Автопутешествие в Пороги



    В выходные дни жители промышленных городов Урала, измученные своими дымящимися металлургическими монстрами, в массовом количестве устремляются на природу: туда, где мягкая травка зеленеет, прозрачные ручейки журчат, незакопченное солнышко ярко блестит и ласковый ветерок обдувает. Мы же поехали отдохнуть и подышать свежим воздухом прямиком на… металлургический завод. Нет, вы не подумайте чего плохого, мы не мутанты с нетрадиционным обменом веществ. Просто есть в Челябинской области место, где старинный заводик гармонично угнездился среди природных красот, не портя и не заслоняя их. А название того места – Пороги.

    От Магнитогорска поехали по ставшей привычной и родной нам за последнее время дороге через Верхнеуральск и Уйское до федеральной трассы М5 "Урал". По "федералке" двинулись на запад и, немного не доезжая до Сатки, повернули на Бердяуш. Дальше было 10 км извилистой дороги, кажется состоящей из одних только поворотов. В Бердяуше запомнился обшарпанный железнодорожный вокзал, по своим солидным размерам вполне подходящий для города средней величины, а не для затерянного среди лесов и гор поселка. На окраине Бердяуша закончился асфальт и начался головокружительный спуск по скверной грунтовке, изобилующей резкими поворотами. Последние 16 км до Порогов мы плелись со скоростью 40-50 км /ч. Правда около села Романовка на дороге неожиданно появился асфальт, но через 2 км пути он также резко исчез.

    Пороги представляют собой деревеньку с одной улицей вдоль берега пруда. Многие дома выкуплены городскими жителями и превращены в дачи. В конце улицы вдруг возникает частная гостиница с красной черепичной крышей и с номерами стоимостью по сотне баксов. Говорят, что сам В.В. Жириновский как-то останавливался в этом комфортабельном пристанище. Впереди виднеется цель нашей поездки – компактный заводской комплекс. Ущелье между двумя горными хребтами перегорожено плотиной, воздвигнутой из каменных глыб. За ней виднеется небольшое серое здание, в котором разместились первые в России гидроэлектростанция и ферросплавный завод.

    Своим появлением промышленный комплекс обязан Александру Филипповичу Шуппе, человеку разносторонних талантов: грамотному инженеру, энергичному организатору и беспринципному дельцу-вампиру, беззастенчиво сосавшему народную кровь. Сейчас этот человек пребывает в незаслуженном забвении, но именно благодаря нему в России было успешно осуществлено несколько уникальных проектов, в результате которых отечественная индустрия освоила новые виды продукции. Для далеких от металлургии людей поясню, что для производства чугуна и стали недостаточно только железной руды и топлива. Ещё необходимы огнеупоры, которыми защищают внутреннюю поверхность печей от воздействия высоких температур. Кроме того, для придания стали необходимого химического состава и структуры по ходу плавки в расплав добавляют специальные вещества – ферросплавы. Так вот, сто лет назад в России остро не хватало этих материалов: отечественные огнеупоры имели низкую стойкость, а ферросплавы вообще полностью закупали за границей.

    Однако вернёмся к господину Шуппе. В конце 19 века он работал управляющим Саткинским казенным чугуноплавильным заводом. Высокая должность быстро перестала удовлетворять честолюбивого инженера. Случай отличиться и заодно улучшить своё материальное благосостояние вскоре представился. Рядом с Саткой были обнаружены крупные залежи ценного минерала – кристаллического магнетита, из которого можно изготовить очень долговечные огнеупоры. Шуппе быстро сориентировался в обстановке, оценил потенциальную выгоду, нашёл спонсоров и организовал строительство в 1900 году небольшого заводика. В 1901 году предприятие выдало первую продукцию - новые для России магнезитовые огнеупоры небывало высокой стойкости. За прошедшее столетия маленький заводик с примитивной технологией вырос в гигантский ОАО "Комбинат "Магнезит" – крупнейший в мире производитель высококачественных огнеупоров. Однако предприимчивый Шуппе и не думал останавливаться на достигнутом. Вскоре он задумал освоить близ Сатки производство ещё одного нового для России материала - ферросплавов. Благо на нашей богатой уральской земле было все необходимое для их изготовления.

    29 сентября 1905 года Шуппе подал прошение об аренде участка казенной земли на берегу реки Большая Сатка, прозванного "Чертовой ямой". Столь пугающим названием эти места обязаны порогам на реке, некоторые из которых достигали 4 метров в высоту. Грозный шум водопадов и водоворотов породил поверья, что под камнями, в бурлящей воде, затаились черти. Они злобно выли и специально баламутили реку, стремясь утопить проплывающие лодки и погубить людей. Но для строительства небольшого электрометаллургического заводика в этом нечистом, дьявольском месте самой природой были созданы идеальные условия. В узкий скальный створ реки Большая Сатки между хребтами Чулкова и Уары так и напрашивалась плотина гидроэлектростанции. На склонах Чулковского хребта были найдены залежи кварцита, основного сырья для производства ферросилиция. Ну и конечно кругом стоял вековой лес, из которого можно было в избытке получить древесный уголь, используемый в те времена при выплавке ферросплавов. Прошение о выделении земли было удовлетворено и в 1908 году началось строительство. Из каменных глыб псковские каменщики возвели плотину по проекту известного ученого в области гидродинамики профессора Бориса Александровича Бахметьева. Разлившаяся вода скрыла порожистый участок реки, но память о нём увековечили в названии поселка и завода – "Пороги". Электрическое и плавильное оборудование поступало от лучших производителей из Германии, Англии и Франции. Летом 1910 года электростанция дала первый ток и 12 июля выплавили первые ферросплавы. В 1918 году завод национализировали, и вскоре он остановился. В 1926 году "Пороги" вновь заработали и до 1931 года оставались единственным предприятие в СССР по выпуску ферросплавов. В 1960-х годах его печи перепрофилировали на получение плавленых огнеупоров. Завод просуществовал до самого конца двадцатого века. Из-за недостатка трудоспособного населения в Порогах работы в последние годы велись вахтовым методом. Люди приезжали из Сатки на неделю, а затем их заменяли. Сейчас завод закрыт уже навсегда.

    Машину я остановил на площадке около самого значительного сооружения заводского комплекса - цельнокаменной плотине, имеющей высоту 21 метр и длину 125 метров. Пройдя через незапертую решетчатую дверь, мы попали на её верх, где стоят старые механизмы с иностранными надписями. Через щели досчатого настила виднеется пенящаяся вода, проносящаяся под ногами и с ревом устремляющаяся вниз. Можно очень долго стоять и зачаровано смотреть на редкое по красоте и гармоничности сочетание живой природы и рукотворных сооружений: покрытые густым лесом горные хребты, сверкающая гладь пруда, искусственный водопад с россыпями брызг и бурлящая стремительная речка. Сразу за плотиной, на левом берегу Большой Сатки, расположено приземистое здание из дикого камня. Сейчас даже как-то странно представить, что на таких небольших площадях размещались и машинный зал гидроэлектростанция, и целый ферросплавный завод. Тем не менее, в начале прошлого века здесь трудилось две сотни человек и ежегодно две маленькие электропечи выдавали по 500 тонн ферросилиция. Современные масштабы производства совсем другие. На потомке завода "Пороги" - Челябинском электрометаллургическом комбинате, работает более 8 тыс. человек, а 33 мощных электродуговых печи выплавляют до 620 тыс. тонн продукции в год. Но и век назад, и сейчас Южный Урал остаётся главным производителем ферросплавов в России, "опорным краем державы".

    Спускаемся с плотины к заводскому зданию. В помещениях, которые находятся ближе к реке, размещается оборудование гидроэлектростанции. От плотины туда идёт огромная труба. В других отсеках, с коробчатыми трубами на крыше, располагались печи самого ферросплавного завода. Мы заглянули в зал, где работает генератор, питающий электрическим током гостиницу и поселок. Всё оборудование вычищено, покрашено и внешне выглядит почти как новое. За порядком наблюдает строгий дежурный в зеленой униформе, с рацией в руке.

    К сожалению, искупаться в этот день нам не удалось. В поселке путь к пруду преграждают дома. За плотиной берега реки очень высокие и обрывистые. Местные жители порекомендовали проехать ещё 1 км до поселка Постройки, где спуск к реке более пологий. Но туда идёт такая каменистая дорога, что я пожалел машину. Хотя люди туда пробираются даже на иномарках.

    Осмотрев всё, что только можно было в Порогах, мы двинулись в обратный путь к трассе М5 "Урал". Когда-то по этой дороге до Бердяуша везли готовые ферросплавы на телегах, запряженных лошадями. Потом, по железной дороге их развозили на десятки металлургических заводов по всей России.

    На ночь остановились в златоустовской гостинице "Таганай". Утром проехали на площадь III Интернационала, которую ещё называют центральной или заводской. В бывшем доме начальника горного округа, построенном в конце 18 века, сейчас расположен Златоустовский краеведческий музей. В очень неплохой для провинциального музея экспозиции имеются уникальные экспонаты, которые нельзя увидеть больше нигде — искусно украшенное гравюрами по стали оружие златоустовских мастеров.

    После посещения музея мы по миасскому тракту проследовали до поселка Тургояк, где остановились на берегу одноименного озера. Места красивые, вода прозрачная, но количество отдыхающих превышает все мыслимые пределы. После купания в озере поехали через Миасс в сторону Магнитогорска. В очередной раз полюбовались на самое красивое, по нашему мнению, миасское здание - Свято-Троицкую церковь. Её построили возле старого кладбища в 1889 году взамен ветхой деревянной часовни. Колокольню возвели несколько позднее, в 1895 году. После революции храм был закрыт и использовался под склад, но в 1944 году вновь возвращен верующим.

    Всеволод
    11/09/2006 15:12


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
    21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск