Славлю землю твою в цвету,
Славлю молодость Ярославля –
Нашу русскую красоту.
Разве сердце отдать не вправе я
Той, что с солнцем обручена?
А вокруг тебя Ярославия –
Древнерусская сторона.
/Л. Ошанин, "Ты проходишь походкой плавной..."/
Предыстория
Через Ярославль я ездила каждый год в течение многих-многих лет – на летние каникулы и обратно, к началу учебного года. Не прошло и 10 лет после окончания школы, как мысль о том, что надо бы и посетить сей славный город, стала преследовать меня неотступно, результатом чего и стала эта поездка.
Ехать решили на экспрессе до Ярославля. В прошлом году на этом поезде ездили в Ростов, он следует по маршруту Москва – Сергиев Посад – Александров – Ростов – Ярославль. Время в пути до Ярославля – 4 часа. Места сидячие. Имеются вагоны 1 и 2 класса, 1 класс стоит около 415 рублей, 2 – 270 рублей на одного в один конец.
Отправление из Москвы 08.24, прибытие в Ярославль 12.28.
Отправление из Ярославля 16.30, в Москве 20.13.
Билеты продаются в кассах Ярославского вокзала, подходите к любой кассе (с паспортом – билеты именные, как на поезда дальнего следования) и говорите, что нужен экспресс до Ярославля. По умолчанию пытаются всучить первый класс, в нашем случае до Ярославля второго уже не было, взяли первый, на обратную дорогу – второй.
Совет: очереди на вокзале по-прежнему "долгостоящие", и чтобы не задерживать себя и остальных, все-таки рекомендую подойти, заняв очередь в кассе, в справочное бюро и еще раз уточнить номер своего поезда, время его отправления и прибытия и стоимость проезда. Кассиры информацией о стоимости не обладают, раздражаются, а вы теряете время и нервы. И все-таки каждый раз, когда я попадаю на вокзал и общаюсь с билетными тетками, меня мучает любопытство: билетными кассирами рождаются, или их где-то специально натаскивают?
Первый класс отличается от второго, в основном, количеством кресел: и тот, и другой вагоны – бывшие вагоны электричек, с новыми креслами. В первом классе стоят столики с двумя парами кресел, повернутые лицом друг к другу, во втором - два ряда кресел, по 2 и 3 кресла. Ходили слухи, что в первом классе поят чаем и дают плюшки – этого не было, чай, кофе, пиво, плюшки-шоколадки возили телегой по всему составу, за отдельные деньги. Туалеты общие, на весь состав ими были оборудованы четыре вагона, в них - большие очереди. В первом классе еще телевизоры, на мой взгляд, лишние – по дороге туда все сели в поезд рано утром (отправление из Москвы в 8.24 утра), и сразу умостились спать – не тут-то было! Проводница шустро включила все телевизоры - весьма громко, и поставила какой-то шумный фильм с воплями и погонями. Спать мешало здорово. Так что лучше уж второй класс, зато никаких перестрелок над ухом.
В поездку взяли с собой путеводитель "Ле Пти Фюте" по Ярославской области – о качестве подготовки и подачи материала я уже неоднократно высказывалась: карты никуда не годятся, в тексте полно ошибок, данные о кафе-отелях безнадежно устарели. Но хоть что-то. Плюс информация с сайта города (см. ссылку в конце). Карту города мы купили в киоске прямо на вокзале – 60 рублей.
За "наводку" на гостиницу мой респект "Афише-МИР". Мини отель "Ярославль-Exeter" расположен в тихом месте, среди купеческой застройки, в таком же двухэтажном купеческом особняке. В отеле всего 4 номера, нам достался полулюкс, отличавшийся от остальных наличием в номере гостиной-студии с кухней. У остальных трех номеров кухня общая, тут же, рядом, на этаже. В номере две кровати (можно сдвинуть), трюмо, прикроватные тумбочки, большой хороший шкаф. В гостиной круглый стол, стулья, тумба с телевизором, кухонная часть с плитой, холодильником, шкафчиками (там посуда) и чайником. Хорошо отделанная ванная с неплохой сантехникой. Дают мыльце и шампунь. Вид из окон – тихий дворик. Завтраки накрывают на закрытой террасе, на выбор – яичница или блины, плюс сок, чай, тосты с маслом и джемом. Дамы, которые там работают, чрезвычайно приветливые и домашние. В общем, отель нам понравился и мы с удовольствием приедем сюда еще раз.
Сайт отеля exeter.yaroslavl.ru г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 39
В отеле не берут кредитки, приготовьте cash. После бронирования (на сайте) вам напишут по электронной почте и попросят за 2-3 дня до приезда подтвердить факт приезда. Иначе бронь снимут. Наш номер обошелся в 2300 рублей.
А теперь история
Ты хорош, пригож, на горе стоишь,
На горе стоишь во всей красе,
Промеж двух рек, промеж быстрыих,
Промеж Волги-реки, промеж Которосли.
Город основан на слиянии реки Которосль с Волгой примерно в 1010 г. – во всяком случае, именно в 2010 г. жители города собираются праздновать 1000-летие. Предание приписывает основание города киевскому великому князю Ярославу Мудрому, который, видно, был парнем не промах – расширяя границы своего княжества, и продолжая славное дело своего отца, Владимира Красное Солнышко (того, кто крестил Русь "огнем и мечом"), он надумал покорить земли вдоль Волги, и встретил сопротивление со стороны жителей языческого поселения "Медвежий угол", а когда жители выставили на поединок свой тотем – медведя – князь поразил зверя и стал повелителем здешних земель. А чтобы помнили, нарек город собственным именем. А бедное животное стало с той поры символом города. Неподалеку от Красной площади в скверике посреди цветочной клумбы стоит медведь, как будто вырезанный из куста – с картонной секирой в лапе – секиру сию, как рассказывают, воруют с завидной регулярностью местные хулиганы. Поединок же князя с медведем увековечен на постаменте памятника князю напротив Спасского монастыря.
После смерти князя Ярослава могущественное государство Киевская Русь (а оно было поистине могущественным, и имело влияние на историю Европы, учитывая, что дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским, а польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава) перестало существовать: распалось на мелкие удельные княжества, возглавляемые вечно выясняющими между собой отношения князьками. Ярославль же сначала вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества, затем стал столицей Ярославского княжества (1218). С 15 века Ярославль в составе Великого Московского княжества.
В период борьбы против польской интервенции в 1612 в Ярославле находилось Народное ополчение под руководством К.М. Минина и Д.М. Пожарского, именно отсюда оно двинулось на Москву. В 17 в. Ярославль - крупный торговый и ремесленный центр, расцвет экономики сопровождался расцветом в искусстве – именно тогда были созданы практически все увиденные нами шедевры зодчества, кои и поныне можно увидеть в Ярославле. В 1750 в Ярославле актёр Ф.Г. Волков основал первый в России профессиональный театр.
Навечно вписаны в летопись русской культуры имена великих людей, связанных с Ярославлем: основателя первого русского театра Федора Волкова, русских поэтов Николая Некрасова, Леонида Трефолева, оперного артиста Леонида Собинова, ученых: индолога Герасима Лебедева и экономиста, поэта, этнографа М. Чулкова, основоположника русской научной педагогики Константина Ушинского, первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Прогулки по городу
Вероятно, мы бродили по городу довольно бездумно, ныряя то в какую-то подворотню, чтобы заснять понравившийся дворик или шпиль церкви, который лучше всего виден именно отсюда, перебегая дорогу в неположенных местах, дабы убедиться, что и отсюда этот купеческий особняк тоже хорош, но в целом старались больших крюков по городу не делать, так что совершить прогулку по нашим "стопам" все же можно попытаться.
Полюбовавшись строгим зданием вокзала и поморщившись на толпу, выползающую из подземного перехода, мы потопали к справочному бюро, дабы узнать, как нам добраться до Толгского монастыря. Оказалось, что такого понятия, как справочное бюро, в Ярославле нет, и как ехать до монастыря, никто не знает, хотя в путеводителе "Ле Пти Фюте" (далее – просто ЛПФ) было четко указано – электричкой с вокзала. Ну что ж, городским властям есть над чем задуматься в преддверии 1000-летия города и наплыва туристов, а накладки путеводителя пусть остаются на совести его редакторов, так и не удосужившихся, кстати, издать новую версию, с поправками.
Но карту мы все же увидели - в киоске прямо на вокзале, 60 рублей. Она большая и не очень удобная, но основные культурные ценности там найти можно. Муж, который по ней меня и водил (я держала путеводитель и фотоаппарат.), утверждает, что к действительному расположению улиц карта имеет примерное отношение, как будто городские власти сначала издали карту, как Ярославль должен выглядеть к славной и круглой дате, а потом стали подгонять под нее город. Пока еще не совсем получилось.
Храм Владимирской Богоматери на Божедомке (17 век)
В славном путеводителе ЛПФ указано, что храм на пересечении улиц Рыбинской и Мышкинской. Наверное, это был юмор, которого мы, циничные туристы, не оценили – ибо церковь стоит на пересечении улиц Рыбинской и Лисицына.
Церковь славная: аккуратная, с синей крышей, колокольней, чем-то напомнившей Коломенское, и тремя небольшими маковками куполов с другой стороны. Никогда не задумывалась, что означает название "Божедомка", помните "Ира на Божедомке? Друг,а это не Соболевская, часом?". Так вот, прочитала, что "божедомкой" называли пригородную слободку для бедных и безродных. Вот оно как.
Рыбинская улица донельзя контрастная: то киоск, вокруг которого бомжи устроили посиделки, кучи строительного и обычного мусора, лужи по колено, и довоенного вида дома, то район со свеженькой застройкой, где снаружи окон висят горшки с геранью, и офисные здания, блестящие тонированными стеклами. Обогнув школу, окруженную рябинами и бревенчатый домик, мы попали на улицу Салтыкова-Щедрина. На ней мы намеревались осмотреть
Церковь Никиты Мученика с колокольней (17 век)
Но не тут-то было – по указанному в ЛПФ адресу Салтыкова-Щедрина, 40 спокойно стоял жилой дом, причем очень старый (версия о том, что на месте колокольни построили новый дом, отпала сразу). Благо, что на пороге дома беседовала пара мужичков, из общения с которыми мы выяснили, что искомый объект расположен дальше на 50-60 метров – по адресу Салтыкова-Щедрина, 32, или на пересечении с улицей Победы. Интереееесные авторы у ЛПФ.
Сама церковь практически не сохранилась, от нее остался безликий кусочек, зато колокольня видна даже через безобразный промышленного вида забор. Лучше всего снимать ее, кстати, со стороны, противоположной той, откуда мы вышли – это выяснилось на следующий день. Колокольня являлась одной из первых в Ярославле звонниц ярусного типа, и выглядит очень оригинально – ярусы постепенно уменьшаются кверху и увенчаны малой главкой, что зрительно увеличивает высоту колокольни.
Еще один ляп ЛПФ – на карте рядом в колокольней обозначен Дом врачей, хотя на самом деле он на Волжской набережной.
Отсюда мимо стадиона, где завтра планируется футбол, мы потопали к своей гостинице, на ул. Некрасова. Поселились, и пошлепали дальше осматривать центр.
В 5 минутах приятной прогулки мимо старинных деревянных домов с резными ставнями – Красная площадь. В отличие от московской тезки, она не впечатлила. Вправо уходит небольшой бульвар, где ощутимо пованивало навозом – стайка девочек то ли прогуливала двух лошадей и парочку пони, то ли предлагала покататься. На бульваре – прекрасно выполненные яркие цветочные клумбы, а в центре одной из них стоит медведь, как будто вырезанный из куста, с секирой в лапе. Перед зверушкой вчистую вытоптана клумба – наверное, туристы каждый день фотографируются "на фоне".
За домами виднеются золотые купола - это...
Казанский монастырь и собор (1610)
Зело велик и впечатляющ: величественные белые стены, свежий ремонт снаружи и пока еще разруха внутри. Но перед центральным входом – опять ухоженные цветочные клумбы (смотреть приятно), и часовня, куда туристам ходить было нельзя – тут женский монастырь. Названы собор и монастырь в честь образа Казанской Божьей Матери, защитившей город от поляков в начале 17 века. В 1612 году этот образ сопровождал ополченцев Минина и Пожарского в походе на освобождение Москвы. Здание собора построено в 1845 году. Вероятно, в советское время монастырь был закрыт и с практическими целями использовалась только соседняя церковь Покрова Богородицы – классическая, с колоннами по фасаду и круглым куполом, но без креста – с другой стороны монастыря на ней еще вылеплены буквы "Планетарий". Кажется, там у входа даже расписание висело – часы работы и список лекций…
Часовня Александра Невского (1892)
От монастыря в сторону Советской площади ведет замечательная улица: почти все здания по ней – ювелирные магазинчики и кондитерские. Запахи там - закачаешься! Но закачались мы не от пленяющего аромата свежайшей выпечки, а от потрясающе красивой часовни, скромно стоящей на краю площади у дороги. Вокруг нее раскопали тротуар, высились кучи песка и банальной грязи, а она стояла себе свечечкой… Внутри в малюсенькое пространство умудрились впихнуть два внушительных прилавка и витрины со свечами-крестиками-иконками и "правоверной литературой", за ними монахинь с ног до головы в черном не было даже видно. Так что на красивые росписи на голубом фоне мы любовались, притулившись у порога. По одному. А снаружи она настолько нарядна, что напомнила мне кокошники для новогодних утренников – с резьбой, узорами, шатрами крыши, изразцами… Если пройти чуточку вправо, то там будет еще одна похожая на часовню церковь – Сретения Господня в Депутатском переулке. Но мы дойдем до нее только завтра.
На самой же площади стоит посмотреть еще на фасад гостиницы "Волга". Так называемый провинциальный модерн, внесенный, говорят, в учебники русской архитектуры. Удивило меня только одно – гостиница уже довольно длительное время называется именно "Волга", а в ЛПФ ее именуют все еще "Бристолем".
За большим и непонятно как тут оказавшимся зданием на просторной Советской площади стоит до того красивая церковь, что я и на административные здания по краям площади-то и не обратила внимания. Она похожа на… пирожное – кремового цвета стены, нежно-зеленые купола – фрукты в корзиночке. К ней двигалось несколько групп интуристов, которых только что привезли сюда на автобусах, и их было столько, что я невольно ускорила шаг – дабы обогнать их и первыми зайти в
Церковь Ильи Пророка (1647-1650)
Внутри очень, очень красиво: резной золоченый иконостас, изразцы целыми панелями, много золотой церковной утвари, но лучше всего – фрески, кажется, будто стены покрыты ярким ковром. Рассматривать все это можно бесконечно, но за плату – 60 руб. со взрослого, 30 - для льготных категорий, 100 – фото- и видеосъемка (дальше я буду просто писать так: 60/30/100).
Церквей, еще не переданных РПЦ, и принадлежащих музею, в Ярославле еще много, и все они стоят примерно столько же. Особенно радует плата за съемку – в темноте внутри и увидеть-то что-то проблематично, а уж снимать… Те же церкви, которые уже переданы церкви (и расположены в центре), радуют хорошим освещением, бесплатным входом и относительной приветливостью персонала – так, может, отдать все церкви РПЦ? И туристам хорошо, и прихожанам…
В данной же церкви у входа примостилась какая-то "народная художница" (мы так и не поняли, работник музея она, или так, торгует своими работами), которая, увидев, как мы зависли, рассматривая фрески коридора, в довольно грубой форме сообщила нам, что "вы мне мешаете, молодые люди!" Удивительно, но группы иностранцев, заслонявшие фрески еще более массово, ей не мешали. Интересно, до каких пор персонал российских музеев будет пресмыкаться перед иностранцами и третировать российских туристов? Или это уже в крови и, может быть, пройдет поколения через три? Вспомнилось мне, как году эдак в 1997, когда мы с родителями проводили лето в Массандре, выбрались мы в Ливадию, так вот там кассирша дворца сообщила, что прибыла большая группа "европейцев" (произнесено это было с придыханием), и поэтому пока их не пропустят вне очереди, продавать билеты она не будет. Тетеньке не повезло – народ, приехавший в тот день, попался боевой, и тут же поставил ее на место, иностранцы были поставлены в общую очередь, да они и не возражали-то… Этой же (ярославской) хамке я (не сдержалась) сообщила, что вообще-то музей существует не только за счет иностранных туристов, и если она будет продолжать наглеть, то я буду вынуждена написать жалобу администрации музея. Ошалевшая тетка что-то еще пыталась пробурчать типа "ну надо же – мы живем за счет туристов", но мы уже шли смотреть церковь снаружи…
Церковь Николая Надеина (1620-1622)
Тоже принадлежит музею. 30/10/100. Стоит буквально за соседним домом, во дворе. Первый каменный посадский храм Ярославля, построенный по заказу активного участника земского ополчения 1612 г., "государева гостя", торгового агента царя Надея (Евфимия Андреева) Светешникова и посвященный Николе - чудотворцу - покровителю торговли и путешествующих.
Внутри стоит взглянуть на массивный золоченый иконостас, выполненный, согласно легенде, по рисунку основателя русского драматического театра, прихожанина храма, Ф. Г. Волкова, что вполне вероятно, так как вся композиция носит театральный, декоративный характер. Фрески 17 века. Снаружи церковь скромная, но тоже радует глаз, особенно своей многоэтажностью – такое впечатление, что там кто-то живет/работает.
Несмотря на то, что с утра покрапывал дождик, погода, наконец, решила порадовать туристов и свадебные процессии солнышком. На набережной, откуда ни возьмись, появилось множество автомобилей, изукрашенных белыми и розовыми цветами, большеглазыми пупсами, кольцами и сердечками. Молодожены решили не мудрствовать, и вся свадебная съемка происходила вдоль реки в стиле "жених на ладошке у невесты", "невеста в траве", "я и Маша на фоне "мерса". Тем не менее, гулять по набережной исключительно приятно: Волга, понимаешь, белые стволы берез на том берегу, белые чайки на волнах, ослепительно белый пароход. А еще на набережной целых две беседки-ротонды – возле Речного вокзала и дальше, у стрелки на стыке Волги и Которосли.
Красоты-красотами, но пропускать
Церковь Рождества Христова (1636-1644)
все же не годится. Состоит из церкви и колокольни, стоящих отдельно, но после осмотра осталось стойкое ощущение, что когда-то они были соединены, и беспощадное время выгрызло из середки единого строения целый кусок. Весь ансамбль – сплошной шедевр: резной крест над небольшим Казанским приделом является одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников; колокольня не имеет аналогов в русской архитектуре (в одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы), а еще это первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. А ось колокольни обрамлена небольшими минаретиками!
Тут бы нам еще пройти дальше по набережной и посетить церковь Благовещения (Волжская наб., 51), но не сложилось – отвлеклись на пароход, наверное. Чуть дальше у реки в тени густых деревьев пришвартована гостиница "Волжская жемчужина" - весьма уютного вида. Помню, когда мы летели в Тунис в 1993 году (а я тогда училась в школе и жила не в Москве), ночевали мы на теплоходе, кажется, "Александр Блок". Меня тогда очень смешили малюсенькие каюты и оранжевая обстановка, радовал красивый ресторан на верхней палубе, а ночью немного пугал плеск волн о борт судна… Интересно было бы совершить круиз на теплоходе, для начала, скажем, по Москве-реке или Волге, дабы понять окончательно – на всех ли видах транспорта меня укачивает. Так вот, выглядит гостиница весьма пристойно, и как оказалось, не запредельно (http://www.riverhotel-vp.ru/default.html).
Прямо из набережной вырастает Волжская башня (вторая из двух сохранившихся крепостных башен города, которых изначально было 16; первая, Власьевская, доступна для осмотра на площади Волкова). Мимо проносится кто-то на роликах… в прокат их дают тут же, на набережной, во множестве палаток. Час катания – 100 рублей. За одной из таких палаток грустно стоит
Ильинско – Тихоновская церковь (1825-1831)
Согласно преданию на этом месте в начале XI века был срублен по указу князя Ярослава Мудрого первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный храм был заменен каменным – в классическом стиле. На большом куполе нет креста, отчего церковь какая-то неприкаянная…
Дальше по набережной -
Митрополичьи палаты
На этом месте когда-то стоял ярославский Кремль… Палаты, возведенные по повелению ростовского митрополита Ионы Сысоевича, со всеми служебными постройками целиком тоже не сохранились, но и то, что осталось, внушает уважение – особенно толщина стен 2 метра. Я датировала постройку 17 веком – уж больно палаты напоминают палаты Строгановых в Усолье.
Вообще, красивых домов в Ярославле очень много, есть и старинные, и 18-19 века. Идешь-идешь – бац! – потрясающей красоты фасад в новорусском стиле (это не то же самое, что новорусский стиль в Москве 21 века!). Или дом исторический, с сенями, подклетями и амбаром. Или особняк в тихом месте, который хочется немедленно купить у хозяина (банка или турфирмы) и жить в нем самому… Кстати, и современная застройка не подкачала – домов, в которых я бы не отказалась купить квартиру, было достаточно много.
Прогулочным шагом мы выходим к тому месту, где пересекаются Волга и Которосль. Тут скопление палаток с сувенирами (шкатулки из бересты, большие деревянные карандаши, керамические колокольчики, тарелки с изображениями города), вниз к реке ведет лестница, откуда открывается потрясающий вид на стрелку – на небольшом участке земли цветами выложена красная цифра 996 (через 4 года у города 1000-летие) и большой медведь. Наверное, "ПРЕВЕД, МЕДВЕД" может стать частью символа города.
Хорошо сидеть на лавочке, глядя на Волгу! Мимо несутся, отчаянно сигналя, автомашины свадебных процессий, из кафешек доносится шансон, а бабульки на соседней лавочке обсуждают очередной сериал про "любовь в богатом доме с хорошим концом".
Сбоку от нас видна огромная каменюга – он символизирует место, где основан город – на нем так и написано "На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль". Видимо, есть разные мнения, где он был основан, потому что за последние несколько лет его перетаскивали несколько раз, видимо, в поисках более живописного места. Кстати, местные жители так и называют этот камень – "Булыжником". За ним – небольшая аллея, облюбованная парочками, которая заканчивается памятником Троице. Его "прозвали "Трое непьющих" за их скорбные лица и субтильный вид язвенников; Троицу также кличут "Касперами", в честь приведения: по каким-то причинам фигуры долгое время провели под простыней, дожидаясь официального открытия".
Теперь наш путь продолжается вдоль реки Которосли. Аккуратная, будто игрушечная церковь - это
Церковь Николы Рубленого (1695)
Единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля 17 в. выстроена на средства посадских судостроителей на месте древней надвратной деревянной часовни. Она скромна по декоративному оформлению, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций и служит лучшим украшением набережной.
За небольшим стадионом виднеется
Церковь Спаса на городу (1672)
Кто сказал, что терем-теремок должен быть разноцветным? Теперь я считаю, что он должен выглядеть именно таким – белым с зелеными куполами, устремленными вверх, компактным, но в то же время домом-крепостью. Как в воду глядела – оказывается, церковь выстроена на месте Зелейной башни – самой мощной крепостной башней ярославского Земляного города. Внутри церкви сохранились кусочки фресок 17 века (она передана РПЦ и посему входить внутрь можно бесплатно), а снаружи – прекрасная клумба, на которую, видимо, покушались не раз – ибо в центре среди цветов прикреплена табличка следующего содержания: "Люди! Побойтесь бога! Оставьте цветы в покое!" Когда мы вышли из церкви, на колокольне появился человек в темном, и на набережную хлынули звуки колокола – тревожные, зовущие – то ли на ратные подвиги, то ли на защиту града от супостата. И звуки эти были такой мощи и такой красоты, что несколько групп иностранцев, ведомых бойкими гидшами, остановились посреди дороги и, подняв головы, стояли все то время, что звуки колокола таяли в воздухе где-то посреди Волги…
Церковь Михаила Архангела (1657-1682)
По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) построил "в большом граде, у врат, брусяную" ростовский князь Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна создала на этом месте новый деревянный храм. Новый каменный храм строился на средства прихожан двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества 17 века. Выглядит она необычайно высокой – высоченный подклет служил складом для товаров. Интерьер расписан в 1731 г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым в декоративно - повествовательном стиле.
Во дворе церкви, как гласит плакат снаружи - выставка-ярмарка колоколов ежедневно 11-21. Колокольные звоны в будни в 18.30, в выходные в 12 и 18.30. Вход свободный. Наверное, то, что мы увидели – выставка и была – большой колокол, висящий отдельно, и под крышей небольшого павильона – штук 20 поменьше.
Поборов искушение дернуть за веревку колокола, мы направились к Спасскому монастырю, стоящему через дорогу.
Спасский монастырь
Его часто называют Кремлем Ярославля, но это именно монастырь, а настоящего Кремля в городе нет. Монастырь основан во второй половине 12 века у главной переправы через реку Которосль, охраняя западные подступы к Ярославлю и входя в систему его укреплений. Первоначально монастырь был небольшой с деревянными постройками. Первые каменные храмы монастыря - Преображенский собор и храм Входа Господа в Иерусалим, построены в начале 13 века владимиро-суздальскими мастерами.
Здесь было создано первое на северо - востоке Руси духовное училище и библиотека с большим собранием русских и греческих рукописных книг. В богатой монастырской библиотеке хранилось собрание рукописей и старопечатных книг. Среди них был список древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве", в конце 18 - начале 19 века найденный и опубликованный А.И. Мусиным - Пушкиным.
В конце 13 века монастырь стал усыпальницей новой династии ярославских князей. Святые ворота (главный въезд в монастырь), Спасо - Преображенский собор, звонница, трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью были построены московскими мастерами, а расписаны московскими и ярославскими живописцами в 16 веке. По указу Ивана Грозного монастырь впервые обносится каменной стеной. Сооружение крепостной стены оправдало себя при осаде города в 1609 году. От стен монастыря, отслужив благодарственный молебен, в 1612 году ополчение Минина и Пожарского пошло на освобождение Москвы. Весной 1613 года монастырь стал местом пребывания Михаила Федоровича Романова - основателя династии Романовых. В конце 18 века монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. Сейчас здесь музейный заповедник.
У входа нас встречает кассовый киоск, из многочисленных бумажек на стекле которого мы узнаем, что на территории музея кроме собственно музейных экспозиций еще куча небольших (и возможно, частных, музеев). Например, музей восковых фигур, или выставка экзотических животных.
Экспозиции музея работают 10-18, кассы 9-17.30.
Территория открыта 8-20 без выходных кассы продают билеты 8-19.30.
Звонница 8-19 без выходных, касса звонницы продает билеты до 18.40.
Первая среда каждого четного месяца – санитарный день, все экспозиции музея закрыты.
Цены на музеи (льготные категории/ взрослые). Иностранные и российские граждане идут по одной цене.
Прогулка по монастырю (без посещения экспозиций) – 5/15
"Слово о полку Игореве" 9-17, выходной понедельник, вторник – 10/30
Отдел природы, выходной понедельник – 10/30
Выставка древнерусского искусства, выходной – понедельник – 10/30
Исторический отдел, выходной – понедельник – 10/30
Выставка "Обаяние старинного фарфора", выходной – понедельник – 10/30
Выставка "Во горнице, во светлице", выходной – понедельник – 10/20
Панорама Ярославля со Звонницы – 20/50
Спасо-Преображенский собор, 10-17, выходной – вторник, среда, дождливые дни – 20/50
Визит к медведице Маше, 8.30-20 – 10/30
Купив билеты, мы направились к крепостным стенам – по ним можно гулять, поднявшись по высокой скрипучей лестнице. Интересно и вид красивый – на собор, звонницу, цветочные клумбы в виде то павлина, то утки. В стенах – узкие бойницы, через них, наверное, осажденные могли лить кипяток и смолу на головы супостатам. Правда, в конце пути – тупик, то есть обойти вокруг монастыря по стене невозможно, угловые помещения закрыты, и приходится возвращаться обратно и спускаться.
За собором – небольшая "вешалка" с семью разновеликими колокольцами – бросай денежку в стеклянный ящик и звони. Чуть дальше - кельи с высоким деревянным крыльцом, у подножия крыльца разбита клумба, в которой стоят деревянные старинные домики – оказалось, что это пчелиные ульи – так развлекается один российский пасечник. Когда мы дошли до собора, он был уже закрыт, пришлось довольствоваться наружным осмотром и белым роялем в одной из арок собора. Звонница хороша, и на ней все 2 дня были толпы народу, в основном, мальчишек, перегнувшихся через балюстраду. Трапезная и настоятельские покои построены надежно и украшены только каменной резьбой.
Ближе к реке расположен ряд сувенирных киосков, продают все кучей – местное, не местное – какая разница. Поделки из бересты, малахита, гжель, палех, городецкая игрушка, янтарь, ростовская финифть, матрешки/балалайки/ушанки/значки, деревянные солонки, наборы для специй, и даже освященные ремни явно турецкого производства.
Посмотрев все, пришла к выводу, что стоит брать ростовскую финифть (почти местное, и выбор неплохой), ярославский фарфор (почти как гжель, только цветная). Много разных колокольчиков – из дерева, бересты, фарфора… Тарелки на стену не ахти, и дорогие.
Отдельный аттракцион музея-заповедника – медведица Маша - символ города. Живет она в небольшом загоне, огороженном крепкими прутьями, и вход к ней стоит отдельных денег (см. цены). Но, поднявшись на стену у загона, мы обнаружили, что медведицу прекрасно видно именно оттуда – как зверь беспокойно мечется по клетке, сшибая автомобильные покрышки, и тупо наблюдающих за ней немногочисленных зрителей. За клеткой стоят ящики с помидорами и огурцами – то ли ими кормят медведицу, то ли помещение незадорого сдают торговцам овощами.
Пройдя до конца стены, мы увидели внизу маленькую черную свинку, привязанную к дереву, которая приветливо виляя хвостиком, приветствовала тетеньку-смотрителя, принесшую ей что-то вкусненькое. Надо ли описывать, с какой скоростью я, большая любительница свинок, скатилась вниз со стены? Тут как раз и находился музей экзотических животных, а свинка была приманкой. Эта чрезвычайно забавная свинина носит название вьетнамский черный мини-пиг, она добрая и прожорливая – можно протянуть ей лопух, растущий неподалеку, а можно и стрясти с дерева яблоко – свин будет чрезвычайно признателен. Яблоко исчезло в пасти за несколько секунд с громким хрустом – будьте осторожны, подавая свинке вкусности.
Покинув монастырь, мы сфотографировали памятник Ярославу Мудрому на площади – он изображен на тысячерублевой купюре. Местные жители называют его "Мужик с тортом" – за то, что бронзовый Мудрый держит в руках макет города, действительно, сильно смахивающий на торт. На пьедестале памятника изображена битва князя с медведем.
Церковь Богоявления (1684-1693)
Стоит за Спасским монастырем. Церковь с пятью главами удивительной красоты и ярко-красного цвета богато изукрашена полихромными изразцами, золотыми лентами под куполами, узорчатой кирпичной кладкой. Чем-то напоминает Храм Василия Блаженного, а изразцы тут – бесподобные! Внутри роспись стен на ярко-синем фоне и пахнет свечами и церковными благовониями – молодой священник, яростно размахивает кадилом. За церковью стоит желтое здание – с 1939 по 2003 год здесь располагался военный комиссариат Ярославской области и из этих стен на фронт уходили ярославцы. В память о чем установлена мемориальная доска.
От церкви начинается улица Большая Октябрьская – она стоит вашего внимания! Во-первых, на ней расположена пара красивых церквей, а во-вторых, с правой стороны – потрясающие жилые дома! Особенно тот, что напротив церкви Дмитрия Солунского – стены нежно-голубого цвета, изящная белоснежная лепка, круглые окна второго этажа и декоративные вагоны на крыше. Чуть дальше – дом современный, но удивительной эклектичной архитектуры.
Церковь Дмитрия Солунского (18 век)
Собственно, это комплекс из двух церквей и колокольни, что примыкает к трамвайному кругу и огорожен металлическим частоколом. Народ на остановке на эту давно примелькавшуюся красоту внимания не обращает, хотя внимания она заслуживает.
Чуть дальше по ул. Октябрьской вам нужно свернуть на ул. Чайковского, где в зеленом палисаднике стоят палаты Иванова – купеческий дом 17 века на высоком подклете, с остроконечной крышей, крытой серой дранкой, узорчатыми решетками и внушающими уважение стенами. Сейчас здесь расположился департамент по туризму Ярославля. Через пышные ветви деревьев видна еще одна церковь -
Церковь Николы Мокрого (1660-1670)
Это также целый ансамбль, который состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца, теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Церковь Николы Мокрого примечательна потрясающими изразцовыми лентами по фасаду, внутри - роспись 17 века – церковные сюжеты в повествовательной манере (вообще, это отличительная особенность ярославских церквей).
Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г. Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Фасад имеет скромный декор, а вот притвор напротив, щедро украшен изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле.
Утром следующего дня после завтрака на чудесной веранде отеля мы выползаем на прогулку. На улицах попадаются группки людей в милицейской и спецназовской форме (их выгружают целыми автобусами!) – сегодня на местном стадионе ЦСКА играет с "Шинником". Молодых ребят, местных и приезжих, останавливают прямо на улицах и проверяют документы, не трогают только тех, кто идет с детьми и девушками. Кстати, девушки тут удивительно красивые, такого исконно русского типа – наверное, мужчинам стоит оставить в покое Иваново и Самару.
До площади Волкова мы идем по улице Республиканской, где за купеческой застройкой прячутся новостройки. В скверике прячется памятник Волкову, основателю одного из первых российских театров, которого местные жители зовут "Мужик в нижнем белье", так как Волков изображен в сценическом костюме. Через дорогу – вычурное здание местного драмтеатра, по ту сторону – Власьевская (Знаменская) башня.
Знаменская церковь (1897)
Она пристроена к восточной стороне Власьевской (Знаменской) башни. В Средние века над воротами каждой городской башни висела икона; иногда она была написана прямо на стене, на Власьевской башне висел образ Знамения Богоматери, перед которым в начале 18 века поставили деревянную часовню. В конце 18 века при перестройке города по регулярному плану губернатор решил разобрать башню на кирпич, но купечество предложило поставить для строительства 15 тысяч штук кирпича с тем, чтобы сохранить башню со святым образом. С восточной стороны башни была построена каменная часовня, где во 2 половине 19 века устроили храм.
За башней начинаются Гостиный двор и Ротонда, они построены в классическом стиле, с ионическими колоннами по фасаду, приземистые, как будто вросшие в землю (то же самое мы наблюдали в Ростове), сейчас там расположилось множество небольших магазинов.
Церковь Сретения Господня (1891-1895)
Стоит на соседней улице, где один за одним следуют витрины ювелирных магазинов. В 19 веке здесь на средства ярославского фабриканта И.Н. Дунаева был построен целый комплекс церквей в "русском" стиле по проекту архитектора Н. И. Поздеева: две церкви, объединенные в большой храм, часовня и ограда. Снаружи храм радует глаз богатством кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. На него как раз и похожа часовня Александра Невского, осмотренная нами вчера, и даже архитектор у них один и тот же.
Отсюда мы направляемся в сторону Спасской площади, и дальше – пересекаем мост через Которосль. По правую сторону виден высоченный шпиль церкви Петра и Павла и луковичные купола церкви Иоанна Предтечи, по левую – строения Спасского монастыря и пустой песчаный пляж со странной часовней, изображение которой на следующий день мы обнаружили на тысячерублевой купюре. Впереди слева видно несколько свежепостроенных домов в виде замков и вилл – хорошее место, одобряю: вид на монастырь, пара минут езды от центра города, но в то же время – как за городом, дикая природа и относительное безлюдье. Домик в деревне.
После моста мы переходим дорогу и идем влево, здесь и впрямь деревня: проселочная дорога с неизменными ухабами, мужики в трениках лежат под изделиями отечественного автопрома, кое-кто несет в эмалированных ведрах воду из ближайшей колонки. Ближе к виллам идет активное строительство: выкошена трава, повалены деревья, навалены кучи строительного и бытового мусора. За оградой усиленно что-то белят – строение похоже на церковь со снесенной верхушкой, да и на карте оно обозначено как культовое строение. Наверняка карта была отпечатана к городскому тысячелетию, а теперь все спешно ремонтируют и закрашивают, дабы соответствовать.
Чтобы попасть к ансамблю в Коровниках, нужно топать по Которосльной набережной. На самом деле набережная – это громко сказано, на самом деле это тропа под кустами, через которую с трудом пробирается ползущее навстречу нам такси. Потом и она превращается в тропку на задворках чьего-то огорода. Народ, пилящий дрова, смотрит на нас с некоторым недоумением – куда это туристы ползут. Тем не менее, за ближайшим домом уже видны купола, это и есть
Ансамбль в Коровниках (17-18 вв.)
Как и всякая уважающая себя ярославская церковь, ансамбль в Коровниках состоит из нескольких сооружений: двух церквей (зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери), оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине. Входа на территорию нет, ворота заложены досками, да и вообще все выглядит запустелым, только дом церковнослужителя отремонтирован, блестит хорошими стеклопакетами и бросается в глаза джипом "Лексус" у входа.
Коровники – это Коровницкая слобода, расположенная в устье реки Которосли. Жители слободы занимались торговлей скотом и рыбой, а во 2-й половине 18 века здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Неудивительно, что самые красивые изразцы города именно на храме Иоанна Златоуста, особенно великолепный изразцовый наличник алтарного окна.
Теплый храм Владимирской Божьей Матери выстроен в 1669 г. и представляет собой уменьшенную и более скромную копию первого храма. По оси двух храмов стоит высокая (37 м.) многоярусная колокольня, построенная в 1680-х г.г. и ставшая композиционным центром всего ансамбля ("ярославская свеча"). Она признана одной из самых стройных в России. Когда - то на ней висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце 18 века в стиле нарышкинского барокко.
На берегу Которосли очень-очень тихо, только где-то далеко по реке доносятся звуки попсы. Пока идем вглубь жилого района, бабушка-прохожая спрашивает: "Деточки, а где барахолка?" "Не знаем, бабушка, мы туристы, не местные", - отвечаю я. Она удивляется: "Поди ж ты…туристы…" Через минут 15-20 мы выходим к старому кладбищу на холме – деревья здесь очень высокие, холм медленно, но верно проседает, некоторые кресты и ограды на краю сильно покосились. Надо всем этим высится свечечка церкви Параскевы Пятницы (17 век, на наш взгляд). Заходить на кладбище не стали – там стояло несколько ритуальных автобусов…
По тихой улице с частной застройкой, где дома окружают яблони и груши, мы спускаемся вниз. Тут еще встречаются деревянные дома с подгулявшим фундаментом и приятными мансардами (наверняка там водятся привидения!), а вот через дорогу от старых домов - настоящий бегинаж! То есть, конечно, тут вовсе не живут средневековые дамы, оставшиеся на время Крестовых походов без мужчин, но выражение "город в городе" как нельзя лучше подходит не только к фламандскому бегинажу, но и к этому району элитной застройки – розовым двухэтажным зданиям с красными крышами, детскими площадками, дорогими машинами у входов. Все как положено, вот только трава подкачала – ведь известно же, что дабы вырастить настоящий английский газон, нужно просто аккуратно стричь траву в течение 200 лет. Через квартал перед нами
Кафедральная Федоровская церковь (1687)
Красивое крыльцо на двух столбах. Зеленые купола на основании в минималистическом стиле. Ильинско-Тихоновская церковь на набережной, только большая. Семь ярусов росписи выполнены в 1715 г. мастерами Игнатьевым и Федоровым, резной позолоченный иконостас - работы мастеров Василия Комара и Степана Вороны.
Но нас потрясло не убранство церкви, а объявление, висящее у входа. Я постеснялась сфотографировать его, постараюсь воспроизвести по памяти. Итак, звучало это примерно так: "Уважаемые прихожане! Просьба не подавать милостыню, потому что таким образом вы провоцируете пьянство, тунеядство, драки между так называемыми "нищими". Респект.
На территории расположены еще зимняя церковь Николы Пенского (1691) и крестильный храм.
Еще немного по оживленной дороге вглубь района промышленного вида, и мы видим купола-луковки за телефонными проводами. Перед нами самый красивый храм Ярославля -
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове(1671-1687)
Прискорбно, но памятник мирового значения находится с довольно неприглядном окружении: телефонная станция, здания складов, эстакада и захламленный сквер, где под ногами хрустят шприцы – наверное, тут тусовочное место местных наркоманов. Святые ворота заложены серыми строительными блоками, в арке ворот стены расписаны и резко пахнет мочой. Тем не менее, это пустующий музей (30/10/100), где на крыльце сидят две тетки и болтают "за жизнь".
Храм создавался 16 лет, с 1671 по 1687 гг. В его строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы (поставлявшей кожи на экспорт), кто деньгами, кто личным трудом. В результате получился нарядный шедевр: 15 куполов, малые пятиглавия по краям (приём, ранее не встречавшийся в Ярославле) грандиозные размеры, фантастический силуэт, роскошное внутреннее убранство, обилие уникальных изразцов, сложный мастерски выполненный кирпичный узор… Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют стройная, ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота.
Храм расписан в конце 17 века артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками - царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в 18 веке в стиле барокко. В 1950-гг. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания.
Наш дальнейший путь пролегал по самому что ни на есть промышленному району, мимо пожарной части, где юноша задумчиво поливал дорогу из пожарного шланга; мимо домика какой-то секты, где парочка мужиков вскапывала клумбу; мимо зарослей какого-то кустарника с грозной вывеской "Мусор не бросать! Штраф руководителю 10000 рублей". Пересекли железнодорожную эстакаду, и мимо полузаброшенного стадиона, где тренировались местные жители, и пруда, где охранники ЧОПа удили рыбу, и кто-то даже мыл машину, мы вышли к аллее, ведущей к церкви Петра и Павла.
Церковь Петра и Павла (18 век)
Когда-то здесь была Большая ярославская мануфактура Ивана Затрапезнова, известная на всю страну. Владелец фабрики построил здесь не только фабричные здания, сохранившиеся до сих пор, но и разбил здесь парк с прудами, и выделил средства на постройку уникальной и нетипичной для Ярославля церкви в стиле "петровское барокко", удивительно похожей на собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Есть мнение, что строил церковь кто-то из учеников Доменико Трезини.
На башне когда-то были большие часы, сейчас осталась только часть циферблата. Храм двухэтажный, на фасаде видна разрушенная наполовину лестница, да и вообще, скорее всего, после революции здесь было то ли общежитие, то ли техникум. Высокая многоярусная колокольня заканчивается шпилем, который видно из центра города (в 2001 - 2002 годах были проведены работы по его выпрямлению).
Внутри темно и сыро, пахнет плесенью, росписи стен практически не сохранилось. По углам какие-то доски и все занавешено тряпками. За храмом присматривает нестарая, но изможденная женщина с мальчиком. "Купите свечи", - бросает она вслед нам и еще отцу с мальчиком, забредшим сюда по дороге. Те возвращаются.
Напротив выхода приятный пруд и пара грядок с цветами. Видно, что здесь располагалась еще и бывшая хозяйская усадьба – сохранились ворота, примыкающие к церкви и сторожка привратника. Мы огибаем пруд, где мужички уже купаются после матча, и по улице Стачек топаем к следующим пунктам нашей программы. Это
Церкви Андрея Критского и Николы в Меленках (1672, начало 20 века)
Первая церковь выходит фасадом на круглую площадь, к которой выводит нас улица Стачек, вторая церковь прячется во дворах за первой (по версии ЛПФ, второй церкви не существует, равно как и, например, Ильинско-Тихоновской церкви).
В конце 15 века выходцами Спасского монастыря здесь, на " глинищах" урочища Меленки (здесь стояли ветряные мельницы), за городом, на правом берегу Которосли близ устья Зеленцовского ручья был основан Николо - Сковородский мужской монастырь ("сковорода" - било, заменявшее первоначально колокол). Он был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом.
Во время осады Ярославля поляками в 1609 г. монастырь и окрестности были сожжены, монастырь был упразднен и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Во второй половине 17 века на этом месте были построены холодный храм Николы на Меленках (1672), теплый Успенский храм (1683) и шатровая колокольня. Интерьеры храма расписаны в 1700-х гг. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В советское время все храмы подверглись перестройке, колокольня снесена.
В начале 20 века в ансамбль вошел новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. Он абсолютно нетипичный – с нетрадиционными авангардными башенками, большими сводами арок, лиловыми разводами во врубелевских тонах…
Через дорогу от церквей стоит классный Дом культуры (кстати, оно выстроено в неорусском стиле). Умилившись от тамошних афиш, мы потопали к трамвайной остановке (для того, чтобы попасть на маршрут № 3, нужно пройти минут 10 вдоль шоссе), и доехали на отчаянно дребезжавшем трамвае за 8 рублей с человека до трамвайного круга, возле церкви Дмитрия Солунского. На ул. Собинова, где стоят интересные здания, мы нашли уютное кафе, где пообедали перед дальней дорогой (см. Полезное), опять сели на полюбившийся нам трамвай ("тройка" идет до вокзала) и через 10 минут, налюбовавшись на Б.Октябрьскую, мы стояли у перрона.
Никогда не перестаю удивляться логике тех, кто цепляет вагоны на железной дороге – ибо наши вагоны были прицеплены в такой последовательности: №№ 9, 6, 5, 7, 8, 10. Это хорошо, что у нас была конечная станция, не было вещей, да и время было дойти до своего вагона спокойно, а вот как люди прыгали из вагона в вагон, скажем, в Ростове, к счастью, осталось за кадром.
Уже сидя в вагоне и глядя на проплывающие мимо шпиль церкви Петра и Павла и луковки церкви Иоанна Предтечи, мы поняли, что обязательно вернемся сюда еще раз…
Полезное
Полезные ссылки
tourism.yol.info
tourism.yol.info/pitanie
ru.wikipedia.org
Карты города продаются в киосках – 60 рублей.
Мини-отель "Ярославль-Эксетер"
Сайт отеля http://exeter.yaroslavl.ru/index.php?lng=rus
г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 39
Номер 1840+460 (бронь) = 2300 рублей.
Как добраться:
1. от вокзала Ярославль - Главный: троллейбусом № 1 до остановки "Красная площадь", далее пройти 10 минут пешком по ул. Некрасова
2. от вокзала Ярославль - Московский: троллейбусом № 9 до остановки "Красная площадь" далее пройти 10 минут пешком по ул. Некрасова
Тем, кто решил ехать с вокзала на такси или частнике, следует ехать по улице Свободы до стадиона "Шинник", затем повернуть налево и по улице Победы параллельно трамвайной линии проехать до улицы Некрасова, повернуть направо и через минуту Вы увидите голубой особняк. В большей части нашего здания расположен ИМПЕКСБАНК, в меньшей - мини отель "Ярославль-Эксетер". Дорога займет 5-7 минут.
В отеле не берут кредитки, приготовьте нал. После бронирования (на сайте) вам напишут по электронной почте и попросят за 2-3 дня до приезда подтвердить факт приезда. Иначе бронь снимут.
Транспорт
Ехать решили на экспрессе до Ярославля, он следует по маршруту Москва – Сергиев Посад – Александров – Ростов – Ярославль. Время в пути до Ярославля – 4 часа. Места сидячие. Имеются вагоны 1 и 2 класса, 1 класс стоит около 414 рублей, 2 – 270 рублей на одного в один конец. Строго имхо, особой разницы между классами нет, телевизор в первом классе нам только мешал.
Отправление из Москвы 08.24, прибытие в Ярославль 12.28.
Отправление из Ярославля 16.30, в Москве 20.13.
Дорога: 1370 руб.
Билеты продают только при наличии паспорта на всех отъезжающих, минимум – хотя бы на бумажку выпишите паспортные данные.
Бюджет поездки
Номер 1840+460 рублей=2300 рублей.
Дорога: 1370 руб. (туда: 415*2=830, обратно: 270*2=540)
Музеи: 30-60 рублей на человека, 100 рублей за съемку в каждом.
Питание: примерно 500 рублей на двоих за раз. 3 раза.
Сувениры: фарфоровые фигурки свинок по 40—80 рублей, 3 штуки.
Карта города – 60 рублей.
Питание
В поездке были посещены три места, о них и напишу. Правда, советуют много чего и на любой вкус.
Мы пошли по пути наименьшего сопротивления, и пара посещенных мест была в двух шагах от нашего отельчика. Это пиццерия "Ташир" и "Кабачок". Оба заведения расположены по ул. Некрасова, соответственно, Некрасова, 41 и на углу Красной площади.
Пиццерия "Ташир"
Чисто, прилично, демократично. Пицца видов 8-10 (от 33 до 60 рублей порция), бульоны, супы (20-50 рублей), соки (20), пиво (20-50), мороженое (вроде 30+наполнители), пельмешки. Пиццу просите разогреть, иначе есть невозможно (или я сильно устала, и мне все казалось картонным). Работает до 23 часов.
Кабачок
Обычное заведение, кухня – смесь украинской, русской, кавказской и еще какой-то. В общем, неплохое место. Если бы не попса, звучащая из динамиков. Цены чуть повыше, чем в пиццерии, но ниже, чем в Москве, хотя место в центре.
Jam Session
На ул. Собинова, типа спорт-бар и кафе.
Повар, готовящий мясо (с ума сойти! И такие тоже есть), с утра прийти не соизволил, обошлись салатами и первым. Салаты 40-200, супы 50-90, мясо до 350. Пиво Стелла Артуа (ха-ха-ха) – 70. Настоятельно рекомендую грибной суп-пюре – это что-то особенного Музыка не попса, негромкая. Обслужили быстро.
Сувениры
Основные места продажи сувениров: стрелка на набережной, Спасский монастырь.
Что продают: все в кучу – местное, не местное – какая разница. Поделки из бересты, малахита, гжель, палех, городецкая игрушка, янтарь, ростовская финифть, матрешки/балалайки/ушанки/значки, деревянные солонки, наборы для специй, и даже освященные ремни явно турецкого производства.
Что стоит брать: ростовскую финифть (почти местное, и выбор неплохой), ярославский фарфор (почти как гжель, только цветная). Много разных колокольчиков – из дерева, бересты, фарфора… Тарелки на стену не ахти, и дорогие.
Что еще стоит посетить
Наверное, нам нужно приехать еще раз, для этого мы наметили несколько пунктов:
1. Толгский монастырь, 6 км от центра города, один из древнейших монастырей Руси. Именно здесь была обнаружена знаменитая "Толгская богоматерь", ныне – украшение Третьяковской галереи. Можно добраться от центра города на маршрутке, или взять такси – 150 рублей от нашей гостиницы. Но нам банально не хватило времени.
2. Город Тутаев – 48 км от Ярославля, туда ходят автобусы от железнодорожного вокзала. Еще стоит посетить город Любим и усадьбу Некрасова Карабиху.
3. Музей "Музыка и время" адрес:
Ярославль Волжская набережная, 33а; тел. (0852) 32-86-37, 72-72-12.
Цена входного билета - 50руб. детский и 80 руб. взрослый.
05/09/2006 08:14
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Ярославская область
- Города: Тутаев; Ярославль
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.