Отдых в Тунисе

Я отдыхала с 21 по 28 июля 2005 года в Тунисе, в Суссе, в отеле "Империал Мархаба".

Здесь прекрасные условия для купания. Воздух в тени – 32 градуса. Самая холодная температура воды – 27, утром. Вода в бассейне 32, и это перебор. Трудно долго плавать, сердце не справляется. Воздух на солнце – 44, в городе – 46. Песочек на пляже белый, даже в самую жару по нему ступать не горячо. Тапочки оставляют на входе на пляж. Там же 2 маленьких бассейна для мытья ног после пляжа. В отдельном строении душ, раковины и туалет. Все немного влажноватое и грязноватое, не супер. Но туалетная бумага есть. Вода в море В ней плавают рыбы, большие и маленькие, но, в отличие от Египта, все серенькие. Кораллов нет, есть черная трава. Также на дне встречаются полиэтиленовые пакетики (на нашем пляже – один) и пластивовые стаканчики (два). В основном в зоне, ограниченной буйками, можно достать ногам дно. Сразу за буйками начинается зона моторок, бананов и катамаранов. Туда лучше не лезть. Вода соленая, волны есть. Штиль, как это обычно на море, бывает по утрам. Вода – супер! Рай божий! (Если нет медуз). Очень хорошо помогают в плавании очки, соленая вода не мешает глазам. Может, еще лучше помогла бы маска с трубкой – волны не мешали бы дышать – но я ее не взяла. Под водой особо рассматривать нечего, жалко было тащить лишний вес. Зонтики, покрытые пальмовыми листьями, лежаки с матрасами, полотенце можно не отдавать на ночь, и тогда оно будет у Вас рано с утра, до завтрака, когда служителя еще нет на пляже. Поменяете на свежее потом, в обед.

Вода становилась с каждым днем все теплее, ветер с моря и волнение волн усиливались, и однажды утром я встретилась с медузами. Это было ужасно.

Осторожно, медузы!

Я пришла на море рано, в 7 часов. Но штиля на море не было, были волны. "Странно", - подумала я. И пошла купаться. Как всегда, пошла к буйкам, чтобы проплыть вдоль них туда-обратно. И, не доплывая до буйков, почувствовала резкую боль, как от кнута, на левой руке выше запястья изнутри. "Медуза", - подумала я и поплыла дальше. Через несколько секунд еще более резкая боль заставила меня повернуть назад. Дыхание остановилось, сердце работало с перебоями. Я вспомнила Конан Дойля с его рассказом про смерть от медузы. "Только бы доплыть!" Стала нащупывать дно. Вот оно! И побежала к берегу, неся на весу обожженные руки. Второй хлыст был по правой руке, с внутренней стороны локтя. Сразу – под пресную воду, боль немного успокоилась. А потом, через минуту, началась с новой силой.

Служитель подбежал: "Что случилось?" Помыл руки, принес мазь, намазал. Между тем раны покраснели и вздулись, стали как бельевые веревки по толщине. Боль и жжение стали просто невыносимыми. Служитель выловил трех медуз сачком и дал мне посмотреть. Прозрачно-белые, студенистые, круглые, диаметром 5 см, по ободку у них идет, как веревка у спасательного круга, прикрепляясь в нескольких местах, хвост. Он как нитка с узелками, багрового цвета. После того, как хвост обойдет по кругу почти всю медузу, дальше он развевается сам по себе примерно на полметра-метр, у каждой по-разному. Вот им-то она и жалит. Кошмар! Зачесалось все тело, боль пошла от правого локтя в подмышку и в запястье, голова стала работать хуже. Служитель дал записать мне название крема, и я поковыляла в номер.

Доковыляла до номера. Все хуже и хуже. А я одна. "Нужно врача", - подумала я. Стала звонить в страховую в Москве. "Наста". Переключали минут пять. А у меня роуминг. А руки жжет, а болит, а хочется вместо телефонного разговора лежать под одеялом и выть в голос. В результате мне сказали, что нужно звонить в Варшаву. Там координатор. Дозвониться не удалось. Обработала раны пантенолом. Стало легче, но не намного. Пошла на рисепшн спрашивать, как звонить в Варшаву. Они говорят, что как звонить с моего мобильника, они не знают, звоните с рисепшн. Я решила, что это за деньги и решила отказаться. Голова при этом соображает плохо. Супрастин-тавигил я не взяла. А ведь знала, что будут медузы. У тех двух русских. Которых встретила по дороге с пляжа, его тоже не было, а идти сейчас на жару его искать у кого-то на пляже я была совсем не в состоянии.

Помог мне помидор. В этот день я взяла вместо ужина обед. Кстати, была не права, обеды у них совсем никакие, а ужины очень достойные. Так метродотель увидел мои раны и дал мне с собой в номер помидор. Я сначала отжала на раны сок – полегчало тут же – а потом стала постепенно выкладывать маску. Через час перестала болеть маленькая рана на левой руке, через 2 – большая на правой. Два часа сна – и вот я уже плаваю в бассейне, веселая и здоровая, радая, что ничего не болит.

Но на следующее утро я опять пошла в море. Правда, не в 7, а в 9. Море волновалось. "Не буду плавать до буйков", - подумала я, "поплаваю у берега". Но это мне не помогло. Хоть я была и в очках, я ИХ не заметила. Сначала плеть по ногам, я стала выбираться – по правой руке, выше предыдущей раны. И – по тому же сценарию. Пресная вода – мазь. Полегчало. Я даже подумала. Что останусь на пляже. Пришлось передумать, потому что реветь в голос, качая больную руку, при всех неприлично. Чесалось все тело, даже кожа головы. Пришла в номер – пантенол и собираться в аптеку. На рисепшн пришла менять деньги, говорю, иду в аптеку (фармацИя), опять медузы, а женщина на рисепшн берет меня за руку – и в столовую. Дальше опять помидорная маска, и через 15 минут все прошло.

Как это лечить, я теперь знаю. Помидор. А как избежать? Не плавать ближе к августу, в волны, когда ветер с моря и очень теплая вода. Медуз тогда прибивает к берегу. Еще нужно обязательно прямо на пляж носить с собой антиаллергенные таблетки – супрастин, тавегил, димедрол, фенкарол. Свидетели рассказывали, что женщина, которая любила купаться ночью и знала о медузах, каждый раз после ужаливания сразу принимала таблетку, и никаких последствий.

Я потом много встречала ужаленных, но мне повезло особенно.

Про отель

Автобус везет из аэропорта 25 минут, останавливается 4 раза, наша остановка – предпоследняя. Автобус с занавесками, чистенький. В аэропорте долго проводится паспортный контроль, большие очереди со всех рейсов. Уборщицы в отеле очень навязчивы, открывают двери своим ключом без стука, я знаю 2 случая, когда уборщица зашла в номер, а человек переодевался.

Кондиционер трехуровневый, включается и выключается в номере. Когда я приехала, из него капала вода. Один звонок на рисепшн – и через полчаса всё в порядке. В ванне кроме полотенец махровые халаты, но почему-то не во всех номерах. Фен есть. Телевизор принимает РТР, тоже пришлось 2 раза вызывать мастера, приходят быстро. Маленький балкон: 2 стульчика, столик, у меня был вид на вход в отель:фонтаны, цветы и т.д.. Важная деталь: соседние номера соединены двумя дверями, каждая открывается изнутри, можно попросить размещение в соседних номерах, удобно, если едет семья с 2-мя детьми.

Доллары на динары меняют на рисепшн, а обратно – только в аэропорте на обратном пути. Как ни странно, самый выгодный курс обмена – в аэропорте. Так что советую поменять деньги сразу там. Когда пришло время менять деньги обратно, в аэропорте не оказалось долларов, и мне вернули евро. ( Это был тот момент, когда доллары росли, а евро падали). Походы в другой обменник на другой этаж ни к чему не привели – там предложили ещё меньшую сумму за те же деньги. При обмене обязательно берите справку, без нее обратно не меняют.

У отеля один бассейн среднего размера и тут же маленький лягушатник. Вода теплая-претеплая, почти горячая, 32. Анимация для тётенек, якобы аквааэробика, помашем ручками, подвигаем ножками. После обеда – 15-16 (?) не помню – водное поло. Играют, в основном, англичане. Играть трудно, вода слишком теплая, сердцу тяжело. Правила мягкие, игрушечные, в основном брызгаются и визжат. Чтобы не было сложностей в опознании своих и чужих игроков в интернациональной команде, делят просто – по половому признаку. Ведущий, он же массовик-затейник, подыгрывает девочкам: передает им мяч, передвигает ворота от явного гола и всячески присуживает.

Воду в бассейне хлорируют по утрам или вечерам. Вообще она душная какая-то, даже ночью. Температура все время одна и та же, чересчур. Напоминаю, я рассказываю о конце июля. Зато волейбол на пляже полностью русскоязычный. Редкого англичанина, попавшего на площадку, перемещают, как пешку, туда-сюда. Все команды, всё – русские. В отеле отдыхают люди, говорящие по-русски, из Москвы, Питера, Петропавловска-Камчатского, с Украины (много), из Риги. Вообще отель в первую очередь английский, есть местные, французы, итальянцы (они-то зачем сюда прилетели, у самих такое прекрасное море!), словаки, немножко немцев, поляки и мы. Нас много. Отель стремительно русифицируется. Персонал учит русский. "Джу-ждудь" ("чуть-чуть"). Тапочки остаются при входе на пляж. У одной женщины, с которой мы отдыхали в одно время, украли кожаные тапочки-босоножки, красивые, ярких цветов.

В отеле очень много детей, даже самого маленького возраста, буквально грудных. Так что детский плач и крики постоянно слышны как на пляже, так и в ресторане. На пляже есть парашют. Ребята, это здорово! Чтобы полет был приятным, нужно: очки от солнца, шорты не очень короткие, чтобы ремни не впивались в нежные места, и футболка с рукавами. Ещё при посадке в конструкцию проследите сами, чтобы ремень-сиденье находился под попой, а не болтался бесполезно сзади. Они за этим следить не будут. Стоит это удовольствие 20 динаров – 500 рублей – более чем дёшево за 5 минут отличных ощущений. Остальное – катер, банан – не пробовала. С высоты все видно, дно просматривается насквозь, простор, ветерок – красота! Не страшно. Но долго летать не хочется. Вполне достаточно пяти минут. Посадка мягкая, комфортная, не быстрая. Тебя ловят.

Еда. Это да! Особенно ужины. Кроме салат-бара, каждый может заказать одно из нескольких блюд: рыба, креветки, курица, баранина, мясо (свинина или говядина – я не поняла) и омлет с овощами. Меню по-французски, по-арабски и по-английски. Я ела только рыбу. Пальчики – оближешь! Мой друг остался доволен бараниной. Товарищам из Риги понравились креветки.

Из фруктов: дыни, арбузы, сливы, груши, яблоки, финики (сушеные), персики, ничего не кончается. Пирожные на сладком столе маленькие-маленькие, вкусненькие-вкусненькие! Есть легкие, типа корзиночек, с ананасом, персиком, яблоком и грушей. Есть сложные конструкции из шоколада.

Утром все то же самое, что и вечером, только без блюд из меню. Зато стоит молодой человек и жарит блины. Я брала с медом. Мед стоит на том столе, где мюсли. А вот горячего молока нет, надо просить отдельно. Да! Вечером еще мороженое! Ванильное, фисташковое, кофейное, шоколадное, лимонное, клубничное! Рекомендую ванильное, кофейное и фисташковое. Мороженое тоже не кончается.

Самообслуживаение. Мужчинам в шортах на ужин нельзя. В поездки хорошо брать с собой воду не только для того, чтобы пить, но и чтобы обливаться. В мокрой одежде жара переносится легче.

Туроператор, который нас принимал – Deep Tour. У меня к ним претензий нет, свои функции выполняли пунктуально. Мой друг поехал в пустыню, автобус дали без кондиционера, он позвонил на первой остановке, и автобус заменили. В магазинах, на мой взгляд, ничего привлекательного нет. Многие покупают оливковое масло, но я посчитала, что такой лишний вес мне ни к чему. Бутылка 0,25 литра стоит 2-3 динара. Попробуйте кактусы. Это вкусно, как киви, и экзотика.

Наш гид рассказывала, что оливковым маслом хорошо мазаться для загара. Я не пробовала, но верю, в следующий раз воспользуюсь. Но подумайте, не останутся ли у Вас после него пятна на одежде.

И продавцы, и мужчины не такие приставучие, как в Египте. Очень интересно наблюдать местных купальщиц по вечерам. В платье, в шароварах, в платке – всё черного цвета, а сверху еще малиновый или салатовый сарафан – яркий, "электрик". Вокруг – четверо детей, один из них на руках, пятый – внутри, муж рядом, держит за ручку, провожает в воду, окунуться. Под соседним зонтиком – подруга с аналогичным семейством. А у бассейна я видела продвинутых мусульманских купальщиц в закрытом купальнике, цвета те же – черный с малиновым или салатовым рисунком, а сверху – черные леггинсы ниже колена. Мама лет сорока с дочкой лет 15-ти. С детьми они общаются очень спокойно, в отличие от француженок, которые кричат и даже бьют детей. Анимация слабенькая, какая-то никакая, в 21-22 – детские хороводы под итальянскую и немецкую музыку, такое, по-моему, если тебе больше 3-х лет, уже неинтересно. В 22 начинаются взрослые хороводы, но тоже глупые какие-то.

Что хорошо – так это инструментальное трио в фойе, французы. К сожалению, в последний день их заменили на каких-то лабухов. Итак: гитарист, он же певец. Пожилой мен с длинными волосами. Какие соло он выдавал на своей гитаре! Клавишник, тоже соло, молодой. Очень сильный голос. И барабанщик. Затейливый малый! Сидишь, слушаешь, и радость вливается в тебя, как солнечные лучи. Репертуар английский и итальянский, "Битлз". Чтобы их не пропустить, места поближе занимают заранее. А когда у них перерыв, можно заглянуть на эту дурацкую анимацию, у той же двери, только со стороны улицы.

От отеля ходит такой смешной поезд, розово-голубые вагончики без окон и без дверей, игрушечный. Жаль, я не прокатилась. Ходит раз в полчаса, взрослый билет – 2,5 динара – 60 рублей в один конец. У меня не совпал пункт назначения, а куда ходит этот паровозик, сейчас не помню. Большого количества магазинов рядом нет, территория небольшая, гулять особо негде, вечером делать особо нечего. В соседнем отеле практически то же самое. Вечера теплые, даже душные. Курточки, кофточки для вечернего променада не нужны. (Конец июля).

На сиесту нужно обязательно уходить в номер. Если остаться, даже под зонтиком, потом от духоты и жары плохо себя ощущаешь. Из-за облаков, если они есть, солнце обжигает кожу ничуть не меньше, только чувствуешь это не сразу. Самая коварная погода, прячьтесь под зонтик! Зато при облаках нет такой четкой тени, и под зонтиком загораешь больше. Хорошее средство от ожогов – пантенол. Не успокаивающие кремы после обычного загара, а конкретное средство против конкретных ожогов.

Замечательные в этом отеле лифты! Прозрачные, стеклянные, красивые, бесшумные. Как картинка! Зато очень шумные уборщицы. Кстати, в основном женщины. Стучат своими тележками, стучат служебным лифтом, стучат дверьми, гудят пылесосом. Слышимость отличная. Нет у них заботы о тишине и покое отдыхающих. Зато на пляже тишина. А вот возле бассейна музыка. Когда итальянская, и это приемлемо, а когда и восточная, заунывная. И в ресторане ее включают.

Кремы для загара там продаются, в основном "Нивея", цены чуть выше московских. Есть all inclusive, но какой-то неохотный, ребята из Риги жаловались, что каждый стакан им наливают с укоризной. Англичане приехали целой командой, подростки лет 16-ти, как же шумно они отдыхали. Да, были еще испанцы, я познакомилась с одним семейством. СО мной за столиком сидели 2 девушки из Сербии, совсем почти ничего не ели. Наш турпредставитель каждый вечер в одно и то же время сидела в холле целый час. Можно было подойти, поговорить, посоветоваться, пожаловаться, порасспрашивать. Хорошо, когда есть предсказуемые вещи. Дарья, неизменно приветливая, корректная и обаятельная. Передвигается по городу на мотороллере, чтобы везде успеть.

Сусс

На базаре цены ниже, чем в Москве. Много свежей рыбы от бычков до огромных тунцов уже без чешуи и разрезанные на куски. При входе в ведрах продают кактусы. 1 ведро – 1 динар. Вкус, как у киви. Рекомендую. Подозреваю, что можно взять дешевле. Город зеленый, зеленее, чем Москва (спасибо нашему градоначальнику, который вырубает деревья и сажает клумбы – адекватная замена, нечего сказать).

Медина – город двухэтажный, дома в основном белые, с балкончиками. Окна закрыты циновками, или жалюзи, или просто их мало в стене. Грязи на улицах много, ощущение, что не убирали не меньше месяца, а может, и с начала лета. Но она не раздражает. Это в основном засохшие листья и цветы, пыль и обертки от йогуртов, мороженого и чипсов. Видела женщину, которая подметала шваброй дорогу возле дома, а на другой стороне улицы, в отдалении, другая такой же шваброй мыла тротуар мыльной водой. Те, кто моют пол на своих балкончиках, воду сливают прямо на улицу через специальные сливы-трубы. И она льется, мыльная, со второго этажа на тротуар. Воду здесь особенно не берегут. Несколько раз видела такие сцены, и вода уходит просто так, а могли бы под ними дерево посадить.

Балкончики здесь красивые. Бывают длиной во весь дом с резными перилами, а бывают средних размеров, витые колонны по бокам, резьба наверху. На улице можно встретить ослика с тележкой или лошадку с повозкой. Но редко. Из машин, которые здесь есть, я знаю только "Пежо". Но я такой знаток… Встречаются мотоциклы, часты мотороллеры. Еще у них на улицах растут такие интересные деревья. Их сажают на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Тротуар асфальтируют. У этих деревьев стволы с выступающими "венами-ветками". А наверху ветки одного дерева тянутся к веткам другого (не знаю уж, естественно или им помогают), и переплетаются между собой, образуя сплошной шатер. Их стригут под прямоугольник, и над улицей получается сплошная зеленая крыша, которая начинается на высоте метра 3 и высотой метра 2, в ширину – 4. Дает густую тень и прохладу. При мне сейчас убирает уборщик – ну и халявщик же! Прошелся пальмовой веткой, собрал половину мусора, засунул в катронную коробку, а остальное оставил. У тех женщин не осталось ни пылинки! Наверное, они убирали у себя перед домом, а он – муниципальщик. Хорошо взять с собой не только воду, но и влажные салфетки. Жарко. Так, как бывает в Москве в жаркий день. Градусник показывает 320C. В туалет меня пустили в кафе, предварительно его передо мной помыли. Я оставила им примерно 10 руб. на наши деньги – 300 миллимов, хотя они отказывались. Конечно, много. Туалет слишком грязный. Добиралась я в Медину на автобусе от отеля – 630 миллимов, ждала его минут 40, такси – 4-5 динар. Видела, как разгружают перед базаром из машины пучки с салатом – прямо на землю, фу! Правда, у нас, если пройти мимо базара пораньше, увидишь то же самое.

Есть уличные кафе типа наших советских столовок, мужчины там сидят и пьют кофе из мутных стаканов. В помещении сидели 3 старика и играли в карты. Фармация – аптека – средства от солнца, пустышки и прокладки. Мастерские по ремонту машин, мотоциклов – прямо на улице, как магазины и кафе. Есть еще такая отдельная улица для автомобилистов. Шла-шла, набрела на музей. 2 динара 100 миллимов. Без экскурсовода многое непонятно, но спасает от жары, и интересно. Похоже, что это греческие мозаики и скульптуры. Мозаика "Голова Посейдона (Нептуна)" 2х2, из головы торчат креветки, волосы курчавые, круглые глаза навыкате глядят безумно, губы большие, чувственные, вокруг рыбы плавают. Гипсовая копия Геракла почему-то с покрывалом на голове, как у женщины. Вепрь, бросающийся на быка в двух видах, очень динамично, жаль, от мозаики осталась половина. Залы с серединой без потолка. Сверху – солнце, снизу – деревья. А по стенам – галереи с экспонатами. Во дворике сделали что-то вроде нашего Летнего сада – деревья, дорожки, скульптуры. У нас там в основном липы, у них – виноград. И тени меньше. Но тянет прохладный ветерок из галерей. Увидела на стене свастику, поменялась в лице, смотритель участливо спрашивает: "Раша?". Вот как нас узнают. Фигуры – в основном обломки, торсы без головы, рук и ног. Но зато в накидках. Ткань складками. Тога? Или ноги без верха. Тоже в складках одежды. Разнообразные кактусы кругом. Так себе музейчик. На 50 руб. за билет не тянет. Разве что вепрь и Посейдон.

Здесь, оказывается, есть еще здание с основными мозаиками. Очень красивые, и, наверное, древние. Отвалившиеся куски они просто дорисовывают. Олени, антилопы, страусы, лошади, пантеры. На стене – месяцы с картинками. В сентябре – молотьба, в декабре – песни и пляски. В ноябре – карнавал, в августе – охота. И всё это в античном стиле. Цвета всех мозаик – светло-серый фон, тела – розово-бодово-желтые. Одежда – кремово-коричневая. Надписи – черные. Таких естественных мягких тонов. Есть серый чуть зеленоватый. Поднялась по большой широкой лестнице наверх, нашла нишу, в ней окно, а оттуда – вся Медина сверху: дворики, плоские крыши, белые стены и порт.

Типичный дом: по периметру жилье, внутри – маленький дворик размером с комнату, 3 веревки вдоль, сушится белье. На крыше – всякий хлам: доски, кирпичи, горшки с цветами, старый матрас. Телевизионная тарелка. На другой крыше – ничего и растут колючки. Похоже, что перила на крыше – это начало следующего этажа, уж больно эти характерные выемки напоминают окна и двери. Ни одного деревца. Блин, как они тут живут! Круглый белый купол. Невысокий. Наверное, мечеть. Строят из красного кирпича, снаружи штукатурят. Кирпич кладут вдоль, а не поперек. "В пол-кирпича". Окна закрыты голубыми ставнями, снаружи – витые решетки. Все время откуда-то заунывная музыка. Детский плач. Мостовые выложены белым плоским камнем. На второй этаж ведет открытая лестница внутри дома. Везде мусор. Как будто они жить собираются вечно и порядок навести еще успеют. Но в богатых кварталах чистота. Может, им западло убирать самим, если нет прислуги? Я не думаю, что им не хватает времени – при мне никто не торопился.

Ха, да здесь целая галерея, с которой всё это видно! А все равно, из ниши лучше, какая-то тайна. На стенах нацарапано на всех языках, на русском нашла только слово "дерьмо". В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке! Самая древняя надпись датируется 23-2-80-м годом. 25 лет не делали ремонт!

Четверка тигров, везущая колесницу бога вина. Самый интересный сюжет в последнем зале. Комментарий – по-английски.

Очень красивые дома в центре, прямо памятники архитектуры. С балкончиками, с резьбой, с колоннами. Такой интересный кирпич, весь пустой внутри и изогнутой формы. И длинный по высоте. Высота 35см, длина – 30, ширина – 20. Морожено их меня ничем не привлекло. По-моему, такое же, как у нас. Внешне. Кактусы купила за 100 миллимов 6 штук, потому что все ведро за динар мне было не нужно. Это примерно 1,5 кг за 3 рубля. От жары можно спасаться в магазинчиках, многие с кондиционерами. Дорогу можно спрашивать, некоторые знают английский. Видела аварию. Полиция, скорая помощь, куча народу, а молодого командира несли с пробитой головой. Мотоциклист навернулся. Поймать такси не так просто. Они все занятые, а некоторые свободные не берут. При посадке сразу 310 миллимов. Очень красивая дорога из Сусса в отель – деревья, кусты с розовыми и белыми цветами, оливы, стена кустарника...