Поездка на автомобиле в Финляндию



    Часть 1. Туда (дорога до границы, прохождение таможен, дорога до Хельсинки)

    Итак, Рубикон перейден, едем на машине в Финляндию на 4 дня (с 25 по 28 мая 2006 г.).

    Загранпаспорта сделаны, визы оформлены, гостиница забронирована, валюта закуплена, машина (99-ая) подготовлена (тонировка с передних боковых стекол отодрана, ходовая проверена, бак заправлен), вещи собраны – отступать некуда.

    Едем втроем – я, жена и дочка 9 лет.

    Подъем намечен на 03:30 с прицелом на отъезд в 04:00. Спать легли накануне пораньше (20:00 – 21:00). Поднялись по будильнику (чтобы не проспать завели на всякий случай 2 будильника), но подготовка к отъезду заняла больше предполагавшихся получаса. Для того, чтобы проснуться, взбодриться и больше не засыпать на трассе, принял 0.5 л энергетика. В общем, тронулись мы только в 04:30. Т.к. живем мы на юго-западе Питера, на выезд из города планировалось потратить полчаса (ночь все-таки), в итоге потратили минут на 20 больше (в одном месте – знак "Объезд", в другом знакомом месте неожиданно нарисовался знак запрета выезда на набережную). Но все хорошо, что хорошо кончается – и вот мы мчимся по нижнему шоссе в направлении Сестрорецка. По верхнему (Выборгскому) шоссе ехать не решились, т.к. по слухам там дорога убитее, хоть и короче получилось бы. Без проблем миновали Сестрорецк, выехали на Скандинавию. Дочка на заднем сиденье досматривает сны. Жена сидит рядом, переживает, т.к. для нас это первый наш выезд за границу не то чтобы на авто, но и вообще. Во время подготовки к поездке была перелопачена масса информации в Интернете, были заготовлены специальные листики с необходимой информацией, расписание дел на все 4 дня, напоминалки…

    Итак, подъезжаем по Скандинавии к Выборгу. По материалам из Интернета знаю, что существует объездная дорога вокруг Выборга, но по плану поездки нам необходимо дозаправиться на АЗС Neste (вот хочется именно на ней), которая, как следовало из материалов всемирной паутины, обитает в Выборге. И действительно при подъезде к Выборгу видим указатель: Хельсинки – прямо, Выборг – направо.

    Сворачиваем направо. Здесь, как выяснилось позднее, мы и совершили свою первую стратегическую ошибку. Первое – дороги в Выборге просто ужасные, половина улиц (во всяком случае так мне показалось) замощена булыжниками (едешь на 2 передаче и получаешь бесплатный вибромассаж).

    Второе – заправки Neste в Выборге мы так и не нашли, были заправки Лукойл, Выборгской топливной компании, еще какие-то заправки, но только не Neste.

    Третье – мы таки заблудились в Выборге, где-то куда-то не туда свернули и в результате минут 20 катались по утреннему Выборгу, мечтая о том, как побыстрее выбраться на нормальную дорогу. Ну, выбрались в конце концов, но время и нервы потеряли, и что обидно, совершенно бесполезно. Поскольку Neste мы так и не нашли, то при выезде из Выборга перед нами во весь рост встал вопрос о заправке, и уже не важно какой фирмы она будет.

    Так что, как только показалась первая же заправка (кажется, "Арис"), мы свернули туда. Залили до горлышка бензобак и взятую с собой 10-литровую канистру (10 литров можно провозить в Финляндию без пошлины) – как известно, цены на бензин в Финляндии раза в 2 с лишним больше, чем у нас. Чисто субъективно заправка мне не понравилась – показалось, что надурили с литражом (накануне поездки заправил полный бак, а на заправке с меня взяли за 29 л с учетом 10-литровой канистры – неужели я потратил 19 л от Питера до Выборга?).

    Ну да ладно – все равно ничего не докажешь. Канистру – в багажник и вперед к Торфяновке (т.к. нам нужно было в район Хельсинки). Дорога – неплохая, но узкая – на одну полосу в каждую сторону, так что обгонять надо осторожно. Кое-где неровности, но висят предупреждающие об этом знаки.

    Где-то в 07:45 подъехали к шлагбауму с погранцами. Показали визы в паспортах и поехали дальше к границе. Удивило то, что нам ничего не дали и не отметили (в Интернете писали, что должны выдать квиточек с какими-то печатями, где будет отмечено кол-во пассажиров). Подъезжая к границе уже подготовились к самому худшему – где-то прочли, что у наших таможенников с 8 до 9 перерыв на пересменку, а какая-никакая очередь должна быть. Начали нервничать-жалеть о потерянном времени: вот если бы выехали вовремя, вот если бы не было объезда на Московском проспекте, вот если бы без проблем выехали на набережную в Питере, вот если бы не потеряли время на катание по Выборгу… А теперь мало того, что в очереди стоять, но и таможенников 1 час ждать.

    Надежда проснулась, когда подъехав к таможенному посту увидели у будочек всего лишь один автомобиль, да и тот уже собирался отъезжать. Поехали сразу к будочкам, так как таможенную декларацию (2 экз.) заполнили еще накануне поездки. Руководствуясь материалами Интернета (сперва таможенный контроль – первая будка) взял документы и пошел к будке. Сунул в окошко таможенные декларации, загранпаспорт и ПТС (паспорт транспортного средства).

    Дядька в будке пробурчал, что золотые серьги и серебряные цепочки с крестиками я мог бы и не указывать, еще чего-то пробурчал, почирикал в таможенной декларации (обвел все позиции, поставил Z) и отдал все документы обратно, за исключением 1 экз. таможенной декларации. Я махнул рукой своим, чтобы выходили из машины, и все вместе потопали к третьей будочке на паспортный контроль. Я, как водитель, первым отдал девушке в окошко свой загранпаспорт и ПТС.

    Она чего-то ввела себе в компьютер, поставила штампик в паспорт и отдала все обратно, сказав при этом, чтобы шел открывать багажник пограничнику, который сидел в этой же будке, но при этих словах встал и вышел. Я грю жене – пошли багажник открывать. И мы всей семьей ломанулись к авто, которое все еще стояло у первой будки. Тут слышим – сзади крик – девушка выскочила из своей будки и орет жене: "Женщина, а вот вашего паспорта я так и не видела". Ага, точно – на нервах забыли об этом совсем. Жена побежала обратно к третьей будке доделывать паспортный контроль, а я открыл багажник погранцу – смотри. Он для проформы ткнул пальцем какую-то сумку, сказал "Намана - закрывай".

    Тут как раз жена возвратилась – и мы счастливые, что успели до 8 часов пройти российскую таможню, причем быстро и без особых проблем, проехали мимо будочек под шлагбаумом и через 100 метров припарковались у магазинчика Duty Free. Надо было все-таки узнать, что это такое. Ну, даже не знаю что и сказать. Недоумение и разочарование – вот мои чувства от посещения магазина. Где-то слышали, что там есть недорогая фирменная косметика. Может оно и так, но той косметики, что пользует моя жена, мы там не нашли. Выбор мне показался крайне скуп. Возможно, здесь хороший алкоголь – не знаю, но поскольку мы с женой не относим себя к эстетам и гурманам, то нам и наш "Дипломат" – хорошая водка. Магазинчик маленький. Наш взгляд ни за что не зацепился. С легким чувством обманутых надежд мы покинули Duty Free.

    Сели, поехали к государственной границе. Навстречу – очередь контейнеровозов длиной с километр. И вот мы проезжаем мимо двух столбиков, обозначающих государственные границы, сначала нашего, а затем и финского. Але-оп – и мы в Финляндии. Едем дальше – перед нами дорога разтраивается и над каждой дорогой висит светофор. Над центральной дорогой – красный свет, над крайними – зеленый. Как Илья-Муромец на распутье – куда дальше – направо или налево? Ну поехал по левой дороге.

    На дороге образовались три полосы и снова над каждой из полос по светофору. Слава богу, здесь не надо думать – зеленый свет горит только на одном из трех. Еду по этой полосе и подъезжаю к таможенному зданию-ангару. Вылезаю из машины, слышу свист, оглядываюсь. На балконе соседнего ангара стоит финн-таможенник, машет рукой и орет: туда. Упс – все-таки не на ту дорожку свернули, надо было по правой ехать. Возмущаюсь про себя – и чего тогда зеленые светофоры вывешивать, спрашивается. Ну да ладно – осматриваюсь: как обратно-то ехать – вроде бы одностороннее движение, но никакого другого пути не имеется, а посему разворачиваюсь и еду обратно к первым светофорам, а оттуда по правой дороге к таможенному посту. Пока я совершал эти маневры, вперед меня проехала пара машин.

    Подъехали, значит, мы, говорю – выходим. И все вместе входим в таможенный пост. Гляжу – свободное окошко. Подхожу один, жена с дочкой остались за турникетом (не помню как, но я понял, что подходить надо по одному). Здороваюсь и отдаю в окошко загранпаспорт (кстати, если паспорт одет в обложку – финны требуют снять, т.к. они прокатывают паспорта через какое-то устройстве и обложки мешают этому процессу). Финн смотрит, проверяет визу, говорит на ломаном руссом: "Текпаспоот". Я протягиваю ПТС. Финн смотрит на бумажку, поворачивает, оборачивается к другому финну, о чем-то спрашивает, потом отдает мне ПТС и говорит, качая головой: "Но текпаспоот". У меня отвисает челюсть. Спрашиваю: "Но?". "Но" - подтверждает он. Блин, как это "но"? Че делать то? Приплыли… Ну, думаю, раз эта бумажка ему не нравится, попробую дать свидетельство о регистрации транспортного средства (а больше и нечего). И с облегчением вижу, что финн кивает головой – типа, ага, его мне и нужно. От сердца отлегает.

    Размышление на отвлеченную тему. Похоже, я стал жертвой терминологической путаницы. Я думал, что техпаспорт – есть не что иное, как паспорт транспортного (или технического?) средства (ПТС), только сокращенно (там паспорт – и здесь паспорт). Везде в Интернете также пишут, что на границе требуют техпаспорт, и я специально взял с собой ПТС. Мне и в голову не приходило, что для всех остальных нормальных людей техпаспорт – это не что иное, как свидетельство о регистрации (розовый листок в ламинате). Похоже, что это пережиток прошлого – так его раньше называли, до того как он стал свидетельством о регистрации. Но я же об этом был ни сном ни духом. Через несколько дней при обратном пересечении российской границы, я на этом "техпаспорте" снова попал впросак. Финн-то, вы сами понимаете для меня был не показатель. Он и разговаривает с трудом, запросто может перепутать понятия. И при прохождении паспортного контроля, увидев то же самое объявление, что первым сдает документы водитель, предъявляя техпаспорт, я, нисколько не сомневаясь, снова сую в окошко девушке свою многострадальную ПТС и нарываюсь на откровенный вопрос: "Вы чего – издеваетесь или действительно не понимаете?" Я опять делаю круглые глаза и полным трагизма голосом говорю: "А что не так?" и добавляю, что я за границей в первый раз. Тут она мне и открывает глаза на истину (см. выше). Ну что ж: век живи – век учись (дураком помрешь).

    Возвращаюсь к нашим баранам. Финн доволен. Спрашивает: "Кута еттете?". Говорю: "В Эспоо" (это предместье Хельсинки). "Сачем?" – "На соревнования". "Карашо" – и отдает мне все документы. Подходит жена с ребенком, без проблем проходит паспортный контроль. "Допро пошаловат" и мы покидаем гостеприимный пост. Садимся в авто и въезжаем на "гражданскую" территорию Финляндии. Сразу же включаю ближний свет (ПДД Финляндии, знаете ли…). Кстати, машину нашу вообще не досматривали, т.ч. можно было взять и 20-литровую канистру бензина (некоторые, как я читал, так и делают, а на всякий случай отливают из нее литра 2, чтоб плескалось – все равно измерять не будут).

    Время на часах – 08:15. За полчаса прошли российскую и финскую таможни с заездом в Duty Free. В общем, выше всяких ожиданий.

    Когда все переживания и треволнения остались позади, начал вспоминать, ничего не забыли? Ага, во, говорю своим, – ну-ка, во-первых, давайте все пристегивайтесь, включая дочку на заднем сиденье (поскольку в Финляндии так положено), а во-вторых, переводите часы на час назад (в Финляндии время меньше московского на час), и часы на сотовых не забудьте перевести. МТС на сотовых сразу исчезла, вместо нее определилась и установилась в качестве оператора некая компания Sonera. Ну сонера, так сонера. Да, перед поездкой надо не забыть включить международный роуминг в офисе МТС (при себе иметь паспорт). Этот совет – только для абонентов МТС (как для остальных операторов – не знаю). Со связью в Финляндии были кое-какие проблемы: сначала попробовали позвонить с мобильника на мобильник – в одну сторону звонит, в другую – нет. Говорит – "неудержимое соединение". Потом дотюмкали: наши телефоны были зашиты в телефонной книге и по горячим кнопкам друг у друга, и в одном телефоне набор номера был сохранен как "+7911" (который мог дозвониться), а в другом "8911" (который был импотентом). После того, как второй пересохранили на "+7911", оба стали успешно дозваниваться. Кроме этого два раза у нас был глюк: трубка звонит – отвечаешь "але, але", в ответ ничего не слышно, при этом абонент твои "але, але" слышит. Что это такое было – не знаю.

    Ну, возвращаюсь к поездке. Первые километров 5 по Финляндии действуют жесткие ограничения скорости, поэтому в среднем едем со скоростью 60 км/ч, но чем дальше от границы, тем допустимая скорость выше, вплоть до 120 км/ч. Только в одном месте пришлось притормозить до 40 км/ч (в Котке, что ли?). Там еще 2 перекрестка с круговым движением, к тому же территория города, поэтому такое ограничение понятно. По всей трассе хорошо заметные чистые дорожные знаки, указатели населенных пунктов. В общем-то все знаки и указатели понятные. У меня лично недоумение вызвали два дорожных знака: первый – на большом щите на зеленом фоне изображение легкового автомобиля (можно предположить, что сие означает автомагистраль только для легковых автомобилей, тем более, что этот отрезок трассы сопровождался довольно низкими подмостовыми проемами, но верно ли это предположение или нет – не знаю), а второй – на маленькой табличке на коричневом фоне изображение короны.

    Ехал я строго по спидометру не превышая скорости, наслышавшись о строгости и скрытности тамошней полиции. Но законопослушные финны все равно меня обгоняли, из чего я сделал вывод, что не очень то они и законопослушные. В одном месте стоит специальный электронный щит, который отображает скорость проезжающего мимо транспорта. С его помощью я убедился в исправности своего спидометра. Где-то в середине пути стали попадаться электронные дорожные знаки, где с помощью лампочек разного цвета эмулировались знаки ограничения скорости: видимо, в зависимости от дорожных условий их переключают на разные скоростные режимы. Если встречается надпись на финском языке с узнаваемым словом "information", значит вскорости будет стоянка для отдыха с информационным щитом, на котором вывешена подробная карта окрестностей. На ней текущее местоположение стоянки обозначено красным пятном. Причем сам заезд на стоянку выглядит как дорога, уходящая вправо вверх (в большинстве случаев), а самой стоянки с автострады не наблюдается, поэтому, если бы не предупреждение заранее, это место можно было бы и проехать. Стоянку также обозначают всем известные знаки "Р" с указанием расстояния до нее или со стрелкой съезда.

    Развязки и перекрестки там действительно грамотно сделаны, по-человечески, с умом. Полосы разгона и торможения – длиннющие, десять раз успеешь разогнаться и влиться. Ну и качество дорог везде заслуживает превосходных оценок. По-хорошему завидно. Кое-где идут дорожные работы (причем в отличие от России, там если висит знак "Дорожные работы", то через несколько сот метров там действительно ведутся – вот чудо – эти самые работы), но это не очень мешает движению. Нет, конечно, там действуют ограничения скорости, но никаких пробок нет и в помине (хотя это было утро четверга и загородная автострада – машин было мало, за другие условия не поручусь).

    Благополучно доехали до Ring I (первое кольцо вокруг Хельсинки, объездная дорога) – первой точки поворота. Поскольку на часах по-местному не было еще и 10-ти (а вселение в отель – с 12 часов), решили съездить "в крупнейший в Скандинавии ТЦ" под названием Итякескус. Если бы перед этим мы не заехали на информационную стоянку, то может быть и поплутали, поскольку развязка там не простая: сначала надо было съехать на правое ответвление дороги, а через 50-100 метров, где дорога опять раздваивается, ехать по левой дороге. Вообще, с ориентацией по дорогам у нас не было особых проблем, поскольку мы всегда знали куда ехать – у нас было 4 карты: Питера, Ленобласти, Финляндии и Хельсинки с окрестностями, и по пути мы постоянно сверялись с ними (к сожалению, у нас не было карты Выборга, поэтому мы там и поблуждали чуток). Доехали мы до ТЦ, припарковались в подземном паркинге (парковка, как мы поняли у них там бесплатная, единственно вроде бы не рекомендуется стоять там больше 4 часов).

    Здесь же нас ожидал жестокий удар судьбы. Решив перелить бензин из канистры в бак, обнаружил, что канистра где-то подтекает, и вся наша тара (рюкзак, сумка, пакеты), а также некоторые из вещей, которые хранились в рюкзаке без пакетов, приобрели устойчивый и хорошо узнаваемый запах. В целом, вытекло немного, но и этого хватило…

    На всей громадной парковке было от силы машины 2-3, что нас несколько насторожило. Ну ладно, вошли в ТЦ – действительно, оказалась длинная улица под крышей с множеством магазинов в два этажа: от крупных, до не очень. На входе взяли рекламный буклет с расположением всех магазинов в ТЦ – хорошо, там была информация по-английски. Единственно, народу там было кот наплакал: в обозримом пространстве хорошо если было 1-2 человека, бродящих по ТЦ подобно нам. И все магазины – закрыты! Закралось нехорошее чувство – что-то не так. Подождали до 10 часов – м.б. в 10 откроется хоть что-нибудь. Никаких изменений. Попытки выяснить у аборигенов в чем дело ни к чему не привели – нас как-то игнорировали. Пришлось нам убраться восвояси. Впоследствии выяснилось, что в день, когда мы въехали в Финляндию, финны отмечали какой-то государственный праздник, и по этой причине никакие магазины не работали. Делать нечего, пришлось ехать прямо в отель. По этой самой Ring I без проблем доехали до нашей гостиницы Radisson SAS Espoo ***.

    Часть 2. Отель

    Отель расположен на берегу красивого озера. Вокруг – великолепная природа, все – в зелени.

    Отель представляет из себя пятиэтажное сооружение вполне презентабельного вида. Перед входом – небольшая стоянка для автомобилей, хотя для нашего авто место всегда находилось, и еще оставалось много свободных мест. Припарковались, налегке направились к рецепшн. Поздоровались (по-аглицки, как могли), сунули паспорта. Девушка-клерк начала чего-то стучать по клавишам. Посетила дурная мысль – может, она не в курсе, что мы уже забронировали номер.

    Быстро достали документы по бронированию, ткнули по нашим фамилиям в списке (мы бронировались через турфирму списком человек 20). Девушка кивнула, достучала на компьютере все, что нужно, дала нам заполнить какие-то регистрационные листочки, которые мы по-английски и заполнили. После чего попыталась нам что-то объяснить. Из всего объяснения я уловил только 2 слова: "third bed" (третья кровать). Ага, понял я, это для ребенка. Дала нам маленький бумажный уголок, в который были вставлены 2 магнитных карты, написала на этом уголке № нашего номера, указала направление и вроде бы пожелала приятного отдыха. Мы остались очень довольны тем обстоятельством, что хотя до 12 часов (времени заселения) оставалось еще полтора часа, нам все-таки позволили заселиться.

    Втроем нашли наш номер, замка в его обычном проявлении нет, в дверях – щель для вставки магнитки. Вставили, нажали ручку – не открывается. Вынули магнитку – моргнул зеленый огонек рядом со щелью. Нажали ручку, открыли дверь. Тут, слава богу, в коридоре появились наши знакомые из списка (они приехали раньше нас на день) и просветили насчет всего остального. Короче, открыли номер мы правильно: надо всунуть магнитку в щель, вынуть и повернуть ручку. После чего уже внутри номера надо вставить одну из магниток в устройство рядом с дверьми: только после этого можно пользоваться всеми электрическими приборами в номере (включая свет, телевизор, мини-бар и т.д). Т.е. устройство в паре с магниткой выполняет роль главного рубильника.

    В общем, логично: приходишь – открываешь магниткой дверь – вставляешь ее в "рубильник" – пользуйся электричеством; уходишь – вынимаешь магнитку из рубильника – все сразу гаснет (прально, нечего зазря электричество жечь) – берешь магнитку с собой (чтобы потом иметь возможность снова войти). Похоже, что данная система подключена к локальной сети отеля, и с помощью ее персонал отеля определяет, когда постояльцы номера уходят для того, чтобы убраться в номере, не беспокоя клиента. По крайней мере, уходили мы утром в разное время, а по возвращении всегда заставали номер чисто убранным и ни разу не видели, чтобы наш номер кто-либо убирал. Да, для того чтобы изнутри открыть дверь, использовать магнитку не надо – просто поворачиваешь ручку.

    На двери с внутренней стороны можно использовать цепочку. В мини-баре стоят кое-какие продукты и напитки (из непортящихся): шоколадки, вода, лимонад, мини-бутылочки с алкоголем, еще чего-то, но за все это нужно дополнительно платить: ценник – на бумажке, что нам дали на рецепшне.

    В номере – две кровати с бра, дополнительная кровать похоже разборная, но имеет вид настоящей добротной кровати, стол, два стула-кресла, две прикроватных тумбочки, торшер, на столе – вентилятор (вращающийся), маленькая стенка, которая состоит из одежного шкафа (там же висит фен), мини-бара, устройства для разглаживания брюк, места для телевизора и вещевых ящиков. Все кровати (включая дополнительную) – аккуратно застелены. На полу – палас. На стене – оригинальное произведение искусства (авангард какой-то): на бумажный длинный прямоугольный лист бумаги на клей насыпана дорожка песка, в середине дорожки под песком – кусок красной ткани, который придает этой части дорожки вид красного песка. Все это помещено в рамку под стекло. В общем, произведение так и называется "Red sand" (Красный песок), о чем гласит карандашная надпись на нем.

    Рядом с дверью – вход в санузел: унитаз, раковина с зеркалом, душ за занавеской, душик для подмывания рядом с унитазом, на вешалках висят три комплекта полотенец (большое и маленькое), на раковине стоят баночки с жидким мылом, шампунем-кондиционером и еще чем-то, в отдельной баночке засунута туго свернутая шапочка для душа, рядом с душем на стене прикреплена емкость с мылом для тела, над зеркалом – розетки для бритвы, постоянно работает вытяжка. И еще – чайник в номере не предусмотрен, так что делайте выводы.

    Телевизор достоин отдельного упоминания. При первом входе в номер он включился и на нем по-английски отображалось приветствие лично нам (наша фамилия в тексте). Для продолжения он просил нажать кнопку "Menu" на пульте. После нажатия отобразилось меню с сервисными функциями (штук 10-15), в числе которых сейчас помню только возможность заказать просмотр выбранного кинофильма (на английском языке и за отдельную плату), будильник, возможность поиграть в игры (при наличии клавиатуры – у нас в номере таковая не нашлась), вроде бы прогноз погоды, доступ в Интернет и др. Возможно, что некоторые (или все) из данных функций платные, о чем можно узнать на рецепшне. Мы никакими функциями не пользовались. Кнопка на пульте "Net/TV" переключает телевизор с данного режима на режим обычного телевизора.

    В общем, осмотрелись, перетащили из машины вещи, разобрались и стали жить. Жить нам предстояло 3 ночи.

    В гостиничное обслуживание входило обеспечение завтраками по системе шведского стола. С 7 до 10 утра приходишь в обеденный зал, берешь тарелку и накладываешь туда все, что хочешь (сколько сможешь съесть) из разного вида емкостей: горячие блюда (картофельные котлетки, мини-сосисочки, бобы в соусе, жареный бекон полосками, омлет, жареные грибы), хлеб, булка, выпечка разных сортов, резаные свежие помидоры, огурцы, грейпфрукты, соленые огурцы, четыре вида варенья, все ингредиенты для создания мюсли по своему вкусу, филе сельди в разных соусах, кусочки арбуза, какая-то овощная смесь, киви и еще много чего. Все емкости по мере опустошения постоянно пополняются официантами. Из напитков имеется возможность налить себе в специальном аппарате три вида натуральных соков (апельсин, мультифрукт и яблоко) и питьевую воду. Также на столах, где мы после обхода блюд располагаемся, стоят пустые чашки. Если ты сразу же не перевернул их донышком вверх, через некоторое время к тебе подходит официант и предлагает налить чай или кофе. Тут же на столе стоит чашечка с молоком и емкость с сахаром (белый, серый и в пакетиках с 0 карорий) для добавления в кофе или чай по вкусу. Покушал – уходишь, официанты тут же убирают стол и готовят его для новых посетителей (ножи, вилки, ложки, салфетки, пустые чашки). Наесться можно от пуза. Дети до 10 часов по нескольку раз бегали в обеденный зал чего-нибудь схватить пожевать.

    На пятом этаже с 7 до 10 и с 17 до 22 часов работает бесплатная сауна: женская отдельно, мужская отдельно, бассейн – общий.

    В холле расположена некая бизнес-комната, где можно за отдельную плату поработать за компьютером, подключиться к Интернету. Если у кого был ноутбук с WiFi, он мог подключиться к сети отеля для выхода в Интернет (но опять таки вроде бы платная услуга). В холле перед рецепшн у окна стоял телевизор, где дети имели возможность поиграть в компьютерные игры (видел как играли в ФИФА, Гарри Поттера).

    Для гостей отеля на рецепшн есть возможность оставить ценные вещи на хранение.

    Лифт – ОТИСовский, для его использования тоже необходимо вставить-вынуть магнитку и нажать на кнопку с нужным этажом. Другой способ состоит в том, чтобы нажать и держать кнопку этажа секунд 5, пока двери лифта не начнут смыкаться.

    Сама окрестность отеля весьма живописна, недалеко – причал с множеством катеров, стадион, теннисные корты (но они, по-моему, не гостиничные, а для окрестных жителей), везде зеленые насаждения, аккуратные газоны, мусор нигде не валяется. Знакомые из нашей группы, гуляя, наткнулись где-то во дворике на батут, рядом лежал коврик для переобувания, они разулись, попрыгали вдоволь, обулись и пошли дальше – немыслимо для российских условий.

    Прямо на окрестной территории (в основном, по ночам или утром) можно встретить обнаглевшую живность: белочка спокойно сидит на скамейке, зайцы-русаки не спеша и без испуга прыгают куда-то по газону, не особо обращая внимания на людей, какие-то птицы наподобие тетеревов сидят среди деревьев. Однажды утром, я обнаружил остатки шишки, забитые под дворник моей машины, и следы жизнедеятельности на капоте. Похоже белочка облюбовала мою машину в качестве обеденного стола и, извиняюсь, сортира (зараза!!!).

    Сразу упомяну про выписку. Вся процедура заключалась в том, что после перемещения всех наших вещей в авто я подошел к стойке администратора и сказал, что "I want to check out" (я хочу выписаться), отдал две наши магнитки, он чего-то отметил у себя в компьютере, пожелал хорошего пути, пригласил приехать еще (как я понял), я как мог поблагодарил, мы сказали друг другу бай-бай и все. Никаких проверок номеров на наличие всех вещей отеля по инвентаризационной описи или ревизии мини-бара на выпитое-съеденное не было – все на доверии!

    Вот такой вот гостиничный сервис в трехзвездочной гостинице в Финляндии.

    Часть 3. Аквапарк Серена

    Одним из пунктов нашей программы было посещение аквапарка Серена. Еще в Питере задолго до поездки с огорчением узнали (из сайта самого аквапарка), что до 1 июня он работать не будет. Соответственно, приготовились заменить данное мероприятие на что-либо другое (лунапарк или зоопарк). Через некоторое время снова полез на сайт Серены и узнал, что "по многочисленным просьбам отдыхающих" аквапарк в определенные дни будет работать. И вот такой день настал, и мы семьей в 10:30 выехали из отеля, чтобы к 11:00 (к моменту открытия) быть у аквапарка. По окружной дороге Ring I доехали до автотрассы №120 и … благополучно проехали поворот на нее, хотя и видели указатель съезда направо на 120-ую. Мы как-то посчитали, что поворот направо нам не подходит, т.к. уводит в обратную сторону от Серены – в Хельсинки, и стали ждать указатель с поворотом налево. Через некоторое время до нас стало доходить, что здесь поворотов налево нет в принципе, все развязки в любом направлении сконструированы со съездом направо. Осознав свою ошибку, мы продолжили движение дальше, теперь уже высматривая место для разворота. Через некоторое время (де жавю) нас снова осенило, что разворотов здесь тоже не предусмотрено. Осознав все это, мы съехали по первому же повороту направо, проехали под мостом (под кольцевой) и снова заехали на кольцевую, но в обратном направлении. Проехав еще минут 5 и дождавшись указателя на съезд на 120-ую направо, мы теперь уже уверенно свернули с кольца и влились на дорогу, которая через 20 минут привела нас к населенному пункту с наименованием Lahnus, где возле заправки Shell мы свернули направо и через 5 минут по указателям с нарисованными волнами и надписью Серена добрались до аквапарка. Стоянка там бесплатная песчано-гравийная.

    Припарковав авто, всей семьей двинулись ко входу на территорию, а затем и в сам комплекс. Дорога заняла у нас минут на 20 больше, чем мы рассчитывали, так что аквапарк уже работал. Внутри прошли по мрачному коридору в стиле пещеры мимо кафешки, повернули налево вверх и подошли к кассам. Билеты в аквапарк для всех нас стоили по 17 евро (это на весь день, есть еще вечерние билеты, которые действуют с 16 до 20 часов, – они стоят 13 евро). Девушка на кассе, взяв у нас деньги, завязала (защелкнула, зафиксировала) вокруг запястья каждого из нас пластиковую полоску, которая и служит входным билетом и подтверждением того, что вы здесь находитесь законно. Полоска одноразовая, и если ее снять, то потом уже не зафиксировать снова. Тут же рядышком – гардероб, сдали свои куртки. На кассе и дальше висят объявления, что для пользования шкафчиками в раздевалке нам понадобится монетка в 2 евро. У раздевалок мы с женой и дочкой расстались, разойдясь по своим раздевалкам. Шкафчиков там море, а народу с утра мало – выбирай любой. Разделся, запихнул одежду и обувь в шкафчик, опустил в прорезь с внутренней стороны дверцы монетку в 2 евро, закрыл шкафчик, повернул ключик и вынул его. Тут же попробовал открыть шкафчик ключиком – шкафчик благополучно открылся, при этом монетка упала из запорного устройства в поддон. Снова закрыл шкафчик, а ключик надел на руку (там есть специальная резиночка). Перед входом в собственно аквапарк необходимо окатиться в душе, о чем предупреждают объявления на стенках (в том числе и по-русски). Душики там с тайм-аутом: бьешь по кнопке, секунд 30 на тебя льется вода, потом прекращает – надо снова бить. Или уходи, если окатился, вода сама перестанет течь. Когда внутри встретился с женой, она надоумила меня, что гораздо удобнее и практичнее ключик от шкафчика надевать не на руку, а на ногу, как все и делают. Исправившись, я на 4 часа забыл о существовании ключика: резинка надежно держалась на ноге, не слетая, не сползая и не беспокоя.

    Ух, ну аквапарк есть аквапарк. До этого момента в аквапарках я не был, поэтому для меня все было внове: 2 бурлящих джакузи с теплой водой, бассейны-озерца для взрослых и детей с мини-горками, водопады от хиленьких до мощнейшего, под которым я еле удерживался на одном месте на ногах и в котором необходимо следить за своими плавками, поскольку мощный поток воды норовит оставить тебя в чем мать родила, аттракцион под названием "Бурный поток" (водный поток в желобе с порогами, перекатами и спокойными местами, тянущийся вокруг всего помещения аквапарка), сауны и турецкая баня. Для посещения сауны необходимо войти в "предбанник" своего пола, снять плавки, повесить их на красные вешалки, взять имеющуюся в стопке бумажно-целлофановую подстилку, войти в сауну и сесть на нее. Почему-то внутри стояли ведра с водой, из которых можно было полить на горячие камешки, вызвав парообразование (хотя я всегда думал, что где-где, но в Финляндии это просто непозволительно – все-таки сауна – это финская сухая баня). После отсидки – забрать подпопник и выбросить его тут же снаружи в урну. Здесь же в предбаннике есть вход в турецкую баню – чрезвычайно парную баню, которая насыщена парами эвкалипта (как мне показалось). Только не забудьте перед входом надеть плавки обратно, поскольку турецкая баня образует одно помещение состоящее из двух половинок, разделенных деревянным заборчиком-перегородкой, – мужской и женской. Кстати, именно по этой причине здесь всегда царит темнота: видимо, имелись прецеденты, когда народ, не разобравшись, пер туда голышом. Входишь и минуту стоишь и ждешь, когда глаза привыкнут к темноте, только после этого начинаешь различать очертания тел и находишь свободное место где можно усесться. После посещения сауны или турецкой бани опять необходимо окатиться, чтобы смыть с себя весь пот, для чего в "предбаннике" и установлены души. Ну и конечно нельзя не упомянуть о больших горках – там их четыре штуки: серая (самая длинная и самая пологая), двухцветная (покороче, но тоже достаточно пологая, отдельно от трех остальных), зеленая (самая короткая и крутая, на которой, как следует из надписи на ней, можно развить скорость около 40 км/ч) и черная дыра (длинная, довольно пологая, но едешь в кромешной тьме, прерываемой спецэффектами в виде мерцающих звездочек и ярких змееподобных полос). На черной дыре вверху установлен монитор, который показывает изображение на выходе из трубы. Стоишь – ждешь, пока предыдущий товарищ не вылетит из трубы, и – вперед. На трех других горках другая система в виде светофора: красный цвет – стой, зеленый цвет – езжай. К черной дыре почти всегда очередь, да и остальные горки не пустуют, особенно ближе к вечеру, когда народ прибывает. Посреди помещения маленькая закусочная, есть пункт первой помощи. Почему-то только в 14 часов, да и то на несколько минут, включили душ зонтиком рядом с бассейном и искусственные волны в самом бассейне. Да, еще в самом бассейне справа от водопадиков есть специальная стенка для любителей альпинизма – можно попробовать забраться по ней, цепляясь за выступы. А сорвешься – всего лишь плюхнешься в бассейн.

    Накувыркавшись вдоволь, оделись (не забыв забрать залоговые 2 евро из шкафчика), и поняли, что проголодались. Недалеко от выхода из аквапарка в "пещерной" кафешке заказали три фастфудообразных блюда, спрайт на всех, пирожок с начинкой и чашку кофе. Блюда здоровые – наесться можно без проблем. Самостоятельно наливаешь напитки, берешь выпечку, на кассе заказываешь горячее, расплачиваешься, тебе дают бумажный номерок, усаживаешься с подносами и ждешь, когда тебе приготовят еду (об этом возвестит мигающий номер над левым прилавком, совпадающий с номером на бумажке), подходишь, наливаешь сколько надо кетчупа и идешь на свое место обедать. Во время нашего обеда в кафешку заходили перекусить посетители аквапарка в купальниках, завернутые в полотенца – не возбраняется, пожалуйста. В общем, дитеныш посещением аквапарка остался очень доволен, да и мы, признаться, тоже: не жалко потраченных денег. Одна только мысль не дает покоя: съездить бы еще туда летом, когда откроется наружная часть аквапарка. Кстати, снаружи аквапарка на крутом склоне горы работала трасса с какими-то картингами, но мы туда не ходили – не знаем что там и как.

    Часть 4. Шоппинг и таксфри

    Теперь про покупки и магазины. Рядом с отелем в 5 минутах езды на машине расположился торговый центр Тапиола. Там тоже кучка магазинов, супермаркетов, бутиков, кафешек. Два раза посетили его: заехали на подземную стоянку, осмотрелись – оказалось, здесь парковка платная, в зависимости от удобства стоящая от 1 до 1.5 евро за час.

    Первый раз даже покружили вокруг ТЦ в поисках бесплатной парковки – не нашли. Делать нечего – опять заехали вниз, припарковались. Заметили куда аборигены идут платить, а платить они идут к парковочному автомату: опускаешь монетку, нажимаешь зеленую кнопку – выползает бумажка со временем, до которого оплачено машиноместо. Идешь обратно к своему авто и кладешь этот чек на торпеду, чтобы было видно снаружи. Вот.

    Вообще-то мы приехали не в "скидочный" сезон, но в некоторых магазинах ряд товаров продается со скидкой, о чем говорят весьма красноречивые таблички "-50%", "-60%", "ALE!!!" и тому подобное. На ярлыках товаров в этом случае наклеено две цены: большая (без скидки, иногда перечеркнута) и меньшая (со скидкой, иногда красного цвета). Например, жене мы купили спортивный летний костюм Adidas (куртка+штаны) за 20 евро вместо 50 (в Интерспорте), а зимний спортивный комплект Raiski (куртка+теплые штаны) – за 50 евро вместо 230 (в Спортии).

    Здесь же (в Спортии), наслышав о системе таксфри, попытался реализовать свои знания на практике. Кто не знает, таксфри – возможность возврата части денег (НДС) при обратном пересечении границы, обычно составляет 10-15% от цены покупки (которая, по-моему, должна превышать 40 евро), но при этом купленный товар опечатывается клейкой лентой и ты не имеешь право его вскрывать вплоть до обратного пересечения границы; если вскрыл – право на возврат НДС пропадает. И вот на кассе, увидев значок с надписью TaxFree, я смело глядя в глаза кассиру заявил – "таксфри, плиз". Тот, как мне показалось, сморщился, взглянул на своего коллегу с видом "ну, я же говорил" и начал оформление. От меня понадобилось дать ему свой паспорт (для проверки, что я не из Евросоюза), собственноручно внести свои данные (фамилия, имя, адрес) в бланк и подписаться. Кассир упаковал покупку лентой и отдал мой экземпляр бланка.

    В другом магазине покупали костюм для дочки: обойдя магазин по периметру, оглядев все надписи вокруг кассы и не найдя заветного значка, подумал "да ну нафиг – чего теряю" и спросил "Кен ю мэйк таксфри?". К моему удивлению, получил ответ "йес" и эту покупку мне тоже оформили.

    Теперь о том, как я получал деньги обратно. В материалах, которые я изучал перед поездкой, местоположение пункта возврата денег сильно коррелировало: на одном сайте писали, что пункт находится в "синей шайбе" не доезжая 500 м до финской таможни, в другом – в качестве пункта указывался сам финский таможенный пост. Сбитый с толку столь противоречивыми данными, решил отметиться везде. У границы действительно нашли торговый центр с синей крышей, но я решил не рисковать и не брать с собой пакеты с покупками. Правильно сделал, так как никакого пункта там не оказалось.

    Спросив у какой-то финки в униформе таможенника "вэа из таксфри?", получил ответ, что дальше (через километр). Ладно, побродив по ТЦ, снова уселись в авто и подъехали к таможенному посту. Тут уж вытащил пакеты и направился в таможенный домик. Суюсь в первое попавшееся окошко с тем же самым вопросом и получаю тот же самый ответ: через километр дальше. Стою обескураженный и тут замечаю пришпиленные повсюду (на стенке и на колонне и на стекле) объявления со знаком таксфри и надписью, что пункт возврата таксфри находится в деревянном домике через 800 метров в сторону российской границы. И тут до меня доходит, что женщина в окошке, у которой я сейчас спросил, как-то уж очень похожа на ту таможенницу из синей шайбы. Похоже, пока мы прогуливались по шайбе, та успела вернуться на рабочее место и занять свой пост для того, чтобы услышать от меня все тот же вопрос и озвучить все тот же ответ.

    Пройдя таможенный контроль на финской таможне ровно через 800 метров вижу вожделенный деревянный домик с указателем "TaxFree". Перед домиком оборудованы три полосы для стоянки. Подъехав, опять достаю свои пакеты и не успеваю сделать к домику несколько шагов, как ко мне подбегает финка и довольно понятно по-русски говорит, что мол давай я тебе поставлю штамп на бланках из магазинов прямо здесь и можешь не нести пакеты в домик. С радостью соглашаюсь, она осматривает целостность липких лент и ставит штампик об успешном прохождении проверки.

    Загружаю пакеты обратно и налегке с документами захожу в домик. Там два окошечка, у обоих – по одному человеку. Осмотревшись, замечаю над каждым окошечком табло с номером, а возле входа – аппарат для выдачи талонов на очередь. Нажимаю на кнопку, получаю талон с номером и жду, когда на табло загорится мой номер. Слева от входа оборудован "зал ожидания" с несколькими рядами стульев (на случай очереди). Но нам даже не пришлось присесть – оба окошка через минуту освободились и над одним из них загорелся мой номер. Отдав бланки в окошко (не помню – может и паспорт тоже), я еще пару раз где-то расписался и через полминуты получил на руки аж 10 евро. Ура! Теперь я знаю, что это такое и с чем это едят. Как говорится: важен не результат, а участие.

    Часть 5. Обратно

    А теперь в подробностях обратное пересечение границы. Перед дорогой опять выпил энергетика, вру, забыл я его выпить, вследствие чего после обеда в Итякескусе мне стало хорошеть за рулем (дорога гладкая, солнышко ярко светит). Не доводя до греха, свернул на парковочную стоянку и принял на грудь энергетика.

    Без проблем соблюдая ограничения скорости доехал до границы, в поисках таксфри прогулялись с семьей по шайбе (рассказывал выше), и поехал к финской таможне. Там без всяких очередей прошли таможенный контроль: проштамповали паспорта, больше ничего смотреть не стали, машину не досматривали. Заехав на пункт возврата таксфри (см. выше), пересекли финско-российскую границу и встали в хвост очереди легковых автомобилей российской принадлежности, стоящих в российскую таможню. Прождали там минут 45, двигаясь порциями по 4-6 автомобилей. Вообще было две очереди – финских и российских легковых авто.

    Соответственно, финская очередь была намного меньше (всего 4-5 автомобилей), поскольку дело было в воскресенье вечером и большинство наших граждан спешило вернуться на Родину на работу. Таможенную декларацию в одном экземпляре я опять-таки подготовил заранее. На этот раз не стал указывать золотые серьги и серебряные цепочки. Все вместе встали в очередь в ближайшую будочку на паспортный контроль (опять первым сдает документы водитель).

    Пообщался с девушкой насчет терминологии (уже рассказывал) и, пока жена проходила паспортный контроль, стал искать, куда ткнуться на таможенный контроль, открытых окошечек не нашел. Спросил одного нашего водилу – тот сказал, что надо ждать у своего автомобиля с таможенной декларацией.

    Через некоторое время к авто подошел таможенник, взял обе таможенные декларации (на выезд и на въезд), ксерокопия ОСАГО его вообще не заинтересовала (а в Интернете говорили, что она нужна в обязательном порядке), попросил открыть багажник, спросил "что это?", получил ответ "вещи", удовлетворился им и напоследок попросил открыть заднюю дверь. Увидев сидящую там дочку, потерял всякий интерес к дальнейшему осмотру и отпустил с миром.

    Вот мы и в России. Только не прячьте загранпаспорта: они вам еще понадобятся у двух шлагбаумов, лучше откройте их на страничке со штампами и показывайте, когда попросят (если попросят). Пройдя все перипетии таможни, перевели все свои часы на час вперед, проверили сотовые – все они переориентировались назад на МТС, и поехали к Питеру.

    Очень удивила гигантская очередь порожних фур с российскими номерами, тянущаяся (стоящая) в сторону Финляндии – километров 5 очереди (наверное, опять российские и финские таможенники чего-то не поделили).

    Дорога сразу стала чисто российской – с колдобинами и неровностями. Было желание объехать Выборг по окружной, но нигде никаких знаков об объезде Выборга не нашли, пришлось ехать через Выборг. На этот раз нигде не заблужались, ехали по асфальтовой дороге, стараясь держаться основного потока (мимо вокзала). Заехали на лукойловкую заправку, пополнили недостаток бензина, выехали из Выборга и влились в "Скандинавию".

    А дальше уже не интересно, едешь себе и едешь. В одном месте была жуткая авария с кровопусканием, образовалась пробка и мы проезжали этот участок полчаса. В общем в 23:30 (по Москве) мы были дома (при том, что отправились из Хельсинки в 14:30 по финскому времени).

    Итого – пробег 1000 км, истрачено 67.5 л. Бензина мне хватило российского, в Финляндии не заправлялся.

    Вот, в общем-то, и все – хеппи энд. Спасибо за внимание.

    Александр
    18/06/2006 10:55


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Финляндии

    05.09.24 В европейских аэропортах опять запрещают провоз жидкостей
    16.04.24 Финляндия закрывает морские пункты пропуска
    15.04.24 Финляндия бессрочно закрыла сухопутную границу с Россией
    18.03.24 Зарегистрированные в России автомобили больше не могут находиться в Финляндии
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    12.02.24 Граница с Финляндией будет закрыта до 14 апреля
    12.01.24 Финляндия еще месяц не откроет сухопутную границу с Россией
    10.01.24 Финляндия увеличила минимальную ежедневную необходимую сумму для пребывания
    18.12.23 Финляндия опять полностью закрыла сухопутную границу с Россией
    13.12.23 Финляндия открывает 2 КПП на границе с Россией