Загадки Табынской иконы
На протяжении нескольких веков одной из самых известных православных святынь от Волги-матушки до сибирского Тобола, от бескрайней оренбургской степи до дремучей уральской тайги была Табынская икона Божьей Матери. Эта икона знаменита и таинственной историей своего появления, и своим необычным внешним видом, и обилием сотворенных чудес, и трагической судьбой. По легенде она впервые была найдена монахами Вознесенского монастыря где-то в 1597 году на камне возле соленого источника. В течение почти столетия она хранилась в обители, а после разорения монастыря кочевниками исчезла. В 1765 году икона вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь соседнего села Табынского, по названию которого и получила своё имя. Икона имела достаточно крупные размеры (72 х 106 см) и отличалась столь темным ликом Божьей Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.
Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России. Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагических путь Отдельной Оренбургской армии белых.
Исход из России оренбургских, сибирских и уральских казаков - одна из малоизвестных страниц нашей истории (да мы и вообще плохо знаем отечественную историю и географию родных мест). В конце 1919 года оренбуржцы и присоединившиеся к ним беженцы отходили под натиском красных по безжизненной, продуваемой всеми ветрами, зимней степи в сторону границы с Китаем. Вместе с казаками двигалась в свой последний путь по России Табынская икона.
Люди погибали от истощения и холода, их косил тиф. В конце пути, перед уходом за границу, пришлось перебираться по узким обледеневшим тропам через хребет Кара Сарык на высоте 5800 м. Никто не знает точно, сколько человек погибло за время этих ужасных "хождений по мукам" протяженностью более чем 1,5 тыс. км. Предположительно двинулось в гибельный путь 100-150 тыс. человек, а добралось до Китая не более 30 тыс. Но тяжелую 25-килограммовую икону изможденные люди донесли на себе до конца. Как писал сам А.И. Дутов другому вождю белого движения, генерал-лейтенанту А.С. Бакичу: "Вышли мы 50% пешком, без вещей, вынесли только Икону, пулеметы и оружие…".
В последствии икона долго находилась в русской церкви города Кульджа провинции Синьцзян, а после "культурной революции" в Китае и разрушения православных храмов следы её затерялись.
Путь через Уральские горы
В начале сентября мы решили посетить место явления Табынской иконы Божьей Матери в соседнем Башкортостане. Из Магнитогорска выехали и перевалили через Уральские горы по дороге ведущей через Белорецк и Инзер на Уфу. Эта трасса, на наш взгляд, самая живописная из всех проходящих через Уральские горы. Интересно, что она до сих пор обозначена не на всех атласах автомобильных дорог РФ. Зато чётко видна трасса Р316 (Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск), которая на карте смотрится вполне солидно, а на самом деле представляет собой лесовозную просеку с глубокими колеями и грозно торчащими камнями. Через Уральские горы ведут ещё федеральные трассы Р242 (Пермь-Екатеринбург) и М5 "Урал" (Москва-Челябинск), а также территориальная трасса Р361 (Магнитогорск-Сибай–Зилаир-Ира). Но с точки зрения красоты окружающей природы, дороги Р242 и Р361, петляющие среди убогих холмов, могут поразить только плоское воображение жителей равнин. Лишь М5 ещё может соперничать по части "швейцарских" пейзажей с дорогой через Инзер.
Преодолев перевалы, спустились с гор на равнину и с окружной дороге вокруг райцентра Архангельское свернули в сторону поселка Красный Зилим. Тут сокрыт очередной картографический ребус, по атласам прямого автомобильного пути от Архангельского до Красноусольского нет, а самом деле идёт нормальная асфальтированная дорога, только от моста через реку Зилим до Якты-Куля 5 км ровного гравия.
В Святых местах
При приближении к старинному селу Табынскому издалека заметна белая колокольня Вознесенской церкви. На протяжении 150 лет этот храм служил "родным домом" для чудотворной иконы. Табынская крепость основана в 1736 году у впадении Усолки в Белую и название получила по жившему в этих местах Кесе-Табынскому роду башкир. Тогда же заложили Вознесенскую церковь, перестроенную в 1848 году.
Вскоре подъехали к поселку Красноусольский, центру Гафурийского района Башкортостана. Этот населенный пункт возник в 1752 году в связи с постройкой Богоявленского медеплавильного завода, переоборудованного в 1893 году в стекольный. По окружной дороге объехали вокруг Красноусольска, ориентируясь на указатели "Курорт". Здесь, у отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадают в речку Усолку, происходили чудесные явления Табынской иконы. Сейчас в этих местах возвышаются модернистские корпуса санатория "Красноусольский", своими необычными формами похожие на инопланетный городок.
Объехали санаторий, оставили машину на платной стоянке за 10 руб. и вошли внутрь санаторной ограды. Сразу привлекает внимание находящаяся справа зона отдыха с беседками и клумбами. Дальше дорожка проходит рядом со скромными временными постройками Богородице-Табынского женского монастыря и выводит на берег Усолки. Характерный запах тухлых яиц, вызывающий воспоминания о сероводородных водах сочинской Мацесты, свидетельствует, что мы добрались до Святого источника Табынской Божьей Матери - цели нашего путешествия.
Источник представляет собой небольшой бассейн, облицованый бетонными блоками. С одной стороны стоит стенд с иконами и павильон для переодевания женщин, с другой – деревянный крест и спартанские кабинки мужских раздевалок. Все эти сооружения образуют так называемую купальню № 2. Сероводородные ключи, очень холодные и соленые, бьют через каменистое дно бассейна. Затем вода переливается через бетонный порог и попадает в Усолку. Хорошо видно различие в цвете камней на дне речки: около купален они белые от осадков минеральных солей, а чуть дальше - обычного, желтовато-коричневого оттенка.
Раздеваюсь и спускаюсь по лестнице в ледяную воду Святого источника. Героически окунаюсь с головой, потом ещё целую минуту плаваю в целебной воде и, окончательно закоченев, выскакиваю из бассейна. Греюсь на солнышке. Потом ещё дважды повторяю погружение в святую минеральную воду – "Бог троицу любит". На такой подвиг мало кто решается, температура в источнике явно меньше 10 С, и единожды окунувшись, паломники пробкой вылетают из бассейна.
После того как я обсох и оделся мы пошли дальше. На высоком утесе над рекой сверкает золотым куполом белоснежная церковь, а внизу – у основания утёса, чернеет неглубокий грот, жалкий остаток былой пещеры. При советской власти здесь разворачивались целые сражения каждую девятую пятницу после Пасхи. Верующие пытались подойти к утёсу, под которым по преданию была найдена икона, но путь им преграждали милицейские наряды и комсомольские дружины. Формальной причиной являлось стремление руководства района предотвратить антисанитарные действия в курортной зоне. Старушки, совершив омовение в Святом источнике, пускали своё бельишко по течению Усолки, веруя, что таким образом они освобождаются от своих недугов. Устав бороться с несознательным населением власти уничтожили камень, на котором происходило чудесное явление икона, а пещеру взорвали в 1972 году. Вознесенская церковь в Табынском была закрыта ещё в 1929 году. Однако, судя по количеству паломников собирающихся в наши дни у Святых мест в Красноусольске, православную веру и память о легендарной иконе изжить так и не удалось.
Ещё выше по течению Усолки стоит купальня № 1 с тремя бассейнами: два с хлоридно-натриевой водой, один – с сероводородной. Это место более благоустроенное, с кирпичными павильонами, буфетом, но лично мне больше понравилась простенькая купальня № 2 с проточным бассейном.
По лестнице мы поднялись на утёс к небольшой церкви Табынской Божьей Матери. В этом недавно возведенном храме находится список (копия) чудотворной иконы. Выше по склону стоит колокольня. От церкви длинная пологая ложбина ведёт на уединенную полянку, где под навесом, на низком пьедестале стоит памятный столбик с иконками. Когда-то здесь росла большая старая берёза, у которой после разрушения пещеры собирались верующие и молились. По некоторым преданиям второе явление Табынской иконы было около этого дерева. Власти в антирелигиозных целях сначала спилили берёзку, а потом даже пенёк сожгли.
В целом комплекс объектов связанных с Табынской иконой Божьей Матери в Гафурийском районе Башкортостана интересен не только искренне верующим паломникам, но и просто людям интересующимся историей и природой родного края. А скоро эти места станут ещё краше. В следующем году будут праздновать 410 лет со дня появления иконы. К этому юбилею запланированы работы по благоустройству территории Святого источника в Красноусольске.
Тайное убежище Салавата Юлаева
Заночевать решили в Стерлитамаке в гостинице "Ашкадар". На северной окраине города автотрасса проходит под грузовой канатной дорогой, по которой везут известняк из карьера Шах-Тау (Царь-Гора) на ОАО "Сода". С непривычки как-то боязно проезжать под ковшами, проплывающими над головой – а вдруг канат порвется, и куча известняка похоронит автомобиль вместе с пассажирами. На следующее утро перед возвращением в Магнитогорск мы решили съездить к пещере Салавата, находящейся около старого белорецкого тракта, который сейчас называется трассой Р316.
Судя по обилию пещер в Башкортостане и Челябинской области названных именем легендарного батыра, этот парень знал толк в конспирации и немалую часть своей героической жизни провёл в потаённых схронах. До деревни Макарово идёт хорошая дорога, но дальше асфальт заканчивается. Последние семь километров мы медленно и печально ползли по яминам и колдобинам.
Наконец совсем рядом с дорогой в высоком известняковом обрыве видна пещера. Подход к ней преграждает речка Сиказа, но летом она пересыхает и только цепочка камней обозначает её русло. Вход в пещеру расположен метрах в шести над землей. К нему ведёт подобие деревянной лестницы, настолько шаткой, что карабкаться по ней можно только опираясь второй ногой на выемки-ступеньки в каменной стене. Первый этаж пещеры имеет небольшую протяженность, хорошо освещён и заканчивается узким вертикальным ходом, ведущим во мрак второго яруса (а всего их три). Как всегда мы ограничились осмотром только легкодоступной части пещеры и вглубь не полезли.
Дальше по трассе Р316 есть ещё одна интересная природная достопримечательность – водопад Кук-Караук. Мы попытались добраться и туда, но на пути встали серьезные препятствия для автомобиля обычной проходимости. Большие камни торчали из дорожного полотна, словно клыки чудовища, нацелившегося растерзать днище машины. Вот такая она, трасса Р316. Пожалев наше верное авто, мы повернули назад и поехали домой.
02/10/2006 13:33
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Башкирия
- Города: Якты-Куль (озеро Банное)
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.