Путешествие по Италии

Наше путешествие состоялось совсем недавно. Маршрут путешествия: Рим (7 дней) – Флоренция (1 день) – Венеция (2 дня). Началось все с акции Аэрофлота, благодаря которой были куплены билеты по 250 уе туда-обратно на середину марта.

Затем мы обратились в агентство Отельдискаунт. На сайте выбрали гостиницы во всех трех городах, за пару недель до вылета оплатили и через них же сделали визы – обошлось без накладок и проблем, а главное – по нормальной цене, потому что те агентства, куда я обращалась сначала, предлагали индивидуальные туры и стандартные трехзвездочные гостиницы Luce, Zara и пр по 120 евро/ночь. Я была уверена, что можно подобрать что-то лучше и дешевле, и в общем у меня получилось.

Получилось вот что: Рим – отель Novecento, удобно расположен, недавно отремонтированный, номера современные и оборудованы всем чем надо – сейфом, мини-баром, феном. Флоренция – Ascot, немного потрепан, но зато рядом с вокзалом и опять же есть все необходимое. Венеция - Scandinavia. На одном из сайтов написано, что в этом палаццо (а отель занимает здание палаццо) Отелло встретил Дездемону. Отель находится в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко, из окна видна одна из главных церквей Венеции, номера просторные, интересно декорированы под старину, хотя санузел самый современный.

И еще один момент подготовки нашего путешествия – знакомство с Ирой. Случайно, через Интернет. Она живет в Риме и работает сопровождающей (не экскурсоводом – есть разница). Она предложила нам несколько вариантов экскурсий, и мы запланировали съездить на одну из них.

Рим

Итак, понедельник занял перелет. Ира встретила нас в аэропорту, довезла до гостиницы, отвела нас, голодных, поужинать, просветила нас относительно еды, отдыха, шоппинга в Риме, мы договорились в среду об экскурсии. Во вторник была первая прогулка по городу. Описывать маршрут не имеет смысла, так как у каждого путешественника он свой. Мы, как истинные туристы, в первый день стремились объять необъятное, так что к концу дня еле живые ноги донесли нас до гостиницы, пришлось их отмачивать… в биде!

В первый день Рим показался мне огромным, расстояния – непреодолимые, но это все потому, что, как потом сказала нам Ира, выслушав наш маршрут, мы прошли больше 15 км! На карте мы наметили достопримечательности, которые хотели бы посмотреть, и выбирали самые извилистые пути к ним, чтобы по дороге посмотреть еще что-нибудь. В результате в первый день мы увидели Форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Отечества, Капитолий, сходили в пару музеев и церквей и еще много-много чего.

Самым любимым делом для нас было "теряться" - то есть сворачивать с главной улицы в переулочки и в примерно нужном направлении бродить по ним, разглядывать дома, фотографировать маленькие площади, замечать интересные дверные ручки и ставни на окнах, найти уютное кафе, загадать в него зайти, но увидеть следующее, и тут же забыть про первое… Таких переулочков много вокруг Колизея, если двигаться в сторону фонтана Треви. К фонтану, надо сказать, мы вышли точно так, как описано в путеводителе Афиша (надо сказать, в Риме и Венеции мы пользовались только этими путеводителями и старались более-менее им следовать).

Мы заблудились в тихих безлюдных переулках и наслаждались тишиной, как вдруг за одним из поворотов наткнулись на одиночных туристов, затем они превратились в толпу, я уже хотела поворачивать обратно, как мы вышли к фонтану. Одно из сильнейших, на мой взгляд, зрелищ в Риме. Небольшая площадь не в состоянии вместить всех желающих, поэтому туристов там – как голубей на Сан-Марко. Сам фонтан прекрасен, цвет воды – кристально-голубой, с пеной, мне почему-то все приходила на ума сказка Андерсена "Русалочка"… наверное потому что именно так я и представляла себе в детстве морских жителей.

Мы в очередной раз пришли к фонтану вечером в надежде что народу поубавится – но – увы и ах – посмотреть на безлюдный фонтан нам не удалось. В общем как всегда, первый день – это каша из увиденного, сплошные эмоции, восторги, сравнения и полнейший упадок сил к вечеру.

Среда – наша первая экскурсия с Ирой. Начитавшись путеводителя, я очень хотела увидеть ту самую дырку в воротах на площади Мальтийских рыцарей. Ира откорректировала наш маршрут так, чтобы мы смогли попасть на Авентин. Это было правильное решение, так как туда мало кто добирается – далековато от центра, автобусов с экскурсиями там нет – слишком узкий и неудобный подъезд, зато красота необыкновенная – с Авентина хорошо виден Рим, там нет туристов, растут апельсиновые и лимонные деревья и мимоза! Я первый раз в жизни видела как растет мимоза. Оказывается, те бурые комочки на свалявшихся ветках совсем не похожи на настоящую мимозу – у нее чистые, солнечные крупные горошины и изумительный запах! У знаменитой дырки мы были практически одни и немало времени потратили чтобы сфотографировать то что через нее видно.

Потом отправились смотреть Аппиеву дорогу, катакомбы и церковь Камо Грядеши. В катакомбы и церковь в этот день мы не попали, зато отправились смотреть акведуки, потом Ира отвезла нас в церковь Сан-Джованни ин-Латерано, где мы были в первый день посмотреть "то на что мы смотрели и не видели". Во-первых это ворота, которые были сняты со здания Курии, что на Форуме – ворота, которых своими руками касался Юлий Цезарь. И второе – римский телефон. На некоторых колоннах на уровне головы можно увидеть засаленные пятна от частых касаний. Если встать определенным образом напротив друг друга у разных колонн на расстоянии нескольких метров и сказать что-то полушепотом, то человек у другой колонны это отчетливо услышит. Вот такой акустический эффект.

Четверг мы были предоставлены сами себе, шел дождик, к концу дня моя куртка была насквозь мокрая, но это не помешало нам дойти до Ватикана, в музеи мы не пошли, зато поднялись на самый верх Замка Ангела. В этот музей стоит сходить, тем более что с его крыши открывается необыкновенная панорама Рима.

В пятницу мы отправились с Ирой на экскурсию. С начала были катакомбы и церковь Камо Грядеши. Катакомбы – зрелище мрачноватое, там холодно, экскурсия длится не больше 20 минут. Узкие лабиринты протяженность во многие десятки километров, сыро, тихо, на стенах по обеим сторонам – могилы (пустые, конечно). Христиане здесь жили только при гонениях, в основном катакомбы служили кладбищем. В те времена смертность среди детей была 40 процентов! При выходе в стеклянных ящиках оставили-таки две мумии… Вот такое зрелище за 4 евро… После этого было особенно приятно сесть в Ирину машину и отправиться смотреть итальянские провинциальные городки.

Первым городом была Артена. Это высокая гора, которая облеплена каменными маленькими домиками. Машина заезжает на две трети горы, дальше нужно идти пешком. Если нужно что-то перевезти, местные жители делают это… на осликах! Местный житель, ведший ослика, услышав русскую речь, невозмутимо прошел мимо, насвистывая "Катюшу"… Что на это скажешь? – одно удивление и ощущение что цивилизация это что-то неестественное, а ослики – вечное…

Затем мы отправились в Неми. Город над одноименным озером. Озеро – кратер вулкана, окруженное невысокими горами. Где-то далеко-далеко еле отличимое от неба голубело море… В Неми летом приезжают римляне отдохнуть от города. Неми – клубничная столица Италии. Круглый год здесь выращивают клубнику, а летом устраивают клубничный и цветочный фестивали. Здесь тихо, нет туристов и почти нет местных. Непонятно, для кого открыты эти магазинчики, увешанные свежайшими колбасами, заваленные интереснейшей ручной работы керамикой, самодельным медом и конфетами… Ну мы не удержались, купили всего понемногу, потому что здесь, в тишине и спокойствии и доброжелательности местного населения покупать что-то - одно удовольствие.

Затем мы пошли обедать. Ира давно нам рассказала про один ресторанчик и его владельца Джулиано, мы еще в Москве глотали слюнки в предвкушении его кабанчика. Мы его попробовали. Как и спагетти с белыми грибами, колбасы и сыр – на закуску, а на десерт – клубника со сливками, взбитыми самолично Джулиано. На прощание мы обещали прислать фотографии (мы все вместе сфотографировались), а Джулиано презентовал нам бутылку вина.

Возвращаемся в Рим. По дороге покупаем бутерброды. Бутерброды делаются так: на прилавке в маленькой стеклянной палатке лежит… зажаренная туша свиньи. От нее отрезаются ломти мяса – по желанию - без корочки или с соленой, хрустящей, обваленной во множестве специй корочке, кладутся на ломоть хлеба и накрываются другим ломтем. Вот такие получились гигантские вкусные бутерброды.

В субботу был Ватикан. Это муравейник с тысячными очередями. Мы не большие любители бродить по необъятным музеям, но посмотреть на Сикстинскую капеллу посчитали необходимым. Да простят нас ценители мирового культурного наследия, в музеях Ватикана мы пробыли не более полутора часов, надолго остановились только в Капелле, до Лаокоона не дошли, как и до тысячи других шедевров. Виной тому выматывающие толпы, идущие плотным строем за своими экскурсоводами…

Описывать капеллу тоже смысла нет. Для того чтобы узнать, как ее расписывал Микеланжело, можно прочесть Стоуна "Муки и радости" (что я и сделала перед отъездом). Одно можно сказать – если задрав голову смотреть на потолок несколько минут, то живопись становится объемной! Фигуры выступают над фоном, оживают, становятся голограммными – про такой эффект я нигде не читала, даже в нашем замечательном путеводителе!

Потом мы зашли в собор Св. Петра, посмотрели Оплакивание, осмотрели Собор, но на купол подниматься не стали. Затем бродили по людным площадям и безлюдным переулкам, пили вино в винерии на Кампо-де-Фьори, покупали мясо в мясных лавках, дошли до площади Попполо, поднялись в сады Пинчо и оттдуда пошли к площади Испании. Испанская лестница нас, к сожалению, не впечатлила – церковь на верху была в лесах, для азалий было не время, а у подножия бурлила шоппинговая толпа.

По выходным три улицы трезубца перекрываются для машин, магазины распахивают свои двери, и весь Рим устремляется за покупками. Покупки в наши планы не входили, мы выбрали окружной маршрут и скоро были у базилики Санта Мария Маджоре. Рядом мы нашли ирландский паб, где первый раз за все время прилично поужинали.

Если уж речь пошла о еде, то к нашему глубокому сожалению мы не смогли найти в Риме "своего" ресторана. Мы пробовали пиццу, спагетти, лазанью, но русский желудок, особенно мужской, просил мяса. Желательно побольше и можно без гарнира. Во всех ресторанчиках где в меню были указаны разные стейки и антрекоты, жареное мясо выглядело одинаково – на большой тарелке лежали два небольших тонко-тонко отбитых кусочка. По моему мнению, за 12 евро мяса могло быть и больше. Раза в три. Уже приехав во Флоренцию, мы поняли, что в Риме нужно было просто утолять голод, а за мясом ехать во Флоренцию! Ну или в Риме тратить 200 евро в день на рестораны, что в наши планы не входило.

В воскресенье с утра мы дошли до Колизея, отстояли очередь в кассы и наконец попали внутрь. Нужно включить воображение, чтобы понять, что представляло собой это сооружение много веков назад. На втором этаже Колизея устроена небольшая выставка – фрагменты колонн, барельефов, скульптуры, макеты внутреннего устройства. И вообще одна-единственная фраза внушает уважение: "я присел на обломок колонны, посмотрел на ту самую арену и закурил"…

После Колизея был Палатин, с его криптопортиком, руинами и умиротворением. После Палатина – еще раз Капитолий. С Капитолия мы спустились к театру Марцела. Два первых этажа здания напоминают Колизей – те же большие арки, а два верхних этажа похожи на жилые… Они и есть жилые! Потом хотели посмотреть на Уста Истины, но это действительно японский хит, потому что подступиться к церкви, где установлены эти уста не было возможности – там стояла толпа японцев. Мы удовлетворились картинкой этого люка от канализации. Потом позвонила Ира. Они с сыном ехали посмотреть на море. Спросила, не хотели бы мы поехать с ними. Конечно хотели! И поехали. Остия, дождик, пустынная набережная, безлюдные пляжи… Остия ждет лета.

Понедельник был прощальным днем. Не обошлось и без шоппинга, но без фанатизма.

За шоппингом тоже нужно ехать во Флоренцию, а лучше в городки поменьше там меньше пафоса и ниже цены. Последний взгляд на фонтан Треви, безнадежную толпу у ног Тритона, еще раз – сады Пинчо с невероятно певучими птичками, площадь Попполо с церквями-близнецами, бурлящий трезубец улиц, уходящих к Испанской лестнице, руины Форума, громада Колизея – сердце и смысл Рима… Мы достаточно походили по Риму, чтобы сказать "Мы видели Рим", вместо того чтобы сказать "Мы были в Риме".

Флоренция

Во вторник мы отправились на вокзал, поезд Евростар идет до Флоренции около двух часов. Флоренцию мы, к сожалению, видели мельком. Дошли до S.Maria del fiore, визитной карточки Флоренции, поднялись на купол (подъем еще сложнее чем на Исакиевский – лестницы уже и круче, низкие потолки), увидели Флоренцию сверху – сплошные красные черепичные крыши и кампаниллы… Зашли в церковь Святого Лоренцо, зашли в палаццо на площади Синьории у которого стоит копия Давида… В общем, просто мимолетный взгляд на самое-самое…

Еще одна наша цель во Флоренции – местный бифштекс из белой коровы. Нашли отличную таверну, завешанную птичьими клетками и ящиками из-под кьянти, заказали шикарный обед, во главе которого – бифштекс по-флорентийски. Официант посоветовал взять один на двоих, ведь он весит от 700 грамм до килограмма! Наш вышел на килограмм. Огромный кусок мяса толщиной шесть-семь сантиметров не сравнится по мягкости ни с одной вырезкой! Казалось, мясо можно было мазать на хлеб как масло! В общем, мы устроили праздник желудка, запивая мясо фирменным кьянти от Пепо (название таверны).

Венеция

Утром мы сели на поезд и ехали по направлению к Венеции. Время в пути – 3 часа с небольшим. В Венеции я была лет пять назад как раз тем самым образом, который ни в коем случае не рекомендует наш путеводитель – оторвав горячее тело от хорватского пляжа. Разумеется тогда ничего вразумительного за три часа топтания по узким тесным улочкам я не увидела, оттого мне и хотелось побывать в Венеции "как следует".

Муж, напротив, в Венеции не был и представления о ней имел как о городе, где основной транспорт – гондолы и лодки, но он не ожидал, что это будет не просто основной, но единственный транспорт города! Даже велосипеды мы видели раз или два! Выйдя из здания вокзала мы оказались… на причале! Каждые 10 минут приходит кораблик – вапоретто, везет людей по большому каналу. Мы выбрали самый длинный и медленный маршрут номер 1, чтобы подольше покататься (билет стоит 5 евро).

"Кристаллизованное барокко" - кажется так в путеводителе был описан стиль Венеции… я не сильно разбираюсь в течениях архитектуры, но барокко ассоциируется у меня как и у многих с блеском, золотом, праздником и праздностью, виньетками и фенечками – это все было именно так!

На большой канал выходят фасады многочисленных палаццо, все они разного цвета, разной формы, с разными балконами и окнами, но у всех неуловимо единый стиль – венецианский, стиль праздника и блеска. Вопреки некоторым мнениям, запах Венеции – запах подсушенных водорослей, ничего гнилостного в этом запахе мы не уловили, наоборот, только свежесть моря.

На вапоретто мы доехали до нужной остановки, довольно быстро отыскали гостиницу, поселились, взяли карту и отправились гулять. Надо сказать, что карта в Венеции – вещь довольно бесполезная, более полезны указатели, которые попадаются довольно часто – в основном на вокзал, Сан-Марко и мост Риальто. Запутаться – раз плюнуть.

Некоторые узенькие улочки, где с трудом протискивается один крупный человек, заканчиваются тупиком, приходится возвращаться, пересекать многочисленные живописные мостики, выходить на неожиданные маленькие площади, удивляться, как живут люди в этом городе, где вокруг – одна вода, деревьев нет, а зелень существует в горшках на окнах… и тем не мене – удивительный факт – темным вечером на одной из площадей мы слышали целый хор птиц, может быть даже соловьев, где же они живут, если в городе почти нет деревьев?

Гулять можно до бесконечности, до умопомрачения, каждый дом – шедевр – блеск и нищета: резной балкончик, каминная труба, лихие ставенки, но при этом низ дома, находящийся в воде, густо зарос тиной, кое-где подгнил, краска на доме в подтеках от сырости и дождей, а на самом доме в тех местах где сходятся горизонтальные плиты, то есть пол одного этажа и потолок другого, огромные неровные металлические скобы - как швы после операции…

Мы вышли на Сан-Марко, сердце Венеции… В одном мы были не согласны с путеводителем – среди 10 вещей которые надо сделать в Венеции нет самой экзотической – покормить голубей на площади! Все что написано про голубей – правда, площадь не утопает в голубином помете, а туристы тоже особенно не страдают от грязной одежды, куда все это девается – у нас с мужем было много смешных версий, например, что в корм, который продают на площади, подсыпают закрепляющее средство…

Так вот. Аттракцион не для слабонервных. Как только в руке появляется пакетик, на тебя слетаются десятки, сотни птиц, садятся на руки, голову, плечи, хлещут по лицу крыльями, ведут достаточно агрессивно и настойчиво, нужно держаться на ногах… Мы несколько раз приходили на Сан-Марко чтобы покормить голубей, нам понравилось.

И еще город поражает витринами. Улицы узкие, витрины начинаются прямо от земли и выше человеческого роста. Витрина получается во весь магазин. Но главное – то, что в витрине. Венецианские маски в перьях, блестящие, красивые, нежные и агрессивные, куклы-арлекины, муранское стекло в виде ваз, бокалов, пепельниц, игрушек, разных размеров и цветов, кондитерские магазины с огромными тортами и гигантскими безе, шоколадом, пирожными, перечислить всего что продается невозможно, как и купить.

В общем, я для себя сделала открытие что Венеция – развращающий, соблазнительный город. Ничего удивительного нет, ведь это изначально купеческий город.

Второй день в Венеции мы начали с похода в военно-морской музей, оттуда прошли по набережной, любуясь островами, до Сан-Марко, поднялись на кампаниллу (на лифте, между прочим). Свысока Венеция напоминает Флоренцию – те же красные крыши, кампаниллы, каналов не видно. Зато хорошо видно море, лагуну, острова, ленту железной дороги, которая связывает Венецию с материком.

Затем отправились искать церкви, описанные в путеводителе – Санта-Мария-дель-Мираколи, Фрари и Скуолу Сан-Рокко. Нашли все три. Потом опять бродили, ели бутерброды на лавочке на одном из кампо, пили местный венецианский аперитив – Апероль…

На закате добрели до Салюте – церкви, стоящей на стрелке, выдающейся прямо в залив, сели на ступеньки, смотрели на закат и проезжающие гондолы, пили пиво на зависть пожилым уставшим немцам сидевших рядом… Бродили долго, так как в 12 ночи был поезд в Рим, а оттуда электричка в аэропорт…

Поздний вечер провели на вокзале, поезд был ночной, сидячее купе первого класса – надо сказать, совсем неудобно, ноги не вытянуть, удобно не прилечь, постоянные остановки и проверка билетов у вновь вошедших. Самое главное – поезд пришел вовремя, нас не коснулась напасть итальянских поездов – хроническое опоздание… Мы в аэропорту пьем кофе, последний день слушаем итальянскую речь, пытаемся осмыслить то что путешествие кончилось, дальше продолжается обычная московская жизнь… Ну, это все грустно.

Поэтому в качестве резюме у нас есть несколько советов тем кто поедет по нашим стопам:
    1. Отельдискаунт – фирма, с которой приятно работать, реальные отели за хорошие деньги – это очень важно.
    2. Ира. Без нее наш отдых не был бы дополнен логическими интересными экскурсиями. Она – кладезь небанальной информации, с ней легко и приятно. Она поможет всем что будет в ее силах, проведет интересные экскурсии в соответствии с пожеланиями, ответит на любые вопросы, посоветует где и что есть, пить, покупать, смотреть – вобщем незаменимый человек для тех кто хочет осмысленно провести время в Риме. Если нужны координаты – я дам. Мой адрес shalkovskaya@mail.ru
    3. Не ешьте с 14 до 18 на торговых улицах трезубца – рестораны не работают, а бутербродов со стаканом вина и бутылкой пива можно поесть на 30 евро!
    4. В барах обычно две цены - та, что на 1 евро выше (таволо) – это цена, если сядете за столик.
    5. В кассах Колизея покупать билеты не надо – там огромная очередь, а билет един с Палатином. В кассах Палатина очереди нет, то есть сначала нужно смотреть Палатин, потом, экономя 40 минут, идти в Колизей.
    6. Шоппинг (в том числе и сумки, кожа, перчатки) лучше во Флоренции – дешевле и гораздо разнообразнее.
    7. Посетите Замок Ангела – отличное место.
    8. Не поленитесь подняться с площади Попполо в сады Пинчо – там приятно, вид на Рим очень впечатляет.
    9. В Венеции найти туалет по нарисованным стрелочкам крайне сложно. Проще зайти в бар, заказать кофе и сходить в туалет.
    10. В Венеции попробуйте аперитив с Аперолем (не знаю точно как называется, но звучит как шпиц-аперол, стоит 1,5 евро, красно-оранжевый, с лимоном или оливкой).
    11. Если бронируете билеты на поезда – изучите расписание в Москве. Приходите в кассы со знанием дела.
    12. Сидячие купе первого класса в ночном поезде ИнтерСити не слишком удобные. Может быть лучше лежачие купе, хотя в Интернете есть отзывы о том, что они жутко неудобные…
    13. Из трех поездов, на которых мы ездили, два опоздали, так что имейте ввиду непунктуальность итальянских железных дорог.
    14. На вокзале Термини есть специальные люди, которые помогают разобраться с билетом, найти нужную платформу и т.д. Отличить их можно по форме, по-моему на ней написано что-то типа customer service.
    15. Вот пожалуй и все. Если будут вопросы по существу – пишите.

Svetlana
    28/03/2006 22:42

Новости из Италии

14.02.24 Uzbekistan Airways полетит из Ташкента в Рим
    01.02.24 В Венеции начался ежегодный карнавал
    01.12.23 Известный итальянский горнолыжный курорт сменил название
    28.11.23 Итальянский визовый центр в Петербурге предлагает "выездной прием"