Тем, кто в ближайшее время отправляется в Париж или мечтает посетить этот город зимой, советую почитать этот текст. Даже у такого фаната как я, минусовая температура отбила всякое желание беззаботно гулять по холодным улицам любимого города...
Десять утра, пятница. Открытый перрон Северного вокзала Парижа. Месяц январь, погода - зимняя. На перроне пограничники, взгляды недобрые, смотрят подозрительно. Не останавливают никого, но кажется, что вот-вот примутся за работу. Дальше группа военных: черные стволы автоматов почему-то повернуты вверх. Типа, стреляем в воздух. Без предупреждения что ли? Попытка сфотографировать. Кто-то отворачивается, другой закрывает лицо рукой. А чего стесняться? Непонятно...
Метро. Оно выглядит намного чище, чем в последний приезд. Полиция на нескольких станциях что-то выясняет с клошарами (бездомными). Чувство туристической Мекки отсутствует полностью. На улице холодно, по городу не погуляешь. Вышел на площади Звезды . Культовое место и до Арки рукой подать. Обычно тысячи людей. Сегодня почти никого. Спустился вниз к площади Согласия. В центре Египетская колонна. Сфотографировал, на что раньше внимания не обращал – у самого основания иллюстрации транспортировки из Египта в Париж. Навеяло на раздумья. А сейчас бы египтяне такой подарок французам устроили? C площади Согласия вхожу в парк Тюильри... Делаю фотографии. На снимках наверно получиться – в парке холодно и одиноко. Так и есть - ни души. Через парк попадаю к Вандомской колонне. Вижу, как пожилая пара японцев в прекрасном настроении идет на перевес с сумками Луи Витон. За углом Королевская улица, где видно и произошла целевая закупка. Идут счастливые, даже бирки не сняли. Вечером мама друзей успокоила: “Улица для туристов, там товары паленые. Да и сумки те, наверное, тоже”. Время около 12. Забегаю в обычную кофейню. Антураж дико современный, не классическое место для этого города. Очередь длинная, каждый ждет терпеливо. Обычный заказ - сэндвич и кофе. Один из первых вопросов – “едите здесь?” Долгоиграющих клиентов здесь точно не любят. Принцип простой: поел-ушел. Стулья высокие – долго не засидишься. “Прощай, оружие” тут явно не напишешь. А я как раз сижу и пишу. Терпят пока...
Лувр. Центральный вход. Торговый молл внизу не кажется лишним и плохо гармонирующим с Моно Лизой в сотнях метрах от скидок на ванные принадлежности и товары для дома. Невольно проникаешься мыслью о взаимосвязях сиюминутного и вечного. Целый класс детей сидит на полу и уплетает фастфуд. Восторженные крики при виде вспышки. Снял для истории. Макдоналдс в цитадели мирового искусства, тоже нормально... На эскалаторе вверх. На улице у входа опять бойцы Легиона. Те же автоматы, форма цвета хаки, шутят, веселятся. Интересно они в музее сами были?
Спускаюсь в метро. Выхожу на станции Сан Жермен. Культовое кафе “Два окурка”, год основания 1884-й. Коммерцией здесь всем явно крышу посносило. Когда кофе был выпит лишь наполовину, ко мне дважды подошел официант с предьявой: “Плати, парниша...” Я в ответ достаю блокнот и сигареты. Долго же вы меня теперь терпеть будете за несчастные 4 евро. Место, конечно, очень стильное. Официанты пожилые в черных костюмах, белых рубашках, при бабочках и белых фартуках до самого пола. Интерьер тоже подстать бренду: много старого дерева, золота, высокие потолки и чуть обшарпанные колоны. Случайно сел на углу и вижу все подаваемые блюда. Еда простая, без изысков, а цены ого-го. Сюда явно не за этим приходят, здесь легендой торгуют. Тоже прибыльный бизнес. Пришел явно начальник смены: чеки на кассе проверил, переговорил с кем-то. И самое главное – он одет по-другому. Это как в футболе, другая команда и форма другая. Не перепутай игроков. Да интересное кино, если внимательнее присмотреться. Столько страниц исписал, а уходить все не хочется. Заказываю горячее вино. Приносят ароматный напиток с долькой апельсина и баночку корицы на серебряном подносе. Не подкопаешься к этим...
Рядом за столиком устраиваются американцы. Краем уха ловлю обрывки их содержательной беседы. И здесь никаких сюрпризов: работа с клиентами, продвижение продукта на рынке. Обычный набор американской маркетинговой индустрии.
По бульвару Распай иду в сторону Монпарнасской колонны. У ее подножия море рекламных огней, небывалая концентрация неонового чуда и ощущение, что находишься где-то в центре Манхеттена. Последний бросок - вид Эйфелевой башни со смотровой площадки Трокадеро. На башне теперь установлен маяк. Два луча света на шпиле вращаются вокруг своей оси и режут ночное небо Парижа диагональными линиями. Туристов немного. Продавцы сувениров пытаются сбыть брелки, не лучшие копии с укором глядящего оригинала. Отказываюсь вежливо, дабы не спровоцировать новую волну беспорядков на окраинах города...
Спешу домой к друзьям. Там ждут с пирогами и обсуждением новостей. В Палестинской автономии на парламентских выборах, после небольшой неразберихи с подсчетом голосов и как всегда ошибочными прогнозами, победила военная группировка на букву “Х”.
Разговор за столом:
- Как же ЭТО американцы опять проморгали?
- А как такое предотвратишь, мама?
- Деньгами, Лена, деньгами...
Утро следующего дня. По прежнему холодно. Решил пойти в музей Современного Искусства имени Ж. Помпиду. Приехал к девяти, открытие в 11. Сажусь в кафе напротив.
Первые ряды заведения плотно затянуты тентом. Устраиваюсь в глубине и очень вовремя достаю камеру. На стульях передо мной сидят воробьи, и камеры не боятся. Привыкли. Название снимка: "Первые посетители".
В очереди в кассах музея какие-то молодые люди видят, что читаю Известия. Один говорит другому: “Смотри, парень по-русски читает”. Я начинаю смеяться и убираю газету. С чтением сейчас явно не получиться. Отвечаю:
- На каком же языке мне еще читать?
Они удивлены и пытаются отгадать.
- Мы подумали, что Вы иностранец.
Его друг посмелее: “А Вы коммерсант, да?”
И что отвечать им было, Бог весть. То, что я не иностранец, в их понимании этого слова. И уж точно не коммерсант. Сказал, что нахожусь здесь по заданию Родины. Шучу я так.
Ничего я им не сказал...
О выставке промолчу. Я поклонник современного искусства, а не психически нездоровых людей. Платить за их душевные поиски, смятения и нехватку денег на успокоительные из собственного кармана, я более не намерен. Поэтому как говорят англичане I am out. Не думаю, что центр Жоржа Помпиду умеет отличить зерна от плевел. Да и ребят из Казани жалко: один раз такое “искусство” посмотришь - надолго охоту отобьет.
Во второй половине дня решил прогуляться, любим маршрутом от Инвалидов до Эйфелевой башни. А чтобы не скучно было, задумал фотосессию “Приближение”: фотографии символа Парижа по мере приближения к “железной леди”.
В середине задуманной акции у меня кончилась пленка. Значит ли это, что к легенде невозможно приблизиться никогда? Или в этот приезд, впрочем, как всегда в этом городе, я снимаю беспорядочно много?
Конец маршрута у подножия башни. Люди при минусовой температуре стоят в очереди, чтобы подняться наверх. Где тоже не слишком тепло. Вот они истинные патриоты города.
Прощальный вечер “кучу” на Одеоне. Прямо напротив метро сажусь в классическую парижскую кофейню с окнами-витринами от пола до потолка, круглыми столиками и разношерстной публикой в этом месте и в этот час. Смотрю по сторонам на соседей и вижу: мужчину средних лет с огромным томом, в который он даже не заглянул; японскую парочку, разговаривающих громко и очень занятых самими собой и от того, упустивших из виду машину с рекламным щитом на языке их страны; девушку-официантку, что ничуть не расстроилась, когда широкой полой пальто смахнули вдребезги посуду за соседним столом. Я писал эти строчки возле окна-витрины старого парижского кафе у метро Одеон. Странно, но я поймал себя на мысли, что и для парижан спешащих по ту сторону стекла, по широкой улице холодного города я тоже неотъемлемая часть городского пейзажа. Как Эйфелева башня и клошары в метро и неведомый чужестранец, строчащий в блокнот первые впечатления.
Вечерело.
Мечты сбываются.
12/02/2006 17:55
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.