Ну что тут рассказывать? Решил я на поезде прокатится. Тем более что со мной собиралась одна симпатичная француженка. По её словам, все "буржуйские" бэкпекеры, возвращающиеся из Китая в Европу, предпочитают такой маршрут - авиационному. Через всю Россию! И на поезде! Но ей визу в Российском посольстве не дали! Даже разговаривать не захотели! Сволочи! Со слов Мельникова (он пытался помочь ей и звонил консулу, но тщетно), самые гнусные посольства в мире, это Российское и, его родное, Американское.
Поезд Пекин-Москва № 19 ходит раз в неделю, по субботам в 22-56. Так же есть ещё один поезд (кажется №3, в 7-40 он уходит, в 7-40 он уходит...) - Китайский. Он, если не ошибаюсь, ходит по средам, но идёт через Монголию (по карте это ближе). А в Монголию требуют транзитную визу, но по слухам, как бы не обязательно, если ты за 24 часа границу пересечёшь. Так же из уст "челноков" я услышал, что на "московском" быстрее, хотя он идёт через Харбин, как бы круг даёт. Билеты дешевле на Китайский поезд. Я брал до Новосибирска (что бы пересесть на Южно-Уральское направление) и стоило это 1505 юаней (до Москвы - 2053 юаня), расстояние 5682км (на китайском до Новосибирска - 1260 юаней и 4522км), стоимость постели входит в стоимость билета. Билеты продаются в одном единственном месте - отеле Националь, на первом этаже, прямо через квартал от старого вокзала. Поезд отходит от туда же, посадка с первого этажа из VIP-зала - что очень удобно.
Носильщики берут по 10 юаней за место, это если сами подойдут в VIP-зале. Но самому, в вокзале, договорится, будет дешевле (хотя и так не дорого). Там же в зале есть и камера хранения - 15 юаней за ячейку, + 25- когда вещи забираешь. Отель найти не сложно, если стоять лицом к портрету МАО на стене запретного города, на площади Тянян-Мень, то нужно идти вправо несколько кварталов (минут 10-15). Это в противоположную сторону от нового вокзала, а то на карте в глаза лезет новый вокзал - легко перепутать (а там никто ничего толком не скажет).
На новый, тоже стоит посмотреть - огромный!!! Аж жуть!!! Новый называется - Западный (что и может ввести в заблуждение), а старый - просто вокзал - на карте обозначен. Продукты и алкоголь в дорогу можно покупать на вокзале, цены такие же, как и в городе (а то многие по российской привычке бегут закупаться в магазины). А алкоголь, как сувенир домой, лучше купить на границе, в Манчжурии, там много экзотики (типа - змеи в самогоне за 35-70 юаней), редко в каких магазинах Пекина встретишь.
В вагоне сразу бросается в глаза "Русское гостеприимство". Постели в купе не заправлены, хотя поезд международный. На вопрос: - "Почему нет мыла в туалете?". Ответ:- "кончилось, наверное" (утром, правда, налили). Проводницы надменно покрикивают на китайских пассажиров: - "Куда прёшь! Бестолковый! Ничего не понимают, черти!" Ну и за глаза - "узкоглазые"... И почему-то на "Ты"... Хотя большинство китайцев, на вид очень интеллигентные люди, явно с приличным образованием (не в пример проводникам) и воспитанием. Чувствуется мнимое превосходство русского пролетария, вбитое в голову идеологией Советской власти. Какие-то нравственные уроды!
Хотя конечно, китайский люд в поезде тоже встречается разных социальных прослоек, бывает, и напьются как их русские собратья. В Китае, вообще-то, много пьют (тысячелетние традиции), но пьяных не видно, в глаза не бросаются. А так же очень много едят! Едят и едят! Едят и едят! Пока мы плыли по Янцзы на пароходике, все что-то непрерывно ели. В различных забегаловках и ресторанчиках у посетителей ломятся столы от еды. А в вагоне непрерывно заваривается лапша и мгновенно съедается и заваривается новая. Заваривается и съедается… Причём и утром и ночью. Только проснулись – заварили!
Совет: от Пекина до Манчжурии лучше время провести в ресторане. Ресторан китайский, еда приличная, а цены в меню низкие. На границе вагон отцепляют, а вместо него русский вагон-ресторан ставят. Сутки поезд идёт до Харбина, там, как правило, подсаживаются "челноки" российского производства, с коробками. Да! Ещё важно придти на вокзал пораньше, и в вагон бежать первым! А то торговые люди (разного происхождения) всё свободное пространство забьют своими баулами, и разместится со своим скарбом вам будет проблемно.
От Харбина не далеко до Манчжурии - последнему китайскому городу на пути домой. Поезд стоит там 2 часа, и за это время у вас заберут паспорта на регистрацию, а вы можете пойти на вокзал истратить последние юани. Рано утром (минут через 20после Манчжурии) поезд прибывает в Забайкальск. А в Забайкальске заходят Российские таможенники (жлобоватого вида) и пограничники, и криками: - "Всем по купе! Не выходить! Приготовить паспорта!" - загоняют всех на места. Паспорта собираются и начинается допрос, кто что везёт. Сумки при этом ты обязан достать со всех полок, а я, как назло, еле-еле рюкзак свой огромный запихал на полку над дверью в купе. А то и обыск могут устроить, если сумки не понравились (в Китае до этого не кому нет дела, хотя с наркотиками там намного строже).
Хамство ужасное! Если что скажешь (ну начнёшь, например, права качать), могут и забрать до выяснения... Я отказался рюкзак снимать с полки. "Вам надо, вы и снимайте!" На меня мои спутницы давай в два голоса цыкать: - "Помолчи, мол! А то и нам достанется!". Сумок у них явно было многовато. Но ведь не ж/д контейнер они в купе запихали! Что у них проверять!? Много-то не увезёшь в вагоне! Дебиловатость наших властей только удивляет! Стыдно за родину. В конце-концов всё кончается! (Эка, я завернул!) Закончилась и Русская проверка на границе. Ушло на это четыре часа, выходить из купе всё это время не разрешалось. Раздали проштампованные паспорта, и выпроводили всех на перрон, ждать, когда заменят колёсные пары.
В Китае колея уже - западная. Например, после сбора паспортов, в Манчжурии можно было идти на вокзал и там ожидать пока паспорта проштампуют, а в Забайкальске не выпускают. Пары колёсные поменяли за два часа, и поезд тронулся в путь. Спутницы мои, "челночницы", на вопрос: - почему они не отправляют всё контейнером, поведали мне следущее: Ну, во-первых - на контейнер много денег надо. Можно и в складчину, но весной у них один контейнер, попросту, конфисковали без объяснения причины. Что-то они отсудили и вещи свои забрали, но всё равно понесли убытки и потрепали нервы. А дело всё в том (с их слов), что таможня тамошняя (так как и любая российская) живёт только на взятках, денег в Москву не перечисляет. Ну и Москва, в свою очередь, устраивает проверки. Тогда они (местные) конфискуют какой либо товар, реализуют, а деньги в Москву. И работа вроде бы сделана, и деньги перечислили. Вот так и "попали" мои спутницы.
Теперь вот возят грузы на поезде или отправляют с границы машиной. Шубы и разное другое барахло. Платят по 10тыс. руб. взятку за каждые 20кг шуб и вполне довольны жизнью. Правда, за вещи для личного пользования и стройматериалы для личных нужд (опять же с их слов) денег на таможне не берут. Они даже и окна пластиковые домой машинами отправляют (1200руб одно стандартное окно получается) и даже кирпич (1шт - 80копеек), ну и остальные стройматериалы. Кафель дёшев очень. Многие, кто рядом живёт, автомобили на ремонт тоже в Китай гоняют, даже из Иркутска. Качественней и дешевле. А пластиковые окна я в Китае только в общественных туалетах видел, равно как и пластиковые трубы. В новых домах, в основном алюминиевые рамы, трубы – или медь или "нержавейка". А общественных туалетов в Поднебесной видимо-невидимо, даже в самом захолустном городке (правда, захолустные городки всё больше начинают походить на суперсовременные). Вот бы и нашим правителям догонять Китай нужно начинать с туалетов. А уж потом всё остальное.
Туалетов в Китае и раньше было много, и даже в деревнях я их наблюдал лет 5-6 назад. Традиции знать тысячелетние! А, например, в столице нашей любимой днём с огнём не сыщешь, а если где и есть, то почему-то за деньги. В Самаре на новом ж/д вокзале (гордость местной архитектуры, на мой взгляд – очень сомнительная) туалета нет вовсе! Вернее есть убогонький такой (за деньги), почему-то за буфетом (если не спросишь – не найти), но он явно не был в проекте предусмотрен, какое-то недоразумение просто, а не туалет! Такое впечатление, что люди заказывавшие проект нового вокзала, туалетов в глаза ни когда не видели, всю жизнь за угол ходили!
А, вот, в нашем городишке со знакомым моим бродягой-поэтом и музыкантом (приехавшим из Португалии в гости) вышел такой казус. Сошёл Саша Воробьёв затемно с поезда, ну и приспичило его нужду справить. Туда-сюда – нет туалета! Глядь – забор. За забором деревянные зданьица неказистые. Мужики там же, в темноте стоят. Ну, он к зданьицу пристроился… А это оказалась линейная милиция. А мужики те – менты конечно. Ну и забрали нашего барда… К утру выпустили, намяв немного бока. А всё из-за чего? Туалета на вокзале не нашёл он! Что-то я отвлёкся. Вроде, как про туалеты и писать не о чем.
Дальше про поезд. Вагон мой оказался до Челябинска (знал бы – до Челябинска билет и купил бы). Но поезд идёт через Екатеринбург на Москву, и вагон тот перецепляют в Тюмени, а потом назад на юг. Как бы круг получается. Так что, наверное, в Новосибирске пересесть удобнее – полусуток выигрываешь. Так я в последствии и сделал. Тем более что начальник поезда загнул какую-то немыслимую доплату до Челябинска, где мне всё равно пересаживаться. Так что, лучше до Новосибирска с Киева доехать, а там пересесть на Пекинский, тем более, что "новосибирский" вагон тоже имеется. Не знаю, вот только, продают ли билеты у вас на Украине до Пекина.
В купе со мною паренёк из Братска (у них тур-группа по поезду рассажена) и две "челночницы" в блескучей одежде (ослепнуть можно, где берут-то такое?) - до Красноярска. Паренёк всё время отсутствовал, ну а дамы (одной лет 40, а второй за 50) всю дорогу вели разговоры про "мужиков-серцеедов". Провожавший в Пекине итальянец, звонил им беспрерывно. Кстати, телефонами, так беспардонно, по видимому, только Русские пользуются ("интеллигентность" - куда ж её спрячешь). Редко увидишь китайца, болтающего у всех на виду по телефону. И тут культура – знать, тысячелетняя! Накладывает отпечаток! В Европе – тоже редкость.
Разговоры спутниц моих, меня прямо-таки "достали". Старухи почти, а всё туда же… Что ж, лежал и слушал, куда денешься! Выяснилось, что итальянец сей большой бизнесмен, а живёт очень не обустроено, не хватает домашнего тепла! Надо полагать, что тепло подразумевается подвести со стороны одной из моих спутниц. Ну а от второй, что по опытней и тепла у неё естественно меньше осталось, исходят всевозможные советы. Так мы и ехали. Соседки мои оказались ещё состоящими в "секте" (почему-то это слово их обежало) "Гедеоновы братья". И разговоры свои они перемежевывали со спорами со мной о христианстве. Православие их почему-то не удовлетворило, и они примкнули к новому христианскому учению. Суть в следующем: плати десятину в новую церковь и тебе воздастся во сто крат. Исправно платят. Говорят – помогает. Везёт в деле. А в православии, мол, терпеть учат, а тут учат быть богатым. Только десятину отдай! Такое вот потребительское отношение к религии.
Среди моих знакомых многие состоят в разных концессиях, и христиане и мусульмане. И у большинства отношение, почему-то потребительское. Все ходят в храм и что-то вымаливают и выклянчивают у боженьки. То индульгенции какие-то покупают в виде свечек и т.п. (например, когда постится не хочется, или ещё какие трудности). Но, бог, как известно, ни Тимошка… Так вот и мои новые знакомые, называющие себя христианами. Какой умник им мозги "запудрил"? Пришлось вместе с ними проштудировать "Новый завет", благо время много свободного. Где они там про десятину нашли? Раз христиане, то должны придерживаться "Нового завета", как их учитель велел! Да и походить поведением своим на него должны стараться! А они мне нашли в библии про десятину, и тычут! Какие же они христиане, скорее иудеи! Ветхий завет с Новым путают! Вот так мы и спорили до Красноярска. А с Красноярска до Новосибирска, я один, почти во всём вагоне, ехал.
Если есть ещё вопросы по нашему путешествию в Китае, где и как с экономить, пишите. bo-ris@list.ru
30/11/2005 18:22
Материалы по теме
- Страны: Китай
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.