Есть страны, о которых забываешь сразу же, едва вернувшись домой. Есть такие, куда не хочется возвращаться ни за какие коврижки. Непал не из их числа. Его достаточно увидеть даже мельком, чтобы запомнить навсегда.
Впечатления ошеломляют, шокируют, восхищают. Это – таинственная и непостижимая страна, страна гор, многоруких богов, красавиц в пёстром сари и бедности, которая завораживает своей красотой. Восхищаться ею легко, но понадобиться много лет, чтобы научиться понимать её. Непал такой, каким вы захотите его увидеть. А может, такой, каким он сам захочет показаться вам. Очень немногие страны мира к началу XXI века могут похвастаться тем, что сумели сохранить свой язык, свою культуру, свои обычаи, традиции такими, какими они были много веков тому назад.
Иногда кажется, что Создатель начал свой труд именно с этой страны, отдав ей всю свою силу и фантазию, а уже потом, устав, наскоро сделал весь остальной мир. Но дело даже не в сказочно красивой природе. Людей со всего света влечёт сюда другое: возможность прикоснуться и на время самим стать частью удивительной, ни на что не похожей цивилизации. Гималаи – не просто географический термин: это слово – синоним недоступности, загадочности, и, если хотите, места исполнения давно, казалось, похороненных желаний и надежд.
Тонкая полоска земли, протянувшаяся вдоль Гималаев, расположена между мистическим Тибетом и родиной древних преданий – Индией. Непал впитал в себя знания этих стран, непротиворечиво соединив их, показал миру возможность самобытного творческого рождения новой культуры, основанной на единстве духовных начал разных религий.
Непал – родина одного из величайших светочей человечества Гаутамы Будды, учение которого легло в основу буддизма. Множество буддистских святынь – от самых древних до современных тибетских храмов – расположено здесь по всей стране, в том числе в самых высокогорных районах. То, что называют местами силы, здесь на каждом шагу, связаны они и с присутствием великих Учителей, и с древними святыми местами, и с природными храмами высоко в горах...
Считается, что где-то в этих краях затерялась непостижимая для простых смертных Шамбала – заповедная страна, где формируется энергетика, необходимая для духовной эволюции человечества. Непал - эта страна, куда хочется возвращаться снова и снова, это страна открытого сердца, страна, вернувшись откуда хочется всем людям дарить радость и светлый мир - так же, как Непал дарит это всем своим гостям.
Путешествие вглубь себя
Что происходит с людьми в Непале? Удивительным образом просыпается Шестое чувство. Чувствуется, как в воздухе витает невероятная энергия, как между молекулами протискивается всеобъемлющая сила неведомого происхождения, которая проникает внутрь тебя и живёт в тебе до тех пор, пока ты в неё веришь. Находясь в Непале, чувствуешь, как в полном смысле слова лечишь свою душу. Ты возвращаешься к истокам своей первозданной доброты, во многом утраченной, к сожалению, в нашей суетной жизни. Всегда и везде ты ощущаешь божественное прикосновение, благословение, ниспадающее на тебя вне зависимости от того, кто ты. На этой земле все равны; ты будешь чувствовать себя, как дома, несмотря на окружающую экзотику, так, словно ты здесь родился и вырос, словно знаешь всех этих людей, эти горы, эти звуки… Тут не имеет значения твоя национальность, цвет кожи, вероисповедание. Всё здесь кажется родным и близким, каким-то знакомым. Порой будет казаться, что ты прожил здесь прошлую жизнь.
Что-что? Ты не веришь в прошлую жизнь? Здесь поверишь. Здесь в тебе проснётся частичка Бога, которую ты всегда отвергал. Сомнений нет: Гималаи определённо выше к Богу. Всюду ты чувствуешь Его присутствие. Ни в одном храме ты не ощутишь себя чужим.
С высоты Гималаев, взглянув на все человеческие проблемы, ты ощутишь их мелочность и ничтожность. В этих краях тебе будет стыдно думать о материальном. Все твои проблемы, которые раньше были для тебя неприступными скалами, теперь покажутся горсткой пыли на широком пути к свету. В этой стране ты откроешь себя, ты обнаружишь в себе много прекрасного, чего раньше не замечал, пробудишь уснувшего гения в себе, раскроешь свои способности, о которых не знал и в которые не верил. Я не преувеличиваю. Всё это произойдёт незаметно; ты и не заметишь, как начнёшь стремительно развиваться, что покажется нормальным, естественным процессом. Восприятие идёт на уровне души. Ты чувствуешь, как окружающее тебя величие живёт внутри тебя. Ты найдёшь себя. Сбудутся многие твои мечты, какими бы они ни были.
Когда смотришь на горы, кажется, будто на них держится наше всемогущее небо. Достаточно лишь протянуть руку и ты его коснёшься, ты коснёшься Бога. Достаточно испытать желание, чтобы осуществить мечту. Спокойствие, умиротворённость, всепоглощающая любовь… Эти чувства поглотят тебя и не будут отпускать до конца. Здесь, выше облаков, стирается граница между Землёй и раем. Люди тут не наблюдают времени. Они живут в Вечности, где часы, дни, годы теряются в бесконечном потоке стремлений. Ты тоже почувствуешь себя частью этой вечности.
Мир иной, непохожий и странный
Это Азия в своей первозданности, ещё не испорченная цивилизацией. Люди Непала – это люди с необычайно выразительными лицами. В них нет ни капли фальши, искусственности, игры. Они делают то, что чувствуют. Это просто люди с другими лицами, не мёртвыми, не измученными, не наигранными, а чистыми, ясными, живыми. Для меня это был контакт с параллельным миром. Они естественны, в них нет отравляющей фальши. Их лица гораздо интереснее тех постных, надуманных лиц, которые мы видим на Западе, где все напяливают на себя маски сытого благосостояния, благородной усталости и интеллекта. Мне кажется, что плоды прогресса лишь искажают саму суть человеческого естества.
Сравнивать современного человека с человеком природы - всё равно, что пробовать на вкус парниковые и грунтовые огурцы. Как кофе – растворимый и натуральный: чем дальше от цивилизации, тем напиток крепче, ароматнее и вкуснее. Иногда они просто сливаются с деревьями, камнями, цветами. Порой их даже невозможно отличить. В какой-то момент ты ощущаешь, что люди здесь живут так же, как и много веков назад. Они поклоняются огню, статуям и храмам, стучат в колокольчики и носят национальные одежды. Средневековье здесь не имеет ничего общего с театрализованными декорациями Европы – это их обычная повседневная жизнь.
Улыбка на их лицах появляется сама собой. Их не волнует, как они при этом выглядят, как вы на них посмотрите и оцените. Их чувства написаны на их лицах. Улыбки здесь везде. Люди, абсолютно не заинтересованные в вашем внимании, одарят вас улыбкой. Причём улыбаются здесь просто так, без повода и причины, улыбаются искренне и душевно, если не губами, то уж точно глазами. Мой непальский друг однажды сказал: "Люди в городе так озабочены своими проблемами, что забывают… улыбаться". Это здесь считается пороком. Со временем становиться странно и непривычно видеть угрюмые и грустные лица на улице.
Большинство этих людей живут далеко за чертой бедности. Казалось, нищета должна была бы озлобить их, сделать агрессивными по отношению к более богатым людям. Но нет. Они всё равно радуются. Они чувствуют себя счастливыми, потому что у них другое понимание счастья. Они стремятся к лучшему, но при этом умеют делать то, чего не умеют миллионы западных людей – быть счастливыми уже сейчас, в данный момент, с тем, что у тебя есть. Они не гоняются за далёкими целями, не чувствуют постоянную нехватку чего-то "для полного счастья".
Они трудятся, как все, даже больше. И любят работать вместе, командой. Они очень трудолюбивы: умудряются в суровых условиях выращивать ячмень на высоте 3000 метров, а картофель – 40000 метров. В горах нет ровной земли, поэтому все огороды сделаны в виде террас. Они борются с давлением монархии и побеждают. Каждой малейшей победе радуются, как дети, потому что сделали шаг вперёд. Один непалец с упоением рассказывает: "Тринадцать лет у нас была маоистская проблема. Каждый день умирало в среднем десять человек. После того, как демонстранты добились уступок от короля создать новый парламент, вот уже десять дней, как ни один человек не умер".
Обстановка в стране нормализовалась всего за два дня до нашего приезда. Несмотря на то, что ничего не предвещало этого счастья, на протяжении всего времени вплоть до момента, когда я услышала радостную новость, меня не покидало чувство спокойствия и уверенности, что всё будет хорошо. Во время путешествия по стране не верилось, что ещё совсем недавно здесь разворачивались столь многозначительные события.
В новейшей истории критическая ситуация в Непале продолжается с 1990 года (по большому счету, критическая ситуация в стране не без помощи соседей существует с середины XX века). Именно тогда, с принятием новой конституции, была разрешена деятельность политических партий. Наряду с иными политическими объединениями, в том числе и Коммунистической партией Непала, основной идеологией которой стала марксистско-ленинская (до сих пор активно участвует в политической жизни страны), в стране возникла альтернативная Компартия, строящая свою политическую платформу на заветах Мао Цзэдуна. Партия выжила и развернула активную деятельность в череде дальнейших политических свершений в Непале (по некоторым данным, не без поддержки спецслужб Китая и других соцстран). В 1996 году маоисты начали в Непале вооруженное восстание, которое с переменным успехом продолжается до сих пор.
Представить себе политическую жизнь Непала последнего десятилетия достаточно сложно. Наиболее характерным эпизодом, показывающим уровень политических страстей, стала невероятная перестрелка внутри королевской семьи. В июне обиженный на всех принц Дипендра, весьма изрядно "приняв на грудь", учинил во дворце чудовищную перестрелку, застрелив 8 человек, в том числе и правящего короля, после чего пустил себе пулю в висок. Впоследствии был провозглашен новый король Непала, которым стал младший брат почившего монарха Гьянендра.
Помнится мне один случай в моей жизни. Война в Непале ещё не носила столь открытого и активного характера, то есть ещё не начались акции протеста. Я знала лишь то, что повтанцы-маоисты прячутся в горах и периодически напоминают о себе в городе. Я была охвачена страстью посетить Непал. Об этих подробностях я даже не думала. Я горела желанием побывать на каком-нибудь национальном празднестве. Однажды ночью снится мне сон. Я выглядываю из окна гостиницы ночью, а там парад людей, все в национальных костюмах. Я думаю: что-то празднуют. Но лицах этих людей далеко не радостные. И в руках у них – флаги, транспаранты с надписями, выражающими протест против чего-то. Это скорее напоминало революцию… Через две недели на улицы непальских городов выходит народ, борющийся за свержение короля. Начинаются массовые забастовки.
Мы познакомились с двумя уличными мальчишками лет тринадцати. Они просто подошли и на хорошем английском выведали основные данные наших паспортов. Их эрудиция просто поражала. Образование в этих краях – вещь дефицитная. А они без труда рассказали о географическом положении Украины, о ситуации во время выборов и о нашем президенте. А потом попросили купить им молока. Мы предложили, чтоб они купили его сами за наш счёт, но они воскликнули: "Нет! Никаких денег! Если вы дадите нам денег, то большой парень их заберёт". Было очень приятно купить им это молоко. А вечером мы встретились снова. Мы хотели прокатиться на мото-рикше, а они как раз толкали один такой экземпляр. Он не работал, а напоследок у него отвалилась дверь. Они присоединились к нам не нашем пути. Болтали обо всём: о нас, о них, о летучих мышах, о торговле…
В деревнях люди ещё более душевны. Там они не "забывают улыбаться". Нам посчастливилось побывать в двух деревнях. До первой мы долго поднимались вверх пешком. Как всегда, на самой вершине стоял индуистский храм. Я задумалась: почему все храмы люди гор стараются строить на самой вершине? Возможно потому, что это символизирует вершину духовности, подъём к которой тяжёл, но приятен. Быть может, это из-за того, что храм должен быть ближе к Богу. Возможно, Бог сам избирает это место как свою резиденцию на Земле, подавая людям знак о своём присутствии. Мой друг рассказывал мне, что люди выбирают место строительства храма, найдя на этом месте камень, похожий на божество. И не имеет значения, каких трудностей им доставит строительство на этом месте.
Уже дома, в одной из книг о мудрости Востока, я прочла: "Как и в других религиях, для строительства индуистских храмов всегда выбирались особые места, отмеченные благодатью. Считалось, что образцы храмов, городов, алтарей и других сооружений создавались ещё в мифические времена, а люди потом должны воспроизвести их так, чтобы земной двойник соответствовал небесному, и потому с древности верили, что храмы следуют идеальному прототипу – мифическому образу мировой горы, который мыслится как реальный. Гора же воплощает собой важнейший образ центра мира, его середины, то есть самого лучшего, благостного пространства, а значит, и времени. Это – то священное место, где происходит встреча Неба и Земли. От мифологического образа горы и протягиваются нити в сакральную архитектуру: храмы индуизма часто находятся на горе или повторяют её форму.
Дети в этой деревне окружили нас мгновенно, как только узнали о нашем приходе. Мы принесли им в подарок игрушки и конфеты. Сначала была одна махонькая девчушка, потом сбежались все, кто в это время там находились. Одна маленькая девушка, держащая на руках чуть меньшую сестрёнку, то и дело давала ей подзатыльник и заставляла повторять: ‘Namaste!’. В другой деревне мы помогли местным жителям перенести снопы скошенной пшеницы. В тех местах увидеть белого человека вообще странно, а вот ждать от него помощи… Местные жители были очень с нами приветливы. Когда они подошли к их жилищу с соломенной крышей, хозяева тут же вынесли скамеечки высотой в несколько сантиметров.
Непальцы очень любят детей, самых разных детей: ухоженных, хорошо одетых и нищих, просящих милостыню. А вот что невозможно здесь увидеть, так это привычную для нас картинку: плачущего ребёнка и орущую на него мать. Как и в любой небогатой стране, здешние семьи многодетны. Такие обстоятельства, как маленькая зарплата или квартира, не станут препятствием для рождения очередного ребёнка. Многим их них приходится работать: помогать родителям или даже самим зарабатывать на хлеб. Большинству суждено остаться безграмотными. Даже по официальной статистике, читать и писать в Непале не умеют 70% её граждан. Но счастье, как известно, в процентах не измеришь. Сколько счастливых и сколько несчастных, сколько бездарей и гениев бегают босиком по улицам непальских городов и деревень, – об этом статистика умалчивает.
Хитросплетение религий
Вопрос "веришь ли ты в Бога?" для непальца имеет такой же смысл, как для нас вопрос "веришь ли ты в H2O?" Как нельзя прожить жизнь без воды, так невозможна жизнь и без Бога. Согласно статистике, в стране примерно 85% индуистов, 9% буддистов, 3% мусульман, менее процента христиан. Также практикуются древние обряды анимизма, шаманства и колдовства. На самом же деле эти границы очень размыты. Непал является единственным в мире официальным индуистскми государством. Однако если вы спросите непальца - индуист он или буддист, он ответит: "Да". Вы можете подумать, что он не понял вопроса, но он сказал правду. Две религии мирно сосуществуют. Индуистские храмы и буддистские ступы стоят рядом, буддисты отмечают индуистские праздники и наоборот. И с индуистской, и с буддистской точки зрения, душа после смерти переселяется в другое тело. Поэтому при жизни важно сохранить чистоту кармы – тогда можно обрести благое рождение.
Непал - единственное в мире индуистское королевство, и в то же время, родина основателя буддизма - принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии получил имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300-го г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглась народность невара. Индуизм - религия этих пришельцев - с тех пор стала официальной религией Непала. Смена одной господствующей религии другой прошла мирно и безболезненно, многие святыни Непала одинаково почитают как индуисты, так и буддисты. Объясняется это тем, что в индуизме никогда не было законченной богословской системы, он легко вбирает в себя другие культы, признавая новые божества воплощениями своих древних богов.
Буддизм занимает такую огромную часть духовности Непала, что он кажется вполне буддийской страной. Буддистские ступы – это те уголки планеты, о которых говорят: рай на земле. Они притягивают, словно магниты. Твоя душа растворяется в общей ауре духовности. Ты чувствуешь, как отовсюду веет силой. Время здесь застыло, и ты окажешься там, где захочешь. Всё подчиняется твоим желаниям. Находясь на ступе, обходя её по кругу, ощущаешь какое-то бесконечное спокойствие, перестают волновать вопросы мира, перестаёшь куда-то гнаться. Мир замирает и прислушивается к тебе: кто ты? зачем пришёл? с чем уйдёшь? чего ты хочешь?
Есть ступы миниатюрные, которые помещаются на ладони, а есть гигантские, но так или иначе они известны во всех буддийских странах мира. Есть среди них ступы-реликвии, которые являются местами захоронений священных реликвий, и есть ступы-мемориалы, воздвигнутые в честь каких-либо религиозных событий. В буддийской символике ступа – модель вселенной. И всегда и везде - глаза Будды. Всевидящие и всепонимающие. Не обязательно знать непали, чтобы обратиться к нему. Предусмотрительные непальцы уже написали молитвы на все случаи жизни на молитвенных флажках и барабанах. Достаточно постоять под развевающимися на ветру флажками или покрутить правой рукой барабан, как ваша молитва отправится по назначению.
Монастыри в Непале зачастую оказывают большее влияние на жизнь людей, чем правительственные учреждения. Совету, полученному от монаха, следуют неукоснительно. Буддистским монахом может стать всякий, знакомый со священными текстами и исполняющий религиозные предписания. При желании монах волен в любой момент покинуть монастырь и вернуться в мир. Жизнь монаха проходит в медитации, чтении священных книг и молитвах. Каждая произнесенная молитва приближает буддиста к нирване - окончательному избавлению от земных страданий. За молитву засчитывается и каждый оборот молитвенных барабанов, которые установлены во всех буддистских монастырях.
Стою на ступе. Вокруг развиваются молитвенные флаги. Каждую секунду ветер срывает с них священные слова и уносит вверх, к Богу. Внизу люди обходят ступу, раскручивая барабаны с выгравированными на них мантрами. Другие молятся, перебирая чётки из 108 бусин. Оттуда же доносится священная молитва – Om Mani Padme Hum вперемешку со звоном колоколов и гудением трубы. Монахи в трансе молятся и медитируют. Их молитвы также подхватывает ветер. Чуть ниже сидят люди и реставрируют ступу. Они пришли сюда добровольно и безвозмездно, создавая в работе своими молотками божественный звук служения Богу. К вечеру их соберётся несколько десятков. Начинается дождь, священный дождь. Вокруг ступы текут священные воды обрушившегося ливня. Они, видимо, тоже решили помолиться.
Индуизм – самая сложная из всех мировых религий. В ней 300 миллионов богов, и среди них нет самого главного. Нет в индуизме и церковной иерархии. Каждый может сам выбирать, кому и как поклоняться. Если помножить количество людей, живущих в Непале, на двадцать, можно получить количество непальских богов.
На каждого непальца приходится десятка два богов, здесь богатый выбор – молись тому, кто тебе нужен. Желаешь успеха – положи цветы у статуи богини процветания Лакшми; хочется совершенства в каком-либо мастерстве, танцах или музыке – помолись богине искусств Сарасвати. Задумал собрать хороший урожай кокосов – поднеси плоды богине лесов Банадеви, но вот с просьбой уберечь от какой-либо злой напасти, болезни стоит обратиться к богине оспы Ситалами. Богов очень много, и в них, конечно, нужно хорошо разбираться, чтобы обратиться точно по адресу в любом затруднительном положении. Некоторые из богов имеют и по несколько разных обличий.
Индуистский бог, как и вообще вся религия, по замечанию Г. Гессе, "соединяет в себе райскую пестроту самых невероятных противоположностей, самых несовместимых формулировок, самых противоречивых догм, ритуалов, мифов и культов, которые только можно вообразить: нежнейшее наряду с самым грубым, духовнейшее наряду с самым чувственным и плотским, добрейшее наряду с самым жестоким и диким". Эти боги, весёлые и ужасные, разноцветные и усатые, благостные и устрашающие, гневные и сострадательные, смотрят со стен храмов, с икон, лубков, статуэток.
Ещё рано утром в храмах появляются молящиеся. Они всюду: и в миниатюрных храмах во дворах, и в небольших на улицах, и в огромных в центре, на площади Дурбар. Люди идут на работу, на базар или с базара и по пути заходят помолиться, зажечь светильник, оставить подношение. Весь Непал – это огромный храм, в котором живут 25 миллионов служителей, каждый вздох и каждый шаг которых наполнен высоким смыслом служения вере. Боги рождаются на земле В Непале эту истину знают все. На этой земле одна религия – религия души. Её исповедуют все вне зависимости от того, к какой конфессии они принадлежат. Блажен, кто верует.
10/06/2006 14:46
Материалы по теме
- Страны: Непал
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.