лучшее письмо месяца

    Про море, солнце, шишки и ослика



    Небольшое введение

    Хорватия… Почему поехали именно туда сказать трудно. Что-то слышали, кто-то неплохо отзывался, но тот момент для нас это была terra incognita. Скорее сработало извечное наше желание, чтоб не как все. Варианты с Испанией, Турцией и т.д. казались слишком банальными, а настоящий экстрим, типа Южной Америки, еще не по зубам. Итак, на дворе июнь 2005 и решение принято. Закуплены путеводители, Интернет просеян в поисках ценной информации и все – мы заболели этой страной, настолько привлекательными оказались отзывы, зачастую написанные весьма толково, с юмором и дотошностью описывающие прелести пребывания на берегах Адриатики. Турагенство выбрали практически случайно, не могу сказать, что проводили какой-то анализ или смотрели рейтинги. В итоге познакомились с девушкой Натальей из агентства VKO-Travel, офис на Соколе. Первоначально планировали отправиться в Умаг, самый северный (забавно звучит, когда речь идет о теплых краях) курорт на п-ве Истрия. Знакомые уже там побывали и хорошо отзывались о тамошних отелях. Речь шла о Sol Aurora, 4-х звездочном отеле известной гостиничной сети Sol Media. Тут надо отметить, что цены очень здорово зависят не только от категории отеля, но и от сезона, разница между маем и июлем получалась просто огромной, что, правда, нас не слишком смущало.

    В агентстве нас уговорили остановиться в Рабаце, небольшом городке, расположенном с другой стороны Истринского п-ва, в отеле категории пониже (3 звезды), но обещали хорошие номера и приличный сервис. Разница с Sol Aurora за двоих составила 400 евро. В общем-то не деньги главное, кроме всего прочего мы натуры беспокойные, на месте сидеть не любим и платить за сервис отеля, который не планировали использовать показалось бессмысленным занятием. А наши минималистские требования в виде наличия кондиционера и близости пляжа удовлетворялись. В общем, остановили мы свой выбор на отелях-близнецах Castor-Pollux, за что до сих пор мысленно благодарим Наташу из VKO и собственную прижимистость.

    День первый – взлет-посадка

    16 июля, суббота, в Москве солнечная погода, настроение отличное, сумки собраны, такси пришло вовремя. Впереди Шереметьево, воздушные ворота любимой Родины. И даже не запахи из туалетов, угрюмые лица паспортисток, мрачный пофигизм всех прочих служащих и толпы соотечественников – ничто не может испортить настроения – впереди МОРЕ!!! Ну постояли полтора часика на регистрацию, что с того. Ил-86 набит под завязку, но рядом с нами есть свободное место, по-моему одно на весь самолет. Бывает и нам везет, никто не храпит над ухом, есть куда положить шмотки. Сразу бросается в глаза обилие детей всех возрастов, Хорватия - страна семейного отдыха.

    Лететь туда около 3-х часов, как раз столько, чтобы ноги как следует затекли, но еще не потеряли способность передвигать мою тушку в пространстве. Не люблю этот самолет, такое впечатление, что проектировщик, наверняка инквизитор в прошлой жизни, специально разместил железные опоры кресла снаружи, да еще так, что б в них упирались колени, как бы ты не пытался этого избежать.

    Приземляться нам нужно в городе Пула, столице Истрии, самолет начинает снижаться, и мы видим море, в которое обильно накрошили островов, извилистую береговую линию и маленькие лодочки. А может, они с высоты показались маленькими, кто их разберет, главное – почти долетели. К тому, что нам предстоит увидеть, мы были готовы, но, как оказалось, не совсем. Да, мы знали, что аэропорт маленький и идти до него надо пешком, но… В общем стога сена рядом со взлетно-посадочной полосой, военная авиация и маленькие частные самолетики в соседних ангарах – это сильно!

    Здание аэропорта действительно маленькое, зато паспортный контроль - одно удовольствие. Улыбаются, шутят и не пытаются строить из себя угрюмых спецов из контрразведки, как наши тетушки. Кстати, виза для поездки в Хорватию не нужна, достаточно действующего загранпаспорта и ваучера, подтверждающего то, что у тебя забронировано место в отеле. Бумажка неказистая, печатается на обычном принтере и выдается в турагентстве. Но без нее никак. В аэропорту присутствуют надписи на русском "Добро пожаловать в Хорватию" и реклама наших туроператоров. Курс в местном обменном пункте ниже чем других местах, но поменять немного денег на первоначальные расходы советую, дабы иметь возможность по прибытии на место думать об отдыхе, а не заниматься поиском "менячницы" - по-моему, так называется обменник по-хорватски. Вообще языки очень похожи, поэтому понять смысл большинства надписей удается почти всегда. На момент нашего пребывания, курс куны (местной валюты) к евро был примерно 7,1-7,2. А чтобы не заморачиваться со сложными подсчетами и переводами, в дальнейшем, что бы определить цену в евро мы просто делили куны на 7, а если пересчитывали в рубли, то умножали на 5.

    Итак, паспортный контроль пройден, багаж получен, в кармане уже местные куны, впереди встреча с представителями агентства и трансфер в отель. В общем-то, не самая увлекательная часть поездки, но тут об этом надо сказать особо. Готовясь к поездке, мы, почему-то, сосредоточились на описаниях моря, а тут сначала встретили горы, узкие серпантины, крутые повороты, в которые едва вписывался наш автобус. Красотища!!!

    Отель (из близнецов нам достался Pollux) оказался очень уютным, единственное, что нас огорчило – это размещение на первом этаже. Как оказалось зря, мы совсем не учли тот факт, что первым там называют тот этаж, который у нас считают вторым. В результате вместо стандартного балкона в нашем распоряжении оказалась целая терраска, метров 9 площадью, с тремя стульями и столиком. Весьма подходящее место, что бы неспешно выкурить вечерком трубочку, слушая живую музыку, которую в нашем отеле весьма прилично исполняли каждый вечер.

    Вечером мы собрались в холле отеля, для встречи с нашим гидом Олесей, предстояло выбрать и оплатить экскурсии. Самое обидное, что незадолго до нашей поездки отменили безвизовые экскурсии в Венецию, на которую мы очень рассчитывали. Остальные экскурсии нас не интересовали, т.к. мы планировали взять машину напрокат и самостоятельно посетить интересующие нас места. Тут все зависит от гида. В Праге нам очень повезло, гид знала множество интересных историй про город и его историю, так что слушали мы ее рассказы как сказки, раскрыв рты. А вот в Вене пришлось слушать невнятные рассказы австрийца с сильным акцентом излагавшем сведения, которые можно было и в путеводителе прочитать.

    В общем, в перечень экскурсий мы особо не вникали, но, если кому нужны рекомендации – то на Плитвицкие озера надо ехать, это стоит того времени и денег.

    Машину заказали через Олесю, она позвонила в Sixt, где пообещали в понедельник к 10 утра доставить машину к отелю. Машину решили брать небольшую, типа Polo или Ford Fiesta, благо ездить собирались только вдвоем, а разница по деньгам даже с Focus значительная. На этом подготовительный этап можно считать законченным, можно приступать к отдыху. Впереди остатки вечера субботы и воскресенье для того, что бы поваляться на пляже и ознакомиться с окрестностями. Начали, естественно, с пляжа. Во всей Истрии пляжы галечные, но, как мы потом убедились, галька гальке рознь. На мой взгляд, в Рабаце она самая мелкая и без острых краев. В общем, не песок, но терпеть можно. Берег скалистый, поросший низкими соснами с огромным количеством шишек.

    А как они пахнут разогретые солнцем, такое впечатление, что находишься в парной. Особенности берегового рельефа просто не позволяют организовать большие пляжи, в результате чего на каждом мало-мальски пригодном участке организуется мини-пляжик. К чести хорватов, надо отметить, что даже к этим полудиким пляжам сделаны удобные спуски, какие-то места забетонированы, в общем, чувствуется хозяйская рука. Обилие отдыхающего народа создает определенные неудобства, но все искупается морем. Я никогда не видел настолько чистой воды, видимость на несколько метров!!! И вся толпа народа на берегу, будучи помещенная в воду не может создать ощущения скученности. Кстати, очень мало кто действительно плавает. На расстоянии метров 150 (т.е. у буйков) можно встретить одного или двух человек, остальные предпочитают держаться поближе к берегу.

    Основная масса отдыхающих это немцы (Боже, ну есть ли курорты, где их не бывает???) и итальянцы. Последних, по словам Олеси, особенно много приезжает в августе, когда у них начинаются каникулы. Много, это 1 200 000 – 1 300 000. Говорят, их привлекает чистота воды и природа. По-моему, не последнюю роль тут играют цены. Не скажу, что б все было очень дешево, но, по московским меркам, вполне приемлемо.

    День второй - пляжно-велосипедный

    Воскресенье решили посвятить изучению окрестностей. Кроме того, еще в Москве уточнили наличие проката велосипедов в отеле, специально взяли с собой велоперчатки, флягу, рюкзак, предвкушая велосипедные прогулки по набережной.

    Я не знаю, как передать ощущения окружающей красоты, никакой интернет не передаст этот запах разогретых сосен, сквозь которые видно бирюзового цвета море. Рассказывать это бессмысленно, это действительно стоит увидеть.

    Несколько слов о том городке, в котором находился наш отель. Называется он Рабац (Rabac) и в прошлом был обыкновенной рыбацкой деревушкой, с тех пор наверно и сохранилась в нем атмосфера благодушия и неторопливости, начисто лишенная какого-либо пафоса. Окружающий пейзаж характерен для всей Истрии – горы, поросшие соснами, спускающиеся к морю. В 5 километрах, на вершине горы, находится городок Лабин (Labin), добавляя средневекового колорита окружающей действительности острым шпилем центрального храма. Особенно эффектно это выглядит ночью, когда здания, подсвеченные в темноте, как бы парят в ночном небе на фоне темной горы.

    На всем протяжении Рабаца, вдоль берега идет достаточно широкая набережная, на которой в изобилии имеются ларьки, торгующие сувенирами и прочей дребеденью, разного рода ресторанчики и кафешки. Вечером на набережной достаточно многолюдно, но все равно очень уютно, наверно потому что нет никакой спешки и суеты. Народ неспешно прогуливается, активно идет торговля сувенирами, а в окрестных ресторанчиках всегда можно вкусно перекусить или выпить кофе.

    Из полезных вещей, которые стоит приобрести в начале отдыха, рекомендую специальные лежаки. Представляют они из себя достаточно толстый поролон, с одной стороны обшитый тканью, а с другой каким-то материалом, напоминающим дермантин. Стоит это около 100 кун, а в сложенном виде похоже на сумку. Для галечного пляжа то, что доктор прописал. Есть еще что-то, напоминающее резиновые кроссовки, позволяющие спокойно ходить по гальке. Мы их покупать не стали, рассудив, что плавать в них неудобно. Но многие пользуются, так что это дело вкуса.

    Пляжи все общественные, прокат лежака стоит 25 кун в день, столько же зонт. Есть и водные развлечения типа скутеров, бананов и т.д., но мы ими так и не воспользовались, впрочем, как и бассейном у отеля (кстати, лежаки там бесплатно).

    Побродив по ларькам, еще раз убедились в схожести хорватского и русского. Кстати, из-за обилия немецких и итальянских туристов, местные продавцы значительно лучше говорят по-немецки или по-итальянски, нежели чем по-английски. В общем проще говорить по-русски.

    План первой половины дня был выполнен, нашу "деревню" осмотрели, искупались, пообедали, пора было приступать к велосипедным прогулкам, что и было реализовано. Прокат не дорогой, велосипеды достаточно приличные, но… В общем не учли мы тот факт, что народу на набережной полно, что превращает езду в увлекательный слалом. Разогнаться просто невозможно, зато отлично тренируется умение балансировать на месте. Принимаем решение уйти в сторону. Ага, ща, прям… В горку, да не просто в горку а градусов под 30 вверх, так просто не поедешь. Ничего, мы упорные, мы туда пешком дойдем, побережем дыхание. Зашли, отдышались, самое время прокатиться вниз, с ветерком, даже педали крутить не надо. Ага, разбежались. В смысле разогнались… Горочка-то крутая, испытываем тормоза. Сразу оба и задний и передний. Причем все время, чтоб еще народ не посшибать, он же, народ, подвижный такой, так и норовит броситься под колеса. В общем, велосипеды в сад, если нет желания, конечно, научиться ловко объезжать пешеходов и карабкаться на крутейшие горки. Больше мы экспериментов не ставили.

    День третий. Про автомобили и осликов

    Еще по дороге из аэропорта Олеся показала нам ферму, на которой разводят осликов. Не ослов, понимаешь, как у нас, а именно осликов. По ее словам, в Хорватии к этим животным относятся весьма благожелательно, испытывая благодарность за их прошлые заслуги в качестве гужевого транспорта. К чему это я? К тому, что в понедельник нам, как и обещали, доставили машинку – Ford Fiesta 1,4 Tdi. Это был мой первый опыт вождения за рубежом, на таких крутых горках, по горным серпантинам и на дизельной машине. Так что, сначала пришлось понервничать. Из-за неторопливости, небольших размеров, но большого упорства, проявленного впоследствии при карабкании по бесконечным горным дорогам, машина и заслужила почетное прозвище – ослик.

    По поводу цен: прокат машины в Sixt на 5 дней, включая полную страховку, обошелся в 280 евро + расходы на топливо, стоянки и платные дороги. Евродизель стоит немногим дороже 1 евро за литр, так что умеренный аппетит ослика оказался весьма кстати. Прокат машин в агентстве Ventura (за точность названия не ручаюсь), расположенном в отеле, был несколько дороже, да и машинки предлагались другие.

    Первую поездку было решено предпринять в город Пулу, считающуюся столицей Истрии, а потом, если хватит времени и сил, дальше в Ровинь, Поречь и Умаг.

    Автомобильная карта была приобретена заранее, а сама дорога была уже немного знакома, ведь этим маршрутом мы ехали из аэропорта. Начался первый день автоэкскурсий. Да простят меня искушенные автолюбители, изрядно поколесившие по европейским дорогам, но своих восторгов сдержать не могу. Движение по серпантину, да и просто по загородным трассам, очень (нет, даже так – очень) богато на крутые повороты, поэтому скоростной режим соблюдать легко, знаки поставлены толково, если написано 40, то, значит, на 50-и еще впишешься, а вот если ехать быстрее – вылетишь с дороги на раз-два. Обгонять поэтому трудно, практически невозможно, но все проявляют терпение, так и едут, собираясь в небольшие колонны по 5-6 машин. Никто не сигналит, фарами не мигает. Практически все дороги имеют всего по одной полосе в каждую сторону, причем ширина полосу меньше нашей, российской. Зачастую это оправдано еще и горным рельефом, даже не представляю, во что обходится построить хотя бы такую узкую дорогу в скалах.

    До Пулы доехали без приключений, даже не заблудились, а вот в самом городе ориентироваться пришлось по схеме из путеводителя. Найти парковку, точнее свободное место на парковке занятие почти такое же увлекательное, как сбор грибов. Только грибы чаще попадаются.

    Пришлось поколесить, прежде чем нам улыбнулась удача и свободное местечко на платной парковке было найдено. Сначала была идея поставить машину на пятачок, который почему-то оставался незанятым, но на нем тусовалась компания из нескольких человек. Оказалось это площадка перед автоматом для оплаты парковки. Все же машину удалось приткнуть, очень кстати оказались небольшие размеры и мы пошли разбираться с паркоматом. Благо подвернулся хорват, который и показал нам, как и что. Оказалась, у нас общая с ним проблема – отсутствие мелочи. Автомат потребляет исключительно монеты, напрочь отвергая купюры. Пришлось на пару с местным мужичком обегать несколько заведений в поисках размена.

    Выручил прохожий. Процесс оплаты выглядит следующим образом – в недра паркомата помещаются денежные средства в нужном вам количестве, после чего нажимается кнопка и он выплевывает талон, на котором написано время, до которого оплачена парковка. Его следует положить на торпеду, так что бы его можно было бы рассмотреть снаружи. При отсутствии такого талона на вашей машине появится штрафная квитанция. Сам не знаю, но, говорят, штрафы солидные. И еще об особенностях движения – постоянно включенные фары и пристегнутые ремни спасут ваш кошелек от лишних расходов на штрафы. Скоростной режим проверяется так же как у нас – из засады с радаром. Только вот, говорят, взяток не берут.

    Что стоит посмотреть в городе, вы узнаете из путеводителя. А вот что поражает больше всего – это римский амфитеатр, построенный в первом веке нашей эры. На 23 000 !!! зрителей. Не знаю, кто как, но мы оба испытываем некоторое благоговение перед древними сооружениями, прикасаясь к которым можно ощутить течение веков. Глядя на такое, чувствуешь, что все то, о чем написано в учебниках истории действительно было.

    Кстати, тут до сих пор проходят различные мероприятия, вот и в этот раз что-то монтировали к очередному то ли концерту, то ли фестивалю.

    Дальнейший наш маршрут пролегал в Ровинь и дальше на север, но уже тогда закрались сомнения, что мы успеем доехать куда-то дальше. На выезде из Пулы мы заблудились и принялись нарезать бесконечные круги по городу. Тут надо сказать несколько слов про указатели. В принципе, все организовано достаточно толково, пути-дороги к достопримечательностям, туристическим офисам и т.д. обозначены в любом мало-мальски значимом поселении. Но вот есть одна особенность, указатели на нужный вам город, которым вы более-менее успешно следовали, могут внезапно закончиться, вместо них появятся названия совсем других населенных пунктов. Потом нужный вам город может появиться на указателях, но часть пути придется поплутать. Что мы благополучно и сделали, тем более что карты города у нас не было. Как мы выбрались на нужное нам направление, до сих пор не пойму. Зато лишний раз убедились во внимательности и вежливости остальных "участников дорожного движения". Попали мы не в тот ряд, По нашему ряду только прямо, а нам нужно в левый, соседний, что б потом налево же и повернуть. Включаем левый поворотник и - о чудо! - машины в соседнем ряду (штуки 3-4) сдают назад, что бы мы могли перестроиться. Мы в шоке, после Москвы-то…

    По дороге на Ровинь встречаются два, противоречащих друг другу указателя, т.е и налево поедешь – в Ровинь попадешь и направо пойдешь – там же будешь. Смело езжайте в любом из этих направлений, действительно там будете, хотя мы сначала заволновались, принялись выспрашивать дорогу и т.д.

    Ровинь… Наверно самый чудесный из всех городов, в которых нам довелось побывать в Хорватии. Похожий на каплю, полуостров застроен домами с красными черепичными крышами, карабкающимися по склонам горы, на самой вершине которой находится величественная башня храма. Выглядит все это как какое-то сказочное королевство, каким-то чудом перенесенное в наш техногенный мир. Какое-то время мы просто не могли налюбоваться на эту панораму.

    Место для парковки, в отличие от Пулы, нашлось прям на набережной и достаточно легко. Побродили по узким улочкам старого города, любуясь весьма живописными домиками. Есть одна особенность, характерная для всех подобных городков – между окнами обязательно натянута веревка, на которой сушится белье. На фоне старинных зданий выглядит весьма живописно и нисколько не раздражает, а наоборот добавляет какой-то милой специфики и колорита. Обязательно стоит подняться на самый верх, к храму. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности и бескрайнее море. Вообще полюбоваться на то, как море на горизонте сливается с небом, практически нигде не удается, из-за обилия множества островов и островков у побережья, а здесь у вас будет такая возможность.

    Настала пора возвращаться на "базу", обратный путь прошел без приключений, а вечером мы вознаградили себя вкусным ужином в ресторанчике на набережной. Вообще-то у нас были оплачены завтрак и ужин в отеле, но на ужин мы практически не ходили, предпочитая морские деликатесы в местных ресторанчиках обычному набору шведского стола.

    День четвертый – побережье

    На следующий день наш маршрут пролегал на юг, в сторону Опатии и Риеки. Дорога туда ведет вдоль побережья и, как всегда, весьма богата на повороты, спуски подъемы. Очень красивая дорога, хоть и требует постоянного внимания, но все же получаешь огромное удовольствие от окружающих пейзажей. Единственное, о чем можно пожалеть, так это об отсутствии обочины как таковой, просто негде остановиться, что бы сделать несколько кадров, а оно того стоит. Хотя иногда встречаются небольшие стоянки, на которых можно устроить небольшой привал.

    Первый пункт нашего путешествия – Опатия. Первый курортный город в Хорватии, многие отели в нем появились еще в позапрошлом веке. Во времена Австро-Венгерской империи здесь даже проходили встречи на высшем уровне.

    Здешний пляж нам не понравился, в основном бетон, слишком близко расположена набережная и улица с достаточно оживленным движением. Если есть желание искупаться, лучше это сделать, немного не доезжая до Опатии в местечке под названием Ичка. Там пляж галечный, хотя галька больше напоминает булыжник. Кстати, кабинки для переодевания присутствуют на всех пляжах во всех городах, правда они имеют достаточно причудливую конструкцию для людей без комплексов. Остальным придется забиваться в самый угол.

    Если есть желание, в Опатии можно посетить небольшой ботанический сад, красиво, тихо и уютно, можно просто посидеть на травке и немного отдохнуть.

    Дальнейший путь продолжили под начавшимся дождем, впереди ждала Риека. Это крупный портовый и промышленный город. Естественно, крупный по местным меркам, в наших, российских, масштабах городок все равно небольшой. Кстати только здесь имеются многоэтажные дома, правда достаточно неказистые, наверно еще 70-х годов постройки. Надо заметить, что город как-бы взбирается вверх по склонам гор, так что, чем дальше от порта, тем выше местность. Так вот эти многоэтажки стоят наверху, так что вид из их окон должен быть просто супер: весь город как на ладони, да еще и море, порт, горы. Одним словом - сказка.

    Машину поставили на большой паркинг не так далеко от порта и двинули изучать город. Скажем прямо город не туристический, даже пляжей нет. В путеводителе прочитали, что правительство специальную программу запускает по выходу к морю. А раз пляжей нет, то и туристы практически отсутствуют. О немногих достопримечательностях можно прочитать в путеводителе, лучше расскажу о главном. Над городом возвышается храм, построенный на том месте, где, согласно легенде, отдыхали ангелы, переносившие дом Девы Марии в Италию. Честно говоря, мы о такой легенде раньше не слышали, но все равно романтично. Так вот, чтобы подняться к храму, нужно преодолеть более 500 ступеней. Точное количество их не известно, а мы со счета сбились. Попробуйте сами подняться, да еще в 30-градусную жару. С гордостью сообщаю, что этот номер мы исполнили, но попотеть пришлось изрядно.

    Зато наградой вам за все усилия будет возможность остановиться на площадке для отдыха и полюбоваться панорамой города и порта. Лестница ведет мимо жилых домов с маленькими садиками Представляю в какой хорошей физической форме находятся их обитатели. В определенный день паломники совершают восхождение по этой лестнице на коленях, останавливаясь для молитвы на каждой площадке.

    Поднявшись на вершину можно посетить тот самый храм и замок. Поверьте – оно того стоит, особенно те виды, которые открываются с замковых башен.

    На обратном пути, свернули не на тот указатель и поехали другим путем, не вдоль побережья, а через горы. Как оказалось не зря. Может по километражу такой путь длиннее, но по времени получается быстрее, т.к. отсутствуют бесконечные повороты. Вдобавок есть возможность проехать по 5-и километровому тоннелю, проложенному в толще горы. Хоть он и платный, но это почти аттракцион, разноцветные лампы подсветки, само осознание того, что над тобой десятки и сотни метров горной породы, добавляют остроты ощущений. Тоннель называется Учка и все последующие наши поездки пролегали через него.

    День пятый. Озера

    Сразу скажу, что это была наша самая длительная поездка – 526 км и 9 часов за рулем. Но это того стоит, причем безоговорочно. На Плитвицкие озера можно съездить и на автобусе, если нет возможности взять машину, но времени на это уйдет больше, это будет дороже (70 евро с человека), да и удовольствия от группового хождения будет меньше.

    Итак, выехали мы часов в 8 утра и через уже знакомый нам туннель Учка вырулили к платному автобану Риека-Загреб. Автобан, это конечно забавное название, применительно к этой дороге, т.к. на большей его части имеется одна, максимум две полосы в одну сторону. Максимальная скорость в 130 км/ч разрешена далеко не везде, за чем бдительно следят полицейские с радарами. Но плата в 40 кун за проезд кажется смехотворной, как подумаешь, во что обошлась прокладка дороги, эти бесконечные туннели и мосты над горными пропастями. Ехать нужно почти до Загреба, не доезжая до него километров 40, сворачиваем с автобана и едем по указателям. Кстати есть они не везде и иногда приходится спрашивать дорогу. Система оплаты за пользование автобаном достаточно проста – автомат на въезде выдает талон, который нужно предъявить служащему на выезде. Величина оплаты разная, все зависит от того, сколько вы проехали. Задолго до нужного вам поворота появятся указатели, так что можно не суетиться, а спокойно перестроиться в правый ряд и повернуть.

    Рассказывать о дороге не интересно, после нескольких дней поездок горы перестают казаться удивительным чудом природы и становятся повседневной обыденностью. Самое главное впереди – Национальный парк Плитвицкие озера!

    Описание природы этого удивительного места, перечисление его обитателей и прочие научные сведения оставим путеводителям, расскажу о впечатлениях. Во-первых, это красиво. И этого уже достаточно, на все 200% для того, что бы тут побывать. На входе, в магазине можно приобрести путеводитель, книги и кассеты, в том числе и на русском языке, что, конечно, приятно. Входной билет стоит 95 кун и включает в себя неограниченное пребывание на территории парка, пользование всеми видами транспорта в течение всего дня.

    Войдя в парк, вам будет необходимо определиться с маршрутом, по которому вы будете двигаться. Схема маршрута и примерное время его прохождения указаны на билете. Мы очень удачно выбрали 4-х часовой маршрут, направление которого не совпадало с маршрутами туристических групп, что оказалось весьма кстати при пользовании местным транспортом. О нем чуть позже. Каскады водопадов, вода зеленоватого цвета, буйство растительности просто завораживают. Чувствуешь, что попал в кусочек мира, еще не изуродованного цивилизацией.

    И все же главное – это бесконечные водопады. Вода находит себе дорогу сквозь растительность и камни, и это сочетания яркого солнца, зелени воды, кипения струй, все это вместе просто завораживает. Следовать выбранному маршруту помогают многочисленные указатели, по которым мы и вышли на остановку автопоезда. Ничего интересного в самой поездке на нем нет, просто есть возможность немного сократить пешею часть маршрута и быстрее добраться до парома, который перевезет вас на другой берег озера, где можно будет сесть на катер (или корабль, не знаю уж как это назвать, но вмещает он 100 человек). Прокатившись на нем, понимаешь, почему именно тут снимали фильмы про индейцев. Спокойная гладь воды, густые леса вокруг делают эту местность похожей на Юту. Но это если верить путеводителю, сам не был. Но Юта должна выглядеть именно так и никак иначе.

    Купаться и ловить рыбу в парке запрещено, но то и другое очень хочется сделать.

    По части территории передвигаться необходимо по деревянным настилам. Нам повезло, было солнечно, а вот во время дождя, говорят, довольно скользко. Особенно когда приходится расходиться на встречных курсах с туристической группой. Кстати, похоже, что русские, посещающие этот парк самостоятельно большая редкость. Итальянцы, сидевшие рядом с нами на остановке почему-то приняли нас за румын.

    Несколько советов по посещению – если погода не жаркая, лучше с собой взять теплые вещи, в парке ощутимо прохладнее, особенно возле воды. И запаситесь пленкой, свободными карточками памяти, кассетами и т.д., потому что запечатлеть эту красоту хочется постоянно и все время кажется, что следующая фотография будет еще лучше предыдущей.

    Обратная дорога прошла под впечатлением от увиденного. Остановились поесть в придорожном ресторанчике. Еще на пути туда мы обратили внимание на печи, возле ресторанчиков и гостиниц, в которых на вертеле готовились целиковые туши. Как мы вычитали в путеводителе, характерным блюдом континентальной Хорватии является ягнятина, вот ее-то таким образом и готовили. Вкусно, ничего не скажешь, но блюдо это достаточно простое. Вернувшись в отель, буквально валились с ног от усталости, но эта поездка того стоила.

    День шестой. Окрестности нашей деревни

    На следующий день, после столь длительной поездки, сил ехать куда-то далеко не было, но наличие машины за которую "уплочено" обязывало. Так что решили исследовать городок Лабин, находившийся в 5 километрах от Рабаца. Собственно все наши маршруты пролегали через него, но исторический центр всегда оставался в стороне. Зато на шпиль местной колокольни мы любовались каждый день. Лабин находится на вершине горы, возвышаясь над Рабацем, расположенным на побережье. Ночью город подсвечивается и на фоне неосвещенной темной горы кажется висящим в воздухе. Как оказалось, вылазку эту мы предприняли не зря, настолько красив и уютен этот городок. Размерянный и неторопливый ритм жизни, уютные кафе и узкие улочки – в общем все условия для того, что бы отдохнуть и расслабиться.

    Со старых крепостных стен открывается прекрасный вид на бухту, Рабац и море. Но самая лучшая точка для обзора – это 30-и метровая колокольня. Всего за 5 кун можно подняться на самый верх, но занятие это не для слабонервных. Подниматься приходится по узкой, скрипучей и на вид очень ненадежной деревянной лестнице, сооруженной внутри каменного мешка. Но зато, находясь наверху, чувствуешь себя почти что летящим на воздушном шаре. В общем, ветер там сильный ?

    Кстати, добраться из Рабаца в Лабин можно и на автобусе. Побродите по улочкам, выпейте чашечку кофе в местном кафе и впитайте в себя немного спокойствия. Не пожалеете.

    День седьмой. Остров

    На следующий, последний день обладания "осликом", решили махнуть на остров Крк. Название странное, но в хорватском такое сочетание из одних согласных не редкость. Собственно особых достопримечательностей на острове нет, за исключением разве что обилия нудистских пляжей. Но возможность съездить на остров на автомобиле предоставляется не каждый раз. С материком остров соединен мостом, длиной в полтора километра. Проезд платный – 30 кун, плата взимается при въезде. Обратно бесплатно, остров все же, никуда с машиной с него не денешься. Для начала решили посетить столицу острова, носящую столь же благозвучное название. Ничем особым не примечательный город, такой же набор достопримечательностей, как в любом другом, разве что на пляжах поменьше отдыхающих. Кстати, пляжи бетонные, в воду ведут лесенки, такие же, как в обычных бассейнах.

    Дальше, через весь остров махнули в городок со смешным названием – Башка (ударение на первом слоге). Тоже курортный город, в котором пляжи просто переполнены. Нигде, пожалуй, не видели столь переполненных пляжей. Неподалеку от пляжа городского, находится нудистский. К нему ведет дорога, ведущая вдоль береговой линии и достаточно резко спускающаяся вниз, к нудистам. Перед самым спуском установлены перила, облокотившись на которые местные отдыхающие любуются видом на море, а заодно, рискуя заработать косоглазие, косятся вниз, на резвящихся голышом обитателей пляжа FKK.

    Единственное, чем покоряет городок, так это видом на находящийся рядом островок, абсолютно лишенный растительности.

    На парковке в Башке, где мы ставили свою машину, мы еще раз убедились в том, как тесен мир. Сотрудник паркинга немного говорил по-русски, которому он научился у своей бывшей девушки. Так что он был рад возможности попрактиковаться в языке, а когда мы уже собирались уезжать, он где-то нашел нашего бывшего соотечественника, уже много лет живущего в Германии. При этом вид у него был такой, что можно было подумать, он помог встретиться разлученным в детстве братьям. Пришлось еще полчаса болтать с ностальгирующим казахским немцем.

    Резюме этого дня - ехать на КРК или нет – решайте сами, на наш взгляд ничего интересного там нет.

    Дни оставшиеся. Пляжные

    Пришла пора попрощаться с осликом. Даже грустно было расставаться, но провести весь отпуск на колесах не входило в наши планы, надо было вдоволь поваляться на пляже, выспаться и отдохнуть. Писать про пляжный отдых занятие неблагодарное, поэтому и делать этого не буду. Хочется только написать о той атмосфере спокойствия и созерцательности, характерной для этих мест. Здесь действительно все равны, никто не похваляется своим достатком, уровнем жизни и т.д., здесь нет пьяных, быковатых типов с шумными подругами, здесь действительно очень спокойно. Есть что-то в этом от того отдыха на Черном море в детстве, только толстая тетечка с персиком, которая сидит рядом не из Казахстана, а из Италии. И это та страна, в которую хочется вернуться.

    Вячеслав Свистунов
    05/04/2006 18:09


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Хорватии

    19.02.24 Croatia Airlines возобновляет рейсы между Сплитом и Стамбулом
    Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    30.01.24 Получить шенгенскую визу стало немного проще
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    26.10.23 Италия, Словения и Хорватия временно вводят контроль на границах
    01.10.23 Словения вводит контроль на границе с Хорватией
    06.07.23 Хорватский визовый центр записывает на подачу документов через сайт
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    28.04.23 Хорватия не прекращает выдачу виз российским туристам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники