Остров Хайнань в 2002 году



    В конце мая 2002 года мы с женой собрались в отпуск, нам предложили Китайский остров Хайнань, т.к. мы хотели отдохнуть на теплом море.

    Если честно, то в 2002 году мы себе вообще не представляли, что такое Китай, хотя и живём в Хабаровске. Неоднократно бывали в Фуюане, но это не то, там просто барахолка и никаких достопримечательностей нет.

    В турфирме нам предложили на выбор два отеля "Сад жемчужной реки" и "Palm beach resort & SPA", оба 4*. Как мы поняли, первый отель находится в самом городе Санья, второй в 10 км. от него.

    В Интернете посмотрели картинки данных отелей, и выбрали "Palm beach resort & SPA", так как не хотелось жить в городе, хотелось спокойствия. Заказали бунгало полу-люкс.

    Купили путёвки и в аэропорт. Первое что меня порадовало, это самолет – Ил-62, а не обещанный Ту-154, не люблю я его. Лететь до Гуанджоу (Кантона) не особо долго, часов 5.

    Весь полет смотрел в иллюминатор, интересно – везде поля и городки, "свободной" земли не видно вообще. Минут за 30-20 до посадки в Гуанджоу появились облака, и землю мы увидели, только когда "вынырнули" из облаков, до земли оставалось всего 500-400 метров.

    То, что увидели, привело в шок, как я уже говорил, раньше в Китае были только в Фуюане, и честно говоря, я представлял Китай большой деревней. Но тут… Огромный город с небоскрёбами, многоярусными автомобильными развязками… Короче говоря, если у нас в стране такой город и появится (возможно это будет Москва) то лет так через 100-150, но я думаю, что ничего подобного у нас никогда не будет.

    Аэропорт и соответственно ВПП находится непосредственно в черте города, от ВПП до жилых домов всего метров 150. Правда, сейчас там построили новый аэропорт, и где он находится, я не знаю.

    Только мы приземлились (а приземление было ужасным, наш Ил-62 со всего маху "грохнулся" на ВПП, удар был страшным, но это же Ил-62 и шасси выдержали), к нашему самолёту подъехал автобус, и всех нас повезли к международному терминалу. Надо сказать, что всего нас летело человек 50, из них туристов - я с женой и еще одна пара с Сахалина, остальные "торгаши". В терминале мы быстренько отдали миграционные карты китайцам (заполнили их еще в самолёте) и вышли в зону прилета (таможни я не видел, правда, потом я не однократно ездил в Китай (Пекин, Харбин, Бэйдайхэ) и не разу её так и не увидел, в отличие от нашей). В зоне прилёта, на транспортёре уже крутился наш багаж, при чём с момента приземления прошло максимум минут 10. За это же время приземлилось ещё самолетов так 5-6, причем по больше нашего, в основном "Boeing-747" с Малайзии, Сингапура, Тайланда и т.д.

    Получив багаж, пошли на выход, где нас уже ожидал гид, как его звали, я не помню, давно это было. Он объяснил, что наш самолёт взлетает через 3 часа, показал нам, где мы с ним встретимся, где можно обменять деньги и скрылся из вида.

    В то время международный и местный терминалы аэропорта находились на удалении друг от друга, метров 100, не более. Выйдя да улицу, сразу поняли, что мы в южном Китае – жара, духота. Быстренько добежали до нужного нам терминала и оказались в спасающей прохладе.

    Так как город мы не знали, с женой решили, что 2 часа мы проведем в аэропорте. Там было на что посмотреть, множество (на мой взгляд) магазинчиков, ресторанчиков. Есть мы с женой не хотели, т.к. вечером мы с ней ели жареную сёмгу и отравились – надо сказать, ощущение не из приятных, нужно лететь, а мы еле живые, ужас.

    Эти два часа до встречи с гидом, пролетели практически не заметно. В назначенное время наш гид появился, отдал нам билеты, показал, где необходимо оплатить аэропортовый сбор (50 юаней местные линии, 90 – на международные) и отвёл нас к стойке регистрации.

    Несмотря на большое количество китайских граждан, зарегистрировались мы очень быстро. В зоне контроля, перед нами в очереди на досмотр стоял мужчина арабского вида, так его бедного проверяли и стандартным металлоискателем, и ручным, потом заставили снять обувь и ремень, после чего повели в отдельную комнату на досмотр. И это практически за полгода до сентябрьских событий у этих недоделанных америкосов, я имею в виду теракт с башнями близнецами.

    Насмотревшись на эту процедуру, мы подумали, что нас это тоже ожидает, но ничего подобного не произошло. Все как обычно, как в любом городе России (на то время).

    Пройдя контроль, оказались в зоне вылета. Надо сказать, что такого огромного аэропорта я не видел. Там выходов на посадку более 40, но всё очень понятно, не то, что в Ш-2. Правда, на всех информационных табло информация писалась соответственно только на китайском языке. Но эта проблема решилась очень быстро, открыв билет я нашел там иероглифы обозначающие г.Санья и нам оставалось только изредка поглядывать на табло. В зоне вылета находились опять-таки магазинчики, ресторанчики, место для курения. В зоне для курения располагался небольшой бассейн, в котором плавали огромные, жирные золотые рыбки, всевозможных цветов. Так вот, как мне показалось, старый аэропорт Гуанджоу, раза в 3 больше и удобнее нынешнего Домодедово. А про новый аэропорт и говорить не приходится, просто красота (видел любительские видеозаписи).

    Довольно быстро объявили посадку на наш рейс, и мы пошли к своему выходу. На выходе я увидел, что кроме нас четверых, было ещё 5-6 китайца (таким составом мы и летели в Санью). На автобусе нас подвезли к самолёту "Дугласу" авиакомпании "Северные Китайские авиалинии", на вид очень старенькому. Но внутри всё было на высшем уровне – чистенько, обслуживание просто супер. Правда, сравнивать было не с чем, раньше я летал только на советском "Аэрофлоте", Российских "Дальавиа", "Домодедовских авиалиниях", "IJT" и "Аэрофлоте". Но против чистоты и сервиса в "Северных Китайских авиалиниях" это вообще не авиакомпании, всё равно, что сравнивать ушастый "Запорожец" с новейшим "Мерсом".

    Лететь до Саньи предстояло 110 часов и всё это время мы летели в грозовых облаках, всё небо черное, везде сверками молнии, трясло неимоверно, и честно сказать было страшно.

    Но долетели вовремя и без происшествий. В Санье нас встретил гид по имени Коля, естественно китаец, но очень сносно разговаривавший по-русски. Аэропорт Саньи я не запомнил, но было очень чисто.

    На микроавтобусе Коля отвез нас в отель. Отель занимал довольно большую территорию, состоял из главного корпуса (этажей 9) и многих бунгало. Сахалинцев поселили в бунгало без вида на море, а нас с видом.

    Наш полулюкс состоял из гостиной с барной стойкой, спальни, санузла. Соответственно было два телевизора, два кондиционера, холодильник, фен, чайник, сейф и т.п.

    Коля объяснил, что, к сожалению, русское телевидение в данном отеле не показывает, но я сразу же поймал какой-то наш канал, какой точно не помню.

    Единственно, что мне не понравилось в отеле то, что от пляжа он отделён автомобильной дорогой, правда, не очень оживлённой в то время, но всё равно, не очень интересно.

    В отеле было очень красиво, бананы, кокосовые пальмы, множество цветов – короче всё утопало в зелени. Было два больших красивых бассейна и джакузи с горячей водой. Бассейн с джакузи и баром находился в 15 метрах от нашего номера, кромка моря в 100 (из них 50 метров песчаный пляж).

    После осмотра номера мы пошли на море. Весь пляж был утыкан непонятными отверстиями, оказалось это норки небольших крабиков, так что по началу мы опасались ходить по пляжу, но оказалось, что напрасно. Крабы проворные, очень шустро бегают.

    Про море – красивое, есть волны в отличие от Красного, но так как дно песчаное, прибрежная вода постоянно "мутная". На море мы ходили 4-5 дней, но в один из прекрасных дней, я стоял в море и какая-то тварь (житель Южно-китайского моря) меня довольно больно укусила за ногу. Выйдя из воды, увидел, что от меня откусили небольшой кусочек мяса, после этого на море ходить (купаться) охота пропала, всё время проводили в бассейне. Причем как днём, так и ночью. В то время шел чемпионат мира по футболу в Корее и Японии, и так как матчи были довольно поздно, мы всегда плавали, благо, что погода позволяла.

    Следует отметить тот факт, что в отеле в течение 12 дней нашего отдыха было все 6 человек постоянно в нём проживающих – я с женой, Сахалинцы и две наши соотечественницы (связанные с торговлей, которые, как и мы, весь день проводили в бассейне, и одна из них всё время разговаривала по мобильнику). На выходные дни приезжало несколько богатых китайских семей с материка, но вели они себя, как ни странно, очень тихо, их практически не было видно.

    В баре бассейна постоянно играла музыка, по началу китайская эстрада, но она быстро надоела, и наши торговые представители дали китайцам диск Пугачевой, и дней 10-11 мы её слушали.

    Ещё одним недостатком являлось расположение отеля – в дали от города и соответственно недорогих ресторанов. В путёвке у нас были оплачены только завтраки. Завтраки это шведский стол, но китайский, есть практически нечего, вернее всего навалом, но очень не вкусно.

    В отеле было два ресторана – китайский и итальянский. Один раз мы с женой решили там поужинать – обошлось очень дорого, сколько точно не помню, но дорого. Так вот, мы ездили практически ежедневно в Санью на такси, примерно по 25 юаней в одну сторону. Не дорого, но не удобно. Ужинали в различных ресторанах, но это юг и все блюда очень острые.

    Через пару дней Коля нам посоветовал ресторан, в котором готовят Пекинскую утку. Что это такое, я в то время не знал. Приехали с женой, меню на китайском, на стене висят фотографии блюд. Заказали по фотографиям блюда, утку и хлеб (два последних блюда Коля нам написал). Принесли заказанные нами блюда, огромные. Оказалось, мы заказали отваренный бамбук и еще очень много всякой травы. Потом принесли утку. Как её есть мы, конечно же, не знали, и девочка официантка показала, как её правильно есть. Очень вкусно (потом её заказывал в Пекине, Харбине, Бэйдайхэ, но всё равно в Санье намного вкусе). Короче говоря, наелись мы с женой и тут вспомнили, что нам не принесли хлеб, но так как в то время в Санье хлеба не было в принципе, решили обойтись без него. Пытались расплатиться с официанткой, но она долго не понимала, что мы от неё хотим, а когда поняла и рассчитала, нас не выпускали из ресторана. Что-то нам объясняли на своём непонятном языке, но мы всё равно ничего не поняли. А оказалось, что повара в этот момент допекали нам огромный каравай. Его вынесли, порезали и сложили в пакет и мы его забрали с собой. Каравай был красивый, но все же в Китае не умеют печь хлеб, не наш он получается, невкусный. После этого мы еще не раз посещали этот ресторанчик.

    Как-то вечером пошли гулять с Сахалинцами по Санье и к нам пристали рикши. Мы для них были как обезьянки, т.к. в то время в Санье белых людей было очень мало. Так вот, рикши предлагали нам даже деньги, чтобы прокатить нас, но мы отказались и ещё долго они от нас не отставали.

    Санья в то время представляла собой небольшой, довольно грязный рыбацкий городок, население было чуть более 150 тыс. человек. Было два небольших супермаркета, где мы втаривались едой. С сигаретами была напряженка, только китайские и дорогие, но курить их было практически невозможно. Достопримечательностью Сань был настоящий ПАРОВОЗ, это чудо, страна с мегаполисами имела действующий паровоз, который коптил и свистел. Я раньше никогда не видел действующих паровозов, мне очень понравилось.

    Однажды мы ездили в бухту, в которой находился отель "Сад жемчужной реки". Бухта красивая, но дорога до неё, сам отель нам не понравились. Дорога до такой степени была разбита, что я подумал, что наша машина развалится. Кроме того, весь пляж забит китайцами. Уже в то время этот отель выглядел так, как будто его построили лет 10 назад, и был каким-то грязным на вид (вовнутрь мы не заходили).

    Фрукты были довольно дешевыми, на улице манго стоило 8 юаней кг., в Хабаровске одно стоило 120 рублей.

    Из экскурсий, которые предлагали в то время (Коля дал нам список экскурсий и свои цены на них) мы побывали везде – остров обезьян, ущелье бабочек, музей ракушек, парк "Край света", буддистский центр (Богиня тогда была метров 15 высотой и стояла, прям у входа, а в море, где она сейчас находится, шло строительство). Услугами гида мы не пользовались, т.к. решили проверить, на сколько дешевле мы объездим всё сами. На рецепшене нашего отеля я взял рекламные листочки всех этих мест и пошли ловить такси. К нам подъехал китаец, как оказалось начальник охраны нашего отеля, мы с ним поторговались и поехали. С ним мы всё и объездили, конечно, не за один день. Когда нам нужно было ехать, я шёл на рецепшен, находил этого китайца, и ехали, он нас там ждал (бывало и по 4-5 часов) и отвозил обратно. За все экскурсии мы заплатили как за одну у гида Коли (около $100). На все экскурсии мы ездили после дождя, так как после оного было не так жарко.

    Из Саньи мы улетали на "Южных Китайских авиалиниях", самолет был А-320. Опять очень чисто, шикарный сервис, но очень холодно, жена даже простыла. В Гуанджоу мы провели 2,5 дня, облазили практически весь центр. Понравилось, но или на улице или в отеле нас покусали какие-то твари, ноги еще чесались недели 1,5. А о том, что там есть метро, я узнал только в Хабаровске.

    Ну, и про Хабаровск, летело нас домой вообще человек 20-25. Прилетели, минут через 10-15 подали трап. Багаж ждали часа 1,5, при чём кроме нашего самолёта никакой больше не приземлялся и не взлетал. Вот она наша действительность. Ну а хабаровские таможенники… Где только находят таких людей? Или это от профессии исходит? Такое впечатление, что все им что-то должны.

    Вообще мне очень понравился Китай, на следующий год (2003 г.) с женой отпуск провели в Чехии (Марианские Лазне) – ужас, хотя жена подлечилась и ей там понравилось, она и раньше там отдыхала. Я теперь только в Китай.

    Валерий
    06/07/2006 03:21


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    15.11.24 S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    06.11.24 Belavia открывает регулярное сообщение между Минском и Урумчи
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    05.09.24 "Аэрофлот" совершает рейсы на Хайнань из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска
    13.08.24 "Аэрофлот" будет летать из Екатеринбурга в Санью
    29.07.24 Hainan Airlines полетит из Москвы на Хайнань