На севере Румынии в городке Вишеу де Сус можно прокатиться на настоящем паровозе по действующей до сих пор узкоколейке. Построенная в начале 30-х годов для транспортировки древесины, она и сейчас в отличном состоянии. В шесть утра лесорубы отправляются на ней на лесозаготовительные участки, и едут на работу три часа в один конец, а то и больше. И всё настоящее! Вагоны - подлинный антиквариат, сквозь дыры в полу мелькают шпалы. Паровозик, работающий не на угле даже, а на дровах! Едет медленно-медленно. Клубы пара из-под колёс - пых-пых, пых-пых. Ту-тууу! Сажа летит в лицо. Едешь сквозь прорубленные в скалах туннели, и от паровозного дыма дышать нечем. И такие красоты вокруг! Серые гранитные утёсы - рельсы подходят вплотную и можно дотронуться руками. Горы. Хвойные леса. Речка журчит. Дичь! Паровозик сейчас, правда, для дела используется всё реже и реже, а по большей части ездят забавные дизельные машины, поставленные на рельсы. Но летом раз в два-три дня устраиваются специальные ретро-покатушки.
Добраться до Вишеу де Сус лучше всего на автобусе от горнолыжного курорта Ватра Дорней. Автобус отправляется раз в день в 13-30 и четыре часа ползёт, подпрыгивая на ухабах, вдоль живописной горной гряды, поросшей хвойным лесом. Автобусное сообщение есть также с Сигету Мармацией, Бая Маре. Все автобусные расписания Румынии - www.autogari.ro.
Нормальной железнодорожной станции в самом Вишеу де Сус нет, есть только в соседнем Вишеу де Йос в шести километрах. Тем не менее, для тех, кому по силам одолеть шесть километров пешком, вполне можно рассмотреть поезд как вариант попадания в Вишеу де Сус. Сайт железных дорог Румынии - www.cfr.ro.
С жильём проблем нет. Самый популярный отель - Hotel Brad расположен на перекрёстке центральной улицы (Str 22 Decembrie) и улицы, ведущей к узкоколейке (Str Iuliu Maniu). Там даже указатель есть на столбе с нарисованным паровозиком. А напротив указателя - Hotel Brad - www.hotelbrad.ro. В этом отеле места лучше бронировать заранее.
Но, если что, всегда можно найти место в каком-нибудь из пенсионов. Туристическая инфраструктура здесь развита хорошо. Например, чтобы долго не искать, прямо напротив станции узкоколейки - пенсион Sanda, 70 лей (25 долларов) за уютный двухместный номер. Но санузел общий на два номера, и без телевизора и холодильника. Без телевизора то можно обойтись, но вот холодильник на самом деле нужен, чтобы охладить пиво к утру.
Но, если по хорошему, то лучше бы пройтись немного от станции узкоколейки прямо по путям в сторону леса, и там в депо есть два пенсиона - Pensiunea Stancut и Pensiunea Barsan. Цены наверняка такие же, зато куда угарнее и экзотичнее жить рядом с ржавыми локомотивами, сгнившими вагонами и прочими чудными агрегатами.
Управляет катанием на паровозе местная турфирма Ecotours - www.ecotours.ro. На их сайте есть практически вся полезная информация - как доехать в Вишеу де Сус, где там жить и так далее. Офис конторы находится прямо на узкоколейной станции Viseu de Sus.
Персонал понимает по-английски, дружелюбные люди, всё подробно рассказывают и объясняют. Здесь же продаются открытки на память по 2 лея (0.7 доллара), DVD-фильмы по 25 лей (9 долларов) и прочие сувениры. На стене висит список часто задаваемых вопросов. Билеты, мол, продаются прямо здесь перед отправлением состава. Спиртное и еду ни в поезде, ни на станциях, ни в лесу нигде купить нельзя, всё брать с собой. И прочие ответы на подобные вопросы. Впрочем, не возбраняется ещё раз переспросить лично. В этой конторе лучше заранее разузнать дату и время очередного паровозного заезда по электронной почте или по телефону и к этой дате спланировать свой визит. Паровоз ходит не каждый день.
Цена билета - 25 лей с человека, то есть примерно 9 долларов. 1 доллар = 2.80 лей.
Отправление обычно по утрам в 8-30, дорогу в 40-50 километров паровоз проходит примерно за три с половиной часа, в 12-00 прибытие на лесопилку Faina. Впрочем, маршрут может и отличаться, иногда паровоз заезжает и подальше, но это ведь не принципиально. Далее по программе два часа свободного времени, например, можно пособирать грибы или устроить пикник на полянке под соснами на берегу горной речки. Но, как уже говорилось, выпивку и закуску нужно покупать заранее и брать с собой, там на месте вообще нигде ничего не продаётся. В 14-00 паровозик гудками собирает разбредшихся туристов и отправляется назад.
Приходить лучше за полчаса до отправления или ещё раньше, чтобы занять места получше. Лучшие места - в первых открытых вагонах. Аттракцион довольно популярен, народу много. Большинство - румыны, приезжают с утра целыми семьями на своих машинах, ставят машины на стоянке возле станции и отправляются в поездку на весь день, вечером на машинах же разъезжаются по домам. Есть немцы. Ну и разные случайные люди, любители редкостей. Кто без машин - ночуют в окрестных пансионах.
Стоит всё-таки взять с собой что-нибудь тёплое типа свитера. С утра в горах прохладно даже летом.
Вот такие чудесные виды можно наблюдать по ходу движения. Красота. Для пущего удовольствия советую взять крепкого, например местную самогонку Palinka de Maramures. Там кондуктор предупреждает, что мол распивать в пути нельзя, но кое-кто из народа втихаря прикладывается.
На одной из станций паровоз отцепляется и отъезжает пополнить запас воды. Во время манёвров можно вылезти из вагончика и пофоткать паровоз.
Станция. На ступеньках сидят лесорубы. Добродушно улыбаются, поглаживая древки топоров. Некоторые машут руками вслед.
Вот такие дизельные монстры сейчас приходят на смену старому доброму паровозику.
Берег горной речки - хорошее место для пикника. Вода не холодная, но речка мелкая, можно лишь помочить ноги.
Паровоз даёт несколько гудков, и разбредшиеся в разные стороны пассажиры спешат обратно занять свои места.
За паровозом прицеплена платформа с дровами. Дрова периодически подкидываются в топку паровоза специальным человеком.
Закрытый зимний вагон. Жёсткие лавки. Тепло и сонно. Печка-буржуйка. Стены вагона возле печки обуглились от жара. Зимой наверно прикольно так ехать, напившись цуйки, сидеть, грея руки возле буржуйки. Вот только не факт, что паровоз сейчас работает в зимнее время.
Заканчивается катание на паровозе примерно в полшестого или в шесть вечера. В такое время из Вишеу де Сус уехать можно уже только на поезде, то есть нужно не мешкая идти 6 километров пешком до железнодорожной станции Вишеу де Йос и садиться на поезд либо в Сигету Мармацией, либо в Бухарест. Автобусов из Вишеу де Сус после обеда нет ни в одном направлении. Так что получается разумнее снять жильё на две ночи. После паровозика переночевать здесь же в Вишеу де Сус, и уехать утром на автобусе.
Информационный сайт. Фотографии. Небольшие видеофрагменты со звуком - можно скачать и посмотреть, послушать, как пыхтит паровоз и стучат колёса - www.cffviseu.ro.
Немецкоязычный сайт общества фанатов румынской узкоколейки - www.wassertalbahn.ch.
12/09/2006 14:11
Материалы по теме
- Страны: Румыния
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.