В этом месяце довелось побывать в Свияжске. Этот теперь уже поселок, а ранее город, находится под Казанью. Стоит он на горе, которая с обустройством Куйбышевского водохранилища превратилась в остров. Крепость Свияжск, послужившая поводом для возникновения города, была возведена Иваном IV за 4 недели. Для возведения крепости использовались заранее заготовленные детали под Угличем. Такая практика быстрого строительства в деревянном зодчестве на Руси не была чем-то странным, мастера давно приноровились ставить за один день деревянные строения, вспомним церкви-обыденки. Конечно, возведение крепости требовало другого размаха и усилий совершенно иного масштаба, но это было оправданно целями военных походов Ивана IV на Казань. Свияжск, находившийся на удобном, естественно укрепленном месте, на горе у впадении реки Свияги в Волгу, позволял установить контроль за водными путями сообщения и осуществлять дальнейшие успешные военные действия. Сейчас Свияжск утратил свое значение. Сначала он перестал годиться на роль значимого укрепления, затем, уже при советской власти, из городка он превратился в поселок. Теперь там живет 600-800 человек, а ранее Брокгауз и Ефрон указывал более 2х тысяч населения. Крепостные укрепления не сохранились, но еще стоят многие церкви и некоторые другие старые здания.
Мой путь в Свияжск пролегал по воде. Погода стояла ветреная и шла волна, не чтобы большая, но и не маленькая. Когда кораблик выходил из горла у Казани на бОльшую воду, волны сделались повыше и судно покачало. Затем стало поспокойнее, даже задремалось. Дорога в этот город, переживший себя и ставший памятником самому себе, пролегла через воду и сон. Начало не обмануло ожиданий.
От пристани, к которой причалил кораблик, довезший до Свияжска, пришлось подниматься в горку. Моя спутница споткнулась о камень, показавшийся из земли. Это маленькое происшествие как бы окончательно ввело в Свияжск, закончило дорогу.
Присмотревшись к этим камням, сразу заметил странность. Они явно походили на вымощенную дорогу или дорожку, но она как бы не совпадала с существующей тропой. Тропинка, по которой мы шли, была довернута между домами правее от камней, под чуть большим углом. На крестьянские обыкновения это не было похоже, выкладывать тропку не по тем путям, по которым сами ходят. Кроме того, сами камни смотрелись неправильно для существующей тропинки, они слишком были заглублены под землей. Таким образом тропинок не мостят. Однако, все быстро разъяснилось, оказалось, мы ступали по старой, времен московских царей дороге, проходившей через все укрепления и от ворот спускавшейся вниз к воде. Прошлое было рядом с нами, просто оно чуть-чуть, на какой то поворот, не совпадало с существующим Свияжском.
На подъеме стоило обернуться и можно было увидеть водные просторы, над которыми господствовала гора. Дул ветер, временами резкими порывами, небо хмурилось. Казалось, что ветер был не движением воздуха, а действием и ощущением открывшихся пространств. Вспоминались строки из очень древней книги про то, как была отделена вода от земли и как словно бы ветер летал над ними. Пространства, открытые для обозрения с горы, словно содержали в себе и пространства истории. Если перевести взгляд, напротив, через воды были виден косогор и поля, на которых по преданию, остановилось московское войско, когда и было принято решение построить крепость.
В Свияжске сохранился Успенский собор, отстроенный в 16м веке. Храм был построен псковскими мастерами. Вообще, псковские строители в прошлом немало поработали на казанской земле. Казанский кремль тоже отстроен псковичами. Если представить его без современной побелки, то явно видно сходство со псковским кремлем.
Особенно замечателен Успенский собор тем, что в нем сохранилось более тысячи квадратных метров древних фресок. В частности, там сохранилась фреска с неканоническим изображением св.Христофора с лошадиной головой. По преданию, позднее отвергнутому церковью, св.Христофор был красивым юношей и оттого терпел много искушений. Поэтому он попросил Бога обезобразить его, что и произошло. Церковь, посчитав неосновательным это предание, запретило подобные изображения св.Христофора, во всей России их осталось очень мало. Успенский собор является действующим храмом и, пожалуй, едва ли не единственным действующим, который имеет такую фреску. Фреска св.Христофора с лошадиной головой верное удостоверение древности Успенского собора.
В Свияжске удивительным образом сочетается прошлое и современность. Приметы истории обнаруживают себя повсюду. Свидетельства современности также встречаются везде.
Местный магазин оказался не просто пустым, он оказался полным убожеством. Вместо продуктов продавались какие-то огрызки. Это может говорить только об обнищании местного населения.
В поселке оказалось есть только две лошади. Скот, коров и коз, население держит в явно недостаточном количестве, чтобы прожить натуральным хозяйством. Больницу закрыли.
Свияжск это второй Китеж. Он двоится и в нем верно соседствуют два образа, равно прикровенных для нас, но равно истинных, образ Свияжска древности и Свияжска современности. В общем смысле этого слова Россия разделила судьбу старого Свияжска, города национального государственного строительства. Сегодня Россия участвует в судьбе нового Свияжска, пережившего себя, скатывающегося в архаику без компенсаций. Президент рассказывает о сокращении малых школ в селах, чтобы "поддержать" остальные. Но школы и больницы в селах особенно нужны России, которая отличается низкой плотностью населения. Сокращение школ и больниц больнее всего бьет по самой необеспеченной группе населения – по сельскому населению. Наращивание социального капитала невозможно без укрепления здравоохранения и образования. Вне роста социального капитала нам не найти выход в будущее, это так хорошо видно в Свияжске. Местные жители не могут компенсировать архаизацию своей жизни даже небольшой частной инициативой, единственное, что предлагается приезжающим туристам, это вобла и прогулка в тележке. Натуральное хозяйство достаточное, чтобы компенсировать утраченное, тоже не заводится.
25/06/2006 21:11
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.