Индонезия, Бали. Путевые заметки



    Летим. Итак, 16 декабря – куплены горящие путевки за смешные деньги, собран необходимый минимум вещей – пара неполных сумок ручной клади, все остальное купим там. Полетели. 12 часов лета до Сингапура проходят незаметно благодаря бутылке виски и последующему здоровому сну. В Сингапур прилетели в середине местного дня – садимся – за окном тучки, дождик – полная иллюзия поздней слякотной осени. Всех просят из самолета в транзитную зону – досмотр самолета местными службами и смена экипажа.

    Предупреждают, чтобы не оставляли в самолете ничего ценного – сопрут. Не обманули – по возвращении не обнаруживаю недопитую бутылку Джонни Уолкера. Сперли, как и обещали. В транзитной зоне курилка на свежем воздухе, - выходим УУУХ! 30 градусов при стопроцентной влажности – после Москвы впечатляет. Дютик и общепит в Сингапуре со зверскими ценами – кружка пива 10 USD, литр РедЛэйбла – 40 с чем-то USD, парфюм – пузырек, продающийся за 120 USD в Сингапуре, был куплен потом в дютике Денпасара за 40 USD. Летим дальше. Еще 2 с половиной часа лету. Командир вяло сообщает, что сейчас пересекаем экватор, – лица сограждан безразличны – все устали.

    Сели. За окном ночь и тропический ливень. Таможня проверяет по сумкам количество алкаголя на лицо. Гид, знающий по-русски не больще двух десятков слов, трансфер в отель, в Куту, район Тубан – недалеко от аэропорта. С нами в басе еще двое ребят из Москвы, тоже в нашу гостиницу. Хорошо. Вместе веселее.

    Страна. Покатались, посмотрели страну и природу. Что-то описывать нет смысла, это надо видеть. Общее впечатление можно составить по фоткам, хотя, конечно, они не передают всей красоты, необычности и величественности природы. Совет – в любом случае по возможности отклоняться от стандартных маршрутов, хоть на пару километров влево-вправо – будет гораздо интересней. Из того, где был – Улувату, Танах Лот, вулкан Батур – обязательно стоит посмотреть, полазить - очень впечатляет. Хотя бы один из крупных храмов – тоже. Зоопарк, парк птиц – можно, зверушки-птички симпатичные. Лес обезьян в Убуде – на любителя, макаки там очень наглые и агрессивные, покормить обезьянок и остаться в более – менее чистой одежде шансов мало. Вообще, с обезьянами (а их много везде) лучше общаться не там, а, к примеру, в Улувату – они там гораздо спокойнее и адекватнее.

    Люди очень симпатичные и дружелюбные. Улыбаются тебе, даже если им ничего от тебя не нужно. Всегда с удовольствием что-то объяснят или покажут дорогу. И, что самое главное, умеют позитивно смотреть на любые вещи и получать от жизни удовольствие.

    Кстати. Еду в Танах Лот на мотике. Стоят полисмены, движение перекрыто. Что бы вы думали? Марафон! Сотни местных, совершенно просто так, бегут дистанцию в 10 километров. Им хорошо и весело. Через каждые 200-300 метров пути на обочине – небольшие оркестрики – лабают веселенькую такую музыку, чтобы бегунам было веселее бежать. Те, кто не бежит и не в оркестре – стоят на обочинах и подбадривают бегунов криками. Прямо таки праздник жизни. И это с учетом того, что участие в процессе, судя по плакатам, стоит 10 килорупий – довольно значительные для балийцев деньги.

    Да, конечно, уличные торговцы приставучи – с этим уж ничего не поделаешь, профессия такая. Но все равно в них нет той навязчивости-липкости, присущей арабам. И потом, пристают активно и пытаются впарить различное барахло, транспорт, массаж, марихуану и т.д., только пока турист белый, свеженький. Когда коричневеешь, уже значительно проще . Если уж совсем достали – можно купить майку с надписью "No! Y don’t need a fucking bemo, massage, и т.д…" Помогает .

    ...Кстати. Такой местный лохотрончик на улице: тебе дают билетик – типа беспроигрышной лотореи. Распечатываешь, там выпадает тебе приз – надо просто поехать в офис фирмы, на бесплатном, конечно же, такси, где тебя разведут на некоторое количество денег.

    Диалог примерно такой (первый вариант): Абориген: - Говорите по-английски? Турист: - Да… Абориген: - Вот лоторея, тра-та-та… Откуда вы? Турист: - Аустралиан… (распечатываем билетик) Абориген: - Оооо!!!! Каааак вам повезлооооо!!! Вы выиграли Приз!!!!!! Ну и так далее…

    Вариант второй: Абориген: - Говорите по-английски? Турист: - Да… Абориген: - Вот лоторея, тра-та-та… Откуда вы? Турист: - Рашн… (распечатываем билетик) Абориген: - А… сорри.. не надо расковыривать, отдайте назад……

    Мораль: они уже знают, что русского не развести, как австралийца, и стараются не расходовать зазря силы и полиграфию. Впрочем, даже когда представишься австралийцем, и вдоволь постебаешься над парнем, они не обижаются, чем, собственно говоря, и симпатичны.

    Все экскурсии по острову организовывали себе самостоятельно. Когда ехали вчетвером, брали джип, когда ездил один - брал мотик напрокат. Джип Тойота Kdjang (7-ми местный, но поменьше Кукурузера) с водилой, бензином и кондишном стоит 20 долл в день. Он же без водилы и бензина - напрокат – сторговался тоже за 20, дешевле не отдают. Следовательно, водитель – на халяву, так что катались с водителем.

    Мотик брал в прокат на удице. Типа мотороллера, 125 кубиков. Сторговываемся на 200 тыс рупиях (20$) за 5 дней, т.е. по 4$ в день, если брать на 1 день – тогда 5$.

    ...Кстати. Показываю чуваку, у которого беру мотоцикл, российские пластиковые права. Гуд лайсенс? О да, гуд! Ну, гуд так гуд. Сел-поехал. Шлем надевать не стал, - жарко . И напрасно. Минут через 10 догоняет полисмен (тоже на мотоцикле). Типа стой, документы давай. Забирает у меня права и техпаспорт на мотик, говорит - ты без шлема ехал - не гуд, плюс к этому, лайсенс у тебя тоже совсем не гуд, поэтому приезжай завтра в Денпасар покупать права местного образца и платить штраф - за все выйдет полмиллиона рупий (50$). Я показываю ему на проезжающего мимо местного, тоже без шлема – а ему чего, можно? Ага, говорит, нашим людям религия запрещает шлем надевать, а вам положено. Посмеялись. Ну, чего, говорю привычно, может штраф типа на месте? Сдвигаемся к кустам, отдаю 5 долл, получаю назад права и техпаспорт. Судя по счастливому лицу полисмена, хватило бы и доллара. На прощание обьясняет мне принцип работы местной полиции – пока ты ничего не нарушаешь – всем безразлично, какие у тебя права, и есть ли они вообще. Облажаешься – будешь отвечать и за нарушение, и за отсутствие международных прав. Ок. Одел шлем, - больше ни разу за все время не останавливали.

    Немного о специфике местного дорожного движения. Ну, во-первых, ехать надо по левой стороне дороги, к этому, в принципе, привыкаешь быстро. Сложнее с перекрестками – все наоборот, трудно заставить себя повернуть "на встречку".

    На тех немногих перекрестках, где есть светофоры – у световора бывают зеленые стрелки, а бывают красные (расположенные на уровне красного сигнала) соответственно, когда такая стрелка горит, поворачивать нельзя. Там где светофоров нет, логику того, кто кому должен уступать дорогу, обнаружить не удалось. Просто если есть возможность проскочить и ни в кого не врезаться то проскакиваешь, в противном случае уступаешь. Знаков приоритета естессно, нет, вообще за все время я насчитал 5-6 видов дорожных знаков, пара запрещающих, остальные информационные типа крутой поворот.

    Дороги узкие, две легковые машины могут разьехаться далеко не везде. Впрочем, 95 процентов людей едет на мотоциклах, как правило, одна автомобильная полоса = от 2 до 4 рядов мотоциклов в зависимотси от скорости. Если обгоняешь впритирку, надо сделать "бип", если ктото перестраивается и тебя не видит - "би-бип", все просто. Немного привыкнув, начинаешь чувствовать себя вполне уверенно в движении, которое на первый взгляд выглядит, как полнейший хаос.

    Кстати. За все время не видел ни одной аварии, и ни одной, хотя бы с ободранным боком машины. Разговаривал с водителем джипа с которым ездили, - не бывает, говорит, аварий у нас… Так вот…

    Серфинг. Побывать на Бали и не попробовать серфинг – кощунство. Топаем на Кута-бич, берем в прокат малибу – здоровая такая доска для начинающих. Пробуем. Основная проблема – разогнаться перед волной, чтобы она тебя "зацепила". Явно не хватает физподготовки, да и доска здоровая, тяжелая. Час барахтанья в океане, литр соленой воды в желудке, - и вот оно - начало получаться. Еду, встаю и еду. Правда, строго перпендикулярно волне. Попытки направить доску под углом к волне - безуспешны. То ли доска не такая, то ли волна, то ли я что-то не так делаю. Ну и ладно, и так прикольно. Скорость кажется гораздо больше, когда едешь сам на доске, чем когда смотришь с берега. На следующий день повторяю. Мышцы все болят, долго не протянешь, но все равно удовольствие огромное. Девчонок просто "запускали" на доске – то есть, стоя где-то по шейку, толкаешь ее в сторону берега перед волной – и поехала. Минимум усилий, максимум удовольствия. Жаль, что предпоследний день. Но в следующий раз (а он обязательно будет) серфинг – обязательно. С первого дня. С физподготовкой предварительной… Ну, по крайней мере, сейчас, через 2 недели после возвращения, я так думаю…

    .....Кстати. У доски снизу плавнички (3 шт.). Пластмассовые. Чтобы их не сломать, до самого берега, до мелководья, доезжать нельзя. Вроде бы следил за этим. Так нет. Накатался, вылезаю отдавать доску – смотрю – сломан плавничок. Fuck!!! Абориген, сдавший доску, практически не скрывает радости. Объявляет - 15$. - Почему так дорого? – Патамушта за 3 шт. – Почему за 3 а не за 1? - Патамушта к этой доске только комплектом продаются.

    Смотрю – действительно – доска не такая как у всех – у всех плавники на 2-х шурупах, а у меня на шлицах. Вижу, что разводит, однако аргументов у меня нет, - ну не разбираюсь я в плавничках.

    – Поехали в магазин – посмотрим, - не сдаюсь я.

    Едем. Смотрим. Продавец гордо демонстрирует комплект плавничков за 30 баков. Сговорились, сволочи. Ладно. Едем обратно. - Злюсь. Ок, говорю, ты получаешь свои 15 долл, я отламываю оставшиеся 2 плавничка, потому что я за них заплатил, гуд? – Нее, тогда ты сам мне покупай это плавники и привинчивай, - отвечает.

    Плюю, отдаю 15. Ладно, вписываю этот день в историю поездки, как день, когда меня аборигены все же развели на деньги, хоть и символические.

    На следующий день, беря доску на прокат, обсуждаю заранее расценки на плавнички и порядок их замены. Заодно протягиваем с продавцом болтики, которыми плавнички крепятся - чтобы не открутились "случайно". Второй раз не нагребешь.

    Еда. Лопали в основном в ресторанчиках на ул. Картика Плаза неподалеку от отеля. Выходило долларов по 10 на человека если плотненько покушать первого второго и третьего. Когда под конец отдыха наступил финансовый кризис, стали ходить в сторону Легиана – там тоже самое за 5 долл. В принципе, если не придираться к наличию кондея, англоговорящих официантов и прочих ресторанных радостей, можно, заглубившись в город, кушать за доллар в кафешках для местных. Пиво местное Бинтанг очень даже ничего. Замечательный объем бутылки = 0,66 л. На мой взгляд, самое оно, потому, что 0,5 вроде мало а 2х0,5 сразу не выдуешь. Стоит 1.3$ в среднем. Местная рисовая водка Арак очень даже ничего. В ресторане доллар-полтора за 50 гр. Бутылку купить непросто. Видел в дютике на вылете и в супермаркете одном наткнулся перед самым отъездом. В обычных магазинах не продается.

    Кстати. Закончился привезенный с собой вискарь, решил купить арака. Как говорилось выше, в магазинах он не продается. Разговорился с продавцом. Ты, говорит, поезжай в Легиан и там пройдись по мелким частным лавочкам – найдешь. Сказано-сделано. Еду вечером в Легиан, захожу в стремную местную лавочку, торгующую непонятно чем для местных. Арак есть? Есть. 3$ литр. Гуд, давай. Смешно. Как во времена нашего сухого закона. Старушка-продавщица, настороженно озираясь, тащит из подсобки пластиковые бутылки из-под газировки с этим самым араком, самопальным, конечно же. Но ничего. Потом сравнивал с напитком, приобретенным в супермаркете в нормальной бутылке – разница небольшая. Мне даже самопал больше понравился – букет богаче.

    Все приведенные в статье цены в долларах – исключительно для удобства восприятия. Вообще расчеты там преимущественно в местной валюте, рупиях, которые надо еще добыть.

    Итак, Деньги. Курс был 1 доллар = 9800 рупий примерно. Но совсем не каждый доллар. Во-первых, мелкие деньги – 1, 5, 10$ меняют по 7-8 килорупий за доллар, чем мельче купюра, тем ниже курс. Во-вторых, 100-ки 96-го года выпуска – их либо не меняют вовсе, либо тот же заниженный курс. В третьих, 100-ки различных серий выпуска, известных только местным менялам (например, серия CB) – та же ситуация.

    Причем такая ситуация везде – и на улице, и в "Кодаках" и в банках, и даже в аэропорту за визу не всякую деньгу берут. Когда собирался на Бали, уже прочитал об этом в инете, и поменял еще в Москве все деньги 96 года на 2001. Однако, все равно несколько купюр оказалось неликвидных.

    Ситуация разрешилась неожиданно: захожу в очередной обменник, ради интереса даю купюру, у которой на конце серийного номера звездочка вместо буковки (ее перед этим не приняли в нескольких других обменниках) – меняют по нормальному курсу. Хорошо. А такую, говорю, возьмете – даю нехорошую серию СВ. – возьмем, но по 9700. Тоже неплохо. А может, и 96 год берете (у ребят, которые с нами отдыхали, было некоторое количество таких дензнаков)? Берем по 9700/$. С учетом того, что до этого лучшее предложение за 96 год было 8000/$, звучало совсем неплохо. Приходим на следующий день, приносим 96 год. За стойкой сидит другой мужик. 96 год брать отказывается. Нехорошо, говорю, я у вас тут вчера был, обещали взять. А… Ну, тогда, - говорит, - без проблем – и меняет нам весь неликвид по 9800….!!? Такой вот загадочный бизнес… Ну или менталитет… Непонятно…

    Кстати… Практически всегда пытаются слегка надуть – скажем, за стодолларовую купюру положено 979000 а дают 907900. Внимательно надо пересчитывать, нулей много, деньги непривычные, легко запутаться.

    Шоппинг. Шопились долго и с удовольствием. Куча магазинчиков, магазинов и магазинищ с прикольными, качественными и дешевыми шмотками местных и австралийских брендов - Polo, Volkom, Mooks, Billabong, Quicksilver. Хорошая шмотка (футболка-майка-рубашка-шорты) стоит 5-10 долл., 20 долл – это потолок для ооочень хороших шмоток. Аналогичные тряпки noname на рынке – от 2 до 5 долл. Ценообразование на рынке – примерно, как и у арабов – изначально объявляется цена, за которую продавец готов этот товар отдать, умноженная на 10 примерно. Однако торг проще и занимает минут 5-10, тогда как сторговаться на нормальную цену в том же Египте – потратишь полчаса как минимум. Очень полезно перед тем, как покупать на улице сувениры и прочую лабуду, пойти в супермаркет, и посмотреть, сколько эта вещь стоит там. Причем, на Московские цены ориентироваться не стоит – многие вещи дешевле в разы. Соответственно, на улице уже торговаться, точно зная реальную цену, тогда можно сторговаться за 60-80% от цены супермаркета. На сувениры друзьям–знакомым накупили здоровенные ракушки – в среднем 3$ за штуку, картины, довольно симпатичные 5-10 долл за штуку в зависимости от размера. Резные фигурки из дерева не впечатлили – примерно то же самое продается в Ебипте, правда подороже.

    Для перевозки 25 килограмм купленных тряпок, ракушек, картин и арбалета, тоже купленного по случаю, пришлось купить здоровую сумку аж за 3 с половиной доллара.

    Напоследок. Под водой. Долго собирались съездить на Лемборган, поплавать с масочкой, но так и не собрались. Пришлось довольствоваться рифом около Куты. Подводный мир, конечно, победнее, чем в Красном море, плюс к этому вода мутновата из-за постоянной волны, разбивающейся на рифе. Долго искал на дне какую-нибуть раковину симпатичную – не нашел. Зато сорвал килограммовый коралл. А ракушек здоровенных в огромном количестве купили потом у торговца на берегу. Ракушки по приезде домой раздарили. А коралл стоит на телевизоре и пахнет океаном… ну, или воняет рыбой… это уж с какой стороны смотреть… В общем, стоит себе и напоминает о сказочном и теплом острове, который при минус двадцати и пурге за окном иногда кажется сном…

    Олег
    24/01/2006 11:50


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Индонезии

    18.02.24 На Бали ввели туристический налог
    29.12.23 Индонезия ввела визы на 5 лет для иностранных туристов
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    07.11.23 На Бали после вспышки вируса проверяют здоровье прибывающих туристов
    22.09.23 В Индонезии запущен первый высокоскоростной поезд
    25.08.23 На Бали досрочно введут туристический налог
    24.08.23 Туристы на Бали смогут посещать горы только после молитвы
    27.07.23 На Бали каждый месяц собираются ловить по сотне "плохих" туристов
    19.07.23 На Бали введут туристический налог
    07.07.23 На Бали ввели сбор для снорклеров