Уже в ноябре мы решили задуматься, как бы качественно и интересно провести новогодние праздники. Сам Новый Год не обсуждался – это праздник домашний, а вот сразу после него куда-нибудь махнуть очень хотелось. Время для путешествия удачное – и настроение еще праздничное, и время есть, и народного столпотворения уже меньше. Решили – Кострома! Родина Снегурочки, как написано во всех рекламных проспектах. Расстояние до неё – 378 км – нас опытных путешественников уже не смущало. Решили выехать из Москвы как можно раньше – часов в 7 утра, чтобы быстро проскочить по городу без автомобильных пробок. Действительно так и получилось, не прошло и получаса как мы уже освещаем противотуманными фарами утреннюю темноту и легкую позёмку на Ярославском шоссе. Через час с небольшим за Переславлем подкрепились бутербродами и горячим чаем из термоса.
В силу личных соображений по времени нам пришлось забронировать два варианта: с 3-5 января в гостинице "Ипатьевская слобода" и с 5-7 января в "Интурист-Костроме". Наши предпочтения принадлежали второму варианту: во-первых "Интурист" и неплохие отзывы в Интернете; во-вторых, забронировали бунгало, а это все-таки отдельный 2-хкомнатный домик. Но как оказалось, всё что Бог ни делает, всё к лучшему. Получилось у нас поехать 3-го января и соответственно в "Ипатьевскую слободу". Остались невероятно довольны. Дело в том, что у "Интурист-Костромы" оказалось очень невыгодное расположение, мягко говоря, "на куличках": на обочине широкой автомобильной трассы, на въезде в новую часть города. Может там всё хорошо, но подышать выхлопными газами мы можем и в Москве. До центра города, если вы не на машине – добираться очень далеко и непонятно как.
"Ипатьевская слобода" нас приятно удивила. Мы ожидали чего-то среднего, но сама гостиница находится всего в 30 метрах от Ипатьевского монастыря, на самом берегу Волги. Там зимой-то невероятно красиво: тишина, широченная река подо льдом с рыбаками, набережная, монастырские стены – представляем как же здорово там летом. На панорамных фотографиях Ипатьевского монастыря, сделанных с другого берега, которые часто можно увидеть в рекламе, второй деревянный резной домик справа и есть "Слобода" - так что оцените сами месторасположение. У гостиницы свой внутренний дворик, обнесенный резным заборчиком, с собственной избушкой-банькой. Уж как нам хотелось попариться, тем более что морозец был -21 градус, но она была на ремонте, к большому сожалению. Единственный минус, что в нашу новогоднюю, (т.е. завышенную – 2500 р./сутки) стоимость проживания не входил завтрак. Покушать можно было рядом в одноименном кафе, кстати, неплохо: омлетом, горячими бутербродами, блинчиками со сгущенкой, медом, сметаной – всё по 30-50 рублей.
Ещё, как варианты мы рассматривали гостиницы "Муш" и "Волга". Прочитали в Интернете, что в армянском "Муше" можно снять номера на час, и напряглись: не из-за моральных соображений, а чисто гигиенических. Но, когда проезжали мимо, увидели, что эта частная гостиница находится очень привлекательно - на центральной Советской улице, при ней есть своя "Пицца" и кафешка, да и с виду смотрится симпатично, такой свежеотреставрированный купеческий двухэтажный особнячок.
"Волга" просто испугала нас своим масштабом и серым цветом.
После того как мы уже поездили по городу, отметили для себя гостиницу "Корвет" на пришвартованном к набережной пароходике. Самая центральная гостиница, наверное. Не знаю, как там у них внутри, но летом остановиться там замечательно. Ваши глаза будут любоваться чудесным видом Волги и золотых куполов Ипатьевского монастыря, прямо напротив, на другом берегу.
День первый
Деревянные стены и двери в гостинице были расписаны цветочными узорами, очень необычно.
Мы полюбовались, кинули вещи, и сразу пошли в Ипатьевский монастырь. В маленькой кассе при входе купили единые билеты на посещение всех выставок. По высоченным ступенькам поднялись на белое каменное крылечко Троицкого собора. Сразу случайно внутри самого храма попали на торжественное фотографирование православного руководства, может для какого-нибудь Рождественского календаря. У всех монахов бледные торжественные строгие лица, внимательные глаза – ведь пост идет. По окончании съемки люди наклоняли головы для благословления, но нам было стыдно: только зашли с дороги, не настроились на духовное, не отошли от суеты, пост не соблюдаем, поэтому просто постояли, посмотрели. В самом соборе на стенах и куполе прекрасные фрески, яркие, хорошо сохранившиеся. Горят свечки перед золотым образом Ипатьевской Божьей Матери, и иконой Николая II и канонизированной царской семьи. Слева находится прославленная медная дверь, толпятся группы туристов.
Не буду описывать все выставки в монастыре. Хочу описать Романовские палаты. У них веселый разноцветный фасад, с монастырского двора поднимаетесь по крутой лестнице на второй этаж, где находится выставка старинных рукописей, грамот, вещей, принадлежавших царской династии.
Вход в палаты на вторую часть экспозиции прямо под лестницей, незаметная такая кованая дверка. А вот туда-то и рекомендуем вам обязательно сходить. Здесь хранятся уникальнейшие, сногсшибательные, поразительные фотографии Николая II, и его семьи, когда они приплыли в Кострому на празднование 300-летия города. Ощущение от фотографий такое, как будто ты там, в 1913 году, стоишь в толпе и машешь императору цветами. Мальчика царевича Алексея ведет его дядька-казак, царевны рядом шествуют, в красивых таких шляпках и, наверное, наимоднейших платьях. Костромской глава умильно улыбается, и, вроде как руками машет, приглашая царя, может на праздничную трапезу. Сюжеты разные, фотографии черно-белые, но как новые, будто сделаны вчера в ретро-режиме фотоаппарата. Да, вот, кстати, Николай II и на наших знакомых ступеньках стоит перед палатой своих предков Романовых. Сюда ведь Земский собор направил посольство из Москвы, чтобы 16-летнего Мишу Романова на царствие пригласить. Миша с мамой Марфой посоветовался, крепко подумал и дал своё согласие. (Русскую историю, конечно, надо почитать в соответствующих изданиях). Вот на фотографии перед своей фамильной древней иконой стоит на коленях и плачет, приехавший сюда в родовое гнездо из Парижа, седой потомок Романовых. Вот такая выставка, казалось бы: подумаешь фотографии, а впечатление очень сильное.
Поскольку мы были немного утомленные, всё-таки 5 часов дороги, на Романовых палатах решили пока остановить знакомство с Ипатьевским монастырем и поехать в центр, чтобы пообедать. Припарковали машину у Торговых рядов и пошли на поиски вкусного местечка. В самом начале Молочной горки увидели ресторан "Славянский", но у него был такой презентабельный вид, что его решили оставить для ужина. В результате - результаты наших долгих поисков были нулевыми – одни кофейни и столовые.
На центральной Советской улице увидели симпатичную кофейню "Рога и копыта". В кафе "Косторомичка" юные румяные костромичи за пластиковыми столами потягивали чаёк из щербатых чашек в прикуску с пирожными: эклеры и "картошка" по четыре, кремовые корзиночки по шесть рублей. Столовая "Лимпопо" тоже гудела, народ там кормили супчиком рублей за 10, рублеными шницелями по 18, и компотом из сухофруктов по 3 рэ. Трактир на Пятницкой был закрыт на ремонт. На глаза постоянно попадались рекламные щиты столовых с комплексными обедами за 40, 45, и даже (совсем обалдели, как дорого!) 55 рублей. Мороз крепчал, вечерело, мы ужасно хотели есть, (я лично была согласна даже на комплексный, который за 45), а поскольку на машине потратили много времени на парковки и развороты, то вообще уже было время ужинать, а не обедать.
В результате мы помчались обратно в "Славянский" с вытаращенными глазами. Интерьер там симпатичный, русско-деревенский, официантки в лаптях, в зале стоит огромная бочка-цистерна с краниками, для производства пива. Цистерна была недействующая, а вот пиво предлагалось живое, тёмное и светлое, и совершенно замечательное. Автор этого текста выдула на голодный желудок два стаканчика и по этой причине горячий мясной салат с фасолью (~80 р.), и запеченного судака (~130 р.) слопала с восторгом. Моя трезвая вторая половина оценила вкусовые достоинства заказанных блюд на троечку. Да и сервис, честно говоря, был почему-то сонный: еле шевеля лаптями, девушка-официантка притащилась принять заказ. Мы спросили: "А пиво здесь варят? – Не знааю", "А судак местный? из Волги? – Не знааю". Понятно, что надоедают посетители, все заказывают, да жуют, но очень хотелось, хоть показного, но радушия. На входе одна стена в "Славянском" была сплошь увешана визитками проезжих и местных посетителей. Разглядели, что здесь, оказывается, баловался живым пивком журналист ОРТ Павел Шеремет.
После ужина взгляды на жизнь у нас стали более позитивными, и мы пошли на центральную площадь. На ней заманчиво сверкала огнями огромная новогодняя ёлка, костромская малышня с визгом и писком обкатывала, сложенные из ледяных кирпичиков горки, гремела веселая музыка, и вылепленные из снега 8-метровые фигуры Дед Мороза и Снегурочки тоже были готовы пуститься в пляс (!хотя, может, мне это и показалось после живого пива то!).
В целом Кострома нам понравилась. Славный город! Площадь центральная, большая и красивая, окружена старинными особнячками с кружевными чугунными фонариками и колоннами: пожарной каланчой, гауптвахтой, дворянским собранием, просто домом с колоннами, и презентабельным домом местной административной власти. Бронзовый Юрий Долгорукий с мечом и протянутой пятерней, Ильич, в такой же позе, но без меча, задумчивый Сусанин.
По преданию, будучи в Костроме, императрица Екатерина Петровна развернула свой веер и льстивые придворные дали распоряжение закладывать улицы в таком же веерном порядке. На Проспекте Мира, (как бы веер посерединке), расположен очень красивый Драматический театр имени Островского, а чуть подальше Художественный музей. Торговые ряды находятся через улицу, на другой стороне площади, ближе к набережной. По улочке Молочная горка спускаетесь прямо к Волге. Но всё это прилизанный центр, а так, вся старая часть Костромы это деревянные двухэтажные домишки-покосюшки. Современная часть Костромы (через реку) - панельный новострой. Мороз крепчал и мы повернули в гостиницу. Устали.
День второй
В планах на этот день мы наметили три маршрута: Щелыково – музей-усадьба Островского, там находится Ярилина поляна и незамерзающий Снегурочкин родник-ключик; лосиная ферма в Гридино и село Красное-на-Волге – центр народного художественного промысла скани.
Когда стали интересоваться в гостинице, как доехать до Щелыково, сбежался практически весь персонал. Все вопросительно округляли глаза и молчали, потому что никто не знал где это. Странно. Всеобщими усилиями дозвонились до водителя какого-то туристического автобуса и он сказал, что до Щелыково 180 км или 3 часа, ехать надо в сторону города Островский. Мы поняли, что вряд ли мы туда поедем – далековато. Пошли, позавтракали блинчиками с горячим чаем, обсудили планы и загрузились в машину. Машина почихала и с трудом завелась. Посмотрели на термометр, батюшки, - 21 градус!
Впереди нас ждала лосиная ферма и скань. Но по дороге мы остановились у Торговых рядов, чтобы быстренько пробежаться по магазинчикам. (Догадайтесь, чья была инициатива!). Дело в том, что вчера мы прогулялись по Торговым рядам, пытаясь соорентироваться, где Пряничные ряды, где Мучные, где костромской народ торговал квасом, где рыбой и маслом. И хоть мы гуляли в вечерних сумерках, но я высмотрела две вывески льняных магазинчиков "Славянка" и "Текстиль для дома" и еще антикварный.
В Москве почему-то думалось: вот приедем в Кострому и там купим, что-нибудь такое древненькое и старинное, и недорого. Но ничего такого в "Антикваре" глаз не выхватывал – масса битой посуды, лошадиная упряжь, часы с кукушками. Бронзовые подсвечники – 8 т.р., древнее мутное зеркало в деревянной ветхой раме, в которое смотрелась какая-нибудь костромская деревенская красавица лет сто назад – 300 р., старинные кружева из сундука. Лично мне по сердцу пришлись большие разноцветные бутыли для хранения сами понимаете чего, но не везти же их в Москву. Случайно у меня из рук выпала крышечка старой сахарницы, которую я в полуобморочном состоянии подхватила с пола. Но она была такая битая и клееная-переклееная, что лишнюю трещину никто бы и не заметил. Выскочили из антикварного, буквально физически, стряхивая с себя пыль времени. Все-таки трудно покупать предметы с такой историей, давит как-то.
Разрекламированный магазин "Славянка" от Костромской льняной мануфактуры меня не впечатлил, но в "Текстиле для дома" все стены были увешаны ткаными картинками-гобеленами без рамок. Всевозможные сюжеты, размеры, от 150 до 400 рублей, надо только вставить в рамку. Я купила картину Шишкина "Корабельные сосны", очень мне понравилась. На скатерти я смотрела мельком, потому что точно знала, что покупать я их буду только в льняных палатках вдоль стен Ипатьевского монастыря. Все эти магазины находятся в левом крыле Торговых рядов, если стоять лицом к Волге.
Подробной карты города у нас не было, и мы, примерно ориентируясь по областной карте из путеводителя, проехали до конца длиннющей Советской улицы и повернули направо. Километров через 5 уже увидели указатель "село Поддубное" и нужную развилку, свернули туда. Навстречу нам попались два автобуса битком забитые довольными туристами. Мы повеселели – значит едем правильно и скоро увидим лосиков. Я, как человек эмоциональный, уже скакала на переднем сиденье в радостном предвкушении того, что скоро маленький лосик ткнётся мне в ладонь теплыми губами и я почешу ему мохнатую челку между ветвистыми рогами. За Гридино свернули с асфальтовой дороги направо согласно лаконичному указателю "Сумароковская лосиная ферма", снизили скорость и осторожно покатили по узкой снежной дорожке среди сугробов. Вдруг послышался скрежет и моя вторая половина, сообщила, что мы скребем днищем нашего Пассата по твердым комам снега. Мы остановились. Сзади подъехала "Волга", заполненная родителями с веселой детворой. Мужчины вышли и стали совещаться. Потом "Волжанка" обогнала нас, запыхтела, завертелись колёса и наша русская девочка понеслась вперед и исчезла за поворотом. Мы завистливо посмотрели ей вслед. Сели опять в машину, размышляли минут 10 и решили – вперёд! С черепашьей скоростью, накренясь на один бок поползли. Проехали километра три, дорога плохо почищена, разбита уазиками и газелями, идёт посреди заснеженного поля с заячьими следами. На пути увидели полуразрушенный коровник, который я приняла за лосятник. Когда моя вторая половина логично отметила отсутствие стекол в окошках, я с надеждой кричала: "А зачем лосям окна, это же дикие животные!".
Ползем следующие километра три. С одной стороны, конечно "мороз и солнце" и "под голубыми небесами, великолепными коврами", но с другой - мороз -21, и лосиной фермы все нет и нет. Наконец на кромке леса показались деревянные башенки, мы рванули вперёд, и вдруг увидели, что навстречу нам едет та самая "Волга". Странно, что так быстро возвращаются. Подождали их, поравнялись, приоткрыли окошко. Мужчины нам сказали следующую информацию: Лосей нет. Людей тоже нет. Никого нет. Все закрыто. Видимо лоси приходят к кормушкам в определенное время, тогда-то и подъезжают организованные экскурсии.
Вот тебе и приехали. Но все-таки мы решили хоть просто посмотреть на саму ферму, поэтому кинули машину посреди дороги, (чтобы не скрести зря днищем), и потопали по искристому скрипучему снегу к домикам. Подошли к маленькому вагончику, из трубы которого шел дым, но брезентовая дверь была подпёрта палкой, и в дырку нас грозно облаял Шарик. Мы пофотографировались и порулили обратно. Уже проехав самый трудный участок дороги, мы увидели встречную иномарку, снова с детишками. Остановились и спасли их от напрасной дороги. На обратном пути размышляли о том, почему работникам лосефермы не ведомо слово "маркетинг". Вот поставили бы у кормушки самого древнего сохатого, накрошили бы ему хлебушка, и радости всех, а особенно детворы - ведь рождественские каникулы! - не было бы предела и денежки бы капали. Подсчитали потери: оторвались всё-таки два передних брызговика, хотя и ехали острожно. Приободрило нас только зимнее солнышко, которое выглядывало из-за макушек заснеженных сосен.
В нашем путеводителе было написано, что в селе Поддубном надо обязательно остановиться и посмотреть старинный храм Николы Угодника. Что мы и сделали. Остановились, подошли, но церковь была закрыта. Стоим расстроенные, вдруг мимо топает женщина с продуктовыми сумками.
Остановилась, улыбается и спрашивает окая: "Здравствуйте. ЧегО-тО хОтите?".
Мы говорим: "Да вот хотели в храм попасть, а он закрыт".
Она интересуется: "А вы храм хОтите пОсмОтреть, или свечки пОставить?"
Мы отвечаем: "Вот хотели бы и то, и то сделать"
Женщина говорит: "Так я сейчас сбегаю, ОткрОю вам. Ключик у меня".
Она забежала в соседнюю избу, принесла ключи и открыла нам церковь. По дороге рассказывает, что сельские люди вот собирали долго денежку, и, наконец, накопили нужную сумму, и батюшка, Слава Тебе Господи, провел тёпло в центральную часть храма.
Вошли, любуемся росписями. Мы заметили, что основным фоновым цветом костромских храмов является сочно-синий или темной-голубой, как цветки льна. Ведь, предположили мы, в Костроме выращивают лён, а у него именно такие сине-голубые цветочки. Чтобы поставить свечки, женщина подвела нас к двум древним иконам в серебряных окладах – Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Огоньки наших свечек осветили их темные лики. И так мне по сердцу пришлась Параскева, не знаю как сказать словами. Вот на душу легла. Добрая.
Дальше наш путь лежал в село Красное-на-Волге. Мы предполагали забежать там в местный музей скани и посмотреть на церковь Богоявления. Представляли себе небольшое сельцо, музей в деревянной избушке, не более того. Встретило нас село красочным транспарантом: "Добро пожаловать! Отмечаем 800 лет нашему красносельскому ювелирному промыслу". Оказалось, что село очень богатое и крепкое, благодаря местным ювелирным заводам: одному государственному и нескольким коммерческим. Магазинчики, где продают разнообразные золотые ювелирные украшения, есть от каждого предприятия. Вот, к примеру, госзавод и при нём магазин "Карат", с интерьером шикарным даже по московским меркам; завод "Аквамарин" и одноимённый магазинчик в кирпичном особнячке; завод "Платина" и магазин от него; завод "Диамант" и магазин и т.д. Но об этом после. Богатое село, здесь и пристань есть, летом сюда плавают теплоходики из Костромы.
Музей скани располагается в одном из краснокирпичных корпусов ювелирного госзавода и работал по укороченному графику до 15 часов. Поэтому мы поспешили туда. Экспозиции находятся в нескольких залах и мы обходим все, любуясь дивными украшениями из скани. Какие же мастера их делали! Все Герои соцтруда, а ведь раньше такие звания давали не просто так. Что не изделие, то просто сказка - душа в них вложена. Посмотрели на крошечный сервизик на таком же малюсеньком столике, где чашечка размером с божью коровку. В последнем зале оказалась выставка картин. Сначала я лично, как-то даже не хотела переключаться со скани на какие-то провинциальные пейзажи, а потом, присотревшись, не могла оторваться. Художница – молодая местная женщина, к сожалению, не запомнили фамилию. Сюжеты деревенские, но настолько светлые, солнечные и позитивные, что если бы позволяли материальные возможности, купила бы не задумываясь, сразу картин пять.
Вот, к примеру: вечер, речка, тоненькая девочка сидит на мостике и из пригоршни умывается. Или натюрморт: в саду на столике на самом солнцепёке стоит в вазе охапка ромашек и васильков. Написано так солнечно, что буквально чувствуешь июньскую жару и слышишь, как жужжат пчелы. Еще вот: деревянный деревенский домик, пышный куст цветущего шиповника под резным окошком и малышня гоняет мячик. Очень легкие картины. Бабушки-дежурные с гордостью нам сообщили, что "Ленка, художница наша, краснОсельская. Усе люди хОдят и усем нравится, усе вОсхищаются". Они же нам сказали, что небольшие ее картины можно купить в фойе. Мы выскочили туда, но, к сожалению, там продавались такие не совсем удачные этюды от 3 т.р., а лучшие ее работы были, бесспорно, на выставке.
Потом подъехали к церкви Богоявления. Она тоже была закрыта, но место, где она находится, действительно, как написано в путеводителе, удивительно спокойное, благодатное. Мы почувствовали.
А дальше мы подъезжали, останавливались и заходили в ювелирные магазинчики. Если у вас есть желание озолотиться, то без покупки не уедете. Мне понравились серебряные ложечки в магазине от госзавода. Их там большой выбор, цены в районе 600 рублей. Говорят, если малышей кормить с серебряной ложечки, то не будут болеть ангиной. На крестины тоже дарят ложечки. Изделий из скани не было вообще, только видели сувенирных коняшку и яичко. Ничего особенного, (а какие были в музее!), и неподъёмно дорого. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но я поняла, что у каждого завода свой стиль украшений. У государственного наиболее традиционные, а лично мне больше всего понравились изделия в "Диаманте" - это красный кирпичный особнячок прямо на въезде в село. Модные типа.
Вообще мы искали крестик для моей второй половины. Просмотрели их преогромное количество, но так ничего и не выбрали, хотя видели очень красивые. Половина моя все время говорила "Нет. Не буду, не хочу, не нравица". Ну что поделаешь!
Когда мы выехали из села уже снова темнело, и было около четырех-пяти часов. Мы поняли, что ужасно хотим есть и погнали в Кострому на предельной скорости. С местом ужина определились заранее – ресторан "Берендеевка" в парке, в самом конце улицы Ленина. Мчимся, я считаю номера домов. Уже парк закончился, а нашего ресторанчика нет. Развернули обратно и подъехали к рекламному плакату с надписью "Берендеевка". Мы его проехали, думали, что за ним, оказалось – поворачивать надо перед ним. Снова едем. Уже по парку. Темно. Кушать хочется ужасно. Ресторана нет. Вытащили путеводитель, читаем: "находится на берегу пруда". Уже в сумерках определили по очертаниям сугробов, что пруд рядом и свернули наугад на какой-то свет в окошке. Слава Богу, это "Берендеевка". Честно говоря, не мешало бы 100 рублевые китайские гирлянды намотать на столбик, хоть какой-то опознавательный знак. Влетаем в бревенчатый шатер, мама дорогая, ресторан закрыт на обслуживание, люди отмечают юбилей. Но мы вызвали администратора, и видимо, она прочитала что-то такое в наших голодных глазах, что выделила нам столик прямо напротив праздничного застолья.
Еде в "Берендеевке" мы ставим однозначную пятерку. Ужасно вкусно. Пишу и вспоминаю ароматный пар от похлебки "Берендеевской" и ухи из трех видов рыбы (~ по 100р.) – ммм. Кушали судака и мясо по-берендеевски (~130-170 р.), рыбную закуску по-царски (~80 р.). Единственное, Брегг, Монтиньяк, Волков и прочие диетчики здесь отдыхают: все блюда щедро залиты запеченным майонезом. Но мы так хотели есть, что, пожалуй, я могла бы откусить кусок от тарелки, как генерал из "Сибирского цирюльника" и даже скушала бы уголек от сгоревшего проспиртованного сухарика, который эстетски на мисочке подожгла нам официантка.
Утолив голод насущный, стали наблюдать за праздником. Кострома весело гуляла за соседними столами. Юбилярше каждый гость вставал и зачитывал длинное стихотворение-поздравление собственного сочинения. Кто-то сопровождал это аккомпанементом гитары, кто-то сам пел куплеты, кто-то исполнял танец. Подарки тоже были оригинальные – это и деньги в банке, и чудодейственные самодельные наливочки. Так душевно все проходило, не как у нас в Москве – дежурный подарок вручил, дежурный тост оттарабанил и припал к столу, чтобы наесться на сумму подарка. Молодцы!
После русско-берендеевской кухни потянуло на кофеёк и мы поехали снова в центр, на Советскую улицу, в кофейню "Рога и копыта". Модное местечко. Ассортимент кофе и десертов отличный. Чего изволите: капуччино с мятным ликёром или латте с корицей? Мы изволили мокко с ванилью и инжиром, десерт – горячий шоколад в высоком бокальчике под шапкой взбитых сливок и яблочный штрудель собственного изготовления. Очень и очень. Интерьер в кафешке смешной, по Ильфу и Петрову.
Представьте себе, что вечером мы еще погуляли по центральной площади, перед нашей любимой новогодней елкой. Но когда мороз уже стал реально кусать за все места, поехали отдыхать в гостиницу. Устали.
День третий
Наконец-то мы прониклись Костромой и живем теперь по местному времени – никуда не торопимся, не суетимся, не горячимся. Завтрак снова блинчиками, но уже двойной порцией!, в кафе "Ипатьевская слобода", потом вышли на улицу, вдохнули морозного воздуха, посмотрели на Волгу и решили прогуляться вдоль берега и монастырских стен. Сегодня мы никуда не торопимся, смотрим монастыри.
Дошли до пирса с чугунными столбиками и цепями (рядом с нашей гостиницей), пофотографировались на фоне Волги, замерших барж и застывших перед лунками фигурок рыбаков. Пошли вдоль крепких белых монастырских стен, любуемся золотыми маковками Ипатия, просвечивающихся через прозрачные ветви высоких деревьев. Это липы, причем вековые, в три обхвата не меньше. Представляете, как здесь летом пахнет липовым цветом, а? Вышли к сложенным из темных бревен крепким срубам музея-деревни. Музей деревянного зодчества находится сзади Ипатьевского монастыря, (чтобы в него попасть лучше обойти монастырь справа, если стоять лицом к воротам), но зимой он заметен снегом, не работает.
Вот шли-шли, нырнули в какой-то проход между первой крепостной стеной и собственно монастырской, и вдруг дошли до тупика. Возвращаться лениво, и пришлось нам просочиться через каменный полуарочный водосток в стене. Подобрали полы курток и с визгом, скользя по снегу, пролезли. Завершив обзорный круг почета вокруг монастыря, снова пошли во внутрь. Уже не спеша, наслаждаясь и всё фотографируя, как настоящие туристы. Снова поднялись по крутым ступенькам в Троицкий собор и остановились в церковной лавочке. Я очень-очень хотела купить икону Параскевы Пятницы. Пока я рассматривала прилавок, вдруг в бок меня толкает моя вторая половина и говорит: "Смотри, вот крестик мне нравится. Хочу купить". Я была поражена. Ведь вчера в Красном-на-Волге рассматривали столько крестиков, а ничего не выбрали. Я рассказываю об этом женщине, которая всё продает. Она совершенно не удивилась. Улыбается и говорит: "А знаете, у нас особые крестики, благодатные. К нам многие специально даже по нескольку раз за ними приезжают". Потом она у меня спрашивает, а купила ли я иконку святого Ипатия. Я растерялась, потому что, честно говоря, даже и не задумывалась об этом. Она говорит: "Обязательно купите у нас эту иконку. Это наш святой - Ипатий, продается только у нас в монастыре". Я с огромным удовольствием это и сделала. Еще она сказала, что Параскева – это тоже очень редкая икона и посоветовала нам, спросить про неё в Богоявленско-Анастасиином монастыре, куда мы и собирались ехать.
Мы поставили свечки и вышли из монастыря, переполненные самыми светлыми чувствами.
А впереди нас ждут так называемые Льняные ряды – длинный ряд палаток, где торгуют одеждой и текстилем из костромского льна. Еще в Москве мне дали заказ купить красивые скатерти. Заранее в Москве мы прикинули размер, определились с цветом и поэтому сейчас я целенаправленно ищу "заказ". Купила две льняные скатерти с одинаковым узором "ромашка" и мережками: белую, за 500р. (1.5 на 2.5) и брусничную, за 300р. (1.5 на 1.5); и очень красивого золотистого цвета двухстороннюю за 850 р. (1.2 на 1.2) - эти скатерти идут на экспорт, поэтому дорогие. К скатертям подбираются такие же салфетки. Мне сказали, что многие берут льняные скатерти, ведь качество отличное, и вешают как шторы. Покупать здесь очень удобно, не успеешь попросить, как мгновенно тебе развернут, встряхнут, все покажут и расскажут – продавцы здесь лично заинтересованы в покупателях, не как в магазинах.
Продаются льняные мужские рубашки (350р.), льняные брюки, льняные носочки. Моей второй половине постоянно предлагали какие-то "модные кольчужки", примерно как на трех богатырях на картине Васнецова. Кольчужки эти были навязаны всех размеров для мальчиков от 2-х лет и XXL. Вязаные льняные женские кофточки (от 500р.) лично мне не понравились на качество, грубоваты как-то, хотя на вкус и цвет товарищей нет, и были очень симпатичные. Еще мне приглянулись льняная нежная вязаная панамка и такой же сарафанчик для девочки. Была бы у меня дочка, обязательно бы купила. Детская одежда тоже недешевая. Легкая курточка-ветровка средней красоты для мальчика-малыша из льняной холстинки ~500р. Я бы еще смотрела и смотрела, но меня уже практически хворостиной отогнали от прилавков и направили к машине.
Подъехали к церкви Иоанна Богослова, что в Ипатьевской слободе, прямо за льняными палатками. До нее вообще-то 5 минут ходьбы, но так как ужасно замерзли, то подъехали. Очень старинный и красивый храм. Внутри снова увидели росписи на ярком синем фоне и необыкновенно красивые иконы Богородицы: внутри за стеклом её образ окутан, (если можно так сказать), одеянием из вологодского кружева. Такого мы нигде еще не видели.
Дальше поехали по Пятницкой улице в Богоявленско-Анастасиин монастырь, это женская действующая обитель, практически в самом центре. Припарковали машину на улице Козуева – запомнила это смешное название. Сначала мы попали в угловую церковь Успения. На первом этаже располагается церковная лавочка, а дальше по лестнице, по красной дорожке, поднялись наверх, в саму церковь с высокими сводами, заполненную светом, с необычайно красивым резным деревянным иконостасом.
В лавочке старушка-монахиня очень переживала, что у них нет иконы Параскевы Пятницы и посоветовала нам заехать в маленькую часовенку на Молочной горке: "Там точно есть". И еще с гордостью сказала, что у них в монастыре 18 древних чудесных икон и все мироточат.
Потом пошли в главный Богоявленский собор, там тоже все непривычно: сначала попадаешь в большой зал-келью, где монахини продают иконы, масло, книги и принимают записочки, далее проходишь по светлому коридору и поднимаешься по ступенькам, затем снова по ступенькам и попадаешь в сам просторный храм. Неудобно ходить по церкви и глазеть, как по музею, поэтому мы сразу спросили, где находится Чудотворная икона Федоровской Божьей Матери. Нам показали в уголок направо. К ней стоит небольшая очередь. Сама икона расположена как бы на высоком крылечке с деревянными позолоченными витыми столбиками, под балдахином. Она двусторонняя: на обратной стороне изображена Святая Параскева. Чтобы подойти к образу, поднимаешься по маленьким деревянным ступенечкам.
В часовенке на Молочной Горе я КУПИЛА Параскеву Пятницу! Очень благодарна отзывчивым добрым костромским женщинам, которые так искренне мне пытались помочь.
Пообедали в кафе "Каретный ряд", которое находится прямо напротив Драматического театра им. Островского. Интерьер современный, в меню названия блюд очень вкусно написаны, в отличие от непосредственного их исполнения. Лучше бы наоборот.
Вышли из кафе, совсем рядом находится Художественный музей. Читали, что там хорошее собрание картин известных художников (www.kostroma-museum.ru). Но нам пора готовиться к отъезду. Решили поехать на рынок, который находится в правой части Торговых рядов? (если стоять лицом к Волге)? и накупить вкусных гостинцев. Нашли павильон, где продается костромской сыр. Это для нас он костромской, а у них сыр, имеет название местности, где его производят: есть Сусанинский – из Сусанино, Чухломской, из Солигалича и Костромской конечно. Купили каждого по кусочку, все свежайшее. Рядом давно подзабытые бруски сливочного вологодского масла наразвес. Жалеем, что не забежали в рыбный отдел. Потому что, как-то раз припарковывались у Торговых рядов, а перед нами из маршрутки высыпала целая толпа заиндевевших от мороза, но довольных краснолицых обветренных рыбаков – хоть и зима, а улов-то есть!
В кафе "Костромичка" наполнили горячим чаем наш термос и купили пакет колец с творогом себе на дорогу (по четыре р.!), и пакет всяких-разных, (в том числе и дорогих по шесть р.!), пирожных детства, чтобы всех угостить на Рождество. Ехать нам из Костромы до Москвы около пяти часов.
И теперь дома на нас с заснеженного подоконника строго взирает благочестивый старец Ипатий с седой бородой и улыбается Параскева из русского города Кострома.
Какая поразительная вещь, никогда до этого не задумывалась: представляете, как по всей России в одно и тоже время, утром и вечером, в каждом храме начинают звонить в колокола и читать молитвы о здравие, о спасении, о сохранении, о благополучии. Где-то в церквях полно людей, где-то может быть несколько старушек. Количество не важно. Сила духа ведь очень велика. И может быть, на этом держалась и держится наша страна?
22/01/2006 15:56
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Костромская область
- Города: Кострома
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.