дубровником, но он действительно уникален. С удовольствием прошлись по стене. Следует отметить, что за 50 кун Вы можете пройти или рекомендованным маршрутом – по южной стене (оттуда удобней фотографировать по солнцу) или по северной – через башню Минчета. Насквозь (т.е. идя против часовой стрелки по южной стороне) на северную сторону мы не попали – для этого нужно вернуться ко входу. Поскольку времени не было, спустились, погуляли по старому порту, съели пиццу и бегом к автобусу.
Вскоре мы уже попрощались с Хорватией и въехали в Черногорию. Хорваты и выездной штемпель не ставили. Черногорцы проштамповали паспорта прямо на местах. Всё быстро и через некоторое время мы опять у моря в красивейшей Боко-Которской бухте. По старым воспоминаниям и отчетам думалось, что большую часть залива мы срежем на пароме, но поехали в объезд вплоть до самого Котора, хотя по программе на посещение Котора и так выделялся целый день. Как пояснили потом водители, "Бон-Вояж" не выделил средств на паром. Но нет худа без добра – получив общее впечатление о Которе и окрестностях, мы потом заменили эту экскурсию на рафтинг по Таре. В итоге, последний раз взглянули на суровые очертания Которских гор и повернули на Будву.
В Будве на заправке взяли "лоцмана" и проследовали в Петровац, где предстояло очередное размещение. Двухзвездочный отель "Castellastva", наверное, не дотягивает и до них, но нас это озадачило только один раз, когда из-за неполадок со сливом воды в ванной произошел потоп во всем номере. Как позже выяснилось, мы были не единственными жертвами несовершенства системы канализации. Питание в целом очень неплохое и достаточное, но удивили три вещи: строгая регистрация на входе, утром официантки ездили с тележками и разливали чай-кофе (непонятно зачем), вечером при отсутствии напитков вина не было, а пиво и воды теплые. Да и в интерьере отеля проглядывали элементы "совка" - эдакого подмосковного пионерлагеря средней руки. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, замечу наперед, что "следы недалекого прошлого" были и в количестве полицейских на дорогах Черногории. Разумеется, на этих деталях мы не концентрировались.
День девятый. Городок Петровац очень небольшой и уютный. Пляж тянется вдоль береговой линии метров на 500-600. Ширина 5-10 метров. Фактура то ли крупный песок, то ли очень мелкая галька. На входе в море галька более крупная, но достаточно гладкая. В утренние часы при пасмурной погоде песок кажется слегка розоватым. Проблем с лежаками и зонтиками нет, но большинство отдыхающих размещается на песке со своими полотенцами. Думаю, не столько из экономии, а просто на лежаках без матраца не очень-то и комфортно. Если кто-то желает менее оживленный пляж, то можно мимо отеля "Ривьера" в обход обрывистого утеса пройти на очень живописный пляж Лючице. На утесе со стороны моря расположено замечательное кафе с вечерней живой музыкой и танцами, дневными бесплатными лежаками и перехлестами волн на территорию при небольшом волнении моря.
Море по качеству практически не уступает далматинскому, только, по-моему, немного более соленое (субъективно) и, когда в последний день пошла волна, немного выбросило водорослей. Променад скромнее, чем в Макарска, но достаточно насыщен всеми полезными для пляжника заведениями. Кто-то сказал, что Роман Абрамович на своей яхте посещал этот городок. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но намек на это содержится в названии одной кафешки. В другой, продающей дары моря, вместо обеда поели креветок – чудо. Видимо, они не замораживались, сначала сварены, затем обжарены в оливковом масле. Так или иначе, цвет, и особенно вкус, никак не напоминают их собратьев из наших супермаркетов, скорее похож на вкус мяса речных раков. Здесь же на променаде купили тур на рафтинг по Таре. Там же можно купить однодневный автобусный тур в Албанию с интригующим названием "Последняя загадка Европы". Заманчиво, но Балканы-то весьма большие и всё за одну поездку не увидеть. Море опять не отпускало до ужина. Напротив пляжа видны два островка, ближний из которых (Св. Недели) имеет еще и небольшую часовенку.
Десятый день начинается при повышенном тонусе – не потому, что впереди рафтинг (знали, что в августе-сентябре из-за малой воды на Таре адреналина мало), скорее, в ожидании наслаждения красотами каньонов Пивы и Тары, адреналина от черногорских дорог. Началось всё весьма организованно, бойкий минибас "Рено" быстро доставил нас до Подгорицы. Ехали не напрямик из Петроваца в Подгорицу по горам, а вначале по Ядранскому пути, затем перед Баром свернули в платный тоннель). К сожалению, после встречи с другим автобусом началась чехарда с перемещением пассажиров из одного автобуса в другой, напомнившая турецкие выкрутасы, поэтому впечатления от наблюдения издалека монастыря Острог и г. Никшича, слегка притупились. Немного доставал водитель, который сам из Никшича и гудел каждой встречной машине, которых было настолько достаточно, что на время можно было забыть о таком маневре, как обгон. Вскоре, ближе к Дурмитору, въехали в сплошной туман, который, к счастью развеялся перед Пивой, также как и остатки нашего подпорченного настроения. Пивское озеро, как называют его черногорцы, строго говоря, является искусственным водохранилищем – потом проезжали по трехсотметровой плотине. Раньше там была ГЭС, теперь нет, вследствие чего сток оставлен минимальный и Пива после плотины становится ручейком. Но до этого мы вдоволь насладились почти неземным цветом воды, отражением в ней живописных гор. Несмотря на почти безжизненный цвет воды из-за чистоты и большой глубины, видимо, в водохранилище водится рыба, так как запретных указателей на рыболовство достаточно.
Дорога вдоль Пивы не соответствовала ужасным описаниям черногорских дорог – ширина достаточна для разъезда автобусов, только много колдобин. Многие из более, чем тридцати туннелей, которые мы проехали, не освещены и каких-либо укреплений внутри не содержат – это, наверное, может представлять опасность. Очень симпатичный городок Плужине, который расположен в одном из самых живописных мест Пивы, видимо, только начинает развиваться как прекрасное место отдыха. Вскоре мы прибыли в Шчепан Поле, где после переодевания на "джипах" выдвинулись в Брстановице – пункт старта. Вообще, участок Брстановице - Шчепан Поле считается самым интересным с сточки зрения адреналина, а участки мост Дурдевича - Радован Лука - Брстановице – самыми красивыми, где каньон становится таким глубоким, что позволяет его считать действительно вторым в мире после Колорадо. Но у нас времени в обрез, и всё охватить заведомо было невозможно. Посадка в рафты, собственно сплав прошли штатно. Порогов опасных не было, только на одном после наезда на большой валун из рафта чуть не выпал англоязычный попутчик, но был своевременно пойман. Поэтому больше наслаждались чистейшей водой Тары, горами, водопадами на остановках, играющей форелью. Отмечу ноу-хау в черногорских рафтах. Для ног сделаны специальные ремни на днище плота, поэтому, как в Турции не приходится цепляться ими за борт. Очень удобно.
Вот и финиш, буквально под мостом, за которым одиноко скучает боснийский пограничник. Затем обед с похлебкой, ракией и по выбору форелью или барашком. Обратный путь, несмотря, на продолжительность и темноту, напряг только тем, что опоздали на ужин. По пути заехали на горную пасеку, где купили отличного горного мёда.
В общем, это не самая простая по переезду экскурсия, но по красоте, наверное, несравнимая. К слову сказать, остальные члены группы ездили на плановую экскурсию в Котор с посещением острова Пераст. Всем экскурсия понравилась. Так что был выбор между фресками, иконостасами и дикой природой.
На другой день, по счету одиннадцатый, мы планировали опять посвятить себя морю. Еще в первый день пребывания в Петроваце обратили внимание на снующие небольшие суденышки "Montenegro star", которые прямо с пляжа набирали отдыхающих в тур по Будванской Ривьере – Свети Стефан, Бечичи, Будва. Очень хотелось поехать, но в этот, последний на побережье день, погода слегка испортилась, пошла небольшая волна, которая эти судна разогнала. Поэтому прощались с морем на нашем пляже, благо к обеду в облаках появились значительные просветы. Вечером – посещение уже упомянутого кафе на утесе с напитками, танцами и захлестывающей волной.
Утром двенадцатого дня, несмотря на грустное настроение, все быстро погрузились и теперь мы уже по-настоящему отправились в обратный путь домой. Водители избрали на Подгорицу совсем не тот путь, по которому мы ехали на рафтинг, а "прямой" с таким размашистым серпантином, что мы еще более получаса прощались с Петровацем и морем. Далее было много участков ремонта и без того неширокой трассы и, видимо, за этот выбор водители получили нагоняй от полицейского, который стоял на развилке перед Скадарским озером. Озеро в очередной раз поразило своими размерами и схожестью издалека с морем. Сделали остановку на фото у старой турецкой крепости. В этом месте озеро разделяет то ли рукотворная, то ли естественная дамба, по которой идут железная и автодороги. С одной стороны дамба была усеяна рыболовами, с другой – сплошные заросли кувшинок. Заявленных пеликанов не видели – наверное, выбирают не такие бойкие места.
Далее насквозь пересекли Подгорицу. Движение в некоторых местах организовано плохо, что усугубляется "крутыми" водилами, норовящими подрезать всех и всё. Поэтому было время осмотреться. Видимо, нас везли не по самым живописным местам столицы, так как в памяти ничего примечательного не осталось. За Подгорицей въехали в каньон Морача, очень живописный, причем, если вначале каньон неширокий – в ширину самой речки, то, по мере продвижения, он становится по глубине сопоставимым с каньоном Тары. Есть места просто фантастической дикой красоты. Далее въехали в каньон уже самой Тары в верхнем течении. Примечательно, что в обоих каньонах через речку, напротив автодороги, по которой мы ехали, метров на сто выше проходит однопутная железная дорога Бар-Белград, построенная в 19 веке. Не могу представить, как это можно было сделать в то время – более ¾ видимого нам участка дороги на протяжении километров семидесяти проходит внутри скал в тоннелях, изредка выходя по мостикам наружу. При этом она еще и электрифицирована. Также трудно представить себе ощущения пассажира поезда на этом участке, особенно после прочтения в одном из отчетов о трех вагонах, валявшихся из-за схода с рельсов на дне каньона.
Обогнув живописный горный массив в районе Биоградской горы, после живописнейшего перевала мы приблизились к границе с Сербией в районе Бело поле. Понравился сербский пограничник, который вошел в автобус в цивильной кожаной тужурке и попросил что-нибудь сказать по-русски. Видимо, питерское произношение ему понравилось, и на этом погранконтроль закончился.
Теперь уже можно было делать какие-то обобщающие выводы по Черногории. Не хочу буквально сравнивать Черногорию и Хорватию – достаточно уже писалось о разнице в качестве домов, автомашин и автодорог, уровне жизни в целом. Замечу интегрально, что Хорватия больше средиземноморская страна, а Черногория больше балканская, горная. К тому же Черногория, как иная малолетняя красавица, еще таковой себя не осознала и не может правильно себя подать. Отношение к нам было одинаково дружелюбным и гостеприимным. Во время совместных туров с другими иностранцами (например, на корабле) не заметил какого-либо дифференцированного отношения к ним хорватов. Итальянцев, о любви к которым со стороны хорватов немало уже перьев сломано на форумах, вообще не видели и в Дубровнике в том числе. Итак, в Хорватию снова хочу уже сейчас, а в Черногорию поехал бы лет через пять-десять.
Приграничная сербская область Приполье или до сих пор лечится от бомбардировок американцев, или дорога с этой стороны в сторону Белграда ранее существовала в виде козьей тропы. Так или иначе, пока продирались через горные заторы на участках ремонта, стемнело и, к большому сожалению. Сербию и Белград проехали в потемках и ничего не увидели. К утру, оценив уже по третий по счету автобан в Венгрии, въехали в Будапешт.
Это был уже тринадцатый день путешествия. Все порядком устали от ночного броска. Сопровождающая рекомендовала всем взбодриться после дороги в купальнях Сечении. Мы с супругой, совсем недавно пережив там самые приятные в Будапеште минуты, абсолютно искренне украшали эти рекомендации свежими впечатлениями и ощущениями. Так или иначе, почти вся группа оказалась там и от звонка до звонка штатные три часа оттягивалась во всевозможных бассейнах и банях. Получив требуемый заряд бодрости, мы поспешили с толком распорядиться свободным временем, которое у нас осталось. Всем нужно было кое-что прикупить в качестве сувениров, перекусить на дорогу т погулять. Было воскресенье и практически всё закрыто, но, имея почти инсайдерскую информацию о том, что "Western city" у Западного вокзала работает, сразу направились именно туда, где с успехом решили первые две проблемы. Затем просто гуляли. В Будапеште был очередной национальный праздник, движение в центре перекрыто, масса минирынков с сувенирами и изделиями многочисленных ремесленников, живые концерты на площадях и в скверах. Словом, атмосфера праздника и отдыха, и ничто не предвещало, что буквально через сутки здесь разразятся эти события, которые трясут в Венгрию до сих пор. "Стравив" последние форинты в супермаркете "Теско", мы в приподнятом праздником настроении и с чувством исполненного долга направились в сторону NYIREGYHAZA, в знакомый уже нам отель "EU" на ночевку.
Путь проходил без всяких особенностей, кроме того, что останавливались прямо на автобане из-за того, что в двигателе нашего суперавтобуса сгорело что-то резиновое, но видимо не смертельно, и долго не могли найти выезд с автобана в сторону NYIREGYHAZA. Не могу винить водителей, так как они всё делали четко по стрелкам. Просто в одном моменте нужная нам стрелка отсутствовала, и мы долго крутились на одном месте. Шедший перед нами украинский автобус сразу при съезде с автобана повернул вопреки всем стрелкам, и, видимо, был прав. Думаю, что, если бы наши "бывалые" автомобилисты дали бы схему этого участка, было бы весьма полезно.
Утром четырнадцатого дня мы подъехали к переходу Zahony-Чоп. На венгерской стороне всё штатно и организовано, на украинской опять сюрпризы. Вначале стояли после моста через Тису без видимых причин, потом, вошедшая в автобус пограничница упрекнула нас, что мы не заполнили иммиграционные карточки. На наши справедливые возражения об отсутствии бланков она дала понять, что мы должны были сами догадаться и взять их у "зелёного берета", что на мосту нам открывал шлагбаум. Так или иначе, обе части группы и питерская и московская получили по проштампованному списку группы, который впоследствии и спас нас в Хуторе Михайловском при выезде из Украины от гнева и санкций украинских зеленых теперь уже фуражек.
На первой же технической стоянке в Украине на заправке бойко шла торговля в магазинчике за все виды валют, только курс пересчета был просто непредсказуем. Да и охранник бензоколонки проявил дифференцированное отношение к бывшим согражданам, жестко указав одной из женщин не где можно, а где нельзя курить, а, прежде всего, на то, что она не дома.
Поскольку у нас сложился большой запас по времени, было решено добротно пообедать в Карпатах, в каком-нибудь солидном заведении типа уже описанной ранее "Натали". Сопровождающая знала о таком месте, даже с водопадами и зоопарком, но, видно, не нашла достаточного понимания украинских водителей. Так или иначе, проехав пристрелянные места, пару раз остановившись вхолостую (то туалетов нет, то берут только гривны) мы подъехали к Стрыю и поняли, что обед в Карпатах не состоялся.
Решено было доехать до Львова и там уже решать все проблемы. Причем у москвичей таких проблем было значительно больше. Ранее я уже отмечал, что вся поездка, поскольку организована питерской фирмой, то и "заточена" прежде всего, под жителей Санкт-Петербурга. В данном случае это выражалось в том, что питерцы по приезду во Львов имели пару часов на прогулку, затем в вечерний поезд и домой. Москвичи же должны были ночевать и уезжать в Москву утренним поездом. Причем, нам в "Джем-трэвел" передали 20 евро на двоих от "Бон-Вояжа" на оплату ночевки в гостинице, другим москвичам не давали ничего. Тем не менее, всем было сказано, что отель забронирован и информация будет у сопровождающей. Ничего подобного не оказалось, сопровождающая не только отказала нам в какой-либо информации и содействии в этом вопросе, но и манкировала наше желание быстрее приехать на вокзал, чтобы успеть на какой-нибудь вечерний поезд. Словно назло нам, она повела автобус через центр Львова в час пик, что с учетом небольшой ширины улочек города и обилия транспорта было похоже на злонамеренное вытягивание из нас последних нервных волокон.
Мы успокоились лишь тогда, когда на вокзале выяснилось, что вечерних поездов нет, а комбинации с ночными поездами реальных выгод не приносят. Осторожно, владельцы карт Visa! Карта в банкомате, находящемся в зале повышенного комфорта, наличку не принесла, а запись о выдаче получила. До сих пор не могу закрыть этот вопрос.
Итак, вернемся к ночевке во Львове. С первого захода в вокзальные комнаты отдыха получили однозначный отказ и совет пытать счастья в городе. Вояж по городу принес то, что в дешевых гостиницах мест нет, а в солидных ("Днистер") дабл на ночь стоит 400 гривен (80 долларов). Не все участники нашей подгруппы были готовы тратить столько на ночевку, поэтому вернулись на вокзал и продолжили самостоятельные изыскания. Мы в итоге сняли люкс на вокзале за 200 гривен. Для вокзала это было просто суперкачество и удобство, без намека на иронию.
Наутро, после очень комфортной ночевки, без проблем погрузились в скорый поезд №74 Львов-Москва и ровно через сутки, на шестнадцатый день закончился наш замечательный вояж.
Теперь, спустя две недели после возвращения, можно сделать и общие выводы.
1. Тур, безусловно, очень хороший по задумке, т.е., с одной стороны, он охватывает много разного и интересного, с другой стороны практически неутомительный по переездам, за исключением Петровац-Будапешт. В отличие от туров чисто туристических удачно сочетает и экскурсии и отдых. Даже фанаты музеев и живописи не разочаровались бы – в Будапеште проходили выставки Пикассо и Рембранта.
2. В следующий раз поедем только на машине, или из Москвы, или арендуем в чартерном аэропорту Хорватии, или в Будапеште.
3. Поскольку не все смогут сделать так, то хочу внести ряд предложений по оптимизации маршрута:
3.1. Не менять автобусы, а забирать туристов из Львова или Ужгорода штатным автобусом действительно европейского туристического класса. И дело даже не в том, что на маршруте хуже нашего автобуса мы не видели – на всех общих стоянках ощущали себя вторым сортом. Просто для туриста автобусника качество автобуса имеет значение гораздо большее по сравнению с трансфертными автобусами при пляжном отдыхе, гораздо большее значение, чем качество транзитного отеля, который, в отличие от пляжного, не должен кишеть развлекательными заведениями, а, главным образом, давать возможность полноценно "почистить пёрышки" и отдохнуть перед дальнейшей дорогой.
3.2. Все стоянки по пути, в том числе особенно с кормежкой должны быть продуманы, просчитаны и "пристреляны", т.е. заранее оговорены и с встречающей стороной.
3.3. Переезд Петровац-Будапешт разбить на два этапа с днем отдыха и ночевкой в Белграде. Город также интересен для полноценной экскурсии.
3.4. Нужно добавить день на побережье Средней Далмации и ни в коем случае на другое побережье не менять. Поменять практику размещения в отстойных апартаментах.
3.5. Нужно добавить времени в Дубровнике, иначе это слишком галоп.
3.6. Сопровождающий должен больше знать и давать информации по странам проезда, не только энциклопедической, но и полезно-популярной. Кроме того, он должен не если не помогать организовать самостоятельные экскурсии из мест отдыха, но хотя бы знать исчерпывающую информацию о туристических возможностях того или иного места.
4. Касаясь пунктов 3.3-3.5 понятно, что их удовлетворение при нынешнем способе доставки туристов до целей путешествия, существенно удлинит маршрут по времени и сделает его доступным только для неработающих в коммерческих структурах граждан, где больше 2-х недель отпуска редко дают.
5. Есть радикальный выход, причем не только для Хорватии и Черногории, а для всех окружающих Венгрию стран (Австрия, Словения и т.д.). Всем фирмам автобусникам, эксплуатирующим Будапешт, скооперироваться и сделать недорогой авиачартер до Будапешта. На самом деле, терять двое суток туда и столько же обратно на проезд к самой цели тура обидно. Эти четыре дня (пусть три с учетом прилёта-вылета) можно было бы прекрасно провести в Далмации. Все соседние страны всего в трех-четырех часах езды из Будапешта по прекрасным автобанам. Да и Венгрия сама по себе заслуживает большего внимания, поэтому это бы расширило возможности и по ней.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что тур просто превосходный по красоте, интересный и насыщенный и вовсе неутомительный. Нам очень понравилось. В поезде именно с таких восторженных позиций делились впечатлениями с женщиной из другой группы, которая имела на день больше, но ехала в противоположном направлении, т.е. из Венгрии в Черногорию, потом в Хорватию и назад. По ее словам, всё было плохо – "Вы представляете, подушки были из синтепона!" Честно признался, что даже не помню, какие были подушки. Поэтому тур не для любителей изысканного комфорта и классического пляжного отдыха. Если наши конкретные пожелания будут как-то услышаны и учтены операторами, думаю, тур станет жемчужиной комбинированных туров.
21/09/2006 21:34
Материалы по теме
- Страны: Венгрия; Хорватия; Черногория
- Регионы: Остров Брач; Остров Хвар
- Города: Дубровник; Макарска; Тучепи
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.